Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Хх век в истории казахской философии.




Хрестоматийный материал.

Тема 10: Казахская философия.

Тексты: Абай. «Слова назидания» (фрагмент). 1. Касабек А., Касабек С. «Искание истины»: «XX век в истории казахской философии». 2. М.Орынбеков «Предфилософия протоказахов»: «Мировоззренческие ориентиры и первоначальные категории протоказахов и их соотношение»; «Традиционные верования Протоказахов. Поклонение Тенгри, Жер-Су, Умай»

Хрестоматия 10.1.

Касабек А., Касабек С. «Искание истины»: «XX век в истории казахской философии».

ХХ ВЕК В ИСТОРИИ КАЗАХСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

Переход к демократическому обществу, построение рыночных отношений и становление новой государственности в Казахстане затронули все стороны общественных отношений. Раскрепоще­ние мысли, возврат к истокам национальной идеи, установление естественных взаимосвязей между науками и постепенный пере­ход к общечеловеческим ценностям вносят положительный вклад в формирование национального самосознания как атрибута ка­захского народа. Этот процесс благотворно отражается и на жиз­ни представителей других народов Казахстана.

Однако XX в. в истории развития казахского народа оказался весьма противоречивым как в позитивном, так и в негативном отношении. Своеобразие такого развития представлено в науч­ных исследованиях философов Казахстана, в основном руковод­ствовавшихся методологическими принципами марксизма-лени­низма, что привело к одностороннему освещению сложного спе­ктра общественных отношений.

Изучению социальных свершений, так называемых революци­онных преобразований, происходивших в республике, особенно­стей строительства социализма в Казахстане были посвящены пер­вые философские работы, появившиеся в 30-е годы на страницах периодической печати. В эти же годы в вузах республики были организованы первые кафедры философии, начаты переводы тру­дов К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина на казахский язык. Особенно бурно развивалась философия в Казахстане с середины

50-х годов. Этому способствовали открытие в 1949 г. философ­ского факультета в Казахском университете, организация в 1958 г. Института философии и права АН Казахской ССР, а также созда­ние в 1978 г. Института повышения квалификации преподавате­лей общественных наук при КазГУ.

Создание материально-технической базы социализма, корен­ные преобразования общественных отношений привели к разви­тию научного знания, обусловили разработку ряда актуальных философских проблем. К середине 80-х годов в Казахстане науч­ную и педогогическую работу вел большой отряд квалифициро­ванных философов — свыше 400 специалистов, в том числе 6 ака­демиков и членов-корреспондентов АН Казахской ССР, 20 док­торов и 180 кандидатов философских наук. Заметно оживилась научно-исследовательская работа в области философии во всех 60 высших учебных заведениях, где было сосредоточено большин­ство философских кадров республики.

В центре внимания исследователей стояли следующие вопро­сы: ленинское философское наследие, методология социального познания, закономерности некапиталистического пути развития, социально-классовая структура советского общества, националь­ные отношения, изучение роли субъективного фактора в разви­тии социалистического общества, процессы совершенствования социалистических общественных отношений, развитие духовной жизни социалистического общества, пути формирования гармо­нически развитой личности и др.

В эти же годы развивались конкретные социологические ис­следования. Организованная при Казахском университете лабо­ратория социологических исследований акцентировала внимание на проблемах, связанных с интернационализацией общественных отношений. Философы Института философии и права АН Казах­ской ССР исследовали вопросы подъема культурно-технического уровня рабочего класса, духовной жизни человека в условиях на­учно-технического прогресса и др. Группы социологических ис­следований различных вузов изучали проблемы образования и его роль в изменении социальной структуры социалистического об­щества. (М. С. Аженов).

