Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Пионеры в исследовании рекламы 3




ча. Она видится в том, чтобы рассмотреть

путь, которым шел Гэллап к его звездному

часу - предсказанию победы Ф. Рузвельта

на президентских выборах 1936

года, - и дать краткий очерк истории исследования

рекламы - области, где начиналась

его научная карьера. Сказанное

определяет характер нашего исследования:

это историко-биографический и ис-

торико-методический анализ, выполняемый

в рамках более широкого научного

направления - истории социологии.

В общем случае конкретика поисковых

задач должна находить свое продолжение в

специфике методологии их решения. Это означает,

что при рассмотрении методического

аспекта темы необходимо максимально учитывать

≪человеческий фактор≫, а при рассмотрении

биографического - необходимо по

возможности детально изучать среду деятельности

ученого: ее интеллектуально-творческий

потенциал и существующие формы профессиональной

коммуникации. Творческая судьба

Гэллапа и его жизненный путь таковы, что вне

рамок сформулированного методического

подхода их ≪совместное прочтение≫ невозможно.

Принятые в настоящее время критерии

оценки наследия тех, кто работал в социологии

20 столетия, слабо учитывают социальные

последствия сделанного ими. Это

определяется многими обстоятельствами, в

частности - размытостью границ социологии

и еще только складывающейся иерархией

внутринаучных ценностей и представлений.

Но одновременно с развитием социологии

будет происходить переоценка всего, что в

ней сделано. Значение многих принципов,

концепций, теорий, выводов будет пересматриваться,

и одним из них, благодаря

наполнению новым содержанием, предстоит

≪работать≫ и в новом столетии. Другие, -

отслужив свое, останутся в прошлом. Сказанное

относится и к эмпирическим результатам:

некоторые из них будут активно цитироваться

учеными следующих поколений,

но многие данные прежде всего в силу возникновения

более высоких требований к качеству

эмпирической информации, не смогут

быть использованы при построении социальных

мозаик прошлого.

На наш взгляд, наследие Гэллапа будет

востребовано и получит развитие в наступившем

веке, и потому его анализ становится

чрезвычайно актуальным. Остановимся на некоторых

аспектах этого анализа.

Прежде всего речь должна идти о выработке

более богатой методологии анализа ≪творчества

и жизни≫, ≪жизни и творчества≫ социальных

исследователей. Ведь их научные достижения

являются не только итогами их умозаключений,

но в них присутствуют рефлексы,

отголоски всей их жизни. Плодотворность такого

≪мягкого≫ подхода к изучению творчества

писателей и (даже) ученых-естествоиспытателей,

отчетливо просматривается в работах

М. Бахтина о творчестве Рабле, Д. Данина о

Боре, Б. Кузнецова об Эйнштейне, Ю. Лотмана

- о Пушкине, и т.д. Парадоксально, но историки

социологии до сих пор по-настоящему не

воспользовались этим приемом, несмотря на

синтетичность природы социологического

познания.

Традиционно изучение творчества социологов

сводится преимущественно к цитированию

и комментариям их текстов. Безусловно,

это необходимо, но на этом нельзя останавливаться.

Чтобы верно оценить наследие

ученого и адекватно интерпретировать сделанное

им, следует видеть генезис и мотивы

его деятельности и, что особенно важно, пытаться

рассмотреть пути трансформации его

текстов во внетекстовые конструкции.

Гэллапом опубликовано немало, но

изучение его книг и статей оказывается недостаточным

для оценки вклада ученого в

науку и общественный прогресс. Гэллап не

оставил воспоминаний о своей жизни или

хотя бы подробной автобиографии, а справочники

и энциклопедии фактические цитируют

друг друга. Новое выискивается по

крохам, но сохраняется надежда на то, что

многому еще только предстоит быть открытым.

Живы люди, работавшие с Гэллапом, и

кто-то из них напишет о том времени; существуют

пока не изученные архивы; наступление

нового века обострило интерес к прошлому,

а становление методологии онлайновых

опросов потребовало ревизии опыта

оффлайновых процедур и т.д.

Много интересного могут дать поиски,

уже почти сто лет осущестляемые кланом

Гэллапов. Его американская история

начинается в первой трети 17-го века, и

члены этой большой семьи гордятся уникальностью

положения их рода в истории

страны и тем, что Джордж Гэллап (американец

в 10-м поколении) - один из них. В

этом отношении представляется интересным

отрывок из письма Джона Гэллапа

(John Hoagland Gallup) - представителя 11-

го поколения американцев, Президента The

Gallup Family Association с 1991 по 1997гг.-

автору статьи (24 июля 2000)

О ≪Телескоп≫: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев≫

4 Пионеры в исследовании рекламы

... Безусловно, Джордж Гэллап

был настоящим американцем. Долгая

история нашей семьи делает нас более

погруженными в прошлое нашей страны

и усиливает наше чувство принадлежности

к этой земле. Мы испытываем

глубокое чувство гордости от

того, что являемся частью развития и

истории этой великой страны. Мы

никак не большие ≪американцы≫, чем

другие, но, живя здесь с 1630 года, мы

полагаем, что мы знаем, кем мы

являемся и каково наше участие в этом

великом потоке истории.

Важным для понимания внутреннего

мира личности, а также процесса ее созревания

является анализ социального окружения человека.

Люди, творчески относящиеся к своему

делу, обычно окружены новаторами; притягивают

друг друга люди, разделяющие сходные

этические нормы и близкие ценностные ориентации.

Сказанное объясняет причину нашего

интереса к людям, с которыми Гэллап был

близок на протяжении многих лет. В частности,

только следуя этому принципу, можно

проанализировать причины успеха Гэллапа в

исследовании рекламы.

Вот два небольших отрывка из названного

выше интервью Гэллапа:

Вопрос: Как произошло, что Вы включились

в исследования?

Ответ:...я продолжал заниматься в

Университете...и делал мое докторское исследование.

Одновременно я работал с Майком

Колесом в Des Monies...

Вопрос: Как сложилась Ваша карьера

после ухода из Young and Rubicaml...

