Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Парацельс: я не желаю ни спокойствия, ни богатства

Литературно-историческое расследование биографии великого ученого эпохи Возрождения в библиотеке «Фолиант» МБУК ТБК к 12 февраля - Международному дню науки и гуманизма (Дню Дарвина)

Парацельс (ноябрь 1493- 24 октября 1541) - имя - пароль, имя - ключ для всех любителей таинственного. Его открытия сегодня забыты…

10 февраля 2015 года, в преддверии Международного дня науки и гуманизма (Дня Дарвина), в библиотеке «Фолиант» прошло небольшое литературно-историческое расследование биографии Парацельса, великого ученого Средневековья и основателя современной науки.

Что мы знаем о нем?

…В произведении Хорхе Луиса Борхеса «Роза Парацельса» к магистру, мечтающему об ученике, приходит молодой человек и просит взять его в ученики. Единственным условием незнакомец ставит демонстрацию чуда - сожжение розы и её воскрешение. После диалога, насыщенного философскими размышлениями, молодой человек сам сжигает розу и требует от Парацельса подтвердить свою славу и оживить её. Парацельс говорит, что правы те, кто утверждают, что он шарлатан, выпроваживает юношу - и оживляет розу одним словом.

…В романе английской писательницы Мэри Шелли «Франкенштейн» главный герой находился под сильным влиянием трудов и идей Парацельса, что и определило его стремления.

…Парацельс - один из главных героев романа братьев Вайнеров «Лекарство против страха», прототип отца главного героя Ван Хоэнхайма в манге и аниме «Стальной алхимик», одно из главных действующих лиц фильма «Вход в лабиринт».

А еще в 1943 году немецкий режиссер Георг Вильгельм Пабст снял фильм - «Парацельс».

…Средневековый ученый часто упоминается в рассказах Г. Ф. Лавкрафта как автор оккультных трудов и алхимик, чьи произведения наряду с произведениями других ученых-оккультистов эпохи Возрождения используются героями в мистических целях, например, при воскрешении мертвецов.

…Единственный прижизненный портрет Парацельса был написан фламандским художником Квентином Массейсом. Картина не сохранилась, остались лишь сделан­ные в XVII веке ее копии.

Вот, пожалуй, и все. Еще известно, что гении эпохи Возрождения редко ограничива­лись одной наукой или искусством, с переменным успехом берясь за все, что увлекало пытливые умы. Именно таким человеком Возрождения был Парацельс - естествоис­пытатель, алхимик, философ, путешественник, но прежде всего врач.

Сегодня многие считают, что именно Парацельс был отцом-основателем науки и всей современной медицины. За это он получил в награду бедность, одиночество, ненависть народа и зависть коллег.

Давайте вместе с читателями библиотеки «Фолиант»,активистами ее литературного клубка «Прикосновение», чуть больше прикоснемся к биографии ученого эпохи Возрождения и проведем свое небольшое литературно-историческое расследование.

Вместе подумаем о том, почему Парацельс был беден, ведь его отец принадлежал к знатному роду? Кем была его мать? Какая трагедия произошла с мальчиком, когда ему было всего шесть лет? Чего хотел добиться Филипп, взяв себе впоследствии еще два имени - Ауреол и Теофраст? Что означало его прозвище - Парацельс? И в чем состояла особенность средневековой медицины?

Почему Парацельс никогда не расставался с семейной реликвией - мечом, на эфесе которого был изоб­ражен герб Гогенгеймов: три черных шара на серебряном луче? Что символизировали эти знаки?

Какую роль в определении жизненного предназначения Филиппа сыграл его отец-медик Вильгельм Бомбаст фон Гогенгейм и аббат Ио­ганн Тритемий, чародей и черный маг, в ученики к которому попал юноша? Почему знаменитый Феррарекский университет разочаровал новоявленного студента? Что дали молодому ученому его необычные странствия по Германии, Франции, Испа­нию, Италию, Швеции, Литве, Руси? Зачем он поехал в Египет, Сирию и далекую Индию?

Почему Парацельс презрительно отзывался об алхимиках, ищущих философский камень? Почему не признавал учение своих предшественников - Авиценны и Галена?

