Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
В день Разговения и в день Жертвоприношения (‘Идуль-Фитр и ‘Идуль-Адха)
Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) запрещал соблюдать пост двух дней: в день Разговения и в день Жертвоприношения”. аль-Бухари 3/280, Муслим 2/577.
Пророк (мир ему и благословения Аллаха) говорил: «Я запрещаю вам соблюдать пост в дни праздников Разговения и Жертвоприношения». Абу Я’ля. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 2517.
Имам ан-Науауи и шейх Сыддыкъ Хасан Хан сказали: “В том, что пост в дни праздников Разговения и Жертвоприношения является запретным, единогласны все ученые”. См. “Шарх Сахих Муслим” 8/15, “ар-Раудату-ннадийя” 1/566.
В три дня ат-Ташрикъа
Три дня ат-ташрикъа – это одиннадцатое, двенадцатое и тринадцатое число месяца зуль-хиджа, три дня следующие за днем Жертвоприношения (аль-Адха).
От Ка’ба ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Дни мины (три дня ат-ташрикъа) – это дни еды и питья». Муслим 1142.
Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) также сказал: «Не поститесь три дня ат-ташрикъа, ибо поистине, это дни еды и питья!» Ахмад, ан-Насаи. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 7355.
Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) во время Хаджа, отправил гонца для того, чтобы он возвестил людям: «Не поститесь в эти дни, ибо, поистине, это дни еды и питья и поминания Всевышнего Аллаха!» Ахмад 10674, аль-Хаким 2/250, Абу Ну’айм 2/342/1. Шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.
Соблюдать пост в эти три дня можно только паломнику, который не смог совершить Жертвоприношение во время Хаджа. Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Не разрешалось поститься в дни ат-Ташрикъа никому, кроме тех, кто не мог найти скота для Жертвоприношения”. аль-Бухари 1998.
В день сомнения
Днем сомнения именуется тридцатое ша’бана. Речь идет о соблюдении поста за один, два дня до наступления Рамадана. ‘Аммар ибн Йасир (да будет доволен им Аллах) сказал: “Кто постится, сомневаясь в наступлении Рамадана, тот ослушался Абуль-Къасима (пророка)”. Абу Дауд 2334, ат-Тирмизи 676, ан-Насаи 2187, Ибн Маджах 1645, ад-Дарими 1682. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, шейх аль-Альбани.
Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) запретил поститься за день до Рамадана, а также в дни праздников Разговения и Жертвоприношения, и в три дня ат-Ташрикъа”. аль-Байхакъи. Хадис достоверный. См. «Сахихуль-Джами’» 6964.
Только в пятницу
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Не избирайте ночь пятницы для ночной молитвы (тахаджуд), если вы не молитесь по ночам и в другие дни, и не избирайте пятницу для поста, если вы не поститесь в другие дни. И поститесь в пятницу только в том случае, если на нее приходится ваш регулярный пост». Муслим 2/148.
Къайс ибн Сакан рассказывал: “Однажды мимо Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) проходили люди, соблюдавшие пост в пятницу, и он сказал им: «Клянусь, вам лучше разговиться, ибо, поистине, этот день является ‘Идом!»” Ибн Аби Шайба 2/160. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным.
Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) говорил: “Пророк (мир ему и благословения Аллаха) запретил соблюдение поста в течении шести дней в году: В три дня ат-ташрикъа, в день аль-Фитра и в день аль-Адха, а также в пятницу!” ат-Таялиси. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 6961.
В субботу
Передают, что ас-Самма бинт Буср (да будет доволен ею Аллах) рассказывала, что посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Не соблюдайте пост по субботам, за исключением поста, который является обязательным! И даже если вы не найдете ничего, кроме виноградной кожицы или ветки с дерева, то все равно жуйте их». Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджах, ад-Дарими, аль-Байхакъи, Ибн Хузайма, аль-Хаким, Ибн Шахин, ат-Тахауи. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 7235.
Шейх Шамсуль-Хакъ ‘Азым Абади о словах: «И даже если вы не найдете ничего, кроме виноградной кожицы или ветки с дерева, то все равно жуйте их», сказал: “Это является строгим указанием на запрет поста в субботу”. См. «‘Аунуль-Ма’буд» 7/49.
Шейх Ибн аль-Къайим в «Тахзибу-Ссунан» говорил: “Слова: «за исключением поста, который является обязательным», являются доказательством на запрет любого поста, кроме обязательного. И нет разницы, соблюдается добровольный пост лишь в субботу или и в другие дни наряду с субботой”.
Однако он посчитал хадис этот не достоверным.
