Так как из года в год участники обучающих программ по гештальт-терапии испытывают чувство растерянности при описании терапевтической сессии, (действительно, этот процесс никем не регламентируется), я решила на одной из групповых супервизий обсудить примерную схему – описание встречи, что, по моему мнению, будет дополнительной опорой для ассимиляции опыта. Вот что из этого получилось.
С большой благодарностью к группам НН-19 и НН-22, в особенности Башевой Ольге, за страстные обсуждения гештальт – сессий.
Схема анализа терапевтической сессии.
1. Собираем фон собственной жизни на момент встречи с клиентом: какие события происходят в вашей жизни, как вы себя чувствуете. Когда вы это прописываете, становится более понятным, что в сессии, в терапевтических интервенциях касается вас, а что относится к клиенту.
Первая интервенция, которую делает терапевт – осознает собственные ощущения при вхождении в контакт. Мы можем не видеть клиента, а лишь разговаривать с ним по телефону, но наше тело, опыт, уже что-то говорят нам, мы откликаемся на человека и это возникает в поле между.
2. Анализируем, как клиент попал на встречу – нашел вас самостоятельно, по рекомендации, записался сам, его записал кто-то из родственников, вы очень хотели заполучить клиента и пошли на какие-то уступки и т.п. Интересно, кто больше заинтересован во встрече, как распределяется энергия в отношениях.
Нередко, от голода по терапевтической работе, особенно начинающий практиковать терапевт, забывает о своих реакциях, границах. И, что называется, оказывается не познакомившись, в труса и на кухне, обсуждая всю оставшуюся жизнь.
3. Уточняем (для первой встречи), на каком этапе объявили о стоимости собственных услуг. Важно:
- делаете ли вы это До или После выяснения запроса;
- узнаете ли вы в принципе какую-то первоначальную информацию о клиенте, с какой проблемой он обращается. Возможно, это химически зависимый или клиент с психотическим опытом, чувствуете ли вы в себе ресурсы для работы с такими клиентами.
Здесь интересно, склонны ли вы узнавать больше о клиенте до вхождения в контакт, или «влетели» в отношения, ничего не зная о человеке. Естественно, что, все это, мы, терапевты, вносим в поле отношений с клиентом.
Кроме того, неплохо помнить темы личной терапии, поскольку запрос клиента может совпасть с темой, прорабатываемой нами на личной терапии. Тогда важно уяснить для себя, что я в связи с этим чувствую – я с у довольствием возьму такого клиента, или мне его не хочется (страшно, больно и т.д.)
4. Описываем, с какими переживаниями готовимся к встрече.
Если это встреча не первая, то, возможно, осталось послевкусие от предыдущей.
Если встреча первичная, то все равно есть какая-то информация о человеке и вы идете на встречу с какими-то переживаниями (больше интереса, тревоги, злости и т.п.)
4А. Описываем реакцию от визуального контакта с клиентом.
Особенно это важно при первой встрече – так как мы приглашены в поле клиента.
Описываем телесные реакции на клиента, исследуем, на что именно такая реакция и пробуем понять, что нужно сделать самим, чтобы немного уравновесить отношения.
5. Уточняем номер встречи, описываем связанные с этим особенности.
Примеры.
«Так как это встреча первая, для меня было особенно важно»
«Так как эта встреча десятая, я была удивлена своей стереотипной реакции». Здесь важно, что мы вносим в поле, в том числе телом, чтобы снять то напряжение, которое нам принесли.
6. Сбор анамнеза.
Для первой встречи – важно, КАК она происходит. Кто начинает говорить?Была ли возможность для сбора информации о клиенте или он доминирует. Это говорит, в том числе, про особенности вхождения в контакт. С чего начинается первая встреча – предлагаете познакомиться, осмотреться, выбрать место. Какие свои способы вхождения в контакт у вас есть, совпадает ли это с сессией.
Возможны разные способы собирания анамнеза: по циклу контакта, семейнная история (порядок рождения, были ли разводы, количество детей и т.п.), психосоматические проблемы. Необходимо выработать свою стратегию сбора анамнеза. По опыту, на первых встречах анамнез собрать проще.
Есть терапевты, которые анамнеза не собирают. К кому относитесь вы?
7. Описываем впечатления от клиента при первой встрече по сравнению с представлениями о нем. По голосу клиента, его манере разговаривать, по тому, как он записался на прием, мы можем создать его образ.
Важно, совпадает ли этот образ с тем, что увидели в реальности. Как вы реагируете на несовпадение, с каким переживанием сталкиваетесь и как с этим обходитесь.
Такая реакция будет не на клиента, а на то, что вы нарисовали. Это то, что не касается ваших отношений, но то, что вы внесете в поле отношений с клиентом. И это то, чем вы можете войти в антирезонанс с ним.
8. Описываем реальные впечатления от клиента. Например, «на терапию пришла молодая девушка, худенькая». Важно, с чего начинаем описание – внешность, манера двигаться, голос…
Если встреча последующая – можно акцентировать внимание на том, что нового произошло. Например, работаем над сдерживаемым возбуждением. Отмечаем– у клиентки глаза горят, яркий маникюр, уже не каждые 5 минут тянется к трубке.
Можно описать совпадения или расхождения с представлением об изменениях.
9. Описываем тип отношений в сессии, придумываем метафору отношений.
Возможно указать, это ваше видение или вы обсуждаете ее с клиентом: «посмотри, как мы живем». Похоже, что мы живем на качелях, а как ты чувствуешь». Описываете свои переживания. Метафора - это фон для проблемы клиента, с ее помощью проще связать отношения с потребностью клиента.
Пример мой, И. Фомина. Клиентка жила в среде, где привыкла, что ее унижают, она прекрасно знает, как в этой среде жить, и она привыкла к этой боли. Чтобы не встретиться с болью унижения, она проецирует на других свою ущербность.
Клиентка говорит: «Я здорова, все больны». Все – значит, и я, терапевт тоже. Она фактически говорит: «Ты больна, а я здорова». Я приглашена в «дом клиентки, где такое расщепление норма».
Я понимаю, что меня унижают, и могу попасть в собственную травму униженности и восстановить равновесие, унизив ее в ответ. Но это не будет для клиентки новым опытом, она с этим легко справиться, и я попаду в ее ловушку.
Но, осознавая все это, я спрашиваю: «Чем я тебя унижаю?» И тогда клиентка отвечает «Ну, как же. У тебя есть семья, дети, загар …и рядом с этим невозможно жить». И тогда ту боль одиночества и униженности мы можем проживать вдвоем.