Любви у коллег Парацельс не вызвал, отвергал любые авторитеты, не исключая авторитета церкви, во главу угла ставил опыт и результат. Поведением отличался экстравагантным, лекции студентам читал не по-латыни, как по­добало в те годы, а на «язы­ке кухарок», то есть по-немец­ки; питался скудно, никогда не мылся, а одежду носил до тех пор, пока она не развали­валась прямо на нем; нередко являлся в университет пьяным.Он не нравил­ся никому, кроме своих боль­ных. Почему же тогда к чудо-доктору ученики тянулись со всей Герма­нии?

Молодого ученого изгнали из Зальцбурга, а потом и из других городов, обвинив в ереси, и это обвине­ние преследовало его до конца дней. В чем состояла «ересь» Парацельса? Почему его любимый ученик - Иоганн Опорин - перед лицом городского совета обвинил своего учителя в колдовстве и безбожии? Почему он его предал, зная, что тот вполне мог угодить на кос­тер?

Книги Парацельса не издавались вплоть до 1536 года. Что же произошло потом, в середине 16 века, когда ере­тик и пьяница в мгновение ока стал первым доктором Германии, которого ждали кафед­ры в университетах, а знатные пациенты сулили за его ви­зит любые деньги?

Своей ли смертью умер Парацельс или погиб от рук коллег - завистников, выбросивших его из окна третьего этажа? Удалось ли ему при жизни создать «философский камень», превращающий металл в золото, а также вожделенное «средство Макропулоса» - эликсир жизни, дарующий бессмертие?

Итак…

.

По стопам отца-медика

 

Виль­гельм Бомбаст фон Гогенгейм, отец Парацельса. был медиком. Он принадлежал к знатному роду, но наука его интересовала куда больше, чем рыцарские подвиги. Недовольные этим родные ли­шили его наследства, и Виль­гельм оставил отчий дом. Он отправился в швейцарский городок Айнзидельн у самого подножия Альп, где лечил монахов в местном монастыре. Вскоре он женился на сидел­ке Элизе Окснер, и в ноябре 1493 года у них родился пер­вый и единственный сын.

Малыша назвали Филип­пом, а позже он взял себе еще два имени - Ауреол, что зна­чит «золотой», и Теофраст - в честь знаменитого древне­греческого ученого. Этими пышными именами отпрыск рода Гогенгеймов в соответс­твии со средневековой традицией пытался изменить свою судьбу. Дело в том, что маль­чик родился уродом - тщедушное тело, громадная голо­ва, кривые ножки. Соседские мальчишки швыряли в него камни, их родители смотрели кто сочувственно, а кто и зло­радно.

А потом случилась тра­гедия - когда шестилетний Филипп пас гусей под стена­ми крепости, какой-то пьяный солдат-наемник оскопил его.

- Такому отродью, как ты, неза­чем плодиться, - сказал мер­завец, оставив ребенка исте­кать кровью на лугу. Мальчик сумел доползти до дома, и отец выходил его.

С тех пор он, и прежде не­людимый, вообще не выхо­дил из дома, а его лучшими друзьями стали-книги из об­ширной отцовской библиотеки - в основном, по медицине. Скоро его мать умерла, и Фи­липп с отцом перебрались в городок Виллах в Каринтии. Вильгельм фон Гогенгейм был полон решимости сделать из сына врача - тот родился под знаком Скорпиона, который благоприятен для лекарей, и к тому же только так не­счастный калека мог бы зара­ботать на пропитание.

Забросив пациентов, док­тор день за днем обучал мальчика основам тогдашней медицины. А она была в ту эпоху весьма причудливой: методы лечения зависели от времени года и положения светил, ле­карствами были травы, зме­иный яд, коровья моча. В ход шли и человеческие останки; например, эпилепсию лечи­ли порошком из высушенно­го черепа, а опухоли - рукой мертвеца, которой полага­лось потереть больное место. Из сожженных костей счас­тливых супругов приготов­ляли возбуждающий любов­ный напиток.

Но главным ле­карством считался вожделен­ный философский камень, который безуспешно иска­ли многие поколения мудре­цов. Каждый врач того време­ни был по совместительству алхимиком, владел навыками составления гороскопов и за­клинаниями, позволяющи­ми вызывать духов.