Среди ученых есть разногласия относительно дозволенности соблюдения добровольного поста в субботу. Например, шейх аль-Альбани, опираясь на приведенный хадис, считал, что соблюдать добровольный пост по субботам категорически запрещено, кроме обязательных видов поста, как пост Рамадана, искупительный пост и пост по обету. И в этом он опирался на понимание сподвижника 'Абдуллаха ибн Бусра, который также запрещал пост в субботу, что приводит имам ан-Насаи в "ас-Сунан аль-кубра". И кстати именно его семья распространила хадис пророка (мир ему и благословения Аллаха) о запрете поста в субботу.
Другие ученые считали, что соблюдать пост по субботам можно, поскольку считали данный хадис недостоверным, и это имам Малик.
Некоторые говорили, что этот запрет отменен, и это имам Абу Дауд.
А большинство ученых, объединив мнения, считали, что не следует поститься только лишь с субботу, и если соблюдать пост наряду с каким-либо днем, то тогда нет ничего страшного в соблюдении поста в субботу.
Что касается мнения тех, кто считал этот хадис недостоверным, то оно ошибочное, поскольку у данного хадиса есть множество версий, каждые из которых усиливают друг друга. Поэтому имам ан-Науауи сказал: “Эти слова (что хадис недостоверный) неприемлемы, ибо многие имамы подтвердили достоверность этого хадиса”. См. «аль-Маджму’» 6/440.
Среди имамов подтвердивших достоверность этого хадиса: ат-Тирмизи, аль-Хаким, Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, Ибн ас-Сакан, ад-Дыя аль-Макъдиси, Ибн Къудама, аз-Захаби, Ибн аль-Муляккъин, аль-‘Иракъи, Ибн Хаджар аль-Хайтами, аль-Альбани и др. См. «аль-Фуру’» 3/92, «Баянуль-уахм уаль-ихам» 4/269.
То же самое обстоит и со словами, что этот хадис отменен, ибо никаких достоверных указаний на этот счет нет. Имам ас-Субки упомянув слова Абу Дауда: “Этот хадис отмененный”, сказал: “Эти слова неприемлемы. Где доказательство на отмену этого хадиса?!” См. “ад-Динуль-халис” 8/393.
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами сказал: “Аду Дауд назвал хадис отмененным, однако это не так, и этот хадис достоверный, несмотря на то, что Малик считал иначе”. См. “Итхаф ахлюль-Ислям би хусусыяти-ссыям” 316-317.
Что касается мнения большинства ученых, сказавших, что в хадисе речь идет о запрете на соблюдение поста именно в субботу, то их аргументы также весьма сильны, особенно следующий хадис:
Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Чаще всего посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) постился по субботам и воскресеньям, и он говорил: «Эти дни являются праздниками для многобожников, и я хочу от них отличаться» ". Ахмад 6/323, ан-Насаи в “ас-Сунан аль-Кубра” 2/2776, аль-Байхакъи 4/313.
Но относительно достоверности этого хадиса также были большие разногласия. Например, хафиз ‘Абдуль-Хакъ аль-Ишбили, хафиз Ибн аль-Къаттан и шейх аль-Альбани считали его слабым. См. “ас-Сильсиля ад-да’ифа уаль-мауду’а” 1099.
Однако имамы Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким, аз-Захаби, Ибн Муфлих, Ибн Хаджар аль-Хайтами, ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут и Шуайб аль-Арнаут считали этот хадис достоверным.
Пост в день ‘Арафа, совершающими Хадж
Людям, совершающим Хадж, не следует поститься в день Арафа, поскольку пророк во время хаджа в этот день не постился. Умм Фадль (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “В день стояния на горе ‘Арафа у людей возникли сомнения относительно того, постился пророк (мир ему и благословения Аллаха), или нет, и тогда я отнесла ему питье, и он выпил его”. аль-Бухари 1658.
Мало того, что соблюдать паломникам в день Арафа пост не Сунна, также есть и запрет на соблюдение поста паломникам в этот день. ‘Икрима рассказывал: “Однажды я зашел к Абу Хурайре и спросил его о посте в день Арафа, совершающим хадж, и он сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) запрещал соблюдать пост в день Арафа тем, кто совершал Хадж”. Ахмад 2/304, Абу Дауд 2440, аль-Бухари в “ат-Тарих” 7/4425.
Относительно достоверности этого сообщение среди ученых есть разногласия, однако имам Ибн Хиббан, Ибн Хузайма, аль-Хаким, аз-Захаби и Ахмад Шакир считали его достоверным. И это сообщение усиливается также и тем, что такие сподвижники, как ‘Умар, Ибн ‘Умар и Ибн ‘Аббас тоже запрещали соблюдать пост в день ‘Арафа совершающим Хадж. См. “Сунануль-кубра” 2823, 2824 ан-Насаи, “аль-Мусаннаф” 7820, Абдур-Раззакъа.