Ответ: Раймонд Рубикам...дал мне возможность

организовать Audience Research, где

мы изучали кино-индустрию....Моей ≪правой

рукой≫ был Давид Огилви...С тех пор я

работаю в Gallup and Robinson, одном из

больших агентств исследующих рекламу≫.

Формально здесь нет ничего указывающего

на становление гэллаповский системы

измерения общественного мнения или раскрывающего

существенные элементы его стиля

деятельности. В действительности же в ответах

Гэллапа названы ключевые моменты его

жизни и имена людей, во многом определивших

его личную судьбу. Отметим, что эти люди,

близкие Гэллапу по духу и творческому

темпераменту, оказали заметное влияние на

развитие современной американской и глобальной

культуры.

Все приведенное ниже можно рассматривать

как иллюстрацию возможностей обозначенной

выше ≪мягкой≫ методологии изучения

творчества социальных исследователей и

как предварительный результат анализа ≪тривиальных

≫ ответов Гэллапа. Говоря о Рубика-

ме, Огилви и Робинсоне., я намеренно ухожу от

использования выражения ≪Гэллап и его окружение

≫, ибо оно иерархизировало бы отношения

между перечисленными людьми. Но

этого хотелось бы избежать.

2. Исследование рекламы: немного

истории

По крайней мере два обстоятельства,

вызывают необходимость дать краткое введение

в американскую историю исследований

рекламы.

Первое - многие эмпирические методы

социологии были созданы и испытаны в исследованиях

рынка, в частности - при изучении

рекламы. Но дело не только в методической

или инструментальной стороне вопроса;

исследования рекламы были тем полигоном,

на котором были впервые сформулированы

проблемы эффективности массовой информации

и найдены первые решения. Здесь впервые

перед учеными возникли задачи измерения

сознания и поведения и нахождения коррелят

между ними. Наконец, именно исследователи

рекламы стали в Америке отцами-

основателями технологии изучения общественного

мнения.

Второе - в советской и российской

социологической литературе вопросы истории

маркетинговых исследований и, в частности -

анализа рекламы, рассмотрены крайне слабо.

И это ведет к упрощенной интерпретации некоторых

тонких механизмов возникновения

исследовательской проблематики социологии

и становления методов сбора и анализа социологической

информации. В них слишком

скромная роль отводится личностям, первыми

улавливающими движение новых социальных

ветров.

Изучение рекламы в Америке началось

еще до рождения Гэллапа. Первым -

был психолог Харлоу Гэйл (Harlow Gale),

начавший в 1896 году лабораторные исследования

внимания к различным элементам

рекламы. Он несколько опередил время;

практика рекламы еще не была готова к

взаимодействию с наукой.

c ≪Телескоп≫: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев≫

Пионеры в исследовании рекламы 5

Клауд Хопкинс (Claude Hopkins, 1867-

1932) был выдающимся копирайтером, и при

этом своей деятельностью он стимулировал

≪приход≫ науки в рекламную индустрию. Используя

простейшие приемы, Хопкинс первым

начал тестировать рынок. По мнению экспертов,

он - родоначальник применения выборочных

методов при анализе рынка. Он настоятельно

требовал изучения рынка и при этом

подчеркивал ошибочность представлений о

людях как о массе. Хопкинс утверждал, что

влияние рекламы должно быть измеримым, а

ее воздействие - предсказуемым, и указывал

на сложность осуществления рекламных кампании,

в которых приходится менять установки

и привычки людей. В начале 1920-х он писал:

≪Для того, чтобы продать мыльный крем

крестьянам в России, необходимо сначала изменить

их традиции носить бороду. Затраты на

это - очень высоки≫.3

Ключевая роль в становлении науки о

рекламе принадлежит психологу Уолтеру

Диллу Скотту (Walter Dill Scott, 1869 - 1955),

одному из пионеров индустриальной психологии,

прекрасно понимавшему потребности

американского бизнеса и глубоко знавшего

европейские традиции психологии. До Скотта

в рекламной индустрии считалось, что потребитель

- рационален, и, чтобы он приобрел

продукт или услугу, ему надо представить информацию

о товаре и объяснить, зачем он ему

нужен. Скотт показал, что потребитель эмоционален,

и потому реклама должна апеллировать

более к желаниям и потребностям человека,

чем к его логике.

Серия лекций, прочитанных Скоттом в

Университете Айовы, определила жизненный

путь Дэниэля Старча (Daniel Starch, 1883-

1979). Его активная, научно-

исследовательская, консультационная и преподавательская

деятельность в области изучения

рекламы и медиа измерений началась в

1909 году и продолжалась три четверти века.

Слово ≪Старч≫ стало родовым в языке исследователей

рекламы: глагол ≪to starch≫ означает

измерить эффективность рекламы, a ≪starch

scores≫ - показатели эффективности рекламы.

В 1919 году Старч начал применять выборочные

методы для изучения рекламы и потребительского

поведения; а в 1923 году он

организовал фирму Starch and Staff, которая

через два года начала успешно работать на

новую по тому времени радиоиндустрию. Во

второй половине 20-х Старчем была проведена

серия исследований по определению размеров

американской радиоаудитории.4

В 1916 году Стэнли Ресор - (Stanley

Resor, 1872 - 1962), выпускник Йельского университета,

приобрел и возглавил известное

рекламное агентство J.Walter Tomson. Он организовал

отдел маркетинговых исследований,

поддержал создание потребительской панели

для изучения покупательских установок и поведения

и называл свое агентство ≪университетом

рекламы≫.

В 1920 году он пригласил Джона Ватсо-

на (John В. Watson, 1878-1958) - классика психологии,

основателя бихевиоризма, более десяти

лет бывшего до этого профессором и директором

психологической лаборатории в

Johns Hopkins University. В 1924 году он занял

пост вице-президента компании, и сохранял

его до 1935 года.

