Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Методические рекомендации по организации




Самостоятельной работы студентов

Для освоения дисциплины важно, чтобы обучающиеся умели рассуждать на предлагаемые темы, высказывать свою точку зрения, свои суждения; анализировать факты, документы, аннотировать источники; наблюдать, фиксировать данные, обобщать полученные результаты; уметь договариваться для выполнения коллективных работ теоретического и практического плана.

Обучение студентов в вузе складывается из нескольких составляющих: конспектирование лекций ведущих преподавателей, участие в практических и лабораторных занятиях, прохождение производственных практик и т.д. Если сравнить количество часов, отводимых на аудиторную и внеаудиторную работу студентов, то станет ясно, что к организации самостоятельной работы, на которую отводится значительное количество часов, особенно по сравнению с аудиторной, нужно подходить с особой ответственностью.

Условно можно выделить два вида СРС:

  • непосредственно на аудиторных занятиях
  • внеаудиторная СРС при выполнении домашних заданий учебного и творческого характера.

Первый вид СРС поддается регулированию со стороны преподавателя, т.е. преподаватель может

  • определить вид самостоятельной работы;
  • ограничить время работы;
  • дать индивидуальную консультацию, образец выполнения и т.д.
  • организовать контроль.

Внеаудиторная СРС проводится без непосредственного контроля со стороны преподавателя и, следовательно, требует тщательной подготовки.

 

 

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

1. Система беспроводной интернет-связи типа Wi-Fi.

2. Ноутбук.

12. Дополнительные материалы _

Глоссарий

Акварель (от лат. "вода") - 1) водяные краски, красочный мате­риал, предназначенный для акварельной живописи; 2) техника живописи и само произведение, выполненное акварельными красками.

Аллегория (от греч, "'иносказание") - в искусстве - воплощение явления, идеи в наглядном обрате. Аллегорический образ связан с тем, что он изображает условной связью (например, изображение льва нужно только для того, чтобы указать на идею Мощи, и не имеет значения само по себе). В отличие от символа, аллегория не оказывает непосредствен­ного эмоционально- эстетического воздействия, она рассудочна, требует истолкования.

Аппликация (от лат. "прикладывание, присоединение") - способ создания художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала.

Архетип (от греч. "первообраз") - в эстетике - изначальный образ, оригинал, первопричина всех последующих сю изображений в искусст­ве. В современной науке понятие "А." связано с именем психолога К. Юнга (1 875- 1 96 1). Согласно Юнгу "А." - древнейшие общечеловеческие символы, которые таятся в ''коллективном бессознательном" человече­ства, связаны с жизненно важными переживаниями бесчисленных поко­лений и оживают, оформляются в мифах, художественных произведени­ях. Художники интуитивно пользуясь архетипичсскими символами, вся­кий раз переводят их на язык современности, тем самым связывая людей своей эпохи с древним общечеловеческим опытом.

Архитектура (от греч. "главный строитель") - термин употреб­ляющийся в двух значениях: I) Система зданий и сооружений, органи­зующих пространственную среду для жизни и деятельности людей; 2) Искусство формировать эту пространственную среду, создавать новую реальность, обладающую функциональным значением, приносящую че­ловеку пользу и доставляющую эстетическое наслаждение.

Ассоциация (от лат. "связываю, соединяю") - такие связи между идеями, образами, словами, когда появление в сознании одного из них влечет за собой и другие. Художник ассоциирует прежде всего образы, которые близки или контрастны по "эмоциональном тону", по "гамме чувств".

Виды искусства - различные формы художественно-творческого освоения мира человека.

Воображение - одна из важнейших способностей человека ко всем видам художественного творчества. Образ в искусстве не бывает простым воспроизведением, отпечатком предметов внешнего мира. Он выражает человеческие ценности, богатую гамму переживаний худож­ника. Силой воображения художника это внутреннее содержание, само по себе незримое, необразное, обретает образ, "воображается" в мате­риале того или иного искусства, становиться "видимым", "слышимым", доступным другим людям. Работа В. проявляется в целенаправленном отборе и преобразовании жизненных впечатлений, в расстановке нуж­ных акцентов, выборе соответствующих средств (живописных, пласти­ческих и т. п.).

Восприятие искусства - узнавание, понимание, эмоционально-эстетическая оценка художественных произведений, зрителем, слушате­лем. В. и. - не пассивный процесс, а сотворчество воспринимающего с автором. В основе полноценного В. и. лежит понимание и непосредст­венная отзывчивость на пафос (господствующие в произведении чувства или целая гамма чувств), и, с другой стороны, понимание всех конкрет­ных особенностей художественной формы как неслучайных, несущих печать авторского замысла, выражающих пафос.