Имам аз-Захаби говорил: “Кто из паломников будет поститься в день 'Арафа, несмотря на то, что ему известно о запрете на это и того, что пророк (мир ему и благословения Аллаха) во время Хаджа не постился в день 'Арафа, как и его сподвижники, то из того, что нам известно, это то, что он не будет вознагражден за это”. См. “ас-Сияр” 10/684.
Непрерывный пост в течение нескольких дней
Соблюдать пост непрерывно, не разговляясь порицаемо, и на это указывают множество хадисов. Абу Хурайра рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) запрещал соблюдать пост непрерывно, и однажды один человек из мусульман сказал ему: “Но ты ведь ты постишься так, о посланник Аллаха!” Пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «А кто из вас подобен мне? Поистине, по ночам Господь мой кормит и поит меня». Когда же некоторые люди отказались прекратить поститься непрерывно, пророк стал поститься непрерывно вместе с ними, не разговляясь сначала один день, потом еще один, после чего они увидели молодой месяц. И тогда пророк сказал: «Если бы он появился позже, я бы добавил вам», – имея в виду, что это послужило бы им примерным наказанием за то, что они отказались прекратить поститься”. аль-Бухари 1965, Муслим 1103.
Передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Вообще не постится тот, кто постится непрерывно!» аль-Бухари 1977, Муслим 2/197.
‘Абдуллах ибн ‘Ийяд рассказывал: “Я слышал, как Лейля, жена Башира ибн Хасасии рассказывала: “Однажды я захотела поститься два дня подряд, и Башир запретил мне это, сказав: “Поистине, посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) запрещал это и говорил: «Так поступают христиане, а вы поститесь так, как вам велит Аллах: «И поститесь до ночи», и когда наступит ночь, не поститесь»”. Ахмад 21448. Хафиз Ибн Хаджар и шейх Ахмад Шакир назвали хадис достоверным.
Но если же все-таки кто-то и хочет соблюдать такой пост и чувствует в себе силы, то ему следует разговляться хотя бы один раз в сутки, а именно – перед рассветом. Передают со слов Абу Са’ида (да будет доволен им Аллах), что он слышал, как пророк (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Не поститесь непрерывно, а тот из вас, кто захочет сделать это, пусть разговляется перед рассветом следующего дня». аль-Бухари 1963.
Ибн аль-Къайим сказал: “Таким образом, сухур заменит ему разговение”. См. “Задуль-ма’ад” 2/31.
О посте в месяце Раджаб
Сообщается, что ‘Умар ибн аль-Хаттаб бил тех, кто постился в месяц Раджаб и заставлял их есть, говоря: “Кушайте! Поистине, это месяц, который возвеличивали во времена джахилии”. Ибн Аби Шайба. Шейх аль-Альбани назвал иснад достоверным. См. “Ируауль-гъалиль” 957.
Также и Ибн ‘Умар порицал тех, кто выделял месяц Раджаб постом. Ибн Аби Шайба, иснад также достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 958.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “Что касается желательности на выделение месяца Раджаб постом, то все хадисы, указывающие на это, являются слабыми и даже лживыми, на которые ученые не опираются”. См. “Маджму’уль-фатауа” 25/290.
То же самое говорили шейх Ибн аль-Къайим и хафиз Ибн Хаджар. См. “аль-Манар аль-муниф” 96, “Табйин аль-‘уджб” 11.
Добровольный пост женщины без разрешения мужа
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословения Аллаха) сказал: «Не поститься женщина в присутствии своего мужа, кроме как с его дозволения, [если только это не пост в месяце Рамадан]». аль-Бухари 5192, Муслим 2/711, то, что между двух скобок является версией Абу Дауда 2458.
Хафиз Ибн Хаджар в «Фатхуль-Бари» говорит: “В хадисе говорится о том, что права мужа перед женой стоят выше, чем желательные благие деяния, так как соблюдение прав мужа – это обязанность (фард), а выполнение обязательного стоит выше, чем желательные деяния”.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: “После выполнения обязанностей перед Аллахом и Его посланником (мир ему и благословения Аллаха) для женщины нет ничего более важного, чем выполнение своих обязанностей перед мужем”. См. “Маджму’уль-фатауа” 32/275.
Добровольный пост, запрещаемый родителями
Повиноваться родителям, в том, что не содержит в себе греха, является обязанным предписанием (фард), а соблюдение добровольного поста, является желательным предписанием (мустахаб). По этой причине имам Ахмад порицал тех, кто соблюдал добровольный пост, не обращая внимания на запрет родителей, а Хасан аль-Басри говорил: “Если родители или один из них запрещают человеку поститься, то он должен повиноваться им, и тогда он получит двойную награду – за почитание и повиновение родителям и за намерение поститься”. См. “аль-Адабу-шшар’ийя” 1/432.
В заключении, хвала Аллаху – Господу миров!
www.salaf-forum.ru