Общие положения К Хопкинса о необходимости

изучения психологии и жизненных

стилей потребителя было нелегко реализовать

в научных программах в частности потому,

что воззрения и методы традиционной для того

времени интроспективной психологии плохо

увязывались с ожиданиями и потребностями

создателей рекламы. Заслуга Ватсона прежде

всего заключается в акцентировании необходимости

поведения людей. Ватсон подчеркивал

недостаточность психологических

программ, ориентированных на описание и

понимание, он нацеливал их на разработку

прогнозов и методов контроля.

Эксперты считают, что исследования

Ватсона не оказали серьезного влияния на

практику рекламы; сам ученый также отмечал

невысокую эффективность его прикладных

разработок. Одна из причин этого, на наш

взгляд, кроется в его концепции человека. В

1922 году он писал: ≪Я ничего не знал об этой

(рекламной) отрасли, и прежде всего я не знал

привычек и мест расселения этого удивительного

и очень распространенного животного,

которого мы называем ≪потребитель≫. Теоретически

я всю жизнь занимаюсь этим животным;

практически, я не знаю, как подойти к

нему≫.5

В 1922 году отдел маркетинговых исследований

в J.Walter Tomson возглавил Пол

Черингтон (Paul Cherington), один из первых

разработчиков опросной технологии. С 1908

по 1919 год он читал в Harvard Business School

курсы маркетинга, и уже в 1911 году начал

проводить полевые маркетинговые исследования.

Его также относят к пионерам изучения

рекламы.

Героями президентской избирательной

компании 1936 года, помимо Гэллапа, были

c ≪Телескоп≫: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев≫

6 Пионеры в исследовании рекламы

Кроссли и Ропер. При изучении общественного

мнения они - аналогично Гэллапу - опирались

на свой опыт исследований рынка, в том

числе - рекламы.

Арчибальд Кроссли (Archibald Crossley,

1896-1985) пришел в маркетинг в 1918 году,

получив образование в Принстоне. В 1922-

1926 годах он работал в Literary Digest, но не в

отделе, проводившем электоральные опросы.

В 1926 году он основал свою фирму Crossley,

Inc. в Принстоне, а через четыре года создал

the Cooperative Analysis of Broadcasting для

обслуживания интересов The Association of

National Advertising. Он был одним из первых

в исследовании радиорекламы.

Елмо Ропер (Elmo Roper, 1900-1971) до

кризиса 1929 года занимался ювелирным бизнесом.

Позже он работал в рекламном агентстве

J. Walter Tomson, познакомился с Черингто-

ном, и в 1934 году они создали собственную

исследовательскую и консультационную фирму.

В 1935 году Ропер начал проводить национальные

опросы для журнала Fortune, и это

сотрудничество продолжалось 14 лет. Позже

слияние фирм Ропера и Старча привело к созданию

исследовательской структуры Roper

Starch Worldwide, активно работающей и в

наше время.

Все названные выше ученые начинали

свои исследования рекламы раньше или одновременно

с Гэллапом, но никто из них не работал

совместно с ним. Клауд Робинсон

(Claude Robinson, 1900-1961) - единственный,

кто оставил яркий самостоятельный след в

истории изучения рекламы, радиоаудитории и

общественного мнения и кто в течении многих

лет теснейшим образом сотрудничал с Гэллапом.

Это был ученый с очень широким научным

горизонтом, незаурядный аналист и энергичный

предприниматель. К сожалению, его

деятельность крайне слабо освещена в специальной

литературе. Фотография Робинсона

любезно представлена автору архивом Gallup

& Robinson и ранее не публиковалась в России.

В 1929 году Робинсон, будучи студентом

Коламбийского университета, получил

патент на изобретение прибора, записывающего

частоты работы радиоприемника. Но он не

ограничился решением технической проблемы,

а понял, что его изобретение может использоваться

для изучения радиоаудитории. В

силу ряда причин он не мог заниматься усовершенствованием

прибора и созданием службы

измерения радиослушателей. Робинсон

успешно исследовал выборочные процедуры

опросной технологии, и, наряду с Гэллапом,

Кроссли и Ропером, признается одним из наиболее

известных предвоенных поллстеров.

Отмечается также его заметная роль в создании

журнала Public Opinion Quaterly.6

В 1938 году в Нью-Йорке Робинсон

основал Opinion Research Corporation, целью

которой было, применение принципов опросов

общественного мнения к решению проблем

изучения общенационального рынка, в чем

прежде всего были заинтересованы крупнейшие

американские компании. В частности,

разрабатывались методы изучения репутации

компаний и закрепления ее образа в сознании

потребителей. Уже через год среди его клиентов

были Standard Oil, New Your Times, General

Motors и другие видные актеры американского

рынка. В 1943 году был введен the ORC Public

Opinion Index - ежемесячнй мониторинг динамики

общественного мнения по вопросам бизнеса

и коммерции. В настоящее время OR С

International изучает рынки многих стран, используя

различные методы, в том числе - и

сетевые. В середине 30-х Робинсон был одной

из ключевых фигур в Институте Гэллапа, и в

1948 году они вдвоем основали фирму Gallup

& Robinson, Inc., целью которой была и остается

до настоящего времени комплексная разработка

эффективных рекламных кампаний.

Когда маркетолог Фрэнк Каутант (Frank

R. Coutant) сказал: ≪Мы (исследователи рынка)

не занимали методы у тех, кто проводит опросы,

как некоторые думают. Они заняли их у нас≫,7 он

лишь отчасти был прав. В хронологическом отношении

действительно ≪мы≫ начали раньше,

c ≪Телескоп≫: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев≫

Пионеры в исследовании рекламы 7

чем ≪они≫. Но Кроссли, Ропер, Робинсон и

Гэллап были одновременно и ≪мы≫, и ≪они≫.

Все первые исследователи рекламы начинали

с анализа эффективности печатной

рекламы. Но на рубеже 20-х -30-х годов диапазон

маркетинговых исследований расширился;

в повседневную жизнь Америки стремительно

входило радио и звуковая реклама.

