Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


В 80-е годы XIX века Шиш­кин (1) создаёт много кар­тин (2) в сю­же­тах (3) ко­то­рых (4) он по-преж­не­му об­ра­ща­ет­ся к жизни рус­ско­го леса, рус­ских лугов и полей.




19. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

Может так слу­чить­ся (1) что (2) пока осталь­ные ре­бя­та будут го­то­вить свои ко­стю­мы к вы­ступ­ле­нию (3) нам придётся за­ни­мать­ся со­всем дру­ги­ми де­ла­ми (4) чтобы успеть к пре­мье­ре.

20. Какие из вы­ска­зы­ва­ний не со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1) Берг не по­ни­мал зна­че­ния слова «ро­ди­на» до того, как провёл почти месяц на озере в му­ром­ских лесах.

2) Берг от­пра­вил­ся в му­ром­ские леса к сво­е­му другу Яр­це­ву, чтобы за­нять­ся ри­со­ва­ни­ем пей­за­жей.

3) Пер­вый пей­заж Берга был на­пи­сан ак­ва­ре­лью.

4) Ваня Зотов, сын ху­дож­ни­ка, при­во­зил Бергу про­дук­ты и почту, пока тот был на озере.

5) По­езд­ка Берга на озеро в му­ром­ские леса со­сто­я­лась в на­ча­ле осени.

 

 

(1)Когда при Берге про­из­но­си­ли слово «ро­ди­на», он усме­хал­ся. (2)Не за­ме­чал кра­со­ты при­ро­ды во­круг, не по­ни­мал, когда бойцы го­во­ри­ли: «(3)Вот отобьём род­ную землю и на­по­им коней из род­ной реки».

- (4)Тре­пот­ня! - мрач­но го­во­рил Берг. - (5)У таких, как мы, нет и не может быть ро­ди­ны.

- (6)Эх, Берг, су­хар­ная душа! - с тяжёлым уко­ром от­ве­ча­ли бойцы. - (7)Ты землю не лю­бишь, чудак. (8)А ещё ху­дож­ник!

(9) Может быть, по­это­му Бергу и не уда­ва­лись пей­за­жи.

(10) Через не­сколь­ко лет ран­ней осе­нью Берг от­пра­вил­ся в му­ром­ские леса, на озеро, где про­во­дил лето его друг ху­дож­ник Ярцев, и про­жил там около ме­ся­ца. (11)Он не со­би­рал­ся ра­бо­тать и не взял с собой мас­ля­ных кра­сок, а привёз толь­ко ма­лень­кую ко­роб­ку с ак­ва­ре­лью.

(12)Целые дни он лежал на ещё зелёных по­ля­нах и рас­смат­ри­вал цветы и травы, со­би­рал ярко-крас­ные ягоды ши­пов­ни­ка и па­ху­чий мож­же­вель­ник, длин­ную хвою, ли­стья осин, где по ли­мон­но­му полю были раз­бро­са­ны чёрные и синие пятна, хруп­кие лишаи неж­но­го пе­пель­но­го от­тен­ка и вя­ну­щую гвоз­ди­ку. (13)Он тща­тель­но раз­гля­ды­вал осен­ние ли­стья с из­нан­ки, где жел­тиз­на была чуть тро­ну­та свин­цо­вой из­мо­ро­зью.

(14)На за­ка­тах жу­рав­ли­ные стаи с кур­лы­ка­ньем ле­те­ли над озе­ром на юг, и Ваня Зотов, сын лес­ни­ка, каж­дый раз го­во­рил Бергу:

- (15)Ка­жись, ки­да­ют нас птицы, летят к тёплым морям.

(16)Берг впер­вые по­чув­ство­вал глу­пую обиду: жу­рав­ли по­ка­за­лись ему пре­да­те­ля­ми. (17)Они бро­са­ли без со­жа­ле­ния этот лес­ной и тор­же­ствен­ный край, пол­ный безы­мян­ных озёр, не­про­лаз­ных за­ро­с­лей, сухой лист­вы, мер­но­го гула сосен и воз­ду­ха, пах­ну­ще­го смо­лой и сы­ры­ми бо­лот­ны­ми мхами.

(18)Как-то Берг проснул­ся со стран­ным чув­ством. (19)Лёгкие тени вет­вей дро­жа­ли на чи­стом полу, а за две­рью сияла тихая си­не­ва. (20)Слово «си­я­ние» Берг встре­чал толь­ко в кни­гах по­этов, счи­тал его вы­спрен­ним и лишённым яс­но­го смыс­ла. (21)Но те­перь он понял, как точно это слово пе­ре­даёт тот осо­бый свет, какой ис­хо­дит от сен­тябрь­ско­го неба и солн­ца.

