Великая Французская революция.
Во второй половине XVIII в. произошло столько перемен, большей частью беспрецедентных, что и тогда, и впоследствии многие воспринимали этот период истории человечества как великий рубеж между прошлым и настоящим. Он стал, по их мнению, подлинным началом «современности». Это столетие было временем, завершившим подготовительный этап модернизации. Поясним, что в широком смысле под модернизацией понимают процессы обновления традиционного общества, вступающего на путь движения к обществу современного типа.
Робеспьер летом 1789 г. писал своему брату, что во Франции «за несколько дней» произошли «события, величайшие по сравнению со всей предшествовавшей историей человечества». Революция началась с антиабсолютистских лозунгов и закончится революционным абсолютизмом и войной. Революция несла в себе идеалы свободы и равенства, гражданских прав, но не обошлась без террора, массовых казней, регламентации экономики и контроля над духовной жизнью.
По мнению многих французских историков, революция не была детерминирована (ревизионисты). Марксистская же интерпретация говорит о четкой детерминации политических событий. Советские историки сосредотачивались на изучении классовой борьбы, массовых движений, особенно любим был период якобинской диктатуры.
Характер революции.
Трактовать революцию как буржуазную начали еще в 19 в. историки Тьерри, Гизо, для которых смысл революции был в упразднении абсолютизма, остатков феодализма и утверждение буржуазного порядка. Насилие не отрицалось, но и не идеализировалось, как потом было в СССР.
Фр. Революцию сложно трактовать чисто буржуазной по своему характеру. Потому что в якобинской политике прослеживаются антибуржуазные аспекты (например установление максимума на цены). В период якобинской диктатуры ненависть обрушилась на торговцев. А если учесть, что революции 1830, 1848, сентября 1870 гг. тоже трактовались как буржуазные, значит они все идентичны?
Определение «буржуазная» было слишком узким для событий 1789-1799 гг. Может революция была буржуазно-крестьянский. Аграрный вопрос был один из самых острых, а преобладание крестьянского хозяйства очевидно в 19 в. «Буржуазная» революция дополнялась крестьянской, а также санкюлотской – революцией плебса, социальных низов. Они отнюдь не разделяли буржуазных ценностей. Их лидеры (Шомет, Ру – лидеры бешеных) ставили перед революционным правительством, прежде всего, проблемы социальных гарантий. Прежде, чем дать человеку гражданские свободы, надо дать ему свободу жить. Выступления санкюлотов были неблаготворны для буржуазии.
И марксисты и ревизионисты оценивают революцию как разрыв традиций, как нарушение естественного хода истории.
В революции участвовали все слои общества, гражданская война и интервенция радикализировали революцию, маятник которой раскачался гораздо сильнее английской революции.
Революцию считали катастрофой и даже коллективным временным помешательством. Это не просто локомотив, переместивший Францию от феодализма к капитализму. Это целый мир, столкновение альтернативных вариантов развития, это люди, которые делали революцию, и которых эта революция пожрала, как чудовище. Ход революции не был запрограммирован, она не подчинялась планам политических лидеров.
У революции были спады и подъемы. Казалось, что революционная энергия неисчерпаема и неуправляема. Ненависть обрушилась как на дворян и священников, так и на финансистов и торговцев.
В период революции появились такие понятия как «бывшие», «демократы», «патриоты», «аристократы», «правые», «левые». В обществе царила атмосфера тревоги перед «заговором аристократов», «происков иностранной агентуры». Надежды и страх переплелись во французском обществе. В конце концов естественным стало обращение народа к генералу на белом коне, который обещал спасение от вечных потрясений. Наполеон попытался скрепить достигнутое, обратив порожденную революцией энергию во внешнеполитическую экспансию. Идея распространять свою цивилизацию окрепла в сердцах французов и они понесли факел Просвещения, амбициозно заявив, что о необходимости просвещать отсталые народы.
Все это вместе взятое позволяет называть французскую революцию Великой.
Политические причины революции были связаны с кризисом французского
абсолютизма. Он зародился и расцвёл при Людовике XIV
(1661 - 1715 гг.) Его преемник - Людовик XV (1715-1774 гг.) унаследовал власть в 5 лет. Был плохо образован. Жизнь потратил на многочисленных фавориток. Мадам де Помпадур (1721-1764 гг.) в течение 20 лет вместе с королём управляла страной. Дворяне в это время стали укреплять своё политическое влияние в стране, утерянное ими при Людовике XIV.
Людовик XVI (1774-1792 гг.) отличался многими добродетелями, был хорошо образован, но абсолютно не интересовался политикой.
При Людовике XVI активизировались местные парламенты (их во Франции было 13). Особенно активным был Парижский. С древних времён местные парламенты обязаны были регистрировать королевские законы, но к концу XVIII в. они стали добиваться больших полномочий для себя: хотели, в частности, восстановить своё право вотировать королевские указы и законы.
Так в 1887 г. король потребовал нового поземельного налога, а Парижский парламент отказался его записать.
Экономические Истоки Французской революции.
Франция при Людовике XVI, как никогда, столкнулась с массой острых проблем, прежде всего, финансовых. Церковь и дворянство не платили налогов, От податей были освобождены все слои аристократии (знати), духовенство (верхушка которого, епископы и архиепископы, назначалась королем), тогда как тяжелое косвенное налогообложение (включая налог на соль) ложилось на
плечи бедняков, но основная масса французов, окончательно обнищав к концу XVIII в., была не в состоянии это делать. Повсеместно ситуацию усугубляли таможенные барьеры на торговлю.
Франция была разделена на синешальства, женералитеты, провинции; каждая из этих административных единиц имела свою валюту, свои меры весов; их
разделяли таможенные границы. На содержание Версальского дворца и
королевского дома приходилось тратить 4 - 5 % всех доходов казны.
(Французский Генеральный контролер финансов барон де Тюрго предупреждал Людовика XVI перед вступлением в американскую войну, что «первый же выстрел приведет страну к банкротству».) В 1788 и 1789 гг. общее финансовое и экономическое положение стало еще хуже. К концу 80 - х гг. XVIII в. наступило банкротство французской казны. Генеральные контролёры финансов (министерская должность),
сменяя друг друга, пытались решить эту проблему, но безуспешно. Плохие урожаи в 1787 и 1788 гг. подняли цену на хлеб, в некоторых местах вдвое, что совпало с ростом безработицы в городах. Бедняки оказались на грани голода. Тяготы множились.
Три четверти французского национального продукта давало сельское хозяйство, и когда оно ослабло, это ощутила вся страна. Канун Революции ознаменовался и природным катаклизмом. Ураган, промчавшийся над Францией 13июля 1788 г., сопровождался градом такой силы, что градина могла убить человека или животное, не говоря уже об уничтоженном урожае.
В стране наступила политическая анархия, что неизбежно вынудило королевский двор пойти на созыв национального собрания. Об этом было объявлено в июле 1788 г.
Идеологическим обоснованием революции стала философия Просвещения.
Для нее характерна была идея преобразования мира на основе требований универсального разума. Поколение конца века считало Руссо своим учителем. Будущие якобинцы буду опираться на его труды (Об общественном договоре). Он говорил в своих произведениях о равенстве всех людей, о народном суверенитете, об общей воле, о признании прав народа на переустройство общества. Он видел идеальным общество мелких собственников.
Начало революции.
В истории Великой французской революции выделяют несколько этапов; первый – 14 июля 1779 – 10 августа 1792; второй – 10 августа 1772 – 2 июня 1793; третий, высший этап революции – 2 июня 1793 – 27/28 июля 1794 года.