Каждой болезнью «владели» духи од­ной из четырех стихий - силь­фы (воздух), гномы (земля), ундины (вода) и саламандры (огонь). Если доктор находил с ними общий язык, больной мог выздороветь.

 

Первые университеты

Прилежно впитав в себя все эти премудрости, Фи­липп уже в 16 лет превзошел познаниями отца. Тот устро­ил его в ученики к аббату Ио­ганну Тритемию (1462-1516), автору знаменитых в ту пору трактатов о тайных науках. На проща­ние Вильгельм вручил сыну семейную реликвию - меч, на эфесе которого был изоб­ражен герб Гогенгеймов: три черных шара на серебряном луче.

С этим мечом медик не расставался всю жизнь, и завистники шептались, что в нем заключены три демо­на, которых чародей заста­вил себе служить. От ученика Тритемия этого можно было ждать - аббата упорно обви­няли в черной магии, а один из его учеников, Корнелий Агриппа, прославился на всю Европу как чародей, ставший прототипом гетевского Фаус­та.

Но Филиппу быстро надо­ели магические круги и демо­ны с непроизносимыми именами. Он хотел заниматься медициной, к которой Тритемий был равнодушен.

Юноша отправился в Ита­лию, в знаменитый Феррарекский университет, но и там его ждало разочарование. Про­фессора обучали студентов по трудам Гиппократа и Галена, написанным тысячелетия на­зад, словно все это время на­ука стояла на месте.

Поэтому, получив в 23 года степень до­ктора, Филипп покинул Фер­рару, решив учиться не у книг, а у жизни. Позже он писал: «Влюбленный может пройти длинный путь, чтобы увидеть обожаемую им женщину. На­сколько же сильнее тяга любя­щего мудрость, что заставля­ет его скитаться в поисках его божественной возлюбленной!» Именно тогда он и взял себе прозвище Парацельс - «подоб­ный Цельсу», римскому врачу и философу, которого Филипп считал образцом ученого.

Аббат-бенедиктинец Цельс из немецко­го Триттенхайма прославился не столько как оккультист и историк, весьма вольно обращавшийся с факта­ми, сколько как основа­тель науки о шифрах - криптогра­фии. А еще он был кропотливым библиографом, описавшим 9000 произведений, созданных великими авторами Средневековья.

 

«Знание не станет бегать за нами…»

 

Сначала Филипп отправился в Ти­роль, в серебряные копи купца Зигмунда Фуггера. Ста­вя на пару с их владельцем алхимические опыты, он уз­нал все о металлах и минера­лах. Дальше его путь лежал в Германию, Францию, Испа­нию. В Италии, где францу­зы воевали с немцами, он не­долгое время был врачом в ар­мии императора Карла V, но вскоре дезертировал. Он уже придумал свой девиз: «Не мо­жет принадлежать другому тот, кто принадлежит самому себе».

Правда, скоро он опять оказался на военной служ­бе - в армии датского короля Кристиана IV, захватившей Швецию. После этого неуго­монный Парацельс появился в Литве, потом в Польше и да­же, вполне вероятно, на Ру­си - по некоторым его воспоминаниям можно заключить, что он был взят в плен совер­шившими набег на Москву та­тарами и увезен в Крым. Там Парацельс сумел вылечить са­мого хана от болезни, за что получил свободу и отправил­ся вместе с ханским сыном в Стамбул, где некий «посвя­щенный» Соломон Трисмозин будто бы открыл ему секрет философского камня.

Парацельс презрительно отзывался об алхимиках, ищущих философский камень для превращения металлов в золото. Сам он был занят созданием эликсира жизни, дарующего бессмертие.

- Настоящая цель химии, - говорил он, - заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств.

Ходили слухи о еще более необычных странствиях ученого - в Египет, в Сирию и даже в далекую Индию. Он писал: «Знание, для которо­го мы предназначены, не ограничено пределами нашей собственной страны и не ста­нет бегать за нами, но ждет, пока мы не отправимся на поиски его. Никто не сможет овладеть практическим опытом, не выходя из дома. Те, что остаются дома, возмож­но, живут спокойнее и богаче, но я не желаю ни спокойс­твия, ни богатства».