Определенный вклад внесли ученые в разработку вопросов раз­вития нации и национальных отношений: закономерности разви­тия советского многонационального государства; вопросы устранения пережитков национальной розни и установления фактиче­ского равенства всех наций; природа национальной психологии; управление социальными и национальными отношениями; вос­питание людей в духе интернационализма и патриотизма. Следует отметить следующие работы: Н. Д. Джандильдин «Природа наци­ональной психологии», (Алматы, 1971); М. И. Сужиков «Образо­вание ССР и социальный прогресс казахского народа» (Алматы, 1972); А. Е. Канапин, А. Д. Яндаров «Расцвет культуры казахского народа» (Алматы, 1977); А. А. Айталиев «Социализм и интернаци­ональное воспитание» (Алматы, 1979) и др.

Социальные процессы, связанные с современной наукой и тех­никой, были осмыслены путем изучения научно-технической ре­волюции. При этом считалось весьма важным раскрыть то новое, что имелось во взаимоотношениях между наукой и производст­вом, между НТР и духовным миром человека, показать возрос­шую роль науки в обществе. В работах философов республики освещались основные тенденции разделения труда, воздействие НТР на социальную и профессиональную структуры рабочего клас­са и других социальных общностей. Изменения, затрагивающие технический прогресс в тех условиях, представлены как органиче­ское соединение умственного и физического труда на путях ком­плексной механизации и автоматизации производства, роста куль­турно-технического уровня трудящихся, соединения образования с производительным трудом. Этому вопросу посвящена коллек­тивная монография «НТР и духовный мир человека»(Алматы, 1979). Опубликован также ряд работ, посвященных анализу полити­ческой организации общества, раскрытию внутреннего содержа­ния политической системы социализма, социалистическому об­разу жизни, проблемам нравственности (Т. Ж. Жангельдин, Л. М. Славин, Г. Г. Акмамбетов и др.).

На этом этапе развития общества представляли определенный интерес исследования быта, обычаев и традиций народа в их связи с общественной жизнью. Разработке этих проблем посвящены книги Н. С. Сарсенбаева, Я. П. Белоусова, С. Д. Танкаева и др.

Развитие культуры и искусства поставило перед философской наукой большие задачи в области эстетики. Вышли в свет отдель­ные работы о специфике искусства, его месте в общем процессе познания действительности и овладения ею, социалистическом реализме, роли искусства в воспитании трудящихся (Б.Р. Казыханова).

В исследованиях философов Казахстана В. А. Черняк, К. Шулембаева видное место занимали вопросы научного атеизма. Осо­бое внимание обращалось на критику ислама. В книге 3. Акназарова «Ислам и действительность» (1977) анализировались идеоло­гия и тактика деятельности мусульманского духовенства, приемы работы мусульманских организаций, современные формы проявле­ния так называемых идеологов ислама. Обобщен опыт научно-атеистической работы в Казахстане.

Философы республики интенсивно разрабатывают проблемы диалектики. В этой связи монографии Ж. Абдильдина, А. Касымжанова, Л. Науменко, М. Баканидзе «Проблемы логики и диалек­тики познания» (1963), «Диалектическая логика» и другие публи­кации получили положительную оценку философской обществен­ности страны.

Большое внимание уделено диалектико-логическим проблемам физики, математики и других частных наук. Несомненный инте­рес представляли работы К. X. Рахматуллина, посвященные рас­смотрению принципа развития с диалектико-материалистических позиций. Автор трактует развитие как целостный, необратимый, многоплановый процесс, в котором цикличность и необратимость составляют единство.

Активно велось исследование законов и категорий мышления, принципов и сущности математизации знания (А. Нысанбаев и др.), принципов и методов научного исследования, научно-теоре­тического анализа, возрастания роли логического мышления в процессе познания объективного мира.

Значительное место в работах философов Казахстана занима­ли вопросы предметно-практической деятельности, ее места и роли в процессе познания. Включение практики в теорию познания марксистской философии дало возможность решить вопрос о при­роде знания, диалектике объективного и субъективного, общест­венного и индивидуального в познании, соотношении эмпириче­ского и теоретического уровней научного познания. В философско-методологическом аспекте раскрывались природа социальной обусловленности познания и его современные проблемы. Анали­зировались возрастание социальной роли знаний, сознательного овладения людьми общественных закономерностей в развитии об­щечеловеческой цивилизации, диалектическое единство социаль­ной деятельности и социального познания.

