Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Методология и методы исследования

Глава 2

НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ СУРДОПЕДАГОГИКИ

 

Методология и методы исследования

Прирассмотрении сущностных теоретических основ сурдопе­дагогики, определяемых с позиции гуманитарного познания, ру­ководствуются положениями философии, которая для нее, как и для многих наук, является мировоззренческим фундаментом и вы­пoлняeт определенную методологическую функцию.

Ведущие мировоззренческие идеи сурдопедагогики отражены в ее основополагающих методологических подходах, таких, как ис­торико-философский, социально-Философский, философско-ан­тропологический и аксиологический (ценностный).

Историко-философский подход предусматривает сохранение для современности взглядов и поисков ученых прошлого времени и суждение о развитии сурдопедагогики в динамическом процессе ее становления. Определяемые таким образом научные основания для исследований способствуют объективному анализу и оценке рассматриваемых явлений современности, подкрепленным зна­нием опыта предшествующих ученых в области обучения и воспи­тания людей с нарушениями слуха.

Социально-философский подход является основой для изучения проблем образования людей со слуховыми дефектами в социо­культурном контексте.

Философско-антропологический подход ориентирует на обобще­ние научных данных о людях, имеющих нарушения слуха, вклю­чая их качества, состояние внутреннего мира, своеобразие жиз­недеятельности и социализации. В рамках новой социокультурной парадигмы (D. Moores, 1987; С. Padden, Т. Hиmphries, 1988; К. Меа­dow-Or1aneds, 1990) современное общество рассматривается как совокупность различных микросоциумов - религиозных, язы­ковых и др. Приэтом люди с нарушениями слуха составляют культурные и лингвистические меньшинства. Приих сравнении со слышащими признается, что слуховой дефект не является ос­новным критерием выявления существующих между ними раз­личий, а рассматривается как социокультурное отличие наравне с различиями в цвете кожи, вероисповедании, традициях. Свое­образие людей данной категории отражается в особенностях со­циального, лингвистического, антропологического и культурного опыта. Глухие, как члены общественного меньшинства, отлича­ются определенными нормами поведения, этикетом, они обла­дают своей культурой, своим фольклором. В их среде бытуют свои рассказы, истории и анекдоты, отражающие реалии и реакции их психологического реагирования на окружающее. Культура глу­хих служит предметом исследования этнографов, антропологов (с. Karmel, С. Padden), социологов (Р. С. Нiggins), историков. Про­блемы истории и культуры сообщества глухих, где сушествует определенная система символов и образов, характеризующих глу­хоту и глухого человека и влияющих на его самовосприятие и идентичность в социуме, разрабатываются и отечественными уче­ными (Г.Л.ЗаЙцевоЙ, 1997; А.А. Комаровой, 1997; В.А. Паленным, Я. Б. Пичутиным, 2003; и др.).

Современная сурдопедагогика признает также значимость ак­сиологического (ценностного) подхода современных философских учений, утверждающего равноправие философских взглядов в рам­ках единой гуманистической системы при сохранении разнообра­зия культурных ценностей, равнозначность традиций, экзистен­циональное равенство людей.

Понятийный аппарат аксиологического подхода включает ха­рактеристику личности как субъекта ценностных отношений и объекта анализа общих категорий, таких, как значение, смысл, благо, оценка, потребность, мотивация, ценностные ориентиры и отношения.

Идеи культурного плюрализма обусловливают ориентацию со­временной сурдопедагогики на признание уникальности челове­ческой личности, имеющей значимое влияние на развитие обще­ства. Независимо от различий людей между собой для каждого члена общества, включая и людей со слуховой недостаточностью, должны создаваться равные условия для развития и реализации его потенциальных возможностей.

Философско-методологическое обоснование сурдопедагогики определяет научную стратегию при изучении ее предмета и влия­ет на выбор методов исследования.

Исторические материалы свидетельствуют о том, что первые воззрения на возможность развития глухонемых высказывали фи­лософы. Их идеи дошли до нас из Античности, Нового времени и других исторических периодов развития цивилизации. В обще­философских идеях нашли отражение попытки осмыслить про­блемы глухоты, положение неслышащих людей в человеческом обществе и реальные перспективы их востребованности социу­мом. Интерес к этим проблемам долгое время оставался эпизодическим и фрагментарным, связанные с ними философские воз зрения переплетались с размышлениями о других явлениях че­ловеческой жизни, природа слуховой функции раскрывалась наивно и упрощенно.

