Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основной и завершающий этап развития связной речи — формирование монологической речи




Беседа

Беседа проводится по содержанию литературного произ­ведения, картины со сложным сюжетом, реже по пейзажу. Она носит тематическую направленность, продолжительна по времени и требует достаточно высокого уровня речевого, интеллектуального и эмоционального развития детей, а так­же большой, серьезной предварительной подготовительной работы логопеда и воспитателя.

Беседа не должна быть игрой в одни ворота, когда педа­гог спрашивает, а дети отвечают. Это содержательный диа­лог нескольких собеседников, в котором, безусловно, веду­щая роль принадлежит педагогу, но одновременно очень высок уровень речевой и интеллектуальной самостоятельно­сти детей, чего не так просто достигнуть.

Логопед определяет тему беседы, тщательно продумыва­ет вопросы, моделирует ожидаемые ответы и предполагае­мые вопросы детей, расставляет смысловые акценты в тек­сте и в картине, стимулирует активное участие детей в диа-

 

 

логе, особенно в постановке вопросов, иногда начиная воп­рос или подсказывая тему, ключевое слово, направленность вопроса, предлагает свои варианты вопросов и ответов, кор­ректирует, уточняет высказывания детей.

Чем выше самостоятельность и речевая активность де­тей, чем непринужденнее их участие в беседе, тем выше уро­вень развития диалогической речи, тем ближе и выше воз­можность качественного развития монологической речи.

Проведение полноценной беседы, свободного, непринуж­денного диалога возможно не ранее конца второго, начала третьего года обучения детей, поступивших с ОНР (I или II уровнем речевого развития). Для детей с ОНР с III уровнем речевого развития эту работу можно начинать в конце пер­вого, начале второго года обучения.

Сформированность диалогической роли является следу­ющим и решающим шагом в овладении связной речью, уме­нием рассказывания.

Основной и завершающий этап развития связной речи — формирование монологической речи

Монологическая речь в полной мере осуществляет обе ос­новные функции речи, теснейшим образом связанные меж­ду собой:

/ - коммуникативную:

а) сообщения (информативная);

б) побуждения к действию (регулирующая);
II - средство выражения мыслей, образования и развития их.

По своей структуре монологическая речь сложная, раз­вернутая, полная, контекстная, логически связанная и за­конченная, композиционно и грамматически оформленная, использующая сложные синтаксические конструкции, тре­бующая строгого отбора лексических средств и обязательно предварительно планируемая, базирующаяся на глубокой познавательной, и прежде всего мыслительной деятельнос­ти, и со своей стороны, влияющая на развитие логического мышления и словесно-логической памяти.


Принято считать формами монологической речи описа­ние, повествование и рассуждение (последнее не является предметом изучения в дошкольном возрасте вообще, в лого­педических группах в частности).

Задача данного этапа - научить детей связно и последова­тельно, логически стройно и законченно, точно по употреблению лексики и по содержанию, правильно по грамматическому оформлению, самостоятельно и свободно излагать материал, строить высказывание.

Дети с общим недоразвитием речи испытывают серьез­ные затруднения в самостоятельном планировании сюжета, в создании связного контекста, в самостоятельном опериро­вании лексико-грамматическими категориями, в граммати­ческом оформлении речевого материала.

Поэтому обучение связной монологической речи дош­кольников с ОНР, имеющих I и II уровень речевого разви­тия, практически невозможно до выхода на III уровень ре­чевого развития и прочного закрепления соответствующих III уровню навыков, т.е. на втором-третьем году обучения.

Работа по формированию связной монологической речи - это обучение детей рассказыванию. Она проводится по двум направлениям:

1) обучение пересказу, т.е. воспроизведению прослу­шанного (прочитанного) текста;

2) обучение составлению рассказов (придумывание) по
картинам, предметам, предложенному сюжету, теме,
по данному началу и т.д.

Пересказ - более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской композиции произведе­ния, в нем используется готовый авторский сюжет и гото­вые речевые формы и приемы. Это в какой-то степени отра­женная речь с известной долей самостоятельности.

Схема обучения пересказу:

1) выбор текстов для пересказа;

2) подготовительная работа;

3) непосредственное обучение пересказу.


