ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ
ИМЕНИ В.В. ЛУКЬЯНОВА»
НАУЧНАЯ РАБОТА
Тема: «Деятельность полиции по миграционному контролю как направление государственной политики и фактор снижения уровня преступности»
Дата завершения научной работы:
Полное наименование образовательной организации системы МВД России: Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский юридический институт министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.В. Лукьянова».
Почтовый адрес: г.Орел, ул.Игнатова д.2, 302027.
Телефон/факс: (486) 41-00-29, (486) 41-48-56, e-mail: [email protected].
Автор: Давыдова Марина Геннадьевна, рядовой полиции, курсант 305 учебной группы, факультета подготовки специалистов ГИБДД
Научный руководитель: Капустина Елена Геннадьевна, подполковник полиции, доцент, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры
Орел
План:
Глава 1. Системный подход к реализации государственногоуправления в сфере миграционной политики Российской Федерации
1. Характеристика современной миграционной ситуации в России и за рубежом.
2. Нормативно-правовое регулирование миграционной политики в Российской Федерации
3. Понятие, структура иммиграционного контроля в Российской Федерации и содержание миграционной функции органов исполнительной власти.
Глава 2. Проблемы регулирования государственной политики в сфере миграции на современном этапе
1. Трудовая миграция и ее влияние на состояние преступности и безопасности в Российской Федерации.
2. Организация деятельности полиции по миграционному контролю на современном этапе: проблемы и пути решения.
3. Взаимодействие полиции с институтами гражданского общества по вопросам миграции.
Глава 1. Системный подход к реализации государственногоуправления в сфере миграционной политики Российской Федерации
Характеристика современной миграционной ситуации в России и за рубежом.
В настоящее время Европейские государства переживает наплыв беженцев из иностранных государств. Данное явление обуславливается рядом веских причин, среди которых бедность и войны в Ливии, Ираке и Иране, распад государств, низкий уровень жизни.
Современная Европа — яркий и наглядный пример того, как миграционные процессы кардинально изменяют жизнь государств, институты и экономические системы которых считались одними из лучших в мире. Состояние дел уже сравнивают с «великим переселением народов», некогда ослабившим Римскую Империю. Крупные террористические акты, приводящие к десяткам жертв, происходят в европейских столицах с периодичностью менее полугода: последняя серия терактов в Брюсселе, одной из политических столиц ЕС, унесла жизни 35 человек.
Обычной практикой наиболее развитых государств Западной Европы — Германии, Франции, Бельгии — стало формирование в крупных городах этнических гетто, жители которых не только отказываются от ассимиляции, но и навязывают коренным жителям собственные архаичные представления о добре и зле. Все эти события — один из результатов войны в Сирии, приведшей к резкому росту потока беженцев в благополучные страны Европы. Тем не менее, происходящее сейчас — не столько следствие ближневосточных конфликтов, сколько итог накапливавшихся системных проблем европейской политической, экономической и социальной системы.
Европа переживает крупнейший со времен Второй мировой войнымиграционный кризис, вызванный, в первую очередь, рядом вооруженных конфликтов и экономическими проблемами в странах Ближнего Востока и Северной Африки.
Агентство Европейского союза по безопасности внешних границ Frontex выделяет несколько основных маршрутов нелегальной миграции в страны Евросоюза.
Западноафриканский маршрут: из стран Западной Африки (Сенегал, Мавритания) на Канарские острова. Основные национальности: марокканцы, сенегальцы, а также граждане Нигера, Нигерии и Мали. В 2015 году по этому маршруту в Европу прибыли 874 человека.
Западно-Средиземноморский маршрут: из Северной Африки на Пиренейский полуостров, через испанские анклавы Сеута и Мелилья. Чаще всего он используется алжирскими и марокканскими гражданами, пытающимися добраться до Испании, Франции и Италии. В 2015 году этим маршрутом воспользовались 7 164 человека.
Центрально-Средиземноморский маршрут: из Ливии в Италию и на Мальту. Этим маршрутом пользуются мигранты из стран Африканского Рога и Западной Африки. В 2015 году по этому маршруту в Европу прибыли 153 946 человек.
Апулия и Калабрия: этот маршрут относится к нелегальной миграции из Турции и Египта, а также включает в себя миграционные потоки между Грецией и Италией. Большинство мигрантов, использующих этот маршрут, изначально входят в Шенгенскую зону, пересекая сухопутную границу между Турцией и Грецией. Данные по миграционному потоку на этом направлении включены в статистику Центрально-Средиземноморского маршрута.
Круговой маршрут из Албании в Грецию: миграция через сухопутную границу между Грецией и Албанией была в течение многих лет одним из самых значительных нерегулярных миграционных потоков через внешние границы ЕС. В 2015 году по этому маршруту в Европу прибыли 8932 человека.
Западно-Балканский маршрут: включает два основных миграционных потока: первичный — из стран Западных Балкан (Албания, Босния и Герцеговина, Черногория, Сербия и бывшая югославская Республика Македония); вторичный — мигранты, которые пересекли границы ЕС через наземную или морскую болгаро-турецкую или греко-турецкую границу, через Западные Балканы добираются в Венгрию. Этим маршрутом пользуются граждане Пакистана, Афганистана, Алжира, стран к югу от Сахары. В 2015 году этим маршрутом на пути в Европу воспользовались 764 038 человек.
