Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия истории французского Просвещения




Главным «раздражителем» и объектом критики фр. просветителей была идущая еще от Августина теологическая концепция истории. Здесь исторический процесс рассматривался с точки зрения божественного провиденциализма, и поддерживалась вера в чудеса. В конце 17 века епископ Боссюэ (1627 – 1704) обновил и несколько усовершенствовал данную кон­цепцию, подчеркнув роль церкви как проводника божественной воли. Так что католическая церковь, по-прежнему имевшая большой политический вес и влияние во Франции, распро­страняла ее как единственно возможную. Просветители же создавали антитеологическое, ан­тиклерикальное направление в обществознании. Они искали естественные причины истори­ческих изменений и особенностей. При этом они опирались на учения о естественном праве и общественном договоре, развитые ранее британскими мыслителями.

Впервые такой подход встречается у Ш.Л. Монтескье (1689 – 1755), написавшего книгу «О духе законов». Здесь утверждается, что законы вытекают из самой природы вещей, они объективны и не подвластны ничьей, в том числе и Божественной, воле. Совместная, об­щественная жизнь людей, говорится в труде Монтескье, приводит к утрате естественного ра­венства, и люди начинают воевать. Для устранения вражды они устанавливают законы и де­лают это не произвольно, а в соответствии с положением вещей. Главное влияние на характер законов в том или ином обществе оказывает, согласно Монтескье, климат (в широком смыс­ле слова – вся географическая среда). Существует три климатические зоны: жаркая, умерен­ная и холодная. Люди охотно подчиняются законам в умеренном климате, считает он. Для стран с небольшой территорией лучше всего подходит республиканское правление, а госу­дарствам с большой территорией (например, Московии) свойственна монархия. В зонах жаркого и холодного климата чаще всего встречается деспотическое правление, так как люди здесь с трудом подчиняются законам. Под монархией же Монтескье чаще всего понимает не самодержавный строй, а конституционную монархию. Являясь сторонником локковской идеи разделения власти, он восхищался английской государственной системой. И хотя Монтескье искал естественные факторы для объяснения исторического процесса, у него присутствует вера в «просвещенного монарха». Иначе говоря, «человеческий фактор» признается суще­ственной силой, наряду с объективным положением дел.

Особую роль монархов, полководцев и других выдающихся политиков и деятелей культуры в истории подчеркивали и другие фр. просветители. Так, Вольтер (1694 – 1778) во­обще полагал, что «мнения правят миром». Он ссылался на то обстоятельство, что мысли, идеи людей предшествуют их действиям. И идеи, в отличие от географической среды, изме­няются так же быстро, как и действительность. А вот на сами идеи, на образ мысли влияет в первую очередь социальная среда и лишь во вторую – среда природная. Более того, Вольтер указывал на все возрастающую роль «просвещенных мнений» (науки) в развитии общества, а также на то, что человеческий разум сам может изменять природу (посредством произ­водства, техники). Так что в развитии разума правителей состояла задача просветительского движения, ибо таким путем, как предполагалось, можно преобразовать мировую историю. В отсутствие же планомерной просветительской работы ход мировой истории подвержен все­возможным зигзагам, отступлениям и прочим неприятностям, ибо нередко зависит от таких мелких и малосущественных причин, как, например, «шальной атом» в голове фаворитки ко­роля».

Важнейшей идеей ФП и вообще идеологии просвещения была новая для европейской философии истории идея прогресса. Она была развита в работах Тюрго и Кондорсе, а также Вольтера. А. Тюрго (1727 – 1781) рассматривал всю предшествующую ис­торию человечества как историю неразумия. Но, несмотря на все неразумные действия, чело­вечество все же совершенствуется, прогрессирует. И прогресс человечества, согласно Тюрго, носит неминуемый характер. Источником движения вперед выступает экономическая дея­тельность, производство. Несмотря на все катаклизмы природного или социального харак­тера, хозяйственная деятельность людей никогда не претерпевает полного упадка.