В начале 1920-х американцы рассматривали

радио лишь как беспроводную технологию,

оно напоминало телефон и не имело

ничего общего с журналом или газетой. В период

30-х, несмотря на Великую Депрессию,

радио прочно вошло в жизнь населения страны,

и два человека внесли определяющий

вклад в превращение радио из технологии передачи

сигналов на расстояние в разновидность

масс медиа. Первым - является Давид

Сарнов (David Sarnoff, 1891-1971); своей деятельностью

он придал слову broadcasting его

современный смысл. Исходно, to broadcast означало

посылать радиосообщение, не имея

представления о том, кто его получит, если

получит вообще. Вторым человеком был Артур

Нилсен (Arthur Nielsen, 1897-1980) - создатель

уникальной глобальной системы мониторинга

поведения аудитории различных информационных

каналов.

Сарнов родился в еврейском местечке

вблизи Минска и в 1900 году был привезен в

Америку. В 15 лет он купил наушники, выучил

азбуку Морзе и начал работать в компании the

Marconi Wireless Telegraph Co. 16 апреля 1912

года он поймал сообщение с тонущего Титаника

и в течение 72 часов поддерживал связь с

кораблем. Уже будучи всемирно известным,

он, благодаря самообразованию, стал первоклассным

специалистом в области радиотехники.

В ноябре 1916 года радио еще оставалось

уделом небольшого числа любителей и

преимущественно использовалось для связи с

кораблями, но Сарнов увидел в нем новую

технологию домашнего развлечения. Он писал:

≪У меня есть план, могущий сделать радио

такой же полезной домашней вещью, как

пианино или фонограф....Приемник может

быть сконструирован в виде простого ≪радиомузыкального

ящика≫ (≪radio music box≫) и

настроен на различные длины волн≫.8

В самом начале создания радиосети возник

вопрос: ≪Как финансировать радио?≫. Не

было мощных фирм производящих и продающих

радиоприемники; нельзя было ожидать

активности от населения, ибо оно не было

знакомо с радио; крупные рекламодатели традиционно

ориентировались на прессу. Но

именно бизнес стал главным источником финансирования

радио, а реклама превратила

радио-технологию в broadcasting.

В 1929 году рекламодатели обратились

к Кроссли с просьбой определить объем аудитории

радиопрограмм и предпочтения радиослушателей;

в 1932 году он изучал радиоаудиторию

более ста городов. С начала 30-х и до

1946 года Кроссли регулярно замерял радиоаудиторию,

используя телефонный опрос

≪следующего дня≫: жителей крупных урбанизированных

районов просили вспомнить, какие

передачи они слушали в предыдущий

день. Ошибка измерения была значительной.

В 1934 году фирма The С. Е. Hooper Inc.

стала применять несколько иную процедуру -

по телефону респондента спрашивали о том,

какую радиопередачу он слушал в момент опроса.

Новому методу отдавалось предпочтение,

но в 1950 году и этой фирме все же пришлось

выйти из дела. Окончательно победила

новая технология - ≪аудиометрия≫.

Нилсен получил инженерное образование

в the University of Wisconsin и в 1923 году

создал исследовательскую компанию А.С

Nielsen Co. В начале 30-х им была реализована

программа the Nielsen Food and Drug Index -

широкое и регулярное изучение общенационального

рынка продуктов. В 1936 году было

пересмотрено изобретение Робинсона, зали-

цензировано под именем ≪Audiometer≫ и куплено

А.С. Nielsen Co. Поначалу это был простейший

прибор, соединявшийся с радиоприемником

и записывавший на бумажную ленту

частоты, на которых он работал. Расшифровав

эти записи, можно было определить, на какую

программу приемник был настроен. В 1942

году после завершения специалистами

Massachusetts Institute of Technology дорогостоящих

и сложных разработок, финансированных

Нилсеном, и решения организационных

проблем, он основал технологическую

систему изучения радиоаудитории - the

Nielsen Radio Index. Через несколько лет аудиометрия

стала доминирующим приемом

изучения поведения радиоаудитории. В частности,

она открыла новые возможности для

анализа звуковой рекламы.9

3. Джордж Гэллап: айован-

ский период

В опубликованных автором материалах

о Гэллапе были выделены основные этапы жизненного

пути ученого, однако в силу ряда при-

c ≪Телескоп≫: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев≫

8 Пионеры в исследовании рекламы

чин необходимо углубление историко-

биографической линии нашего исследования.

Во-первых, того требует избранная нами

исследовательская методология, утверждающая,

что профессиональная деятельность

ученых подобного Гэллапу масштаба не может

быть понята вне рассмотрения их жизни в целом.

Во-вторых, одновременное рассмотрение

биографий Гэллапа, Огилви и Рубикама фактически

является их сопоставлением, что

принципиально для раскрытия многих граней

личности Гэллапа. В третьих, ряд существенных

моментов в биографии ученого в силу

разных причин не были освещены ранее, таким

образом, отсутствовали определенные

звенья в цепи событий, формировавших его

личность и творческий путь.

Джордж Гэллап (George Horace Gallup,

1901-1984) родился в городе Джефферсоне, в

штате Айова, здесь он получил образование и

приобрел первый опыт в журналистике, анализе

рекламы и использовании опросной технологии.

Айова - небольшой, но богатый сельскохозяйственный штат Америки, где уже в

начале 20 века века существовали сильные

образовательные центры и развитая масс-

коммуникационная среда. Выходцы из этого

штата внесли заметный вклад в журнализм,

маркетинговые исследования и практику изучения

общественного мнения. В жизни человека

все взаимосвязано, и в свете этого обыденного

наблюдения и одновременно научного

факта не хотелось бы пройти мимо одного

≪био-географического≫ замечания: ≪Возможно

потому, что Гэллап родился в типичном средне-

западном городке Джефферсоне, ему казалось

естественным, что взгляды небольшой

выборочной группы могут представить точки

зрения всей Америки≫.10

Решение заняться журналистикой, по-

видимому, возникло у Гэллапа, когда он учился

в старших классах the Jefferson High Scholl,

в частности его школьные учителя и отец отмечали

его умение писать. Завершая учебу в

школе, Гэллап приобрел первый опыт редактирования

и продажи реклам. Тогда же ярко

проявились его организаторские способности.