Десять лет Парацельс не был на родине. Сам он гово­рил:

- Я гонялся за моим искус­ством с опасностью для жиз­ни и не стыдился учиться ему у бродяг, палачей и цирюль­ников. Мое учение было ис­пытано не хуже серебра, в ни­щете и заботах, борьбе и нуж­де.

В 1524 году он вернулся в Германию - нищим, но пол­ным решимости перевернуть медицину. Первым делом Па­рацельс открыто заявил: ста­рые трактаты и латинские заклинания бесполезны, вра­чу поможет лишь практичес­кий опыт.

- Кто ищет истины, тому надо в мою монархию! - провозгласил он. - Не я возвеличиваю себя, природа возве­личивает меня, ибо я следую ей. Идите за мной, а не за Авиценной, Разесом, Галеном! Ты, грек, ты, араб, ты, еврей; вы за мной, а не я за вами!

В своей книге «Большая хирургия» медик обобщил опыт своих путешествий по Европе: «Теория врача есть опыт, никто не мо­жет стать врачом без науки и опыта».

«Я не нравил­ся никому, кроме своих боль­ных»

В пылу споров он обзывал своих оппо­нентов «тупоголовыми ослами» и «пробковыми дубами», назы­вал всех врачей скопом «неве­жественными лекаришками, которых дьявол послал изде­ваться над больными». Понят­но, что любви у коллег Парацельс не вызывал.

Сначала его изгнали из Зальцбурга, об­винив в ереси, и это обвине­ние преследовало ученого до конца дней. В Баден-Бадене он вылечил от дизентерии маркгра­фа Филиппа I, который не за­платил ему ни гроша. Выле­ченный им базельский кни­гопечатник Фробен оказался более признательным: он вы­хлопотал для своего спасителя должность городского врача и профессора медицины.

В Базеле Парацельс быст­ро прославился не толь­ко врачебным искусством, но и экстравагантным поведе­нием. Лекции студентам он читал не по-латыни, как по­добало в те годы, а на «язы­ке кухарок», то есть по-немец­ки. Питался скудно, никогда не мылся, а одежду носил до тех пор, пока она не развали­валась прямо на нем. Нередко являлся в университет пья­ным.

Его ученик Иоганн Опорин вспоминал:

- Почти два года я общался с Парацельсом и жил у него, и за это вре­мя видел, что он пьет и днем, и ночью, и вряд ли хоть час или два в сутки бывает трез­вым. Но даже когда он при­ходил домой в стельку пьяным и начинал диктовать что-либо из своей философии, все вы­ходило у него столь складно и умно, что ни один трезвен­ник не смог бы улучшить ни строчки.

«Учитесь у природы, книги никого не сделали врачом»

 

Терпели его толь­ко из-за чудесных лекарств, которыми он лечил горожан. Одно из них, алкагест, якобы, имело омолаживающий эф­фект. Другое, зенекстон, спа­сало от всех напастей, вклю­чая чуму, отравление ядом и колдовство. Сохранился ре­цепт его изготовления: истолочь «около восемнадцати» сушеных жаб, добавить мы­шьяк, янтарь, жемчуг, коралл и менструальную кровь де­вственницы и так далее.

К чудо-доктору потяну­лись ученики со всей Герма­нии. Вместо заучивания рецептов он водил их по больни­цам, совершал с ними походы в леса и в горы, где рассказывал о лечебных свойствах трав и минералов.

- Все может быть лекарством, - любил го­ворить он, - и все может быть ядом. Разница только в дозе. Учитесь у природы, - повто­рял он снова и снова. - Книги никого не сделали врачом.

В конце концов в ночь на Ивана Купалу Парацельс разжег во дво­ре университета костер и поб­росал туда трактаты Галена и Авиценны. Это вызвало воз­мущение врачей, а тут еще Парацельс обвинил их в том, что они нарочно выписыва­ют больным дорогие лекарс­тва, деля прибыль с аптекаря­ми.

 

Предательство ученика

 

Подумав, эскулапы под­купили его любимого ученика Опорина, и тот перед лицом городского совета обвинил учителя в колдовстве и без­божии:

- Я никогда не видел, чтобы он молился или читал Писание... Он утверждал, что никто еще не понял истинно­го смысла как Ветхого Заве­та, так и Нового, что тракту­ют только внешнюю оболоч­ку, не проникая в суть.

