Наименование темы (раздела дисциплины) | Наименование контрольных работ |
Раздел 2. Краткие сведения из области физических основ цвета 2.2. Основные характеристики цвета 2.4. Цветовая индукция. Цветовые контрасты. Типы цветовых контрастов | 1.1. Изменение светлоты хроматических и ахроматических цветов при высветлении и утемнении цветового тона |
1.2. Изменение насыщенности цветового тона ахроматических цветов при добавлении нейтрального серого цвета | |
2.1. Светлотный контраст. Изменение светлотности нейтрального серого цвета на различных по светлоте фонах ахроматического ряда цветов | |
2.2. Последовательный контраст. Изменение светлотности нейтрального серого цвета на различных по светлоте фонах хроматического ряда цветов | |
3. Контраст дополнительных цветов | |
Раздел 4. Основные закономерности восприятия цвета: эстетические факторы 4.1. Цветовая гармония. Типы цветовой гармонии 4. 2. Цветовой колорит | 4. Цветовой колорит. Изучение цветового колорита на примере репродукций |
5. Цветовая гармония. Создание растительного/геометрического орнамента на основе монохроматической гармонии | |
6. Цветовая гармония. Создание растительного/геометрического орнамента на основе гармонии дополнительных цветов | |
7. Цветовая гармония. Создание растительного/геометрического орнамента на основе гармонии равнобедренного треугольника |
1.2. Оформление контрольной работы
Контрольная работа представляется на 9 листах ватмана формата А-4 и должна содержать:
- титульный лист (приложение к ЗМУ);
- иллюстративно-графический материал – 9 упражнений.
1.2. Материалы и инструменты
Для выполнения контрольной работы потребуется:
- ватман (9 листов) формата А-4;
- металлическая линейка;
- карандаш простой, твёрдый;
- нож для резки бумаги;
- краски гуашевые художественные;
- кисть плоская синтетическая № 5-15;
- клей (резиновый или «Момент-Кристалл»).
1.1. Изменение светлоты хроматических и ахроматических цветов при высветлении и утемнении цветового тона
Задание 1.1. Изменение светлоты хроматических и ахроматических цветов при высветлении и утемнении цветового тона
Выполнить четыре растяжки из заданных хроматических и ахроматических цветов.
Методические указания к выполнению задания:
· на горизонтально расположенном листе ватмана формата А-4 разместить четыре полосы размером 270х25 мм, разделив каждую на 9 частей;
В каждой из полос расположить:
· насыщенный зелёный цвет в левой крайней части первой полосы, а в правой ее части – ахроматический (чёрный) цвет;
· насыщенный синий цвет в левой крайней части второй полосы, а в правой крайней ее части - ахроматический (чёрный) цвет;
· в левой крайней части третьей полосы насыщенный красный цвет, а в правой крайней ее части – ахроматический (черный) цвет;
· в левой крайней части четвертой полосы ахроматический белый цвет, а в правой крайней ее части – ахроматический (черный) цвет;
Смешивать цвета в определенных пропорциях, изменяя отношения хроматического и ахроматического цветов, добиваясь плавного перехода от максимально насыщенного хроматического цвета к ахроматическому.
Задание 1.2. Изменение насыщенности цветового тона ахроматических цветов при добавлении нейтрального серого цвета
Выполнить четыре растяжки из хроматических цветов и равных им по светлоте ахроматических цветов.
Методические указания к выполнению задания:
· на горизонтально расположенном листе ватмана формата А-4 разместить четыре полосы размером 270х25 мм, разделив каждую на 9 частей;
В каждой из полос расположить:
· насыщенный хроматический цвет (красный, жёлтый, синий, зелёный) в левой крайней части полосы, а в правой крайней ее части – ахроматический (серый) цвет, равный по светлоте выбранному хроматическому;
· в процессе работы добавлять нейтральный серый цвет к указанным хроматическим цветам, получая различные оттенки насыщенности цветов.
Добиваться плавного перехода от максимально насыщенного хроматического цвета к ахроматическому нейтральному серому цвету.
Примечание: Задание 1.2. в электронном приложении не дано.
2.1. Светлотный контраст. Изменение светлотности нейтрального серого цвета на различных по светлоте фонах ахроматического ряда цветов
Задание 2.1. Светлотный контраст. Изменение светлотности нейтрального серого цвета на различных по светлоте фонах ахроматического ряда цветов
Проанализировать характер изменения светлоты нейтрального серого цвета под воздействием окружающего разносветлотного фона ахроматического ряда цветов.
Методические указания к выполнению задания:
· разместить на горизонтально расположенном листе ватмана формата А-4 шесть квадратов 50х50 мм, по три в каждом ряду. Первый квадрат справа в верхнем ряду – белый. Далее – разместить разносветлотные ахроматические квадраты, последний из которых – чёрный;
· заготовить шесть квадратов серого нейтрального цвета (средне-серый) 25х25 мм одного тона;
· вклеить в центр полученных разносветлотных квадратов 50х50 мм (включая белый и черный) квадраты нейтрального серого цвета 25х25 мм
Убедиться в неодинаковости изменения светлоты нейтрального серого цвета на разных по светлоте ахроматических фонах.
2.2. Последовательный контраст. Изменение светлотности нейтрального серого цвета на различных по светлоте фонах хроматического ряда цветов
Задание 2.2. Последовательный контраст. Изменение светлотности нейтрального серого цвета на различных по светлоте фонах хроматического ряда цветов
Проанализировать контраст нейтрального серого цвета с хроматическими цветами.