Выразительность - главный существенный признак художест­венного образа. Понимается как способность художника посредством разнообразных приемов передавать человеческие эмоции, использова­ние им в образной характеристике таких деталей, которые с наибольшей полнотой раскрывают сущность изображаемого явления, характера.

Графика (от греч. "пишу, рисую") - один из видов изобразитель­ного искусства. В отличие от живописи, основным средством выражения Г. является рисунок.

Гуашь (от итал. "водяная краска") - красочный материал, обла­дающий большой кроющей способностью. Г. работают преимуществен­но по бумаге. В отличие от акварели и подобно темпере, живопись Г. ве­дется плотным непрозрачным слоем.

Декоративно-прикладное искусство (от лат. "украшаю") - вид искусства, имеющий свой особый художественный смысл и свою деко­ративную образность, и вместе с тем непосредственно связанный с нуж­дами людей. Самым древним видом украшений является орнамент. В единстве художественной и унитарной функций изделия, во взаимопро­никновении формы и декора проявляется специфика и синтетический характер декоративно-прикладного искусства.

Детский рисунок - произведение изобразительного искусства ре­бенка приблизительно от 3-х до 15-16 лет, не определившего свой про­фессиональный путь, отражающее самостоятельный взгляд на мир. Тер­мин "Д. р." возник в искусствоведческой литературе в 1880-е г.г., когда была понята его эстетическая ценность, рисунки детей начали коллек­ционировать. Изучение Д, р. с позиций разных наук дает возможность понять, как развивается мировосприятие ребенка, его взаимодействие с пространством и с миром в целом, эстетическое отношение конкретного ребенка к действительности, как проявляются его способности к искус­ству или другой области знаний, какую роль при этом играет воображе­ние, память, впечатлительность автора и другие факторы.

Дизайн (от англ, "замысел, проект") - термин, обозначающий раз­личные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формиро­вание эстетических и функциональных качеств предметной среды,

Жанры изобразительного искусства (от франц. "род, вид1') по­нятие, характеризующее предмет, выбранный художником для изобра­жения: город, уголок природы, сюжет из истории, окружающие предме­ты, сцены из жизни, животные, человек. Соответственно различают Ж.: пейзаж, натюрморт, портрет, бытовой, исторический, анималистиче­ский.

Живопись - 1) один из основных видов изобразительного искус­ства; 2) художественное изображение мира на плоскости посредством цветных материалов.

Замысел в искусстве - предвосхищение будущего произведения, его первое проявление в сознании художника. Зародившийся замысел побуждает работать над его конкретизацией и воплощением. Зарожде­ние самостоятельных замыслов - главное условие полноценного творче­ства в любом виде искусства.

Изобразительно-выразительные средства искусства - совокуп­ность средств и приемов, которыми каждый из видов искусства решает свои художественные задачи.

Импровизация (от лат. "непредвиденный, внезапный") - особый вид творчества, характерный тем, что сочинение произведения происхо­дит непосредственно в процессе его исполнения, а не предваряет этот процесс.

Искусство - общее понятие, объединяющее все виды художест­венного творчества, и в то же время отделяющее их от других видов че­ловеческой деятельности.

Искусствознание (искусствоведение) - наука об искусстве, со­стоящая из теории искусства, истории искусства и художественной кри­тики. В отличие от эстетики, изучающей общие законы всех видов ис­кусств, Ц'И." подразделяется на отдельные отрасли (литературоведение, искусствоведение, под которыми подразумевается наука об изобрази­тельных искусствах, музыковедение и др.)

Картина - особый тип живописного изображения, принадлежа­щий, как правило, к области станкового искусства. К. возникла в Италии в эпоху Возрождения.

Коллаж (фр.) - 1) прием в изобразительном искусстве, заклю­чающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличаю­щихся от нее по цвету и фактуре; 2) так же называются произведения, исполненные в этой технике.

Колорит - одно из важнейших средств выразительности художе­ственного образа, в живописи - это система соотношения цветовых то­нов, образующих единство.

Композиция (от лат "связывание, составление") - 1) построение художественного произведения, определенное его содержанием, харак­тером и назначением; 2) важнейший организующий компонент художе­ственного произведения, придающий ему целостность и определяющий соподчиненность отдельных его частей по отношению друг к другу и к целому.

Масло (масляная живопись) - важнейшая и широко распростра­ненная разновидность живописной техники, основанная на применении растительного масла в качестве основного связующего вещества. Ос ионные достоинства М. ж. - гибкость, податливость богатого возможно­стями материала и относительная прочность красочного слоя.

Музей (от греч. "музеон - жилище муз") - учреждение, занимаю­щееся собиранием, хранением, изучением, реставрацией, экспонирова­нием ценностей культуры, отражающих различные области творческой деятельности человека.

Натура (от лат. "природа") - в искусстве - объективно сущест­вующая часть реального мира (природа, город, предметы быта, овощи, фрукты, человек, сцены из жизни), которую художник наблюдает, изо­бражает и творчески преобразует в своих произведениях.