Он был не только капитаном школьных команд

по баскетболу и американскому футболу,

но и тренером. Его школьный друг позже

вспоминал: ≪Тед (так Джорджа Гэллапа звали

близкие и друзья) всегда был очень инициативным

≫.11 Фотография молодого Гэллапа

впервые публикуется в России.

В 1919 году Гэллап поступил в Университет

Айовы, где вскоре начал редактировать

студенческий журнал, превратив его в ежедневную

газету The Daily lowan. Ему быстро

удалось поднять уровень издания, он начал

освещать местные события, получать новости

от общенациональных информационных

агентств и активно публиковать рекламу.12

Дело развивалось настолько успешно, что

после окончания курса колледжа в 1923 со

степенью бакалавра в области журналистики,

Гэллапу было предложено место преподавателя

в Университете. Он продолжил учиться

и в 1925 году получил степень мастера по

психологии.

Гэллап не оставил после себя воспоминаний

о годах обучения в университете, однако

мемуары Старча, завершившего свое

образование там же, позволяют предположить,

что Гэллап получил превосходную подготовку

в области психологии. Старч закончил

курс обучения на два десятилетия раньше

Гэллапа, но их учили одни и те же преподаватели.

Во-первых это был Карл Сишор (Carl

Emil Seashore, 1866-1949), выпускник Йеля,

учившийся у многих выдающихся специалистов,

в том числе - у Джорджа Ладда (George

Trumbull Ladd, 1842-1921), пионера американской

экспериментальной психологии. В

1897 году Сишор стал профессором психологии

Университета Айовы; им внесен фундаментальный

вклад в развитие психологии образования,

музыки и искусства, он открыл

вторую в Америке психологическую клинику.

Сишор преподавал основы экспериманталь-

ной психологии, акцентируя роль научного

метода в познании. Очень высоко отмечал

Старч преподавательский талант профессора

c ≪Телескоп≫: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев≫

Пионеры в исследовании рекламы 9

Джорджа Патрика (George T.W.Patrick), читавшего

студентам историю философии, где

важное место отводилось логике Сократа.

С методикой опроса Гэллап познакомился

в 1923 или 1924 годах, работая интервьюером

для фирмы D 'Arcy Advertising Agency.

Изучалось отношение читателей к местной

газете. Опросная технология произвела на него

столь сильное впечатление, что ее совершенствование

он сделал предметом докторского

исследования, завершенного в 1928 году. По

одним источникам, докторская степень была

получена в области журнализма, но, скорее

прав Дж.Конверс, полагающий, что это было

исследование по прикладной психологии.

В работе излагался подход, получивший

позже название ≪метод Гэллапа≫: респонденту

вручался выпуск газеты, опубликованный за

день, предшествовавший дню опроса, и, последовательно

переходя от колонки к колонке,

изучалась степень знакомства с этим выпуском.

Гэллап проверил свой прием на обоснованность

и воспроизводимость измерения в

серии небольших экспериментов и затем применил

его на выборке в 1000 человек при анализе

аудитории The Des Moines Register. Позже

этот метод использовался им во многих исследованиях

аудиторий различных газет и журналов.

В эти же годы начинается его сотрудничество

с ведущими газетами штата и завязываются

знакомства с людьми, бывшими уже в

те годы или ставшими через несколько лет

известными в коммуникационно-издательском

мире Америки и, несомненно, входившими в

политическую элиту страны.

В журналистской и политической среде

Америки широко известна айованская семья

издателей Колес, в течение многих десятилетий

доминировавших на рынке ежедневных

газет штатов Айовы и Миннисоты. В 1903 году

Гарднер Колес (Gardner Cowles, 1861-1946)

приобрел газету The Des Moines Register (Ди

Моне - столица штата Айова), являющуюся и

в настоящее время одним из ведущих региональных

изданий страны. В 1925 году Колес

пригласил для работы в газете Гэллапа, поручив

ему изучение читателей. Старт Гэллапа

был мощным; совокупный тирах двух его газет

составлял тогда 350000 - для регулярных ежедневных

выпусков и 425000 - для воскресных.

В начале 20-х старший сын Гарднера

Колеса Джон (John Cowles, 1898 - 1983), получивший

гарвардское образование, начал работу

в рекламном отделе The Des Moines Register

и вскоре стал главным управляюшим издания.

В 30-е - 40е он входил в руководство The

Associated Press и был директором этой организации.

Он был советником четырех американских

президентов - Г.Трумэна, Д. Эйзенхауэра,

Д. Кэннеди и Л. Джонсона. Его брат

Гарднер Колес-младший (Gardner Cowles, Jr.,

1903 - 1985) - в приведенном тексте интервью

Гэллап, как и все окружавшие, называет его

Майком, - тоже выпускник Гарвада, с 1925

года работал в The Des Moines Register. Он

поддержал исследования Гэллапа (смотри выше

отрывок из интервью с Гэллапом) и финансировал

его работу над диссертацией. В 1937

году он основал один из первых американских

иллюстрированных журналов Look, и приобрел

общенациональную известность.

Интерес аудитории к The Des Moines

Register определялся ее редакционными статьями

и широким освещением жизни штата. К

тому же нескольким поколениям читателей

нравились рисунки дважды лауреата Пулитце-

ровской премии, известного политического

карикатуриста Джея Норвуда Дарлинга (Jay

Norwood Darling, 1876-1962), обладавшего

редким талантом - умением найти серьезную

социальную проблему и заинтересовать ею

читателя. Дарлинг работал в газете более сорока

лет и одновременно публиковал свои карикатуры

в 130 ежедневных изданиях. Во время

американской миссии помощи населению

Европы в период Первой Мировой войны он

подружился с айованцем по рождению Гербертом

Гувером (1874-1964), и, когда тот стал

президентом страны (1929-1933 годы), Дарлинг

был его неофициальным советником. В

начале 30-х он активно выступал за разработку

научных программ сохранения природы, и в

1934 года был назначен Ф. Рузвельтом руководителем

U.S. Bureau of Biological Survey.