Так, древнегреческий философ Демокрит (460-370 гг. до н.э.) считал, что звук состоит из «неделимых телец», из «потока атомов», о появлении которых сигнализирует все тело человека, и лишь в наибольшем количе­стве они проходят через ухо. Слуховой орган, согласно его воззрениям, пред­ставляет сосуд, пассивно воспринимающий звук. Другой философ Древней Греции - Платон (427-347 гг. до н.э.) считал, что звук не что иное, как толчок, который передается воздухом через уши, затем через голову и до­ходит до самой души. Вызванное этим толчком движение, заканчивающее­ся в области печени, и есть слушание. Наконец, древнеримский философ Тит Лукреций Кар (99-55 гг. до н. э.) утверждал, что с поверхности всех предметов отделяются образы в виде тонких оболочек и находятся в атмо­сфере как паутина, как отблески золота. Через глаза и через все поры они проникают в середину тела человека и там пробуждают сущность наилег­чайшего духа и вызывают ответное восприятие окружающего с помощью органов чувств.

Первые попытки высказать научные воззрения на проблемы познания человеком окружающей действительности и роль в этом процессе отдельных органов чувств принадлежат представителю естественно-философской мысли Древней Греции Аристотелю (384-322 гг. до н.э.). В трактатах «О чувствах чувствующих» И «О чувственных восприятиях и их объектах» он определил, что чувственное восприятие является основой познавательной деятель­ности. Человек, у которого оно нарушено, ничему не может на­учиться и ничего не постигнет собственным умом. Наибольшее значение среди всех видов ощущений Аристотель придавал осяза­нию и зрению, объясняя это тем, что первое лежит в основе всех других ощущений, а второе в наибольшей степени способствует познанию и выявлению отличий в предметах. Главное назначение слухового органа Аристотель видел в умственном развитии чело­века, так как именно он обеспечивает восприятие речи. По мне­нию великого философа, человек слышит с помощью определен­ного количества воздуха, который находится в ушах, а потому признаком возможности слухового восприятия служит наличие постоянного шума в ушах. Аристотель считал, что лишь челове­ческий организм обладает аппаратом, приспособленным для ов­ладения звукопроизношением. Большинство животных имеют язык, непригодный для речи, малоподвижный и твердый. Такой подход к оценке роли речи и слухового восприятия позволил Аристоте­лю высказать мысль о том, что тот, кто родился глухим, потом становится и немым: издает «голос», но не имеет речи. Обратив внимание на глухонемых, Аристотель впервые обозначил пробле­му, предположив, что немота - результат врожденной глухоты, и подчеркнув ее отрицательное влияние на умственное развитие и познавательные возможности человека.

В средневековой европейской философии нарушения слуха вос­принимались через воззрения христианского вероисповедания и догматики, в которых утверждалось, что глухонемые - это люди, отверженные Богом. Однако с развитием научных знаний по фи­зиологии и психологии в эпоху Нового времени стало возможным определение роли органов чувств в познании человеком окружа­ющей действительности. Особое влияние на развитие сурдопеда­гогики философские идеи оказали в период формирования ее пе­дагогических систем, так как составили научный фундамент для их обоснования.

Так, идеи французских философов определили общенаучные положе­ния «мимического метода» обучения глухонемых. Классическая немецкая философия (И. Кант, Б. Бауэр и др.) легла в основу концепции «чистого уст­ного метода». Идеи А. Н. Радищева стали основополагающими для отече­ственной сурдопедагогики.

В общефилософских идеях находили отражение первые попыт­ки осмыслить место человека со слуховым дефектом в мире, а также раскрыть реальные перспективы его развития.

Современная сурдопедагогика признает, что философия обес­печивает синтез научных знаний о человеке, раскрывает всеоб­щие законы, универсальные принципы, применимые к любой области научных знаний и используемые исходя из специфики гуманитарного познания.

для сурдопедагогики значимы идеи гносеологии, раскрываю­щие механизмы познавательной деятельности, анализирующие структуру человеческого развития в неразрывном единстве и вза­имодействии чувственного и рационального мышления на основе зависимости чувственного познания от непосредственной прак­тической деятельности, с учетом универсального значения языка в познании окружающего мира. для выявления возможностей раз­вития человека с нарушенным слухом в образовательной среде существенную роль играет понимание особенностей чувственного и рационального познания. Рассмотрим их.

Познавательные способности человека связаны, прежде всего, с органами чувств. Человеческий организм обладает экстероре­цептивной системой, направленной на внешнюю среду (зрение, слух и др.), проприоцептивной (положение тела в пространстве) и интерорецептивной (сигнализирующей о внутреннем физиоло­гическом состоянии организма) системами. Все эти способности взаимосвязаны и заключены в органах чувств человека. Они слу­жат единственным каналом, который непосредственно соединяет человека с внешним миром, обеспечивая тот минимум информа­ции, который необходим для познания объектов. Без них человек не способен ни к познанию, ни к мышлению. Потеря части орга­нов чувств, в том числе и слуха, осложняет познание, но не пере­крывает его возможности.