Натюрморт (от фр. "мертвая природа") - жанр искусства, посвя­щенный изображению окружающих человека вещей, композиционно ор­ганизованных в единую группу. Кроме неодушевленных предметов (на­пример, предметов домашнего обихода) в натюрмортах изображают цветы, фрукты, овощи, а также животных, птиц, насекомых.

Образ художественный - характерный для искусства способ пре­образования различных явлений, а также и результат такого преобразо­вания, воплощенный в произведении. О. х., будучи обобщенным, сохра­няет и живую конкретику проявления общего; не просто моделирует, повторяет некоторое жизненное явление, но пересоздает его, проявляя заложенные в нем эстетические возможности, проявляет в этом явлении существенное, позволяя этому существенному, общему "просвечивать" сквозь единичное, не порывая связи с ним.

Орнамент (от лат. ''украшение") - узор, построенный на регуляр­ном ритмическом чередовании и организованном расположении абст­рактно-геометрических или изобразительных элементов; предназначает­ся для украшения предметов (утварь, текстильные изделия и пр.)

Палитра (от лат. "лопатка") деревянная дощечка, чаще всего овальной или круглой формы, на которой живописец размещает краски и смешивает их в поисках нужных оттенков.

Пастель (фр., итал.) - красочный материал, предназначенный для особой техники живописи и для рисования. П. изготовляется в виде обернутых в бумагу палочек ("карандашей") и состоит из сухого кра­сочного порошка с примесью скрепляющих или разбеливающих веществ. П. называется и сама техника живописи и рисования пастельны­ми красками.

Пейзаж (от фр. "местность, страна") - жанр изобразительного ис­кусства или конкретное произведение, предметом которого является изображение природы, вида, местности.

Портрет - жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение человека.

Рельеф скульптурное изображение на плоскости. Может вклю­чаться в композицию стены, свода, других частей архитектурного или скульптурного произведения, а также быть самостоятельным станковым произведением. Выпуклый Р. подразделяется на: низкий - барельеф и высокий - горельеф.

Репродукция (от лат. "снова, вновь" и "продукция" от фр. "вос­произведение") - в применении к изобразительному искусству - массо­вое воспроизведение художественного оригинала полиграфическими средствами, преимущественно в уменьшенном масштабе.

Рисунок - разновидность графики. Р. исполняется преимущест­венно твердым красящим веществом (карандашом, углем, сангиной и пр.). Основные средства выразительности рисунка - линия, штрих, пят­но, их взаимодействие с основой (бумагой, картоном, колетом и т, д.)

Ритм – (в искусстве) - интуитивно или намеренно создаваемая упорядоченность формы на основе чередования ее элементов, что дает ощущение периодически повторяющихся акцентов.

Силуэт - разновидность графики. Название происходит от имени французского министра XVIII века Э де Силуэта, на которого была сде­лана карикатура в виде теневого профиля. С. - изображение фигур и предметов сплошным, преимущественно черным пятном, с островыра­зительными внешними очертаниями.

Символ - отличительный признак, знак, выражающий смысл изо­браженного предмета.

Симметрия (от греч. "соразмерность") - одинаковое расположе­ние частей целого относительно какой-либо оси или центра.

Синестезия (от греч. "совместное чувство, одновременное ощу­щение") - психическое явление, заключающееся в том, что воздействие на какой-либо орган чувств вызывает ощущение не только в нем самом, но и добавляет ощущение, характерное для другого органа чувств (на­пример "цветной слух", при котором звук, наряду со звуковым ощу­щением, вызывает еще и цветовое).

Синтез искусств - Соединение разных искусств в едином произ­ведении, которое возникает не как сумма отдельных искусств, а как ор­ганическое целое, обладающее особым художественным воздействием; так же синтез искусств понимается как определенное сочетание видов искусств, выбранных для решения тех или иных задач эстетического воспитания личности.

Скульптура - вид изобразительного искусства, заключающийся в вырезании или высекании объемного трехмерного изображения из твер­дого материала - камня, дерева и пр. Не следует путать с пластикой, суть которой не в удалении излишней массы материала, а в добавлении ее путем лепки в мягком, пластичном материале - глине, пластилине, воске и пр.

Содержание и форма в искусстве - неразрывно связанные и вза­имно обусловленные эстетические категории, основополагающие искус­ствоведческие понятия. В них обобщено представление о двух сторонах художественного произведения: о внутренней (что в нем выражено и от­ражено) и внешней (какими средствами это достигнуто).

Стиль (от греч. "палочка для письма") -!) совокупность взаимо­связанных признаков, которые являются общими для целого ряда худо­жественных произведений, объединяют их между собой, и, в то же вре­мя, отличают от произведений других стилей; 2) индивидуальный стиль мастера.