Политика газеты в значительной мере

определялась ее совладельцем и редактором

Харвеем Ингамом (Harvey Ingham, 1858-1949)

- выпускником Университета Айовы, бизнесменом,

политиком и журналистом общенационального

масштаба.

Таким образом, работа в The Des Moines

Register была прекрасной школой для Гэллапа.

Становление его личности и начало профессиональной

деятельности проходило в высоко

этичной среде талантливых, прекрасно образованных,

увлеченным своих делом и успешных

людей. Пройдут годы, и Гэллап получит The

Iowa Award - высшую награду штата, вручаемую

только его уроженцам. Он станет девятым

c ≪Телескоп≫: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев≫

10 Пионеры в исследовании рекламы

лауреатом, а первыми были Г. Гувер и Д. Дар-

линг, В 1948 году Гэллап откроет список ≪Зала

Славы≫ Центра журнализма и коммуникации

Университета Айовы; этой чести удостаиваются

только выпускники этого университета.

В 1950 году там же будет помещен портрет

Ингама, а в 1955 - Старча.

В период с 1929 по 1931 годы Гэллап

руководил отделением журналистики в частном

Дрэйк Университете в Ди-Мойне. Он был

уже настолько известен своими исследованиями

читателя, что одна из крупнейших рекламных

фирм Америки Lever Brothers в 1931 году

заключила с ним контракт на консультирование.

В том же году он принял приглашение

Northwestern University в городе Эванстон

(штат Иллинойс) и проработал там в течение

года. В те годы ректором Университета был

профессор У. Скотт. Пока нам не удалось

найти фактов, свидетельствовавших бы о том,

что Гэллап был приглашен в Эванстон при его

содействии. Однако трудно допустить, что это

произошло лишь по игре случая. В 1981 году

ученый выступил с памятной лекцией в Medill

School of Journalism, где он преподавал полвека

назад, и ему была присвоена почетная степень.

Многие результаты Гэллапа, касающиеся

поведения читательской аудитории были

верными, но не оригинальными, однако в исследованиях

1931 года ему удалось найти неожиданные

факты. Опуская детали, остановимся

лишь на специфике использованного

Гэллапом подхода и значении полученного

результата.

Прежде всего он выделил десять

свойств, характеризовавших и форму рекламы

и, по мнению составителей реклам, привлекавших

внимание читательской аудитории.

Изучив четыре еженедельных журнала, он

ранжировал эти характеристики по частоте их

встречаемости в рекламах. Таким образом,

была построена своеобразная модель процесса

апелляции к потенциальному потребителю. На

первых местах оказались экономичность и

эффективность рекламируемого продукта, а на

последних - апелляция к полу читателя и претенциозность

рекламы. Затем были проинтервьюированы

15 тысяч человек и выяснено,

какие атрибуты рекламы запоминаются лучше.

Оказалось, во-первых, что механизмы запоминания

были заметно детерминированы полом,

и во-вторых, что у людей было свое понимание

языка рекламы, они читали ее не так, как

предполагали создатели.13

Это исследование Гэллапа, на наш

взгляд, выходит за рамки собственно рекламной

тематики и имеет более общее значение.

Возможно, оно является одним из первых

опытов социологического измерения эффективности

масс-комуникационого воздействия.

Гэллап показал существование различий между

целями коммуникатора (в данном случае -

заказчика рекламы и ее создателя) и осуществленным

им коммуникационным воздействием.

Во-вторых, он предложил и реализовал фактически

сохранившийся до настоящего времени

подход к измерению эффекта сообщения -

было вычислено ≪расстояние≫ между сигналом,

посланным коммуникатором, и сигналом,

воспринятым реципиентом. Кроме того, Гэллапом

была предложена простейшая схема

контент-анализа рекламы, и в рамках одного

проекта одновременно был выполнен анализ

текстов и опрос населения. Тем самым, осуществляя

маркетинговые замеры, он намного

опередил социологов, применявших подобную

технологию при исследовании эффективности

средств массовой коммуникации.

Мир рекламы среагировал немедленно

на этот результат Гэллапа, и в сообществе

профессионалов он стал известным.

К тридцати годам Гэллап сделал немало:

он имел высшую американскую научную

степень, накопил многолетний опыт журналиста

и редактора, сложился как преподаватель,

выполняя заказы многих газет, ему удалось

разработать эффективные приемы изучения

читательских интересов. Его имя было известно

в академических кругах и в среде газетно¬

журнального и рекламного бизнеса. Многие

рекламные фирмы предлагали ему хорошую

работу.

Полагаю, что и сам Гэллап задумывался

о своем будущем. Перед ним открывались два

пути. Первый - продолжить преподавательскую

деятельность, совмещая ее с выполнением

исследовательских проектов и консультированием

бизнес-структур. Второй - создать

исследовательскую фирму и развивать собственное

дело. Будущее показало, что и в том, и

в другом он был более чем успешен. Но жизнь

распорядилась иначе; Гэллап вышел из университетской

среды, но не сразу начал создавать

собственную исследовательскую фирму.

4. Раймонд Рубинам: ≪сопротивляйся

обыденности≫

Во всемирной и американской истории

рекламы и рекламного бизнеса Раймонд Руби-

кам занимает выдающее, уникальное положение

в силу многих обстоятельств. Он создал

первый в рекламной индустрии отдел по изучению

рекламы, и его подход к рекламе повлек

c ≪Телескоп≫: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев≫

Пионеры в исследовании рекламы 11

≪творческую революцию≫ в этой важнейшей

для завершивщегося столетия коммуникационной

и культурной сфере. Он был одним из

первых, кто задумывался об этике рекламы.

Раймонд Рубикам (Raymond Rubicam,

1982-1978)14 родился в 1892 году в Бруклине,

Нью Йорк. По отцовской линии он принадлежал

к роду немецких лютеран, переселившихся

в Америку в 1725 году, а его мать происходила

из рода французских гугенотов, бежавших

из Франции после Варфаломеевского побоища.