Развитие органов чувств человека - результат, с одной сторо­ны, эволюции, с другой - социального развития. С физиологи­ческой точки зрения органы человека несовершенны. Они сфор­мировались в процессе естественного отбора как следствие при­способления организма к условиям внешней среды.

Существуют три формы чувственного познания - ощущения, восприятия, представления, - и осуществляются они с помощью органов чувств. По числу последних различают пять чувственных модальностей: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Для человека важнейшей является зри­тельная модальность: через нее поступает свыше 80 % чувствен­ной информации. Однако наиболее часто используемый в повсе­дневной жизни слуховой анализатор принимает на себя до 45 % от общего времени чувственных восприятий в течение суток.

Теория рационального познания признает, что объективный мир воздействует на сознание человека специфическим способом. Результатом этого воздействия являются образы сознания, кото­рые представляют собой снимки, копии реальных вещей. Они объективны по своему содержанию и воспроизводят особенности воспринимаемого объекта. Наиболее полно и адекватно рациональ­ное познание выражено в мышлении, обобщенно и опосредован­но отражающем действительность и на основе чувственных дан­ныx обеспечивающем раскрытие закономерных связей и их выра­жение в системе абстракций (понятий, категорий и др.). Челове­ческое мышление органически связано с речью, а его результаты фиксируются в языке.

Особое место в сурдопедагогике занимают идеи философской антропологии, многие положения которой имеют важное значе­ние для понимания общих проблем развития людей с нарушенным слухом, для определения целей их специального образова­ния. Среди них выделим следующие:

- о социально-деятельностной сущности человека, означаю­щие, что вне деятельности, вне социальных отношений и обще­ния как формы их реализации человек не может реализоваться как личность;

- о сущности каждого отдельно взятого человека как обобщен­ной характеристике всего человеческого рода и об индивидуаль­ной значимости его существования;

- о человеке как единстве биологического, социального и пси­хического начал;

- о его развитии как процессе, обусловленном природными задатками, социальной средой и внутренним «Я» (волей, стрем­лениями, интересами и т.д.); - о человеке как индивиде, рассматриваемом в качестве еди­ничного представителя человеческого рода;

- о личности как социальной индивидуальности человека, вклю­чающей совокупность характерных для него социальных качеств, определяющих его самобытность;

- об отрицательном влиянии на развитие индивида лишения его общения, известной свободы действий и возможности само­стоятельного выбора деятельности;

- о единстве тела, души и духа с выделением ведущей роли воспитания и образования в формировании и развитии этого един­ства.

для того чтобы генетически заложенные задатки, родовая че­ловеческая сущность превратились в действительность, их необ­ходимо раскрыть, «вытащить» из глубины природы человека. До­стигается это в значительной мере при условии востребованности человеческих качеств со стороны общества и бытия в целом.

Современная сурдопедагогика основывается на методологиче­ской интерпретации проблем онтологии, согласно которой бы­тийные основания человека как личности признаются заверша­ющей стадией саморазвития индивида. Несмотря на дискуссион­ный характер этих философских воззрений, специфика челове­ческого бытия состоит в том, что люди способны влиять на мир и на самих себя. При всем многообразии факторов, обусловлива­ющих развитие личности, приоритетное значение принадлежит образованию, которое обнаруживает себя во всех бытийных осно­ваниях и через них формирует личность. Западные мыслители (В.Франкл, 1990; к.Ясперс, 1990; Х.Ортега-и-Гассет, 1992; М.Хай­деггер, 1993; К. Юнг, 1998) отмечают, что гармония онтоса (бы­тия мира, общества, человека) - логическое следствие стиму­лирования развития индивида. Деформация сознания и психи­ки, душевного, биологического и природного мира человека про­исходит в случае неудовлетворенности своей жизнью. Один из путей устранения таких проблем - удовлетворение потребно­стей познания и становление личности, что делает возможным комплексное, целостное ее развитие. В связи с этим в сурдопеда­гогике, как и в любой науке, связанной с проблемами обучения и воспитания, особое место отводится трактовке идей филосо­фии образования, которые позволяют понять значение и роль спе­циального образования людей, имеющих нарушения слуха, в структуре их бытия.

Следуя современным подходам, можно выделить наиболее зна­чимые аспекты этой философии.