Философы стремились с позиций ограниченных возможнос­тей отразить социальный динамизм современной эпохи в диалек­тических понятиях и категориях. На первое место вышли иссле­дования, связанные с конкретизацией ленинского понимания ядра диалектики на основе анализа многообразных противоречий про­блем мирового развития. Важной задачей, вставшей перед фило­софами, явилось также изучение социальной проблематики, за­кономерностей развития зрелого социализма на основе принци­пов диалектического материализма.

Развитие современной науки, как известно, характеризуется двуединым процессом — дифференциацией и интеграцией. Спе­циалисты в области философскких проблем естествознания ис­следовали эти тенденции в развитии науки, особенно в новых областях, требующих философского осмысления.

Наряду с Алматы центрами исследования актуальных фило­софских вопросов современного естествознания становились и такие города республики, как Семипалатинск, Шымкент, Кара­ганда, Усть-Каменогорск и др. В ряде работ казахстанских фило­софов была дана диалектике-материалистическая трактовка важ­нейших положений астронавтики, квантовой механики, биоло­гии, медицины и т. д. Проведены интересные исследования по проблеме причинности (Н. А. Мусабаева и др.).

В эти годы эффективной формой укрепления союза филосо­фов и естествоиспытателей стали философские методологические семинары, созданные во всех вузах республики.

Результаты деятельности методологических семинаров отража­лись в совместных публикациях материалов конференций, сим­позиумов философов и естествоиспытателей. Считалось, что диалектико-материалистическая философия активно влияет на ход современных естественно-научных исследований, что приводит к возрастанию роли философских вопросов естествознания. Отсю­да вытекала задача глубокого философского, методологического осмысления новых явлений научного познания.

Исследование всемирной и национальной истории философии явилось важной составной частью работы философов Казахстана. Развитие философской теории всегда требует постоянного обра­щения к ее истории. Целостное и систематическое исследование истории философии, раскрытие закономерности историко-фило­софского процесса, анализ истории формирования принципов, идей, философских понятий и категорий имеет большое значение для творческого развития философской теории, повышает общую культуру и методологическую вооруженность исследователей. Сле­дует подчеркнуть положительное значение публикаций по этой проблематике А. X. Касымжанова, А. Ж. Кельбуганова, М. Орын-бекова, К. М. Сатыбалдиной, Ж. М. Абдильдина, Г. П. Кармышева, 3. А. Мукашева, Б. Г. Нуржанова и др.

В системе философского образования в Казахстане незначи­тельное место отводилось изучению истории национальных фи­лософий, которое играет важную роль в интернациональном вос­питании, формировании бережного отношения ко всему прогрес­сивному в истории духовной культуры народов.

Чрезвычайно важным являлось фундаментальное изучение ис­тории общественной мысли Казахстана, в особенности в совет­ский период, с точки зрения становления и развития идейных, духовных связей между народами, ставшими на путь социализма. Философы раскрывали диалектику национального и обществен­ного, особенного и всеобщего, интернационального в духовной истории советского народа. Философы республики уделяли боль­шое внимание проблемам истории общественной и философской мысли Казахстана (К. В. Бейсембиев, О. А. Сегизбаев, М. С. Бу-рабаев, А. У. Уразбеков и др). Ими раскрыты ее богатство и ори­гинальность, показано большое влияние на нее мировой фило­софской мысли, под благотворным воздействием которой сложи­лось мировоззрение Ч. Валиханова, И. Алтынсарина, А. Кунанба-ева и др.

Так называемому обострению и усложнению идеологической борьбы в мире посвятили труды такие авторы, как Б. Амантаев, Д. Кшибеков, Ж. Молдабеков и др. В них подчеркивалось, что отношение марксистско-ленинской философии к буржуазной фи­лософии — это не только философская, но и политическая про­блема. Указывалось, что борьба в современном мире становится все более острой и напряженной, а приемы идейных врагов — более изощренными и коварными.