Восточно-Средиземноморский маршрут: через Турцию в Грецию, Болгарию, Кипр. Наиболее многочисленную группу мигрантов, использующих этот маршрут, составляют беженцы из Сирии, Афганистана и Сомали. В 2015 году этим маршрутов в Европу прибыли 885 386 мигрантов.
Восточные границы ЕС: через сухопутную границу между Белоруссией, Молдавией, Украиной, Российской Федерацией и восточных государств-членов ЕС (Эстония, Финляндия, Венгрия, Латвия, Литва, Норвегия, Польша, Румыния и Словакия). В целом масштабы нелегальной миграции на всех восточных границах намного меньше, чем на любом другом пути миграции в ЕС, она составляет 0,1% от общего количества. В 2015 году этим маршрутом воспользовались 1 920 человек.
В 2015 году появился так называемый арктический маршрут через территорию России к сухопутным границам с Норвегией и Финляндией. С октября по декабрь 2015 года этим маршрутом воспользовались около 6 000 человек, большинство из них были родом из Афганистана и Сирии.
Европа стала центром притяжения беженцев, поскольку внутри ЕС не существовало пограничного контроля на внутренних границах согласно Шенгенскому соглашению. Иными словами, достаточно было попасть в любую страну ЕС, чтобы затем перемещаться свободно по Евросоюзу. Стимулирующим фактором стала и политика предоставления социальных пособий, возможности устроиться на работу. Ситуацию осложнило и то, что согласно Дублинскому соглашению наибольшая ответственность за беженцев возлагается на страны, в которые въехал мигрант, то есть пограничные государства Европы — Италию, Грецию и Венгрию.
Все эти предпосылки привели к ряду факторов, которые и спровоцировали кризис. Во-первых, между членами ЕС не было солидарности в принятии совместных правил решения проблемы расселения беженцев, это привело к чрезмерной нагрузке на миграционные службы отдельных стран.
Во-вторых, Европа экономически не была готова к наплыву: совокупная первоначальная квота на беженцев составляла около 66 тысяч человек, но никак не 1,2 млн! В отличие от Ближнего Востока, где за жилье идут палатки в лагерях в силу мягкого климата, Европе приходится представлять отапливаемое жилье.
В-третьих, миграционные процессы уже вышли из-под контроля, приобретя характер стихийности. Если ранее ливийский лидер М.Каддафи сдерживал поток, который оседал в благоприятной для жизни Ливии, то теперь проблемой беженцев и регулированием уже никто не занимается.
К внешним факторам стоит отнести процессы, протекающие за пределами Европы: непрекращающийся конфликт в Сирии, Ираке и Афганистане, нагрузка на лагеря беженцев на территории стран Ближнего Востока, в результате которой лагеря стали экономить на содержании беженцев, сократив рацион питания и прочее, расширение территории, подконтрольной силам ИГИЛ.
Европа отчетливо размежевалась на страны, выступающие за прием мигрантов, и государства с антимиграционными настроениями. Восточноевропейские страны попытались возложить вину за происходящее на западные, поскольку последние участвуют в военной операции в Сирии. Традиционными становятся высказывания, аналогичные фразе премьер-министра Венгрии — «это — не проблема Европы. Это проблема Германии», заявлению вице-премьера и министра финансов Чехии Андрея Бабиша — «так пусть этим (немецкие политики) и занимаются, а не навязывают нам свое решение позвать кого-то». Беженцы, по его убеждению, «несут в себе опасность, их стремлением является не ассимиляция, а разврат европейской культуры».
В Восточной Европе растет недовольство относительно принятого в сентябре 2015 года плана ЕС по распределению 120 тыс. беженцев и мигрантов. Словакия и Венгрия пытаются оспорить решение о распределении мигрантов в Европейском суде юстиции в Люксембурге. Премьер-министр Венгрии заявил, что «обязательные квоты на мигрантов без учета мнения населения — это превышение власти». Премьер Словакии назвал это решение «ритуальным суицидом».
Страны ЕС уже буквально соревнуются между собой за самые жесткие условия для беженцев с целью снижения привлекательности страны. Австрия пошла на нарушение законов ЕС и объявила, что будет принимать в сутки не более 80 заявлений на предоставление убежища. В Дании с февраля вступил в силу закон, предоставляющий полиции право обыскивать и изымать у иммигрантов деньги и ценные вещи на сумму более 10 тыс. датских крон (примерно $1,5 тысячи). Такие меры уже были введены Швейцарией и некоторыми землями Германии. Формально отобранные средства пойдут на покрытие расходов на прием и содержание беженцев. В Дании также действует запрет для некоторых беженцев на перевозку своих семей в страну в течение трех лет после получения убежища. Германия ввела положение о высылке на родину беженцев из тех стран, которые признаны безопасными — Албании, Косово, Черногории, Марокко, Алжира и Туниса. В стране стали действовать ограничения на расселение беженцев, требуется прохождение курсов профессиональной подготовки для молодых иммигрантов, часть расходов на которые должны взять на себя сами беженцы. Швеция ввела временную проверку документов на границе с Данией, то есть все прибывающие на автобусах, поездах и судах с юга не смогут попасть без соответствующих разрешений.
Эти действия указывают, что европейские страны проводят политику исходя из своих национальных интересов, невзирая на основы европейской интеграции. Государства Европы не готовы решать коллективно проблемы в том виде, в каком предлагает Германия. Но и собственного проекта преодоления кризиса они не выдвигают, предпочитая отгораживаться от мигрантов и от самой проблемы огран