Пер вый из них вытекает из природы человека как существа социального, для которого образование, с одной стороны, пред­ставляет способ бытия, а с другой - отражает систему человече­ских взаимоотношений, посредством которых формируется способность каждого быть общественным существом. Следовательно, образование, как и бытие, личностно, социально.

Второй основывается на анализе бытия личности со всем ее духовным своеобразием и особенностями психической деятель­ности, складывающегося в условиях образовательной среды.

В соответствии с этим образование как один из способов осво­ения мира может быть консервативным, статичным и динамич­ным; постоянно обновляющимся. Независимо от его характера лишь в случае обеспечения развития индивидуальности обучае­мого оно становится и условием совершенствования образования в обществе. Именно поэтому специальное образование неслыша­щих людей должно быть организовано с установкой на уникаль­ность каждого обучаемого. Такая возможность может быть реали­зована на основе признания культурного плюрализма. Эти фило­софские идеи, значимые для сурдопедагогики, отражены в куль­турно-исторической концепции л. С. Выготского'. (I СМ.: Выготекuй л.с. ОСНОВЫ дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983.­Т. 5.)

Они предпола­гают:

- выделение значения социальной сущности в феномене глу­хоты человека при учете биологических факторов;

- утверждение важной роли речи и общения в развитии ре­бенка, его высших психических функций и включение жестовой речи наряду со словесной в систему речевой деятельности глухих детей;

- признание того, что словесно-жестовое двуязычие - «неиз­бежный и наиболее плодотворный путь речевого развития и вос­питания» глухого ребенка;

- понимание эффективности использования «множественно­сти путей речевого развития» глухих детей, дифференцированно­го подхода к их воспитанию, в том числе необходимости изуче­ния возможностей «коллективного сотрудничества» со слышащи­ми детьми.

Признание сурдопедагогикой обозначенных принципиальных позиций исключает субъективизм и волюнтаризм в обучении и воспитании, в разработке методик и принятии педагогических инноваций.

Трактовка з а к о н о м е р н о с т е й о б раз о в а н и я с точки зрения онтологического подхода предопределяет внутреннюю, су­щественную и устойчивую связь явлений, обусловливающую их упорядоченное изменение. К значимым для сурдопедагогики закономерностям следует отнести следующие.

Закон всеобщности образовательной формы развития, соглас­но которому образование представляет собой не только индиви­дyaльнyю, общественную, но и всеобщую онтологическую форму

развития и трактуется не как привычное обучение и воспитание, не как просвещение или педагогическая поддержка, а как созда­ние, творение личности по определенному образу.

Закон объективности и целостности образования, который обус­ловлен объективностью онтологических процессов.

Закон реализации в образовании всей полноты заложенных в че­ловеке возможностей (качеств, свойств, способностей), что одно­временно является и следствием, и условием гармонии его бытия.

Основополагающая для сурдопедагогики трактовка учения о языке, сознании и общении в рамках общефилософских проблем позволяет выделить ведущие методологические ориентиры в об­учении людей с нарушенным слухом. Диалектическое понимание сущности языка, положения теории отражения, раскрывающие его материальную природу, лежат в основе рассмотрения его как одной из форм движущейся материи, которая усваивается через органы ощущения, а не дается человеку в готовом виде. Опираясь на это положение, сурдопедагогика обеспечивает материалисти­ческий подход к обучению языку, учитывающий его физические субстанции, а также объективные возможности использования не только слухового (нарушенного), но и других анализаторов для восприятия и продуцирования речи.

Для теории и практики сурдопедагогики важны положения фи­лософии языка, согласно которым ставится вопрос не о бытии и о мышлении как таковых, а о том, насколько адекватно может че­ловек выразить то, что мыслит как бытие. Э. Кассирер (1998) ут­верждает, что человек по существу характеризуется своей уни­кальной способностью использовать «символические формы» языка в качестве средств фиксации и структурирования своего опыта. Однако язык не может рассматриваться лишь как копия вещей, он представляет собой ведущее условие для овладения понятиями о предметах.

Объективность научных исследований возможна лишь на осно­ве ведущих общенаучных подходов. Опора на них обеспечивает со­хранение внутреннего единства и связи между предметными об­ластями науки, в нашем случае - сурдопедагогики.

Исторический подход помогает рассматривать предмет сурдо­педагогики в его развитии, самодвижении, изменении и предпо­лагает изучение возникновения специального образования и прак­тики воспитания, обучения, социализации людей с нарушенным слухом на основе анализа историко-педагогического процесса. При этом он служит основой для определения и объяснения перехо­дов от одних этапов развития истории сурдопедагогики к другим, обеспечивая тем самым предвидение будущих перспектив ее ста­новления.