В настоящее время казахстанские философы изучают различ­ные стороны философских учений казахских мыслителей. Это помогает глубоко раскрыть период истории, сыгравший значи­тельную роль в развитии национального самосознания казахского народа.

Как видно, определенная духовная установка задавала направ­ления развитию казахстанского общества. Дух возникает как на­чало, превращающее систему взаимодействия в новую неповто­римую целостность. Но тут происходит переоценка ценностей. Цивилизация перестает быть средством реализации культуры, она приобретает самоцельную самостоятельность и начинает теснить и давить культуру, приходит ей на смену в период упадка, заката культуры, повлекшей за собой потерю носителей идей. Чего не хватало носителям идей, чтобы противостоять давлению реальных обстоятельств? Если знания этих обстоятельств — то это препятствие вполне преодолимо. Если средств противостояния — то тут возможны два варианта: либо эти средства действительно напрочь отсутствуют, и тогда идея оказывается ложной, прежде­временной или запоздавшей; либо носитель идей не способен подчинить себе нужные средства. В данном случае не хватает ему характера, что выразилось прежде всего в неадекватном понима­нии истории своего народа, в следовании штампам и стереоти­пам, навязанным извне. Нужно было понимать, что духовный мир казахской философии является не хаотичным сочетанием случай­ных открытий отечественных поэтов и мыслителей, а выражени­ем народного духа с определенными парадигмами и преобладаю­щими, исторически устойчивыми смыслообразами. Эти смысло-образы выстроены вокруг общего понимания мира, места и на­значения в нем человека. Вектор духовного мира казахской фило­софии направлен на гармонизацию отношения человека с приро­дой, человеком (обществом), собственным «я», на поиск опти­мальных форм и средств сохранения жизни, ее восходящего раз­вития.

В современном мире отмечаются мощные процессы стереотипизации духовной жизни, поэтому философия этноса не может существовать вне контекста мировой философии. В то же время в процессе взаимодействия философии неизбежно осуществляется ее самоидентификация. Становление и развитие национального самосознания есть не что иное, как институализация этого про­цесса в сознании этносоциальной общности.

Национальная философия в постсоветском пространстве в про­цессе взаимодействия с общей реальной культурой сформирова­лась как пограничная духовная ценность, и это обострило ее спо­собность выбирать различные элементы других культур, легко их ассимилируя. Обретая качество пограничной, философия казах­ского народа несет в себе способность к сосуществованию раз­личных этносов, социальных и религиозных групп, культурному взаимодействию и синтезу.

Национальная философия позволяет человеку выйти за рамки, определенные ему цивилизацией. Ушли в прошлое единообраз­ные представления об общественной эволюции как эволюции по схеме европейского индустриализма. Мировое сообщество обре­тает новую парадигму самоидентификации через социокультурное многообразие, что проявляется через выявление внутренних типологических градаций казахской национальной культуры, а также анализ исходных критериев данной типологии.

Однако такой процесс социокультурной модернизации не мо­жет идти по готовой модели. Этот процесс неизбежно развертыва­ется в острых противоречих, накладывающихся на реальную со­циально-экономическую, политическую, культурную специфику общества транзитного типа.

Для казахского народа — кочевнического этноса — системообразующим элементом национальной философии стали единство народа как национальная идея, объединяющая фольклор, мифо­логию, народную мудрость, искусство и правила нравственности в их становлении, и самоидентификация казахского менталитета. Выросшая из этой идеи, философия впоследствии взяла на себя функции осмысления социальной жизни, нравственной оценки, духовной критики и исканий. Она выполняет мировоззренческую, критическую, воспитательную и пропагандистскую роль. Повы­шенная социальная значимость придает национальной идее чер­ты философичности. Ведь еще А. Тойнби считал, что «правящее меньшинство», управляющее якобы реализацией идей «творчес­кого меньшинства» на самом деле занимается «мимесисом» — приспособлением к плохо понятым идеям и приспособлением идей к своим целям».