(22)Берг взял крас­ки, бу­ма­гу и, не на­пив­шись даже чаю, пошёл на озеро. (23)Ваня перевёз его на даль­ний берег.

(24)Берг то­ро­пил­ся. (25)Берг хотел всю силу кра­сок, всё уме­ние своих рук, всё то, что дро­жа­ло где-то на серд­це, от­дать этой бу­ма­ге, чтобы хоть в сотой доле изоб­ра­зить ве­ли­ко­ле­пие этих лесов, уми­ра­ю­щих ве­ли­ча­во и про­сто. (26)Берг ра­бо­тал как одер­жи­мый, пел и кри­чал.

...(27)Через два ме­ся­ца в дом Берга при­нес­ли из­ве­ще­ние о вы­став­ке, в ко­то­рой тот дол­жен был участ­во­вать: про­си­ли со­об­щить, сколь­ко своих работ ху­дож­ник вы­ста­вит на этот раз. (28)Берг сел к столу и быст­ро на­пи­сал: «Вы­став­ляю толь­ко один этюд ак­ва­ре­лью, сде­лан­ный этим летом, - мой пер­вый пей­заж».

(29)Спу­стя время Берг сидел и думал. (30)Он хотел про­сле­дить, ка­ки­ми не­уло­ви­мы­ми пу­тя­ми по­яви­лось у него ясное и ра­дост­ное чув­ство ро­ди­ны. (31)Оно зрело не­де­ля­ми, го­да­ми, де­ся­ти­ле­ти­я­ми, но по­след­ний тол­чок дал лес­ной край, осень, крики жу­рав­лей и Ваня Зотов.

- (32)Эх, Берг, су­хар­ная душа! - вспом­нил он слова бой­цов.

(33)Бойцы тогда были правы. (34)Берг знал, что те­перь он свя­зан со

своей стра­ной не толь­ко ра­з­умом, но и всем серд­цем, как ху­дож­ник, и что лю­бовь к ро­ди­не сде­ла­ла его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой и во сто крат более пре­крас­ной, чем рань­ше.

 

(по К. Г. Па­у­стов­ско­му*) *

 

* Кон­стан­тин Ге­ор­ги­е­вич Па­у­стов­ский (1892-1968) — рус­ский со­вет­ский пи­са­тель, клас­сик рус­ской ли­те­ра­ту­ры.

21. Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

 

1) В пред­ло­же­ни­ях 1-4 пред­став­ле­но опи­са­ние.

2) Пред­ло­же­ние 11 ука­зы­ва­ет на при­чи­ну того, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 9.

3) В пред­ло­же­ни­ях 12-13 со­дер­жит­ся опи­са­ние.

4) Пред­ло­же­ние 21 под­твер­жда­ет то, о чём го­во­рит­ся в пред­ло­же­нии 20.

5) В пред­ло­же­ни­ях 27-28 со­дер­жит­ся по­вест­во­ва­ние.

 

В ответ вы­пи­ши­те цифры в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

 

22. Из пред­ло­же­ний 18—21 вы­пи­ши­те слово со зна­че­ни­ем «вы­со­ко­пар­ный, на­пы­щен­ный».

 

 

23. Среди пред­ло­же­ний 22—27 най­ди­те такое, ко­то­рое свя­за­но с преды­ду­щим с по­мо­щью лич­но­го ме­сто­име­ния.

 

 

24. Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

 

«В рас­ска­зе "Ак­ва­рель­ные крас­ки" К. Г. Па­у­стов­ский, рас­ска­зы­вая ис­то­рию ху­дож­ни­ка Берга, в оче­ред­ной раз убеж­да­ет чи­та­те­ля в про­стых ис­ти­нах. Чтобы рас­крыть тему, автор ис­поль­зу­ет целый ряд средств ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти. В син­так­си­се тек­ста сле­ду­ет от­ме­тить (A)_______ (пред­ло­же­ния 4, 6, 8) и ак­тив­ное ис­поль­зо­ва­ние (Б)_______ (на­при­мер, в пред­ло­же­ни­ях 17, 25).

В свою оче­редь, ис­поль­зо­ва­ние лек­си­че­ских средств, в част­но­сти (B)_______ (тре­пот­ня в пред­ло­же­нии 4, ка­жись в пред­ло­же­нии 15), и та­ко­го тропа, как (Г)_______ (тихая си­не­ва, сухая жизнь, глу­пая обида), ожив­ля­ют по­вест­во­ва­ние, укра­ша­ют текст».

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1) эпи­тет

2) ан­ти­те­за

3) пар­цел­ля­ция

4) про­сто­реч­ные слова

5) ряды од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния

6) вос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния

7) срав­не­ние

8) ли­то­та

9) ме­то­ни­мия

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1359 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лучшая месть – огромный успех. © Фрэнк Синатра
==> читать все изречения...

2254 - | 2140 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.