Писательский талант достался Рубика-

му от обоих родителей: отец был журналистом,

а мать - профессионально занималась

поэзией. Родители умерли рано, и Рубикам -

младший из восьми детей - жил в разных частях

Америки со старшими братьями и сестрами.

В восемь лет он начал работать, а в 15 -

прекратил посещать школу. Позже, на вопрос

о его образовании, Рубикам называл несуществующий

≪Jersey University≫.

В 18 лет Рубикам решил побывать в

Пенсильвании, где жили его предки; путь

длился год, в течение которого ему пришлось

выполнять множество работ, приходилось и

бродяжничать. Познакомившись с О. Генри,

Рубикам начал писать короткие рассказы, одновременно

он работал репортером газет.

Чтобы заработать деньги для женитьбы,

Рубикам ушел из газеты и стал продавать автомобили.

Дело шло неплохо, но оно не было

его призванием. Однако здесь он познакомился

с рекламой как формой бизнеса и особым

языком. В 1916 году он поступил работать в F.

Wallis Armstrong Company в Филадельфии и

начал осваивать ремесло копирайтера.

То, как Рубикам устраивался на работу,

ярко иллюстрирует его характер и некоторые

социальные ориентиры. Он написал два образца

рекламы: один - подражая известному автору

коротких рассказов Рингу Ларднеру, другой

- следуя стилю Уолтера Липпманна, уже в

те годы известного публициста, а в недалеком

будущем автора классической книги Public

Opinion (1922). Рубикам взял телефонную книгу

и обратился по первому адресу, стоявшему

под буквой ≪А≫. Он передал тексты секретарю

и в течение девяти дней с утра до вечера сидел

в приемной, но хозяин не приглашал его. Рубикам

написал ему гневное письмо и ушел. На

следующий день встреча состоялась, и Армстронг

сказал: ≪Рекламы, которые вы написали,

не многого стоят, но в письме что-то есть≫.

В конце 1919 года Рубикам перешел в

компанию N. W. Ayer & Son, развивавшую традиции

первого в Америке рекламного агентства

и бывшую в то время крупнейшей рекламной

фирмой страны. Агентство разрабатывало

рекламу для ряда крупных фирм, среди которых

были: Ford, De Beers, Camel, Cadillac,

Western Union и др. Здесь Рубикамом были

созданы его классические рекламы, вошедшие

в золотой фонд культуры 20 века.

Наиболее известна из них - ≪The

Instrument of the Immortals≫, реклама рояля

фирмы ≪Steinway≫ Во-первых, реклама отразила

некоторые существовавшие на рубеже 20-х

и осознанные американским населением культурные

потребности и предугадала тенденции

их развития. ≪Стейнвей≫ - инструмент высочайшего

качества, но теория маркетинга утверждает,

что само по себе это обстоятельство

не обеспечивает существование долгого и стабильного

рынка, нужен механизм, связывающий

продукт и покупателя. В те годы спрос на

все типы роялей падал, но продажа ≪Стейн-

вея≫ росла. В предисловии к книге, представляющей

100 лучших американских реклам с

начала века до конца 50-х, Рубикам писал, что

выдающаяся реклама известна не только тем,

что она продает, но тем, что ≪обе стороны -

публика и мир рекламы помнят ее в течение

продолжительного времени как восхитительный

результат труда≫.15 Конечно же, это относится

и к ≪The Instrument of the Immortals≫.

Во-вторых, в этой рекламе отражен

внутренний мир Рубикама и его художнический

опыт. По воспоминаниями Рубикама,

заголовок родился мгновенно, - значит ключевая

фраза рекламы давно жила в его сознании.

Эта реклама представляется мне своеобразной

иллюстрацией грустного, но очень американского

по духу рассказа О. Генри ≪Последний

лист≫. Его идея - большая победа достигается

огромной ценой. Старый художник умирает,

но он спасает жизнь девушке и сам продолжает

жить в своем предсмертном шедевре - ≪бессмертном

≫ листе.

c ≪Телескоп≫: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев≫

12 Пионеры в исследовании рекламы

Весной 1923 года Рубикам и Джон Янг

(John Orr Young, 1886-1976), создали свое рекламное

агентство Young & Rubicam (Y&R). На

публикуемой фотографии основателей Y&R

Рубикам - первый слева. В то время рекламное

производство базировалось на концепции ≪доминирующего

пространства≫: большие размеры

и высокая циркуляция рекламы. Философия

новой фирмы более акцентировала роль

творчества, профессионализма, чем объемные

характеристики рекламы. Успех пришел очень

быстро.

Проработав год в Филадельфии, фирма

переехала в Нью-Йорк и разместилась в одной

комнате на шестом этаже нового здания на

Madison Avenue - центре рекламной индустрии

Америки. Вскоре агентство занимало несколько

комнат, потом - этаж, а позднее и до

настоящего времени все здание - 26 этажей.

Поначалу их единственным клиентом в

Нью-Йорке была фирма General Food, и Янг

попросил руководство компании дать им для

разработки рекламы провальный товар; им

оказался Postum - бескофеиновый горячий напиток.

Рубикам впервые предложил использовать

в рекламе этого товара набор последовательных

картинок, вместе образующих рассказ.

Сегодня этим приемом пользуются многие

рекламисты. За разработку этой рекламной

компании Y&R получила Harvard-Bok Award, и

у агентства появилась репутация творческой

фирмы. Сразу появилось множество новых

заказчиков.

Методология опосредованного рекламного

воздействия, предложеннная Ру-

бикамом, является сегодня общепризнанной,

а его понимание роли рекламы повлекло

≪творческую революцию≫ в этой

коммуникационной и культурной сфере.

Он был одним из первых, кто задумывался

об этике рекламы, и раньше многих других

осознал наступление в рекламном бизнесе

времени активных и целенаправленных

исследований.