Наука, экономика, идеология — факторы, образующие новое единство модернизированного общества, извне моделируют это единство, не затрагивая во многом внутренние ресурсы индиви­дуальности, полностью задействованные в традиционном обществе. Только в тех случаях, когда общественная система, выбирая свой путь в истории, вырабатывает философские параметры сво­его существования, она жизнеспособна. Следует верить не в чело­века, а в силу хорошей политической конституции.

Конно-кочевая культура степей сформировала у казахского народа такие содержательные черты национального самосозна­ния, как выдержку и выносливость. Древние культурные тради­ции предопределили великодушие, терпимость, контактность, гос­теприимство как компоненты национального самосознания ка­захского народа. Неприемлемы ложь, предательство, неволя (своя и чужая). Характерной чертой национального самосознания ка­захского этноса являются культ предков, генеалогическое пристрастие к старшим, детям, стремление к свободе2. Кстати, послед­нее по-своему официально провозглашается основной ценностью нового времени уже в американской «Декларации независимос­ти» (1776) и французской «Декларации прав человека и граждани­на» (1789).

В современных условиях применительно к национальным куль­турам в постсоветском пространстве существует несколько пара­дигм универсализующей духовности. Ясно, что идея распростра­нения западноевропейской, восточной (исламской) и русской куль­тур, характеристика одной из них как единственной носительни­цы просвещения, гуманизма, разумности несостоятельна, а тре­бования намеренной реконструкции национальной духовной куль­туры под одну из универсальных моделей духовности нелогичны.

Обретение Казахстаном независимости явилось поворотным пунктом в многовековой истории страны, в судьбе населяющих его народов. Наличие необходимых атрибутов подлинной само­стоятельности и национальной свободы создает новые возможно­сти и перспективы для политического, экономического и научно-технического развития, духовного возрождения, повышения ма­териального и культурного уровня жизни населения.

Как подчеркивал Президент Н. Назарбаев,— «На новом исто­рическом витке народы Казахстана решительно сделали свой вы­бор — к демократическому обществу». Однако на этом пути народ ждут трудности, определенные жертвы, связанные с ванием старого экономического уклада. Только напряженный це­ленаправленный и инициативный труд может оказаться тем ры­чагом, который позволит взойти на вершину современного миро­вого развития. В этом убеждает опыт Южной Кореи и других стран, которые за последние 30 лет совершили гигантский скачок, со­вершив экономическое чудо, благодаря напряженному и эффек­тивному труду, используя достижения мирового научно-техниче­ского прогресса в своей стране. Казахстан слишком богатая стра­на и непозволительная роскошь жить в нем бедно. «Главным и самым тяжелым грехом является бесполезная трата времени..., трата этого времени на светские развлечения, «пустую болтовню», рос­кошь... Сон — не более шести часов — морально совершенно не­допустимо»3. На нынешнем этапе для Казахстана главная задача — дать импульс рождению новых общественных отношений, ли­шенных лицемерия и ханжества, проникнутых атмосферой свобо­ды внутри страны, на деле превратиться в самостоятельный субъ­ект международных отношений, активно действующее лицо ми­рового экономического пространства, что и было сделано в пер­вые годы независимости.

Исходя из опыта цивилизованных государств можно сделать вывод, что при модернизации политико-экономической системы первоначально осуществляется переход почти тотальной регламен­тации к авторитаризму в сфере идей, культуры и духа. Создается плюралистическая культурная, духовная сфера, где существуют официальная и неофициальная культуры. Затем следует переход от одномерности традиционных обществ к многомерности в эко­номической сфере. И только после того, как происходит расслое­ние общества и начинаются динамические процессы, стихийное столкновение личных старых и вновь появившихся интересов, возникает необходимость своевременно осуществить переход от абсолютизма к авторитаризму в политической сфере, чтобы раз­личные конфликтующие стороны в легальной форме, в сфере пуб­личной власти смогли конструктивно обсуждать и решать пробле­мы страны и различных социальных групп. Это предотвратит со­циально-политическую поляризацию, ужесточение и обострение конфликтов, которые на определенном этапе могут выйти из под контроля и создать катастрофу для той или иной страны.

