Аль-Бухари в “Аль-Адаб аль-муфрад”.
Это объясняется тем. что веление спрашивать разрешения было дано из-за взоров [1], как говорится об этом в хадисе, переданном со слов Сахля бин Са‘да, да будет доволен им Аллах, в котором сообщается, что он сказал: “Посланник Аллаха (Да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир!) сказал:
«Поистине, (веление) испрашивать разрешения было дано только из-за взоров»”. Аль-Бухари и Муслим.
Вот почему спрашивающему разрешения войти нельзя останавливаться прямо перед дверьми, ведь когда они откроются, он может увидеть нечто такое, чего видеть не должен.
ВО-ВТОРЫХ: сначала следует произнести слова приветствия, а потом попросить разрешения войти, обращаться же с просьбой до приветствия неверно.
Этому учил людей пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, о чём сообщается в хадисе, передаваемом со слов Риб‘и бин Хираша, который сказал:
«Один человек из (племени) бану амир рассказал нам, что как-то раз он попросил у находившегося у себя дома пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, разрешения войти, сказав: ”Могу ли я войти?” Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, сказал своему слуге: «Выйди к нему, научи его, как следует спрашивать разрешения, и скажи ему, чтобы он говорил: ”Мир вам, можно ли мне войти?”» И этот человек выслушал его, а потом сказал: ”Мир вам, можно ли мне войти?”—, после чего пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, разрешил ему войти, и он вошёл».
Аль-Бухари в “Аль-Адаб аль-муфрад”.
В-ТРЕТЬИХ: когда его спросят: ”Кто там?” —, он должен назвать своё имя или кунью, которыми люди его называют, а не давать туманные ответы, говоря: ”Я” —, или нечто подобное. Известно, что пророк,, не любил, когда человек, стучавший в дверь, в ответ на вопрос хозяина отвечал: ”Я” —, поскольку такой ответ ничего не говорит о человеке, и поэтому он приказывал ясно называть своё имя в ответ на поставленный вопрос.
Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:
“Однажды я пришёл к пророку, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, и постучал в дверь. Он спросил: «Кто это?» Я ответил: «Я»—, он же сказал: «Я, я!»—, повторяя это так, будто это ему не понравилось”.
Аль-Бухари и Муслим.
Выразив своё отношение к этому, благородный посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, научил нас тому, что спрашивая разрешения войти в дом, следует ясно назвать себя, чего неуклонно придерживался и он сам и его уважаемые сподвижники.
Передают, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал:
“Выйдя из дома однажды ночью, я неожиданно увидел посланника Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, который куда-то шёл в одиночестве. Я (незаметно) последовал за ним при свете луны (Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, хотел обеспечить пророку, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир , защиту в случае возникновения какой-нибудь опасности), он же обернулся, увидел меня и спросил: «Кто это?»—, а я ответил: ”Абу Зарр””.
Аль-Бухари и Муслим.
В-ЧЕТВЁРТЫХ: если человеку скажут: ”Возвращайся”—, ему следует вернуться, никоим образом не считая себя униженным, поскольку именно так велит поступать Аллах в Своей Великой Книге:
А если вам скажут: «Вернитесь!» [не позволят входить], – то возвращайтесь [не стремитесь войти]. Это [возвращение] – чище для вас. И Аллах знает то, что вы делаете.»“Свет”, 28.
На это указывается также и в одном из высоких наставлений пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, разъяснившего, что спрашивать разрешения войти необходимо трижды, и если спрашивающему позволят, то он может войти, в противном же случае ему следует вернуться. Об этом говорится в хадисе, передаваемом со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, который сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, сказал:
«Спрашивать разрешения следует трижды, и если тебе будет позволено (Подразумевается: если тебе будет позволено, то войди), в противном же случае возвращайся»».
Аль-Бухари и Муслим.
Передают, что однажды Абу Муса попросил у Умара разрешения войти, н он не позволил ему, и он ушёл, а потом Умар послал за ним, и они стали говорить об испрашивании разрешения на вход и возвращении. Нам кажется, что содержание его полезно будет привести полностью, чтобы читатель узнал о том, как точно уважаемые сподвижники следовали наставлениям благородного посланника, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, и как старались они применять их на практике.
Сообщается, что Абу Муса сказал:
«Я трижды попросил у Умара разрешения войти, но не получил его и ушёл, а потом он послал за мной и сказал: ”О Абдуллах, наверное, тебе было неприятно стоять у моих дверей? Знай же, что людям точно также неприятно стоять и у твоих дверей!” Я сказал: ”Но я трижды спрашивал у тебя разрешения, однако мне так и не было позволено войти, и я ушёл”—, а нам велели поступать так. Он спросил: ”От кого ты слышал об этом?” Я ответил: ”Я слышал об этом от пророка, ”. Он воскликнул: ”Неужели же ты слышал от пророка,, то, чего не слышали мы?! Поистине, если ты не приведёшь мне убедительное доказательство этого, я примерно накажу тебя!” И тогда я покинул его и пришёл в мечеть, где сидело несколько ансаров, которых я спросил (об этом деле). Они сказали: ”А разве кто-нибудь в этом сомневается?” Тогда я рассказал им о том, что сказал Умар, и они сказали: ”С тобой пойдёт только самый младший из нас”. И к Умару со мной пошёл Абу Са`ид аль-Худри (или:… Абу Мас`уд), который сказал (Умару): “Однажды мы вместе с пророком, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, отправились к Са`ду бин Убаде, которого пророк хотел видеть. Прийдя к нему, он произнёс слова приветствия, однако никто не позволил ему (войти). Потом он сказал: «Мир вам»—, во второй раз, потом в третий, но и после этого никто не ответил ему. Тогда он сказал: «Мы сделали то, что обязаны были сделать»—, и пошёл обратно, а через некоторое время его догнал Са`д, который воскликнул: ”О посланник Аллаха, клянусь Тем, кто послал тебя с истиной, каждый раз, когда ты произносил слова приветствия, я слышал их и отвечал на них, но я хотел, чтобы ты побольше приветствовал меня и мою семью!”” А после этого Абу Муса сказал: ”Клянусь Аллахом, я верно передал слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир !” (Умар) сказал: ”Да, но я хотел получить подтверждение этому!”»
Аль-Бухари и Муслим.
В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что когда эти слова нашли своё подтверждение, Умар стал говорить, упрекая самого себя:
“Неужели же я чего-то не знал о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир?! Неужели могло отвлечь меня от этого заключение сделок на рынках?! (Иначе говоря, он имел в виду свои торговые дела) ”.
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
Использованная литература:«Личность мусульманина» Мухаммад Али аль-Хашими.