Ж. Кондорсе (1743 – 1794) был столь воодушевлен идеей прогресса, что поставил это слово в заглавие своей главной работы: «Эскиз исторической картины прогресса челове­ческого разума». В период французской буржуазной революции он принадлежал к партии жирондистов, и во время правления якобинцев вынужден был скрываться. Однако его произ­ведение прямо излучает оптимизм. В истории человечества он перечисляет десять раз­личных эпох, начиная со стадного периода, через периоды разделения труда, возникновения письменности, изобретения книгопечатания, появления науки и т.д., вплоть до такого обще­ства (в будущем), в котором исчезнет неравенство между нациями, установится равенство между классами и появятся неограниченные возможности для совершенствования каждого человека.

Теориям прогресса противостояло учение Ж. Ж. Руссо (1712 – 1778). В свое время Дижонская академия объявила конкурс сочинений на тему: способствовало ли развитие нау­ки совершенствованию нравов? Руссо, по совету Дидро, отрицательно ответил на этот во­прос, получил премию и сразу же приобрел известность. На первый взгляд, эта точка зрения Руссо прямо про­тиворечит культу разума других просветителей. Однако Руссо, в сущности, указывает лишь на то, что не существует прямой, непосредственной связи науки с улучшением жизни народа. Ему удалось увидеть многие будущие недостатки еще только нарождавшегося капиталисти­ческого общества. В последующих своих работах он отошел от крайней точки зрения, выра­женной в конкурсной работе.

Позднее Руссо написал работу «О причинах неравенства», где говорил о физиче­ском неравенстве людей, с которым нельзя бороться, и о неравенстве нравственном, полити­ческом, с которым бороться можно. Руссо считал естественным состоянием людей состояние равенства и счастья (ибо нет конфликтов). Именно с его «подачи» во многих литературным произведениях просветителей фигурирует положительный образ «естественного человека» – этакого «счастливого дикаря», в чьих глазах тогдашнее высшее общество и его нравы выгля­дят не только смешными, но и уродливыми и вредными.

Неравенство растет с развитием ума, ибо люди начинают производить больше, чем потребляют. Появляются богатство и частная собственность («Некий человек поставил огра­ду у своей собственности и сказал: моё!»). Затем возникает государство. Именно установле­ние частной собственности приводит к социальному неравенству, считает Руссо. Оно, в свою очередь, приводит к политическому неравенству, к утрате свободы все большим количеством граждан. В конечном итоге все люди оказываются во власти деспота (деспотизм – это высшая ступень социального и политического неравенства). На этой ступени имеется сходство с пе­риодом равенства, ибо здесь все люди равны в отсутствии свободы. Деспоту противостоит все бесправное общество. И вот тогда люди свергают деспота. Руссо обосновывает право на­рода на восстание. Недаром его считали своим идеологом самые радикальные группы во французской революции. Идеальной формой управления обществом Руссо считал народовла­стие, которое выражает единую волю народа.

Несмотря на утопичность его идеалов, Руссо был серьезным социальным мысли­телем и одним из немногих увидел противоречивый характер общественного прогресса. Он создал одну из первых теорий отчуждения. Отчуждение – это такая ситуация, когда силы (социальные институты), созданные человеком, как бы обретают самостоятельность и разру­шительно действуют на своего создателя. Именно вследствие этого человек утрачивает пер­воначальное равенство и свободу. Но в перспективе, полагает Руссо, отчуждение может быть ликвидировано.

Несколько особняком в группе деистов стоит Этьен де Кондильяк (1714-1780), не за­нимавшийся вопросами философии истории. Он был одним из главных гносеологов Просве­щения. Эмпиризм Локка свел к ясной формуле сенсуализма: все представления происходят из ощущений.

Этьен Бонно - настоящее имя, впоследствии стал аббатом де Кондильяком. Родился в обеспеченной се­мье. Получил религиозное образование, был рукоположен в сан священника в 1740 г. Затем отошел от занятий теологией, увлекшись философией эм­пиризма и естествознанием. За свои успехи на ниве философии был из­бран членом Берлинской академии наук и Французской академии. С 1758 по 1767 гг. был воспи­тателем Ферди­нанда Бурбона, внука короля Людовика ХУ. Жизнь закончил в уеди­нении, не оставляя научных занятий и писа­тельства до последних дней.