Все это - лишь малая часть сделанного

Рубикамом, но сказанного достаточно, чтобы

увидеть, какого жизненного опыта человек и

какого калибра профессионал специально

приехал в апреле 1932 года из Нью-Йорка в

Чигако, чтобы пригласить молодого профессора

Гэллапа для работы в Y&R.

К тому времени Янг покинул фирму,

Рубикам был ее президентом и задумал создать

у себя специальной отдел по изучению

рекламы. Каким образом Рубикам нашел Гэллапа,

почему он пригласил его, и в силу каких

причин Гэллап согласился? Ответы на эти вопросы

важны, потому что они помогут понять

творческие установки двух этих людей и их

отношение к работе - основу их многолетнего

сотрудничества и дружбы.

По мнению Сары ван-Аллен, многие годы

работавшей с Гэллапом, Рубикам решил

познакомиться с Гэллапом после прочтения

его статьи "Guesswork Eliminated in New

Method For Determining Reader Interest," опубликованной

8 февраля 1930 года в Editor &

Publisher. Свою концепцию подбора сотрудников

Рубикам формулировал следующим

образом: ≪знать о рынке больше всех и передавать

знания писателям и художникам,

имеющим воображение и глубокое уважение к

людям≫. Так он и поступал, приглашал только

самых лучших.

Имена лучших в сфере исследования

рекламы были названы выше: Ватсон, Гэллап,

Кроссли, Ропер, Робинсон, Старч и Черингтон.

Гэллап был самым молодым, но одновременно

уже известным своими методическими новшествами

и неожиданными результатами, а отсутствие

собственного бизнеса оставляло ему

максимум свободы в планировании будущего

и принятии решений. Кроме того Рубикам мог

сразу заметить в Гэллапе творческую агрессивность,

высоко котируемую в американском

деловом мире. Сам Гэллап говорил о себе: ≪Я

думаю, что у меня всегда были мессианские

иллюзии≫.16

Перед Гэллапом была поставлена задача

- определить все, что объясняет работу рекла-

c ≪Телескоп≫: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев≫

Пионеры в исследовании рекламы 13

мы, и найти пути повышения ее эффективности.

И в течение 15 лет другой цели он не

имел. Ему была предоставлена полная свобода

в определении направления и форм исследовательской

деятельности, что вообще не характерно

для мира бизнеса. Когда Гэллап приходил

с новыми результатами, Рубикам собирал

ведущих специалистов, и они слушали и обсуждали

находки до часу ночи.

Вспоминая начало своей работы в рекламной

индустрии, Гэллап говорил о том, что

тогда любопытство в отношении механизмов

работы рекламы было выше, чем в последующие

времена. Появление большого числа рекламных

агентств ≪разбавило≫ концентрацию

интеллектуального фермента, и, соответственно,

понизило интерес к научной стороне дела.

Одновременно Гэллап подчеркивал, что Руби-

кама отличало от многих, с кем ему доводилось

встречаться, значительно более глубокое

проникновение в суть действия рекламы.

1 июля 1932 года после окончания семестра

Гэллап переехал в Нью-Йорк и возглавил

исследовательский отдел в Y&R. В начале 40-х

в нем работало около 400 специалистов, осуществлявших

мониторинг аудитории газет,

журналов и радио. Гэллап работал в Y&R в

течение полутора десятилетий и не сожалел о

том, что оставил академическую жизнь. ≪У

меня всегда было столько денег, сколько полагал

необходимым для проведения экспериментов,

которые мне хотелось выполнить≫, говорил

ученый, и ≪меня ни разу не просили сделать

того, что было бы в не полной мере этично

≫. Один выгодный для Y&R клиент как то

попросил Гэллапа ≪подправить≫ результаты

исследования, чтобы его продукт оказался на

уровне лучших в соответствующей рыночной

нише. Геллап отказался, и фирма расторгла

заказ.

Рубикам возглавлял агенство в течении

21 года, но традиции, заложенные им, живы и

развиваются. Штаб-квартира организации расположена

в здании, купленном отцами-

основателями, а руководитель Y&R занимает

бывший офис Рубикама на шестом этаже. Более

300 отделений фирмы работает в 73 странах,

в том числе и в России.

5. Давид Огилви: ≪Ненавижу

правила≫

При всей своей внутренней насыщенности

и причастности к событиям общенационального

масштаба жизнь Гэллапа протекала

в достаточно однородном социальном

пространстве: это был мир образованных и

успешных людей. Жизненный путь Рубикама

был менее прямым, но Рубикам рано вышел на

писательскую стезю, приведшую его на вершину

рекламного бизнеса. Жизненная траектория

Огилви имеет редкостную конфигурацию,

а встреча с Гэллапом рассматривалась им

как счастливый подарок судьбы.17

Давид Огилви (David Ogilvy, 1911-1999)

- выходец из старого шотландского рода, родился

в небольшом городке недалеко от Лондона

и был пятым младшим ребенком. Его

отец был образованным и интересным человеком.

Первый опыт копирайтера, Огилви было

17 лет, оказался для него памятным. На его

объявление в газете о том, что юноша ищет

работу секретаря и компаньона для путешествий,

откликнулся из Парижа состоятельный

американец. Через десять дней шофер американца

встретил Огилви на вокзале и привез его

к нему. Тот предложил ему отдельную комнату

и сказал, что он простужен. На следующий

день американец был очень любезен, и после

ужина сказал, что простуда прошла, и они могут

спать вместе. Проигнорировав это предложение,

Огилви сбежал в Лондон.

Огилви учился в Эдинбурге и Оксфорде,

но, не получив диплома, уехал во Францию.

Начинал свою работу в ресторане с приготовления

завтраков собакам постояльцев

парижского Hotel Majestic, но через несколько

лет стал шеф-поваром этого ресторана. Потом

работал коммивояжером в Англии.

В 1938 году он эмигрировал в Америку.

Произошло это в силу множества причин:

О ≪Телескоп≫: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев≫





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 320 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Так просто быть добрым - нужно только представить себя на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © Марлен Дитрих
==> читать все изречения...

2463 - | 2219 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.016 с.