Как раз тогда Германию потрясла проповедь Мартина Лютера, и Парацельс явно сочувство­вал Лютеру, а за это вполне можно было угодить на кос­тер. Предупрежденный о до­носе друзьями, он успел бе­жать из Базеля.

Впоследствии Опорин рас­каялся в своем предательс­тве и красочно описал свою жизнь у Парацельса дома, где в алхимическом тигле посто­янно кипело какое-то варево, а по стенам теснились ящи­ки, корзины и колбы с сырь­ем для опытов. Чудо-доктор будто бы умел предсказывать будущее и делать золото:

- Он тратил очень много денег, так много, что порой у него не оставалось ни гроша, а на дру­гой день снова был полный кошель золота, что меня весь­ма удивляло.

Опорин писал про настоящие чудеса учите­ля:

- Свой «лауданум» - так он называл пилюли в форме мы­шиных экскрементов, которые да­вал больным только в случаях крайней необходимости, - он превозносил до небес и хвастливо заявлял, что может с их помощью вернуть к жиз­ни даже мертвого. Оно и в самом деле было так: человек, лежавший, казалось, уже при смерти, вдруг снова вставал на ноги.

Но против старорежимных эскулапов врачебные ус­пехи Парацельса оказались бессильны. Его изгоняли из од­ного города за другим, и каждый раз за ним следовала толпа учеников. Все они пы­тались узнать секрет фило­софского камня, способно­го получать любые вещест­ва, а главное - золото.

Об этом повествует рассказ Хорхе Лу­иса Борхеса «Роза Парацель­са», в котором ученый наот­рез отказывается исполнить просьбу досужего гостя и вос­кресить из пепла сгоревшую розу. Едва за пришельцем за­крылась дверь, как Парацельс произнес заветное слово - «и возникла роза»...

В Германии, кажется, не ос­талось ни одного города, готового приютить медика. Парацельса одолевали мрач­ные предчувствия, и он, пре­жде ревниво скрывавший от посторонних свои рецепты, решил сохранить их для по­томков. Его ученики расска­зывали, что, ночуя в придо­рожных трактирах или прос­то в стогу сена, он писал трак­таты, забывая и о еде, и о сне.

До нас дошли его сочинения, посвященные как медицине, так и оккультным наукам, фи­лософии, биологии, предска­занию погоды и истории. Парацельс написал и трактат, посвященный гомункулу - ис­кусственному человеку. Ме­дик утверждал, что овладел искусством его создания.

 

Жизнь налаживается?

 

В Нюрнберге, столице не­мецкого книгопечатания, Парацельс договорился об издании своих трудов. Но, не удержавшись, разругал в од­ном из них врачей, леча­щих сифилис корой заморс­кого гваякового дерева. Оби­женные эскулапы настояли на запрете его книг и выдво­рении смутьяна.

К счастью, его пригласил к себе тяже­ло больной бургомистр швей­царского городка Санкт-Галлен, где ученый безбедно прожил полгода и написал за это время главный свой трак­тат «Парамирум» - о проис­хождении разных болезней. После его отъезда бургомистр не только полностью изле­чился, но и внезапно разбо­гател - уверяли, что гость от­крыл ему секрет философс­кого камня.

После Санкт-Галлена Парацельса заметили в горном кантоне Аппенцелль, где ученого внезапно охвати­ло благочестие - он пешком ходил по округе, проповедуя

недоверчивым крестьянам слово Божье. В другом канто­не ему удалось победить эпидемию чумы с помощью не­хитрых санитарных мер (во Франции то же самое тог­да делал Нострадамус).

Па­рацельса уже не изгоняли из городов как еретика, но кни­ги его по-прежнему не изда­вались.

Только в 1536 году жизнь ученого начала менять­ся к лучшему. В Аугсбурге вы­шла его первая книга - «Боль­шая хирургия». Тогда же он вылечил полупарализован­ного, страдающего водянкой маршала Богемии. В Пресбурге его, наряженного в бар­хатный камзол и опоясанно­го любимым мечом, приветствовала вся местная знать. В Вене его дважды принимал император Фердинанд.