Методические указания к выполнению задания:
· разместить на листе ватмана формата А-4 по горизонтали шесть квадратов 50х50 мм, по три в каждом ряду, окрашенных в хроматические цвета (желтый, красно-оранжевый, ярко-красный, ярко-зеленый, ярко-синий, ярко-фиолетовый);
· в центр каждого из цветных квадратов 50х50 мм вклеить квадрат 25х25 мм нейтрального серого (средне-серого) цвета, светлота которого соответствует светлоте хроматического цвета большого квадрата;
После выполнения задания лист, на котором расположены квадраты, приблизить к глазам. Рассмотреть по порядку каждый квадрат, прикрывая листом бумаги остальные. Обратить внимание на то, что при рассматривании, каждый серый квадрат как бы приобретает оттенок цвета, дополнительного к основному цвету большого квадрата. Этот дополнительный оттенок цвета не существует реально, а возникающий лишь при зрительном восприятии. При длительном рассматривании восприятие оттенка цвета усиливается.
Убедиться в ощущении разнородности восприятия одного и того же цветового тона на разных хроматических фонах.
3. Контраст дополнительных цветов
Задание 3. Контраст дополнительных цветов
Проанализировать характер изменения дополнительных цветов в результате их механического смешения и освоить в результате практической работы «законы дополнительных цветов».
Методические указания к выполнению задания:
· на горизонтально расположенном листе ватмана формата А-4 разместить четыре полосы размером 270х25 мм, разделив каждую на 9 частей;
В каждой из полос расположить:
· в крайних частях одного ряда пары дополнительных цветов.
· В промежутке между крайними парами дополнительных цветов расположить цвета, смешанные путем постепенного добавления противоположного парного дополнительного цвета с другого края полосы. Например, полоса начинается с части желтого цвета, в которую постепенно добавляется дополнительный, фиолетовый цвет. Полоса заканчивается чистым, фиолетовым, дополнительным жёлтому цвету, а промежуточные части между ними – переходные оттенки цвета, полученные путем механического смешения в разных пропорциях дополнительных цветов этой пары. Добиваться плавного перехода между оттенками полученных цветов.
· То же упражнение проделать с другими парами дополнительных цветов (по выбору):
жёлтый – фиолетовый;
жёлто-оранжевый – сине-фиолетовый;
оранжевый – синий;
красно-оранжевый – сине-зеленый;
красный – зелёный;
красно-фиолетовый – жёлто-зеленый;
Убедиться в получении множества разнообразных оттенков серого цвета.
4. Цветовой колорит. Изучение цветового колорита на примере репродукции живописного произведения
Задание 4. Цветовой колорит. Изучение цветового колорита на примере репродукции живописного произведения
Изучить цветовой колорит и особенности цветовой гаммы выбранной репродукции.
Подобрать цветовые тона и оттенки цвета, составляющие колорит выбранной репродукции.
Методические указания к выполнению задания:
· представить цветную репродукцию пейзажа (натюрморта) с работы художника (размером не более 100х150 мм.);
· изучить общий колорит живописного произведения;
· разместить на отдельном листе ватмана как можно больше цветовых тонов и оттенков цвета, составляющих колорит изучаемого произведения;
· каждый полученный цвет и оттенок цвета вырезать в виде простой геометрической фигуры (квадратов, прямоугольников) и разместить (закомпоновать) их на листе ватмана формата А-4 по светлотному нарастанию или убыванию, соблюдая правила и приемы композиции;
· на этом же листе разместить репродукцию с работы художника, для того, чтобы иметь возможность сравнивать цвета и оттенки цвета с «оригиналом».
Убедиться в многообразии цветов и оттенков, составляющих цветовой колорит живописного произведения.
4. Цветовой колорит. Изучение цветового колорита на примере репродукций
Вариант задания 4
5. Цветовая гармония. Создание растительного/геометрического орнамента на основе монохроматической гармонии
Задание 5. Цветовая гармония. Создание растительного/геометрического орнамента на примере монохроматической гармонии
Изучить эстетическую взаимосвязь цветов различных цветовых гармоний.
Методические указания к выполнению задания:
· разработать вариант растительного/геометрического орнамента (1,5 раппорта);
· изучить принципы взаимодействия цветов монохроматической гармонии;
· выполнить орнамент в монохроматической цветовой гармонии.
Дополнение цветовой гаммы ахроматическими цветами не возбраняется.
6. Цветовая гармония. Создание растительного/геометрического орнамента на основе гармонии дополнительных цветов
Задание 6. Цветовая гармония. Создание растительного/геометрического орнамента на примере гармонии дополнительных цветов
Изучить эстетическую взаимосвязь цветов различных цветовых гармоний.
Методические указания к выполнению задания:
· разработать вариант растительного/геометрического орнамента (1,5 раппорта);
· изучить принципы взаимодействия цветов гармонии дополнительного цвета;
· выполнить орнамент на примере гармонии дополнительных цветов.
Дополнение цветовой гаммы ахроматическими цветами не возбраняется.
7. Цветовая гармония. Создание растительного/геометрического орнамента на основе гармонии равнобедренного треугольника
Задание 7. Цветовая гармония. Создание растительного/геометрического орнамента на основе гармонии равнобедренного треугольника
Изучить эстетическую взаимосвязь цветов различных цветовых гармоний.
Методические указания к выполнению задания:
· разработать вариант растительного/геометрического орнамента (1,5 раппорта);
· изучить принципы взаимодействия цветов гармонии равнобедренного треугольника;
· выполнить орнамент на примере гармонии равнобедренного треугольника Дополнение цветовой гаммы ахроматическими цветами не возбраняется.
Варианты заданий 5,6,7