Новая Конституция Казахстана придает политическому обли­ку страны черты западного, прежде всего французского, парла­ментаризма.Опыт показывает, что Казахстан сможет усвоить ос­новные принципы парламентской демократии, в очень сжатые сроки проведя всеобщие выборы на многопартийной основе. Од­нако можно сделать прогноз относительно того, что новая казах­станская представительная система, постепенно утверждаясь, не будет копией французской, а приобретет своеобразную форму казахстанского парламентаризма.

За годы тоталитаризма в Казахстане идеология патернализма сблизилась с патриархальной формой пиетета перед авторитетами настолько, что имевшийся в идеологии дореволюционного про­светительства действительно освободительно-демократический оттенок был полностью выхолощен. Просветительские лозунги и декларации стали использоваться властями лишь для прикрытия системы государственного насилия и элитарного положения правящей верхушки. Эти лозунги продолжали по форме традиции просветительства, берущего начало во второй половине XIX в. Однако при этом был отброшен новый экономический опыт, связанный с переходом к оседлому образу жизни, капитализацией различных отраслей хозяйственной жизни и становлением соци­ально-политических организаций, форм государственности в са­мом Казахстане.

Реальная система власти в республике представляла собой мон­стра, соединившего черты общинного государства, наделенного функцией легализованного насилия, прикрытого якобы защитой интересов большинства населения, всего народа. Это привело к тотальному разрыву людей с многовековыми культурными тради­циями, подрыву нравственных корней, разрушению основ граж­данских отношений и утверждению феномена «манкуртизма» в качестве нормы. Гуманистические потери коренного населения республики в этом плане огромны и невосполнимы.

Становление гражданского общества в Казахстане во многом зависит от его вхождения в мировую цивилизацию. Поэтому про­блема демократического, правового государства, т. е. создание механизма государственной власти, который был бы призван за­щищать и гарантировать социально-экономические права граж­дан, особенно актуальна сейчас. Формирование казахстанской государственности происходит в противоречивой обстановке, обусловленной поискам новых пу­тей, идей и направлений развития страны. Всем ясно, что ста­бильные государственные структуры зародятся и смогут нормаль­но функционировать нескоро. На нынешней стадии развития ка­захстанской государственности наиболее вероятно установление либеральной диктатуры. Это, возможно, не вызовет протеста со стороны масс, ибо она, ассоциируясь с иждивенческой идеей па­тронажного государства, будет соответствовать нынешнему мен­талитету граждан. Дальнейшее развитие государственности будет медленно определяться тем, что в обществе в результате привати­зации произойдет дифференциация граждан-собственников по корпорациям.

Особенность нынешней ситуации такова, что само развитие разных гражданских структур нуждается в сильной политической власти. В Казахстане в перспективе должна реализоваться модель государства социал-демократического типа с сильной политикой и индивидуальными экономическими и политическими возмож­ностями. Поэтому общественное сознание, по логике вещей, ори­ентируется не на сильного лидера, а на такую модель государства. Это генеральная линия общественного развития могла бы соста­вить основу повседневной работы всех властных, политических и образовательных структур молодого государства.

Понимание этой проблемы стало важнейшим итогом XX в., переломным моментом в исторической судьбе не только Казах­стана, но и большинства стран мира.

Хрестоматия 10.2.

 

Орынбеков «Предфилософия протоказахов»: «Мировоззренческие ориентиры и первоначальные категории протоказахов и их соотношение»; «Традиционные верования Протоказахов. Поклонение Тенгри, Жер-Су, Умай». А.,1994, С.104-116, С.190-192.

Глава IV.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1792 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2283 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.