Логический подход предусматривает всестороннее объективное изучение предмета. Общенаучный логический подход, которым руководствуются при проведении исследований в сурдопедагоги­ке, - диалектический. Его основные характеристики: рассмотре­ние предмета и объекта изучения как развивающихся и изменяю­1дихся; анализ феноменов сурдопедагогики в их взаимосвязях и во взаимодействии с другими явлениями; отслеживание постепен­ного развития изучаемого объекта, выявление перехода количе­ственных изменений в качественные и др. Вместе с тем в ней на­ходят применение логические методы установления причин явлений и вытекающих из них следствий (методы сходства и разли­чия, соединительный метод сходства и различия, метод сопут­ствующих изменений). Проводя исследования, ученые продвига­ются от обнаружения причин к их следствиям. Так, при опреде­лении форм организации образовательной среды для детей со слуховым дефектом исходят из особенностей нарушенного раз­вития, учитывая при этом структуру дефекта. Объективность ис­следований подтверждается их конкретностью, требующей при изучении ее феноменов опоры на четкое определение цели и за­дач исследования, ориентированных на выделение особенностей обучения, воспитания, оказания педагогической помощи неслышащим людям.

Кроме того, логический подход обусловливает необходимость фиксации результатов исследования в логических формах, таких, как понятия, суждения и умозаключения. В системе методов тео­ретического исследования большое место занимают индуктивные и дедуктивные способы построения умозаключений, с помощью которых логически обобщаются эмпирические данные и выводят­ся логические следствия. Основой интеграции научных знаний служит системный подход, при котором сурдопедагогика сохра­няет свою самостоятельность и специфичность, а ее факты, по­нятия и теории объединяются вокруг общего основания - сис­темной характеристики ее предмета.

Особенности системного подхода были разработаны В. и. Бла­убергом (1969), э. г. Юдиным (1978) и другими. Его основными чертами являются: рассмотрение объекта изучения как опреде­ленной целостности, системы; выделение в системе некоего мно­жества составляющих элементов; установление способа связей между ними; выявление взаимосвязей и взаимозависимостей между составными частями системы.

В отечественной сурдопедагогике системный подход впервые был использован А. И.Дьячковым (1961), который обобщил опыт формирования педагогических систем на основе характеристики Этапов становления науки. Этот подход лежит в основе всех фун­даментальных исследований, выполненных под влиянием идей реформаторской педагогики - коммуникативно-деятельностной системы обучения языку глухих детей (л. М. Быкова, А. г. Зикеев, С.А. Зыков, Т. С. Зыкова, Е. п. Кузьмичева, Т. В. Нестерович, л. п. Носкова); системы обучения языку слабослышащих детей (Р. М. Боскис, АГ. Зикеев, К. В. Комаров, К. г. Коровин, М. и.­Никитина, Л. В. Никулина, В.А Синяк); интенсификации процесса обучения школьников, имеющих нарушения слуха (А г. Зикеев, Т. С. Зыкова, К. В. Комаров, К. Г. Коровин, Е. п. Кузьмичева); оп­ределения особенностей профессионального обучения глухих (А п. Гозова, В. В. Засенко, А М. Масюнин, Г. Н. Пенин, и. В. Цу­керман); коррекционного обучения дошкольников со слуховым дефектом (Г.Л. Выгодская, Б.Д. Корсунская, э. И.Леонгард, Л. П. Носкова, АД. Салахова, Г. В. Трофимова, Н.Д. Шматко) вы­явления возможностей и особенностей оказания коррекционно­педагогической помощи детям с нарушенным слухом (и. Г. Багро­ва, Н. Ю.Донская, с.А Зыков, Е. п. Кузьмичева, л. п. Назарова, Ф. Ф. Рау, Н. Ф. Слезина, л. и. Тигранова и др.). Он также получил реализацию в научных работах последних десятилетий (Л.А Го­ловчиц, Е.Л. Гончарова, Г.Л. Зайцева, Т. С. Зыкова, о. и. Кукуш­кина, Н. М. Назарова, Т. В. Пелымская, Г. Н. Пенин, Е. Г. Речиц­кая, Н.И.Шелгунова, Н.Д.Шматко, Е.З.Яхнина и др.).

Структурно-функциональный подход позволяет рассматривать феноменологическое целое - сурдопедагогику - с позиции ее структуры, где представлены функционально самостоятельные предметные области на основе их объединения в общий для каж­дой из них предмет науки. Вместе с тем в этих предметных облас­тях выделяются собственные задачи, содействующие достижению общей для всех цели - обеспечения людям, имеющим наруше­ния слуха, возможности максимальной самостоятельности и не­зависимости в жизни. Данный подход содействует раскрытию ме­ханизмов внутреннего функционирования сурдопедагогики как си­стемы научного знания.

