Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Возможна и ситуация естественного затухания традиции (как правило, в ситуации потери актуальности данной социальной функции) – прекращение традиции.




Научные исследования, ведущиеся в створе этой познавательной установки, обладают огромным эвристическим потенциалом. Методом подобного изучения общества, проводимого посредством системного анализа его культурных проявлений и дешифровки их, скрытых или неявных социальных смыслов, можно осуществлять диагностирование многих социальных проблем, не поддающихся обнаружению иным способом. Это расширяет наше системное знание об окружающей социальной реальности, способствует обнаружению и осмыслению многих неявных закономерностей социальной жизни, структур ее устроения, процедур и алгоритмов функционирования. И это касается не только культуры в ее узком отраслевом понимании, а всех сторон социальной жизни людей. В этой связи нельзя не согласиться

я с мнением И.М. Быховской, заявляющей, что культуролог – это не тот, кто изучает явления культуры в их самодостаточной ценности и специфических формах (я думаю, что это скорее задачи филолога – изучение вербальных форм, антрополога – поведенческих форм и искусствоведа – художественно-образных форм), а тот, «кто изучает культурную составляющую любых социальных явлений и процессов, в том числе и тех, что относятся к явлениям культуры».

В контексте формирования представлений о культурологии как о научной парадигме хотелось бы затронуть еще один вопрос. Известно, что разные научные парадигмы в исследовании общества, как правило, задают собственное специфичное понимание смысла социальной истории, вектора ее направленности и результатов исторического процесса. И в этом видится принципиальное отличие научных парадигм в изучении общества и культуры от общественно-научных методологий, которые не касаются вопроса о том, каким образом осуществляется социокультурная динамика и к каким результатам она приводит, а только задают способ ее изучения (например, структурализм и постструктурализм). Хотя и парадигмы при этом тоже выполняют функции самостоятельных методологий.

культурология в своем понимании истории, ее закономерностей, движущих сил и результатов основывается (пока еще преимущественно латентно) на результатах наблюдений, свидетельствующих о том, что в ходе исторического развития постепенно возрастает число функциональных оснований человеческой солидарности. А это в свою очередь ведет к расширению возможностей культуры по социальной регуляции процедур жизнедеятельности человеческого общества, к совершенствованию этих процедур и повышению их эффективности. Т.е. в процессе исторической динамики происходит последовательное накопление причин, которые понуждают людей жить вместе, коммуницировать, взаимодействовать, отстаивать общие интересы, и одновременно расширяются возможности культурной регуляции этих социальных взаимодействий. И на каждом последующем этапе исторического развития этих причин и возможностей становится больше, чем на предыдущем, меняется их иерархия, складывается их новая специфическая композиция. Происходит как неуклонное расширение содержания человеческой социальности (и солидарности как ее основания) и перечня стимулирующих ее факторов, так и, тем более, – возрастание числа форм ее реализации. Естественно, что расширение типологии актуальных вариантов солидарности ведет и к такому же возрастанию номенклатуры связанных с ней идентичностей. Этот процесс по существу и описывается культурологией, но он пока еще не полностью отрефлексирован ею, не введен в круг важнейших профилей научного обобщения.

Только когда культурология сумеет отрефлексировать и систематизировать собственные представления об эволюции потребности людей в коллективном существовании, ее социальных, утилитарных и ценностных основаниях, ее векторной направленности, принципах осуществления и формах выражения, а также сумеет конструктивно соотнести эти представления со взглядами на современное развитие, включив современность в систему своих историософских суждений, сумеет концептуально описать, что происходит с обществом на протяжении его исторического развития, основываясь на динамике его культурных характеристик, она по праву займет достойное место среди общественно-научных парадигм, как особая модель осмысления общественного бытия и ракурсов его исследования.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 357 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2261 - | 2184 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.