Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


С.2 В чёмсмысл сопоставленияобразов Катерины и Варвары? (По пьесе А.Н.Островског «Гроза»)?

С.1 Какв поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?

М.Ю.Лермонтов – уникальный поэт, сумевший совместить в своей душе и, как следствие, в творчестве романтическую устремлённость к идеалу, мечту о свободе духа и осознание невозможности осуществления этой мечты в реальном мире. Данное столкновение мечты и реальности имеет в поэзии Лермонтова трагический характер.

Сюжет поэмы «Мцыри» определяется этим противоречием, свойственным всем романтическим произведениям, - между мечтой и действительностью. В результате его действительность формально побеждает, не дав осуществиться мечтам романтического героя. Однако так ли всё просто? Не случайно автором предпочтение отдано лиро-эпическому жанру, в котором сильна лирическая сторона, отражающая субъективный взгляд лирического героя на действительность. Поэтому часто литературоведы называют эту лермонтовскую поэму лирической.

Как и следует романтическому произведению, в основе композиции поэмы принцип контраста. Его читатель наблюдает во внешней организации произведения, например, в завязке сюжета (духовно свободный мальчик был оставлен в монашеской обители, отгороженной от свободной жизни людей). Но ещё сильнее контраст проявляется в создании образа главного героя. Юноша воспитан среди вольной природы вольными людьми. Не случаен здесь и образ гор Кавказа как аллегории свободы. Свободолюбивый человек нарекается нарицательным именем – мцыри, что означает «п о слушник», то есть. Собственное, индивидуальное имя утрачено, забыто, что само по себе трагично для романтического героя, который не есть типичный герой. Герой-романтик совершает традиционный побег оттуда, где его душе тесно.

Кульминационный эпизод поэмы – это поединок с барсом, в котором Мцыри побеждает. Его находят обессиленным монахи и возвращают в монастырь. Ухаживая за ним, они не в силах понять, почему Мцыри стремится туда, где нет покоя. Исповедь умирающего юноши не является по сути исповедью. Он не исповедуется, а произносит гимн свободе, которая невозможно в монастырских стенах. Просьба похоронить его среди деревьев за стеной монастыря – это последняя надежда обрести свободу, которая, по мнению лирического героя, невозможна в реальной действительности. И эта мысль звучит трагическим аккордом в финале поэмы.

 

С.2 В чёмсмысл сопоставленияобразов Катерины и Варвары? (По пьесе А.Н.Островског «Гроза»)?

Сопоставление предполагает выявление общих черт явлений с целью уяснения принципиального их различия. Следовательно, уже самим проблемным вопросом указано направление исследования двух женских характеров, созданных А.Н.Островским на страницах драмы «Гроза». Драматург не случайно вписывает Катерину и Варвару в похожие ситуации. Они молоды, мечтают о счастье. Обе задыхаются от ханжества и лицемерного благочестия Кабанихи, обе совершают запрещённые общественной моралью поступки: Катерина, мужняя жена, полюбила другого и встречается с ним тайком. Варвара бегает на свидания с Кудряшом, что неприлично для девушки из «порядочной семьи». На этом, пожалуй, близость образов и заканчивается.

Однако на фоне внешнего сходства ярче вырисовывается принципиальная противоположность этих двух характеров, натур, их внутренняя контрастность. Поведение Варвары типично для купеческого города Калинова, где живут по принципу: «делай что хочешь, лишь бы всё шито да крыто было». И Кудряш такой, как все, - разбитной малый, циник, которого за язык побаивается даже Дикой. Их отношения с Варварой назвать любовью трудно. Драматург неоднократно приводит ремарку «зевает», создавая сцены его свиданий с Варварой. Их любовь вся на уровне обыденности.

Любовь Катерины к Борису иного порядка. Катерина, в отличие от Варвары, натура романтическая, мечтающая о свободе, осенённой духовностью. В Борисе она увидела иного, не такого, как все. Он образован, одевается по-европейски, «не как все». Он, как ей кажется, такой же страдающий от деспотизма «самодуров» свободолюбивый, способный на отчаянные поступки ради свободы человек, как и она. Катерина жертвует собой во имя истинной любви. Варвара не допускает мысли о жертве, самоограничении. Не случайны в связи с такой трактовкой характеров двух героинь художественные антропонимы – их имена. Катерина – «светлая». Имя Варвара созвучно слову «варвар». Она чужая, чужды ей законы нравственные. Она разрушает старые устои их же средствами – притворством, обманом, лицемерием и равнодушием к человеческим судьбам. Не случайно на вопрос Катерины, жалеет ли Варвара её, та хоть и отвечает утвердительно, но реплика эта сопровождается авторской ремаркой: «глядя в сторону». Варвара лукавит.

Не могу так категорично, как это сделал критик-демократ Н.А.Добролюбов, утверждать, что Катерина – «луч света в тёмном царстве». Однако не могу и не заметить, что на фоне Варвары, цинично опровергающей нравственные принципы не только «тёмного царства», Катерина вырисовывается в светлых тонах, потому что пытается решить противоречие между мечтой о настоящей любви и миром, в котором такой любви нет места. Противоречие оказалось неразрешимым, а потому пьеса заканчивается трагедией. Это даже не «мещанская трагедия» (П.Вайль, А.Генис), а высокая общечеловеческая трагедия, в основе которой вечный конфликт – конфликт долга и чувства. Финал Варвары нам из фабулы неизвестен, однако можно предположить, что она сумеет «вписаться» в действительность, не рефлексируя и не жертвуя ничем.

 

С1.. Почему Ф.И.Тютчева, певца природы, называют поэтом-философом? (По стихотворению «Есть в осени первоначальной…»)

ТЕЗИС. (1) Ф.И.Тютчев воспевает природу (её красоту, неповторимость, мудрость), но не как автор пейзажной лирики, а как поэт-философ. ПЕРЕХОД К КОНКРЕТНОМУ СТИХОТВОРЕНИЮ. (2) Его стихи о природе не дают читателю возможности увидеть «картинку», конкретный пейзаж, предстающий взору в определённый отрезок времени. (3) Это, как правило, зыбкий, неуловимый момент перехода природы из одного состояния в другое.

МИНИ-АНАЛИЗ (в аспекте вопроса) ИСХОДНОГО ТЕКСТА. (4) «Весь день стоит как бы хрустальный и лучезарны вечера…» - образ разлит как в пространстве, так и во времени. (5) Наиболее конкретным воспринимается блестящий на «праздной борозде» «паутины тонкий волос». (6) Однако и это соединение двух метафорических образов («паутины тонкий волос» и «праздная борозда») подчёркивает мысль о мгновенности подмеченного: дуновение еетра – и паутинка унесётся в неизвестность. (7) И борозде праздной быть суждено недолго, ей дан отдых, чтобы набраться сил. (8) Образ человека, как и во всех натурфилософских стихах Тютчева, присутствует незримо, лишь как напоминание о нём: «где бодрый серп гулял и падал колос…». (9) Получается, что не человек, не его воля правят в мире природы. (10) Человек вовлечён в её жизнь ею же установленными законами, которые «существу разумному» суждено принять.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Критерии оценки конкурсных работ. О конкурсе на лучший фильм (клип, социальный ролик) | Отпаривание изделия – 60% от суммы прейскуранта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 251 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2245 - | 2190 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.