Синергетический подход отражает новый стиль научного мыш­ления. Термин образован от греческого выражения syпergia, что означает сотрудничество, согласованное действие, соучастие. В его основе - идеи целостности мира и научных знаний о нем, при­знание общности закономерностей развития объектов и систем материальной и духовной организации, что проявляется в обра­зовании их структур как единого целого через согласованное вза­имодействие частей. Возникающая при этом самоорганизация объектов происходит благодаря глубинной взаимосвязи хаоса и порядка (случайности и необходимости), нелинейности развития (многовариантности и необратимости), а также коэволюционно­сти, понимаемой как совместная взаимовыгодная эволюция, при­водящая к формированию нового.

Опора на этот подход позволяет говорить о сурдопедагогике как о самоорганизующейся системе, что обусловлено межсистем­ными и внутрисистемными связями научных знаний, а также раз­витием ее предметных областей. Разработка проблем научного знания обеспечивает достижение практических задач - социальной адаптации и реабилитации человека, имеющего нарушения слу­ха, благодаря развитию его способности к коммуникации и дея­тельности.

Реализация рассмотренных научных подходов расширяет тео­ретико-методологические возможности сурдопедагогики, стиму­лируя углубление исследований в этой области.

Сурдопедагогика при изучении ее предмета опирается на есте­ственно-научные методы (эксперимент, математические методы) и методы гуманитарных наук, где явления исследуются главным образом со стороны качества, а не количества и анализ единичнoгo, индивидуального базируется на выявлении общего, зако­номерного, ибо природа теоретических обобщений обладает оп­ределенными особенностями и связана с включенностью в них ценностных компонентов и личностных модальностей.

Частно-научный уровень методологии предусматривает опору на каждом этапе исследований на эмпирические и теоретические методы, которые взаимосвязаны между собой, а граница между ними условна и подвижна. Сурдопедагогика располагает системой конкретных исследовательских методов, которые используются с учетом специфики предмета самой науки и изучаемых явлений. Остановимся на их характеристике.

Эмпирические методы исследования включают методы изучения и обобщения опыта специального образования людей, имеющих нарушения слуха, и достижений сурдопедагогов. Такое изучение и обобщение ведется в двух rтaHax. Прежде всего как составная часть любого педагогического исследования, предоставляющая сведе­ния о реально сложившейся практике обучения и воспитания де­тей со слуховым дефектом, и вместе с тем как особый вид иссле­дования для обобщения и распространения передового опыта вос­питания, обучения, абилитационной, коррекционно-педагогичес­кой и реабилитационно -восстановительной помощи детям и взрос­лым, имеющим нарушения слуха. Полученные при этом данные могут служить базой для разработки научно обоснованных прак­тических рекомендаций по дальнейшему совершенствованию образовательно- воспитательного процесса.

Изучение педагогического опыта осуществляется на основе на­блюдений, опроса (анкетирование, беседа), анализа документов.

Метод наблюдения отражает непосредственно фиксиру­емое восприятие исследуемых явлений, процессов и объектов. В сур­допедагогике используют несколько видов наблюдения. Оно мо­жет быть:

- основным, когда является единственным способом сбора ин­формации;

- вспомогательным, когда результаты наблюдения дополняют и: разъясняют данные, полученные другими способами;

- включенным, когда исследователю отводится роль члена на­блюдаемой группы, активного участника изучаемого процесса или события, или невключенным, где он l3ыполняет лишь функции наблюдателя;

- открытым, когда наблюдаемые знают, что они являются объектом наблюдения, или скрытым, когда они не подозревают о том, что находятся под наблюдением исследователя.

В ходе наблюдений собирается достоверный, документально фиксируемый (в виде, например, описания методики проведе­ния уроков, внеклассных занятий и других учебных ситуаций) фактический материал. В настоящее время используются совре­менные приемы регистрации, такие, как магнитофонная запись, фото- и видеосъемки. Из-за трудностей установления речевых кон­тактов с испытуемыми наблюдение может занимать ведущее мес­то при изучении особенностей поведения, эмоциональных и ре­чевых реакций глухих детей раннего и дошкольного возрастов, не получавших специальной педагогической помощи.

Опросные методы отличает универсальность и простота проведения. Вместе с тем они требуют тщательной подготовки орга­низации речевого общения, а также выбора применяемых при этом специфических средств, необходимость которых определяется уров­нем владения неслышащими людьми лексическим и грамматиче­ским строем языка, развитием монологической устной речи.