Основные труды: "Трактат о системах" (1749), "Трактат об ощущениях" (1754), "Трактат о животных"(1775). Последние его работы назывались "Логика" и "Язык исчислений".

В качестве главной своей задачи Кондильяк ставил цель создать исчерпывающую тео­рию познания, построенную на принципе сенсуализма (все выводить из ощущений). Он от­рицал Локковскую рефлексию в качестве еще од­ного источника знаний, наряду с ощущения­ми. Для реализации своей цели он считает необходимым «различать, чем мы обязаны каждо­му из органов чувств, а это иссле­дование до сих пор не проводилось».

Кондильяк рассуждает следующим образом: когда у нас появляется впечатле­ние, осно­ванное на действии органов чувств, мы имеем дело с истинным ощущением. Однако «если у нас появляется ощущение, в действительности в данный момент не наблюдаемое», то это проявление памяти: « итак, память - это всего лишь видоизме­ненное ощущение». С другой стороны, если «сознание особенно настойчиво занимает какое-либо ощущение, сохраняющее всю свою яркость и живость», то тогда ощуще­ние превращается во внимание. Но если внима­ние фиксируется на некоем ощущении, отмеченном в памяти, то тогда между такими ощуще­ниями может проводиться со­поставление (или сравнение). «Однако нельзя проводить сравне­ния, не воспринимая в них какого-либо различия либо сходства: воспринимать такие отноше­ния означает судить». Поэтому «действия сравнения и суждения представляют собой само внима­ние: таким образом ощущение последовательно становится вниманием, сравнение, су­ждением». А рассуждая о разных аспектах наших ощущений, «внимание... является как бы светом, который отражается от одного тела к другому, освещая их обоих, и я называю его ре­флексией, т.е. отражением. После того как ощущение становится вниманием, сравнением, су­ждением, оно отождествляется еще и с самим отражением, т.е. рефлексией».

Итак, в основе нашего познания лежит ощущение. Познание представляет со­бой лишь видоизмененное ощущение. Однако встает вопрос, что же именно вносит гетерогенность в океан безразличных ощущений, что отделяет их друг от друга? Кондильяк отвечает: «Это удовольствие или боль, затрагивая нашу способность чув­ствовать, порождают внимание, от которого возникают память и суждение». Мы со­поставляем наше нынешнее состояние с прошлым, чтобы увидеть, лучше нам или хуже. В свою очередь памятью, вниманием, ре­флексией и воображением также управ­ляют удовольствие и страдание, которые, согласно Кондильяку, являются «единственным принципом развития наших способностей».

Пример со «статуей, внутренне устроенной, как мы»; построение человеческих функ­ций, начиная с обоняния (запах розы) и кончая осязанием. Вместе с тем, философ-аббат мыслил в полном согласии с истинами религии. Он гово­рил, что внутри мраморной статуи есть душа, доказав бессмертие которой, можно доказать и существование Бога.

При этом он критиковал метафизические системы за нередко употребляемые в них неясные абстрактные понятия, носящих личину познания. Он писал, что «на протяжении многих столетий язык философии больше напоминал жаргон». Распростра­нилась достойная сожаления поговорка, согласно которой нельзя спорить о принципах. Таким образом, когда не следует обсуждать принципы, неясные, непроверенные и не поддающиеся проверке, нет такой ошибки, какую нельзя было бы совершить. Новой философии нужно взять на вооруже­ние опыт науки: «правильно направленная наука означает правильно составленный язык». В работе «Язык исчислений» Кондильяк поясня­ет: «Математика - правильно направленная нау­ка, ибо ее язык - алгебра». Таким образом, идеа­лом любой теории, в том числе и метафизиче­ской, для Кондильяка выступает концептуальная строгость, корректность аргументации и связь с опытом.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 888 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2404 - | 2224 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.