Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социальная драматургия в контексте




Драматургии Гофмана

Примером влияния интеракционистов на современную психологию может быть статья, которую издала Беликова Юлия Валериевна -кандидат социологических наук, преподаватель кафедры философии и политологии Харьковского национального экономического университета

Статья посвящена исследованию коммерческой, социальной и политической рекламы в концептах социальной драматургии И. Гофмана. Определены базовые эмоции, которые разрешают управлять впечатлениями в разных типах рекламы: интерес и радость для коммерческой рекламы, доверие для политической рекламы и страх для социальной рекламы. В ней отмечены основные проблемы управления впечатлениями, рассмотрены исполнительские команды, действующие в рамках рекламы.

Ключевые слова статьи: социальная драматургия, реклама, управление впечатлениями, эмоция, коммуникация.

 

Как отмечает автор, подавляющее большинство рекламной продукции, которая транслируется в СМИ, раздражает потребителя, в то же время авторская, креативная реклама преимущественно позитивно воспринимается аудиторией (по данным пилотажных фокус-групп, проведенных автором). Вышесказанное обуславливает актуальность исследования качественной рекламной продукции с целью выявления приемов, которые превращают просто рекламу в рекламу качественную, в эффективный способ влияния на сознание аудитории. И для изучения качественной рекламы был выбран драматургический подход И.Гофмана [1], поскольку он предполагает описание приемов управления впечатлениями, основных проблем управления впечатлениями, рассмотрение отдельных исполнительских команд, действующих в пределах рекламы. Итак, взгляды Гофмана актуальны и для современной науки.

 

В рамках теории социальной драматургии И.Гофмана коммуникация понимается как процесс передачи друг другу и постепенного обобществления частного опыта, идей, эмоций, ценностей и т. п.

В этом процессе производства впечатлений И. Гофман выделяет два различных вида коммуникации: произвольное самовыражение, которым люди дают информацию о себе в общезначимых символах, и непроизвольное самовыражение, которым они выдают себя. Второй вид коммуникации — обычно непреднамеренный, невербальный и более театральный — интересует И. Гофмана в первую очередь.

Особенность рассмотрения рекламы как коммуникации в рамках теории И. Гофмана состоит, на наш взгляд, в попытке представить произвольное самовыражение, т.е. сознательное представления себя другим как непроизвольное самовыражение. Поэтому ключевым моментом является в данном случае изучение эмоций в рекламе, которые сознательно демонстрируются и формируются у аудитории рекламой, но которые не всегда верно считываются аудиторией.

Основываясь на данных пилотажных фокус-групповых исследований (3 фокус- группы в возрасте от 20 до 25 лет), проведенных автором, во время которых демонстрировалась и оценивалась участниками качественная коммерческая, социальная и политическая реклама (рекламные коммерческие и социальные ролики для исследования были отобраны среди победителей украинского фестиваля рекламы, рекламные политические ролики - с предыдущих парламентских выборов среди реклам тех партий, которые прошли в парламент – показатель результативности для политической рекламы), были определены базовые эмоции, которые позволяют управлять впечатлениями аудитории коммерческой, социальной и политической рекламы.

Так, для коммерческой рекламы базовыми эмоциями, определяющими успех рекламы, являются радость и интерес (именно такие эмоции вызвала у аудитории реклама матрацев IKEA, главными героями ролика выступили овцы, которые летели и занимали очередь перед окнами спальни и в недоумении ждали, когда же их начнут считать – и слоган "С матрацами IKEA не обязательно считать овец, чтобы заснуть").

 

Для социальной рекламы базовой является эмоция страха (практически все участники фокус-групп сошлись во мнении, что демонстрация позитивных моделей поведения в социальной рекламе, например, "я достиг успеха без курения" и т.д. не является эффективным способом влияния на возрастную аудиторию 20-25 лет, в то время как страх, вызываемый рекламой, например, в антиалкогольной рекламе мужчина выходит из бара, садится за руль автомобиля, следующий кадр - машину закапывают на кладбище и слоган "Пияцтво за кермом вбиває. Рано чи пізно. Завжди", является наиболее эффективным.

 

Исследование политической рекламы дало основание добавить к комплексу базовых эмоций "доверие" как определяющее успех рекламы. От того, сумеют ли образы и слова рекламы вызвать доверие аудитории, зависит успех политической рекламы. При обсуждении политических роликов большинство участников отмечали негативное восприятие политической рекламы, ее неискренность, "поливание грязью оппонентов", отсутствие доверия словам и обещаниям политиков, которые декларируются в рекламе.

 

Во время обсуждения рекламы всплывают и основные проблемы управления впечатлениями в рекламе, когда мы говорим об эмоциональном контексте. Их можно условно разделить на три группы:

1. На этапе создания рекламы могут появиться следующие проблемы:

- проблема выбора образов и сюжета для демонстрации эмоций;

- часто в рекламе нужно демонстрировать другие эмоции, чтобы вызвать эмоции интереса и радости у аудитории.

2. На этапе демонстрации эмоций актерами возникает проблема передачи заложенных в сценарии эмоций.

3. На этапе восприятия рекламы аудиторией появляются следующие проблемы:

- неспособность вызвать эмпатию – сопереживание аудитории в случае, если нужная эмоция демонстрируется;

- эмоциональное восприятие рекламы меняется с повторными просмотрами.

 

Таким образом, источником основных проблем управления впечатлениями в рекламе является профессиональная некомпетентность исполнительских команд, действующих в пределах рекламы.