Ере­тик и пьяница в мгновение ока стал первым доктором Германии. Его ждали кафед­ры в университетах, знатные пациенты сулили за его ви­зит любые деньги.

 

Тайна смерти не разгадана…

 

Но здоровье Парацельса было уже по­дорвано алкоголем и долгими годами скитаний. В сентябре 1541 года он приехал в Зальц­бург и остановился в гостини­це «Белый конь», где его сва­лила тяжелая болезнь. Предчувствуя скорый конец, он огласил завещание, велел от­служить по нему мессу и раз­дать немногие оставшиеся у него деньги нищим. 24 сен­тября он скончался.

- Смерть не что иное, как отдых после дневной работы, - не раз го­ворил Парацельс.

По другой версии, обстоя­тельства смерти Парацельса были иными. Зальцбургские врачи, завидовавшие при­шельцу и опасавшиеся, что он оставит их без работы, пригла­сили ученого на обед, во время которого затеяли ссору, воспользовавшись известной всем вспыльчивостью Пара­цельса. В итоге гостя выбро­сили из окна третьего этажа, и он разбил голову о камни. Это много лет спустя подтвер­дил врач Земмеринг, во время перезахоронения ученого ос­мотревший останки, - в чере­пе была обнаружена трещи­на. Впрочем, версия насильс­твенной смерти от рук коллег весьма сомнительна: зальцбургские медики вряд ли ре­шились бы убить любимца императора.

По свидетельству архивариуса Зальцбургского госпиталя, все имущество умер­шего Парацельса состояло из двух золотых цепей, нескольких колец и медалей, нескольких ящиков с порошками, мазями и химическими приборами и реактива­ми. Он оставил после себя Библию, Евангелие, указатель библейских цитат и се­ребряный кубок, который завещал монастырю в Швейцарии.

Парацельса с почетом похо­ронили у церкви святого Се­бастьяна, отразив в надгробной надписи главные заслу­ги: излечение «моровой язвы, проказы, водянки и других неизлечимых болезней», а также открытие «химичес­кого золота», под которым обычно понимали философс­кий камень.

Хотя с современной точки зрения то, чем зани­мался Парацельс, было чистой воды ма­гией, сам он называл это на­укой и считал самым важным делом на свете. Он отвергал любые авторитеты, не исключая авторитета церкви, во главу угла ставил опыт и результат. И уже поэтому, прожив всего 48 лет и не совершив никаких доказанных открытий, завоевал себе место в ис­тории человечества.

В надписи на надгробии следовало бы упомянуть главную заслугу Филип­па Ауреола Теофраста Парацельса Бомбаста фон Гогенгейма: он действительно был основателем современной науки.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Володарский В. М. Леонардо да Винчи и Парацельс о магии и алхимии // Леонардо да Винчи и культура Возрождения. - М.: Наука, 2004.- Стр.176-183.

2. Володарский В. М. Образ природы в творчестве Парацельса// Природа в культуре Возрождения. - М., 1992.

3. Володарский В. М. Социальная утопия Теофраста Парацельса/Всеволод Матвеевич // История социалистических учений: Сб.статей. -М., 1985.

4. Каире А. Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии 16 века. - М., 1994.

5. Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры.- М., 1979.

6. Эрлихман В. Чудесный доктор/Вадим Эрлихман//Гала-Биография.- 2013. -№9. - Стр. 134- 142.

 

Россинская Светлана Владимировна, род. 23 июня 1965 (Новочеркасск, Ростовской обл.), образование высшее: библиотекарь-библиограф (Куйб. гос. ин-т культуры, 1987), преподаватель педагогики и психологии (Тольят. филиал Самарского гос. пед. института, 1994). Место работы: библиотека № 18 "Фолиант" МБУК "Тольяттинская библиотечная корпорация», гл. библиотекарь, ул. 40 лет Победы д. 114, тел. 30-78-00, непрерывный стаж работы в МБУК «Тольяттинская библиотечная корпорация» - 27 лет. e-mail: rossinskiye@gmail.com Тел.: 42-12-15; e-mail: rossinskiye@gmail.com;

Страница группы Вконтакте http://vk.com/library_foliant

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Відкритий Міжнародний Університет розвитку
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 611 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2255 - | 2141 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.