Творчество художественное одно из главных проявлений твор­ческого начала в человеке, преобразование житейского и духовного опыта человека в образы искусства. Главным результатом X, т. является создание особой, "второй реальности", картин, статуй и т. д. При этом сама материя, которой пользуется тот или иной вид искусства, преобразуется, приобретая особое качество художественной индивидуальности.

Тектоника (от греч. "относящийся к строительству") в архитек­туре пластическое художественно-образное выражение основных конструктивных особенностей здания, их проявление в ритмическом строе, пропорциях, особенностях материала и т. д., то есть выявление во внешнем облике постройки.

Техники художественные - в соответствии с изобразительными видами искусства Т. х. целятся на живописные, графические и скульп­турные; '"техника" или манера исполнения произведений не является чем-то внешним по отношению к образно-смысловому строю произве­дений, подчеркивающее это выражение внутреннего во внешнем.

Тон (от греч. "напряжение") - одна из основных, наряду с яркостью (светлотой) и насыщенностью, характеристик света. Характеризуя тот или иной цвет (как "фиолетовый", "лимонный" и т. п.), мы определя­ем то, что называется "цветовым тоном". Т. в живописи называют также основной оттенок, обобщающий и подчиняющий себе все цвета произ­ведения и придающий цельность колориту.

Фактура (от лат. "изготовление, обработка") - в изобразительном искусстве - материальные осязаемые свойства поверхности произведе­ния.

Фон - любая часть изобразитель­ной или орнаментальной композиции по отношению к включенной в эту композицию, находящейся ''ближе" к зрителю и выделяющейся летали, фигуре.

Формат (от лат. "придаю форму") - линейные размеры (длина, ширина, высота) произведения. Ф. в изобразительном искусстве (в жи­вописи, графике. скульптуре) - один из элементов, определяющих ком­позиционное решение произведения.

Способности - психологические качества человека, которые нужны для успешной работы в области искусства. В осно­ве всех видов х. с. лежит общее свойство человеческой личности - эсте­тическое отношение к миру, благодаря которому зарождающиеся худо­жественные замыслы, требующие работы воображения, то есть создания образа, выражающего внутреннее идейно-эмоциональное содержание произведения в материале того или иного вида искусства. Решающее значение для проявления и развития х. с. часто имеет мотивационная сторона, наличие у человека глубокой и устойчивой потребности в ху­дожественном творчестве. X. с. взаимодействуют с о знаниями, умения­ми, навыками в данной области искусства и без последних не могут развиваться. Однако х. с. развиваются успешно, когда потребность челове­ка решить творческую задачу опережает имеющиеся у него на данный момент умения и навыки, и побуждает овладевать недостающими, в чем ему и оказывает помощь педагог.

Художник человек, профессионально работающий в области изобразительного искусства (живописец, график, прикладник и др.). Че­ловек, создающий художественное произведение в любой области ис­кусства.

Эстетика (от греч. "чувственно воспринимаемый") - наука о принципах художественного освоения мира человеком, об основных за­кономерностях преобразования явлений жизни в факты искусства.

Эстетическое воспитание - целенаправленная педагогическая работа, цель которой развивать с помощью искусства ценные духовно-нравственные качества у детей и молодых людей.

Эстетическое отношение - особое отношение человека к миру в целом и к отдельным явлениям жизни. Человек с развитым Э. о. воспри­нимает чувственный облик существ, предметов, явлений не как их внешнюю оболочку, а как выражение сути: состояния, характера, судь­бы, внутренней жизни, в чем то родственной его собственной. Его отли­чают чувства сопричастности к миру, отношение ко всему как к живому. Переживания такого рода представляют собой обязательное условие за­рождения полноценных и самостоятельных художественных замыслов.

Художник человек, профессионально работающий в области изобразительного искусства (живописец, график, прикладник и др.). Че­ловек, создающий художественное произведение в любой области ис­кусства.

Эстетика (от греч. "чувственно воспринимаемый") - наука о принципах художественного освоения мира человеком, об основных за­кономерностях преобразования явлений жизни в факты искусства.

Эстетическое воспитание - целенаправленная педагогическая работа, цель которой развивать с помощью искусства ценные духовно-нравственные качества у детей и молодых людей.

Эстетическое отношение - особое отношение человека к миру в целом и к отдельным явлениям жизни. Человек с развитым Э. о. воспри­нимает чувственный облик существ, предметов, явлений не как их внешнюю оболочку, а как выражение сути: состояния, характера, судь­бы, внутренней жизни, в чем то родственной его собственной. Его отли­чают чувства сопричастности к миру, отношение ко всему как к живому. Переживания такого рода представляют собой обязательное условие за­рождения полноценных и самостоятельных художественных замыслов.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 303 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2256 - | 2185 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.091 с.