Рембрандта Харменс Ван Рейна (нидер. Rembrandt Harmenszoon van Rijn) — великий голландский художник и гравёр. Рембранд любил и ценил офортное искусство на протяжение всей жизни и занимался им на ровне с живописью. В отличие от картин, которые могли долгие годы быть скрытыми от публики, офорты приносили Рембрандту хороший доход и позволяли познакомить со своим творчеством широкий круг людей. Именно поэтому за границей Нидерландов Рембрандта лучше знали именно как гравёра. Он так же занимался коллекционирование офортов других офортистов, таких, как Альбрехт Дюрер, Геркулес Сегерс, Джованни Бенедетто Кастильоне.
В своих работах Рембрандт обращался к различным жанрам они включали в себя библейские и мифологические сцены, портреты, автопортреты, пейзажи, изображения нищих, аллегории, обнаженная натура, эротические сцены и другие. Бывало и так, что сначала изготовлялся офорт, а через некоторое время тот же сюжет реализовывался на холсте. Первые работы Рембрандта «Отдых на пути в Египет» и «Обрезание» датированы 1626 годом.
Обрезание (The Circumcision) 1626
Отдых на пути в Египет (The rest on the flight into Egypt) 1626
Все последующее время Рембрандт стремился к совершенству по этому экспериментировал с бумагой и техниками. Он мог комбинировать в одном офорте несколько видов техник, например, травленый штрих и технику сухой иглы. А для достижения большей выразительности постоянно искал новую бумагу, в частности использовал так называемую японскую бумагу с желтоватым оттенком.
От стремления к идеалу, работы над создание офорта затягивались на года. Например, знаменитый офорт «Христос, исцеляющий больных» (или «Лист в сто гульденов») он создавал семь лет. А некоторые свои офорты Рембрандт мог переделывать по несколько раз, максимальное количество в 11 изменений принадлежит офорту «Автопортрет в мягкой шляпе и плаще с вышивкой».
Автопортрет в мягкой шляпе и плаще с вышивкой
(Self portrait in a soft hat and embroidered cloak) 1631
К 1640-ым постоянные эксперименты и стремление к идеалу дают свои плоды. Рембрандт создаёт шедевры в пейзаже «Мельница», «Три дерева» и в библейских сценах — «Христос, исцеляющий больных (Лист в сто гульденов)».
Христос, исцеляющий больных (Лист в сто гульденов) (Christ preaching [The Hundred Guilder Print]) 1643-49
Мельница (The windmill) 1641
В 1650-е Рембрандт создает новые подходы к созданию офортов: произведения, выполненные в эскизном стиле. Совершил революцию Рембрандт и в гравировании ночных сцен, в них он добивается великих достижений. После 1658 года Рембрандт почти целиком сосредоточился на создание картин и создал только один офорт по заказу в 1665 «Портрет Яна ван дер Линдена».
Портрет Яна ван дер Линдена
(Jan Antonides van der Linden) 1665
Офорты Рембрандта измеряются от нескольких сантиметров до нескольких десятков сантиметров. Например, офорт «Голова кричащего мужчины в меховой шапке» имеет размеры 36×29 мм, а офорт «Христос перед Пилатом» имеет размеры 547×447 мм.
Христос перед Пилатом (Christ before Pilate) 1636
Голова кричащего мужчины в меховой шапке (Head of a man in a fur cap) 1629-30
До 1633 года Рембрандтом подписывал свои офорты аббревиатурой RHL (Rembrandus Hermanni Leidensis), а после Rembrandt f. (Rembrandt fecit). К сожалению, были у мастера и не подписанные офорты, дискуссий относительно их авторства длились на протяжение столетий. Самый полный и авторитетный каталог офортов Рембрандта считается Bartsch в настоящее время каталог насчитывается 289 офортов.
Некоторые офорты сохранились только в 1-2 экземплярах, поэтому полную коллекцию собрать практически невозможно. Увидеть одну из самых больших и наиболее полных коллекций Рембрандта можно в Государственном Музеи Эрмитаж в Санкт-Петербурге. Коллекция была передана музею выдающимся русским искусствоведом, коллекционером и юристом, Дмитрием Александровичем Ровинским (1824-1895).
Оригинальная медная пластина — Иосиф и жена Потифара (Joseph and Potiphar’s wife) 1635
Иосиф и жена Потифара (Joseph and Potiphar’s wife) 1635