Наиболее часто используются такие разновидности опросных методов, как беседа, анкетирование, интервьюирование.

Беседа строится на диалоге исследователя с испытуемым по заранее разработанной программе, предусматривающей получе­ние требуемых сведений. Собеседниками могут быть как неслыша­щие люди, так и их родители и сурдопедагоги. Эффективность беседы зависит от создания естественной психологической обста­новки, от умения исследователя правильно сформулировать воп­росы и следовать составленному плану. При этом важно учитывать особенности понимания людьми, имеющими нарушения слуха, обращенной к ним речи, уровень развития их собственной речи, как устной, так и письменной, доступность смыслового оформ­ления вопросов. Для достижения контакта с этой группой испы­туемых возможна опора на специфические средства общения, включая жестовую речь.

Разновидностью беседы является интервьюирование, которое, как правило, применяется на ранних стадиях исследования с целью выделения рабочих гипотез.

Анкетирование - наиболее популярный опросный метод сбора первичных данных об изучаемых явлениях, процессах, объек­тах. Его результативность зависит от того, насколько правильно составлена анкета, от формулировок вопросов и вариантов воз­можных ответов, соблюдения определенного порядка в их предъявлении и др. Чаще всего анкета представляет собой вопросник, содержание которого и способы ответа на вопросы заранее пла­нируются исследователем. Виды используемых вопросов весьма разнообразны - прямые вопросы, касающиеся сути проблемы; косвенные, не требующие прямого выявления данных по теме; личные, связанные с особенностями, свойственными опрашива­емому (с чертами характера, типичными реакциями, значимыми ценностями, установками и т.д.); открытые, предполагающие сво­боду и естественность высказываний испытуемых; закрытые, ори­ентированные на выбор ответа (одного или нескольких) из пред­лагаемых вариантов; и, наконец, комбинированные, позволяю­щие либо выбрать вариант ответа из предложенных, либо дать собственный ответ. В работе с детьми, имеющими нарушения слу­ха, целесообразно использовать закрытые вопросы анкеты, так как наличие продуманных исследователем вариантов ответов устраняет трудности самостоятельного построения речевого высказывания.

Метод анализа документов (контент-анализ) предпо­лагает, что педагогическая и научно-исследовательская деятельно­сти, связанные с образованием, требуют знания и учета многочис­ленных документов и фактов, отражающих содержание и своеоб­разие учебного процесса (программ, планов и методических разра­боток, контрольных и текущих работ учащихся, характеристик, личных дел, медицинских карт, классных журналов, протоколов собраний и т.д.). Систематизированная фиксация единиц содержа­ния в исследуемом материале основывается на методе контент-ана­лиза. Он применяется как основной метод, направленный на выде­ление наиболее значимой информации об изучаемом явлении, как параллельный, включенный в комплекс других методов, и как вспо­могательный при сопоставлении выявленных в исследовании дан­ных.

К эмпирическим методам относится также педагогический эксперимент, с помощью которого в контролируемых и уп­равляемых условиях изучаются педагогические процессы, явле­ния или объекты. При этом исследователь целенаправленно вызы­вает, изменяет и повторяет изучаемое явление, активно вмеши­вается в его течение, сознательно создавая и варьируя условия, моделируя свою совместную деятельность с испытуемыми. Глав­ная цель эксперимента - практическая проверка научных пред­положений, более глубокое (по сравнению, например, с наблю­дением), детальное изучение особенностей образовательного про­цесса. В исследовании могут быть использованы разные виды экс­перимента. В зависимости от условий проведения выделяются:

- естественный эксперимент, предусматривающий изучение пе­дагогического процесса, явления или объекта в контролируемых условиях естественной среды (на уроке, во внеурочное время, в беседе и т.д.); - лабораторный эксперимент, проводимый в лабораторных ус­ловиях с использованием приборов, фиксирующих и измеряю­щих действия испытуемого по инструкции экспериментатора (при этом испытуемый может не знать, что конкретно исследуется).

В зависимости от задач исследования эксперимент может быть: - констатирующим, служащим основой предварительного сбора материала об изучаемых педагогических явлениях, объектах, ка­чествах испытуемых. Так, с помощью данного метода можно вы­явить особенности педагогического опыта сурдопедагогов; уста­новить реальное состояние сформированных знаний, умений и навыков у школьников и спрогнозировать оказание им необходи­мой педагогической помощи; определить влияние применяемых методов обучения на развитие познавательной активности уча­щихся и др.;

- формирующим, представляющим собой способ специально­го воздействия на сложившийся опыт обучения, воспитания, аби­литационной, коррекционно-педагогической и реабилитационной помощи, в результате которого меняются качества субъекта;

- контрольным, используемым для проверки и оценки тех из­менений, которые произошли в ходе выполнения задач исследо­вательской программы.

