Признаки мифа
1. Неопровержимые факты бытия
2. Нет грани естественного и сверхъестественного
3. Причинно – следственные связи подменяются аналогией, ассоциациями. Нет абстрактных размышлений.
4. Мир гармоничен, упорядочен, дополняет ограниченность знаний об эмпирическом мире.
5. Очеловечивание природы.
6. Глобальность масштабов (весь мир).
7. Синкретичность (семантика + аксиология + практика)
8. Противостоит логосу
9. Нет рассогласования между сущим и должным
10. Нормативная фидеистичность (есть, пока верят)
11. Сопряженность с ритуалом
12. Консервативность
13. Миф требует постоянного перетолковывания смысла, не допуская критики, постоянной актуализации содержания, при сохранении смыслового ряда.
«Экологическая» ниша мифологии помещается в тех областях человеческого существования, где рациональное миропонимание либо не занимает господствующего положения, либо его теряет. Подобные ситуации в динамике культуры связаны с глобальными изменениями:
· смена идеалов рациональности
· поиск мировоззренческих оснований новой исторической эпохи
· преобразование типа общественного устройства
с локальными изменениями:
· смена парадигм в частных науках
· возникновение новых областей знания или теоретических систем
· процессами, лишающими однозначности (и ореола рациональности) прежнюю систему ценностей
Отличие мифа от науки: миф не только объясняет мир, но и сам создает истину, а наука истину открывает.
Магия - это символический образ действий, которые имеют своей целью достижение определенного, конкретного результата.
В процессе развития магии образовалось несколько ее разновидностей.
Прежде всего, это промысловая магия (рыболовная, охотничья и пр.) - это именно те действия, с помощью которых первобытные люди стремились обеспечить себе удачу в собирательстве, рыбной ловле, охоте.
Лечебная магия- использование в борьбе с болезнями заговоров, заклинаний. Кстати именно на примере этого вида магии мы видим, как то, что мы считаем целесообразным, переплетается с магическим (колдовским). Ведь приемы лечебной магии тесным образом связаны с народной медициной, хотя они и отличаются друг от друга.
Вредоносная магия, насылание порчи врагам и по сей день является средством манипулирования человеческим сознанием. Можно назвать и такие виды магии как военная, любовная, охранительная.
Имитативная магия - когда магические действия производятся через имитацию желаемого результата (удар копьем в изображение врага).
Среди типов называют инициальную магию (передача действий на расстояние), когда магическое действие направлено на объект, не досягаемый для носителя магической силы. Разумеется, виды и типы в чем-то схожи между собой. (Удар копьем в изображение - это и охотничья и имитативная магия.
Обратите внимание на тот факт, что человек использует магические действия именно там, где господствует случайность, когда нет уверенности в своих силах.
Религия – (лат. Religio – благочестие, культ, набожность) – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастического, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. Характерна чувственная, образно – эмоциональная форма восприятия окружающей действительности. Исследует те же вопросы, сто и миф.
Признаки
- Разделение на 2 мира.
- Культовая система (обрядовые действия)
- Вероучение
- Задача – преодолеть аспекты бытия для вечного бытия.
· Сущность научной революции XVII века и первая научная картина мира;
Научная картина мира – особая форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определенному этапу ее исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска.
1. НКМ используется для обозначения горизонта систематизации знаний, полученных в различных научных дисциплинах.
2. При этом выступает как целостный образ мира, включающий представления о природе, складывающихся в результате синтеза естественнонаучных знаний.
3. Посредством этого понятия формируется видение предмета конкретной науки, которое складывается на соответствующем этапе ее истории и меняется при переходе от одного этапа к другому.
Виды: общенаучная, естественнонаучная, социальнонаучная.
Основные компоненты: Представление о фундаментальных объектах, о типологии объектов, об их взаимосвязи, о пространстве и времени.
Функции: Эвристические (научный поиск), систематизирующие и мировоззренческие.
3 этапа: НКМ додисциплинарной науки (Новое время – механическая картина мира), дисуциплинарно-организоваанной науки и современную (усиление междисциплинарного взаимодействия поиск новых мировоззренческих смыслов, ответов на вызов цивилизации. Общекультурный смысл определятся включенностью в проблемы выбора жизненных стратегий человечества, цивилизационных путей развития).
· Проблема научного метода (Ф. Бэкон и Р. Декарт);
Основной задачей в философии нового времени является поиск главного метода, который применим ко всем наукам, ибо знаний (научных факторов, гипотез, теорий) много, а всеобщего метода, с помощью которого можно проверить истинность знаний, нет. Исходя из этой задачи философы XVII – XVIII вв. были заняты поиском истинного метода науки, нахождением тех основополагающих принципов Разума (ума), с которых начинается построение истинного философского и конкретно-научного знания. В процессе поиска главного метода познания произошло разделение философов на сторонников эмпиризма («эмпирио» – опыт) и рационализма («рацио» – ум).
Эмпиризм
· В основу познания кладет опыт: «нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте («чувствах»)» - таков девиз эмпириков-сенсуалистов («сенсус» – ощущение).
· Единственный источник знания – это опыт. В разуме человека нет никаких врожденных идей, представлений и знаний. Поэтому содержание всех знаний человека, в конечном счете, сводится к опыту.
· Чувственные данные проверяются экспериментом. Соответственно, познание (знание) идет от частного, опытного знания к обобщениям и выдвижению гипотез, теорий. Это и есть индуктивный метод движения ума, наряду с экспериментом он представляет собой истинный метод философии и всех наук (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк)
· Эмпиризм – учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний.
Рационализм
· В основу познания кладет разум, ибо последний способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте.
· Сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания. В разуме человека содержится, независимо от опыта, ряд идей; эти идеи существуют не на основе ощущений, а до ощущений.
· Основа истинного метода заложена в самом уме. Мышление основано на интуиции и дедукции. Используя дедукцию как метод, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания. Это ми есть рационалистически-дедуктивный метод – единственно истинный метод философии и всех наук (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. В. Лейбниц)
· Рационализм – учение, утверждающее первенство в разуме в познании, независимость разума от чувственных восприятий.
Декарт (1596 – 1650)
Научный метод при изучении проблем познания.
Значение:
1. Роль разума – ведущая.
2. Субстанция и ее атрибуты.
3. Попытка примирить идеализм и материализм – автор дуализма.
4. Теория научного метода познания.