 

Согласно И.Гофману, исполнитель должен ответственно подходить к выбору выразительных или экспрессивных средств своих действий, так как многие маленькие нечаянные акты иногда оказываются прекрасно приспособленными для передачи несоответствующих данному моменту впечатлений.

 

В политической рекламе набор выразительных или экспрессивных средств настолько выверенный, идеально заученный и неискренний, что не дает эмоционального пространства выражения.

 

В результате рекламный ролик воспринимается без доверия, создается эффект театральной постановки – "когда видишь, но не веришь", зная, что все сказанное представляет собой отрепетированный академический спектакль, в котором не хватает импровизации, жизненности, эмоций. Необходимо отметить, что чрезмерная эмоциональность в политической рекламе недопустима в такой же мере, как и отсутствие выражения эмоций. Решение следует искать посередине - сделать персонажи рекламы более живыми, искренними, естественными с помощью допустимых в данном контексте эмоций.

В коммерческой рекламе нечаянные акты часто становятся "изюминкой", завязкой, акцентом. Реклама выбирает наполненные юмором сюжеты и акцентирует внимание на нечаянных актах, оплошностях, казусах, когда ситуация выходит из под контроля, полна неожиданностей. Например, сломанный каблук, внезапно хлынувший дождь, оплошности в гардеробе, преувеличение эффекта рекламированного продукта. Так, в рекламе пива "Рогань" парень угощает друзей пивом за то, чтобы они осыпали его с девушкой лепестками роз, в результате на них сваливается целая лавина лепестков; прическа в виде ананаса, у девушки, которая пьет ананасовый сок.

 

В социальной рекламе в силу актуальности, жизненности и серьезности поднимаемых проблем: игра с жизнью и смертью, домашнее насилие, торговля людьми... нечаянные акты могут быть как незаметными, неважными, второстепенными, так и находиться в центре внимания аудитории, например, если в рекламе использована документальная съемка девиантного поведения.

 

Чтобы обозначить группу людей, соединяющих свои усилия на время существования определенной микросистемы взаимодействия (создания рекламного продукта) и представить аудитории свое определение ситуации, И.Гофман вводит понятие команды исполнителей. Команда, по мнению И.Гофмана – это группировка в контексте очередной постановки какого-либо рутинного житейского взаимодействия или ряда таких взаимодействий, где надо насадить и удержать нужное определение ситуации.

 

Независимо от того, с какой рекламой мы имеем дело, в исполнительскую команду рекламы входят, как правило, копирайтеры (авторы рекламных сюжетов и слоганов), режиссеры, актеры.

Особенность исполнительской команды рекламы состоит в том, что их аудитория знает, что это постановка, но при этом реклама может сформировать доверие политическому лидеру, вызвать желание приобрести рекламируемый продукт, привлечь внимание к актуальной проблеме, заставить следовать здоровой модели поведения, а может -нет.

 

Главная задача команды, как ее видит И.Гофман, - контролировать впечатления от исполнения, в частности охраняя доступ в его закулисные зоны, чтобы помешать посторонним видеть не предназначенные им секреты представления.

Особенно остро данная проблема охраны закулисных зон стоит в политической рекламе, где необычайно важной является драматургическая верность, лояльность команды лидеру либо партии, с которой она работает. Отсутствие такой лояльности может оказать негативное влияние на имидж лидера/партии. Достаточно вспомнить о том, как пленка записи выступления/обращения к жителям г.Харькова одного из политических деятелей попала в руки к политическим оппонентам, и они пустили в эфир все отснятые неудачные дубли этой записи, и последствия данного PR-хода. На политической арене

доступ в закулисные зоны часто сопровождается громкими скандалами, судебными разбирательствами, снятиями с должности, например, недавний случай утечки информации о действиях Ю.Луценко с сыном в одном из заграничных аэропортов.

 

В коммерческой рекламе охрана доступа в закулисные зоны является довольно значимой. У каждого продукта есть как сильные, так и слабые стороны. Задача рекламы состоит в демонстрации преимуществ, сильных сторон и исключения недостатков, слабых сторон. Открытие закулисных зон продукта, например, предоставление полной информации о технологии и условиях его изготовления, статистических данных, всплытие скандальных фактов о воздействии продукта, состоянии дел в корпорации и негативная информация о руководстве компании могут существенно влиять на ход продаж, становясь антирекламой.

 

Задача социальной рекламы другая – показать слабые места, изъяны, открыть закулисные зоны, шокировать "правдой жизни", показать последствия наркомании, алкоголизма, курения... сорвать маски с внешне привлекательных картинок девиантных моделей поведения.

Таким образом, в названной статье была исследована коммерческая, социальная и политическая реклама в рамках социальной драматургии И. Гофмана. На основе пилотажных фокус групповых исследований впервые выделены базовые эмоции, которые позволяют управлять впечатлениями в различных типах рекламы: интерес и радость для коммерческой рекламы, доверие для политической рекламы и страх для социальной рекламы. Были обозначены основные проблемы управления впечатлениями в рекламе в

эмоциональном контексте. Рассмотрены особенности деятельности и задач исполнительских команд, действующих в пределах различных типов рекламы.

 

В дальнейшем можно было бы обратиться к исследованию стимулов, которые вызывают у аудитории базовые эмоции, позволяющие управлять впечатлениями аудитории рекламы.

(Литература:

 

1. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни/ Перев. с англ. А. Ковалева. -М.: Издательство "КАНОН-пресс-Ц", 2000.-303с.

2. Изард К. Э. Психология эмоций/ Перев. с англ. - СПб.: Издательство "Питер", 2000. - 464 с.: ил. (Серия "Мастера психологии") © Ю. В. Беликова, 2009).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 528 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2253 - | 2076 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.