В сурдопедагогике при организации педагогического экспери­мента важно обеспечить понимание испытуемыми речевой инст­рукции, адекватное выполнение которой зависит от продуманно­сти ее содержания и доступности языковых средств. для объясне­ния часто используются показ, наглядность, в случае непонима­ния возможно обращение к специфическим средствам общения. Кроме того, надо добиться фиксации внимания обследуемого на лице говорящего, продумать вариативные способы сенсорного вос­приятия речи, включая учет удаленности губ говорящего от собе­седника. При проведении формирующего эксперимента важна опора на поэтапную, дозируемую педагогическую помощь.

Неотъемлемую часть эмпирических методов исследования со­ставляют психодиагностические тесты. Так, информа­ция об особенностях учебной деятельности может быть дополнена результатами психодиагностического обследования неслышащих школьников. При этом сурдопедагог-исследователь выступает в новой для него роли - пользователя психодиагностическими ме­тодиками. Такие обследования целесообразно проводить совмест­но со специалистом-психологом, особенно на этапе интерпрета­ции полученных результатов. При условии тщательной подготов­ки процедуры тестирования не исключено самостоятельное про­ведение педагогом тестового обследования.

В сурдопедагогике используется ряд инструментальных мето­дов аудиологии, среди них - исследования слуха с помощью то­нальной и речевой аудиометрий.

Теоретические методы исследования обеспечивают объективную интерпретацию собранной информации. Любое педагогическое явление или факт рассматривается сквозь призму его отношения к общим результатам исследования, и в каждом из них могут быть выделены и рассмотрены отдельные его стороны, признаки, свой­ства. Достигается это в процессе теоретического анализа, позво­ляющего разобраться в многообразной сложности педагогических явлений. Всесторонний теоретический анализ дает возможность обнаружить связь и взаимодействие отдельных сторон изучаемого педагогического явления. При этом научный анализ всегда связан с синтезом, что помогает исследователю разобраться в накоплен­ных фактах, проникнуть в сущность наблюдаемых явлений, отде­лить существенное от несущественного и второстепенного. Рас­сматривая отдельные факты, группируя и систематизируя их, ис­следователь выявляет их особенности и устанавливает общие за­кономерности и правила.

Теоретический уровень исследования определяется его струк­турными компонентами, такими, как проблема, гипотеза и тео­рия.

Математические методы исследования используются при оценке результатов исследований. В сурдопедагогике широко применяются методы математической статистики. Как правило, они использу­ются на этапе обработки информации, помогают точно оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, позво­ляют выявлять количественные зависимости между изучаемыми явлениями. При анализе и математической обработке данных при­меняются такие статистические методики, как определение сред­них величин подученных показателей, установление ранговой кор­реляции между рядами данных, коэффициента вариации и др.

Таким образом, состав методов исследования в сурдопедагоги­ке достаточно разнообразен, и каждый исследователь должен под­ходить к их применению с учетом обоснованного выбора направ­ления научного поиска, творческого соответствия теме, задачам и предмету исследования.


       
   
 

 
 


       
   
 


       
   
 

           
 
   
 
     
 


       
   


       
   
 


       
   
 


           
     
 
 


       
   
 


       
   
 


 
 


           
     
 
 


       
   
 

       
 
   
 


       
   
 

 
 


       
 
   
 

           
 
   
 
     
 


       
   
 


       
   
 


       
   
 


       
   
 
 


       
   
 

 
 


       
   
 


       
   
 
 


       
   
 

 
 


       
   
 


       
   
 

 
 


       
   
 

 
 


       
 
   
 

 
 


       
   
 

 
 


       
   
 

 
 


       
   
 


       
   
 

       
 
   
 


           
   
     
 
 


       
 
   
 

 
 


       
   
 

 
 
 
 


       
   
 

 
 


       
   
 
 


       
   
 

 
 


       
   
 
 

 
 


       
   
 


       
   
 

       
 
   
 


       
   

       
 
   
 


       
 
   
 

       
 
   
 


       
 
   
 

       
 
   
 


       
 
   
 

       
 
   
 


       
   
 


       
   
 

 
 


 
 

 
 


       
 
   
 

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ненаркотические анальгетики, нестероидные противовоспалительные и жаропонижающие препараты | Использование кардиотокографии в обследовании ВИЧ-инфицированных беременных в диагностике и лечении осложнений матери и плода.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-21; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 442 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2446 - | 2243 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.016 с.