Избранная рада ввела более строгое, чем прежде, отбывание военной повинности. Кроме духовных лиц, все прочие делились на два разряда: служилых людей и неслужилых. К последним относились купцы, посадские (мещане) и волостные крестьяне. Служилые люди делились на высших и низших; первые (бояре, окольничие, дьяки и дети боярские) занимали видные места и должность, владели землею и пр.; низшие являлись простыми ратниками.
Избранная рада установила, чтобы каждый помещик приводил по требованию известное число ратников, смотря по количеству населенной земли в его поместье (обыкновенно со ста четвертей – один конный воин); при этом определялось, как должны быть вооружены ратники.
Каждый прибывший на службу помещик должен был явиться к воеводе своего города на смотр; воевода отмечал в списке, кто и как приходил на службу. Тех, которые являлись в исправности «конны, людны и оружны», записывали в высший разряд; им выдавались от царя награды – прибавка поместий; у неисправных уменьшали земли. «Нети», т. е. вовсе не явившиеся на службу, наказывались еще строже, если не было уважительных причин неявки. Для заведования военной службою помещиков новое правительство Избранной рады учредило разряд, или разрядный приказ, т. е. присутственное место, где вели дело обыкновенно боярин и дьяк с подьячими, которым царь приказывал ведать то дело. Каждый помещик, достигнув совершеннолетия, являлся или к воеводе своего города записаться в служилый список, или отправлялся в Москву, в разрядный приказ, при этом объявлял, с чего он будет служить военную службу, т. е. владеет ли он вотчинами и поместьями или нуждается в новом наделе. В последнем случае ему давалось поместье, и он назывался новик.
Из общей массы детей боярских и дворян Иван Грозный и Избранная рада в 1550 выбрали тысячу лучших, дали им земли около Москвы («подмосковные») и устроили из них особый полк «московских дворян» в отличие от «городовых» (провинциальных). Городовые же служилые люди были разделены по «статьям», по их служебной годности, и для них был определен размер службы, – именно, с каждых 100 четвертей (полудесятин) пахотной хорошей земли должен был явиться на службу «человек на коне в доспехе». Русское войско получило более правильное устройство. Дворянское ополчение обыкновенно собиралось на службу так, что дворяне каждого города с его уездом составляли один отряд (туляне, коломничи, ярославцы и т.п.). Избранная рада постановила поделить эти отряды на «сотни» и поставить под начальство особых «голов». Кроме того, была образована особая пехота с ружьями, или «пищалями» (стрельцы), и устроена хорошая артиллерия (наряд). Был произведен пересмотр и уравнение поместий с тем, чтобы государевы земли были справедливо распределены между помещиками. В придачу к поместьям помещикам давалось иногда и денежное жалованье.
Именитые и богатые бояре, приводя на войну большие отряды, назначались обыкновенно начальниками на главные места. Мало-помалу вошло в обычай считаться местами: знатный по происхождению находил для себя унизительным подчиняться менее знатному. Как прежде удельные князья спорили об уделах, ссылаясь на свое старшинство в роде, так теперь спорили их потомки – бояре о начальственных местах в войске. Этот обычай, конечно, нередко сильно вредил делу. Избранная рада хотела уничтожить местничество. По её указам только начальники полков могли «местничаться» между собой, остальные же, не дослужившиеся еще до начальственных должностей, должны были служить «без мест». Местничество начинало уже сказываться и в других случаях – в управлении городов, в придворной жизни и причиняло много вреда и хлопот, поэтому члены Избранной рады и восставали против него.
Избранная Рада занялась и реформами церковной жизни. С этой целью в Москве был созван (1551) Стоглавый собор. Во внешней политике Избранная Рада начала упорную борьбу против татар, которая выразилась в завоевании Казани и Астрахани.