I. Выбор текста для пересказа имеет важное, принципиаль­ное значение. Сложились определенные критерии отбора произведений:

1) сравнительно небольшой объем произведения (с тен­денцией постепенного увеличения);

2) доступность содержания для детей данного возраста
и уровня речевого развития;

3) четкость композиции;

4) простота сюжета (как правило, с одной сюжетной ли­нией);

5) доступность языка;

6) высокая нравственность содержания;

7) высокая художественность текста.
Неоценимым кладезем для эффективной коррекционной

работы по формированию связной речи являются русские народные сказки для маленьких, рассказы и иллюстрации к ним В. Сутеева, многие рассказы Е. Чарушина, В. Биан-ки, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, Н. Сладкова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого...

Приводим примерный перечень произведений, которые нами использовались для обучения пересказу (выборочно):

В. Сутеев:

«Три котенка», «Кто сказал «мяу»?», «Цыпленок и уте­нок», «Капризная кошка», «Кораблик», «Разные коле­са», «Под грибом».

В. Бианки:

«Лес и мышонок», «Купание медвежат», «Черная лиси­ца», «Непонятный зверь», «Слепой бельчонок».

Е. Чарушин:

«Волчишка», «Медведь», Заяц», «Курочка».

М. Пришвин:

«Золотой луг», «Беличья память», «Дятел», «Лисичкин хлеб».

И. Соколов-Микитов:

«В берлоге», «Улетают журавли», «Белки».


Н. Сладкое:

«Отчаянный заяц», «Как медведь сам себя напугал», «Птицы весну принесли», «Как медведя переворачи­вали».

К. Д. Ушинский:

«Бишка», Спор животных», «Не ладно скроен, да ладно сшит», «Лекарство», «Сила не право».

Л. Н. Толстой:

«Белка и волк», «Ворона и рак», «Муравей и голубка», «Галка и кувшин», «Страшный зверь», «Три медведя», «Лев и собака», «Пожарные собаки», «Булька».

К. И. Чуковский:

«Цыпленок», «Путаница».

Русские народные сказки:

«Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зернышко», «Мужик и медведь», «Коза и волк», «Лисица и кувшин», «Лиса и журавль» и др.

II. Подготовительная работа - это интеллектуальная, обра­зовательная, психологическая и речевая подготовка де­тей к обучению пересказу. Проводится как предварительно, так и непосредственно

на занятии по обучению пересказу.

Содержание подготовительной работы:

1) знакомство с материалом, связанным с темой и со­
держанием рассказа

(выполняется логопедом и воспитателями);

2) рассматривание картин, иллюстраций по изучаемой
теме

(с воспитателями, логопедом и родителями);

3) наблюдения в природе и окружающей жизни

(с воспитателями и родителями);

4) рисование, аппликация, лепка, поделки по содержа­нию рассказа

(выполняют с детьми воспитатели, привлекаются родители);


5) лексико-грамматические упражнения на лексичес­ком и грамматическом материале рассказа

(выполняют логопед и воспитатели по заданию логопеда);

6) материальное обеспечение (оборудование) к занятию

(готовит логопед);

7) заучивание наизусть (выборочное) потешек, чисто- и
скороговорок, пословиц, стихов и т.д., способствую­щих пониманию содержания рассказа

(с логопедом, воспитателями и родителями).

III. Непосредственное обучение пересказу, последователь­ность работы, методы и приемы.

1. Первое чтение текста без установки на запоминание и
пересказ. Назначение первого чтения - целостное эмоцио­нальное и художественное восприятие детьми.

Проведение первого чтения возможно как во время за­нятия, но вполне допустимо предварительно с воспитателя­ми в свободное время.

2. Второе чтение произведения с установкой на запоми­нание с последующим пересказом проводит логопед непос­редственно на занятии по обучению пересказу.

3. Беседа по содержанию (вначале это только ответы де­тей на поставленные вопросы, но постепенно по мере овла­дения детьми постановкой вопросов роль детей в беседе ста­новится более активной).

Цель беседы — усвоение содержания произведения.

Вопросы заранее тщательно продумываются логопедом и обязательно фиксируются в плане занятия (импро­визация недопустима).

Репродуктивные и поисковые вопросы помогают детям установить и запомнить последовательность, ход, цепь событий в рассказе, сказке, способствуют раз­витию внимания и памяти детей.

Назначение вопросов проблемного характера - установ­ление причинно-следственных связей и зависимостей между событиями, происходящими в рассказе (сказ-


ке), понимание смысла произведения, замысла авто­ра, развитие логического мышления.

Кроме выше названных репродуктивных, поисковых и проблемных вопросов, существуют вопросы и репли­ки, направленные на выделение, акцентирование внимания детей на художественных особенностях, приемах, выразительных средствах, особенностях лексики, отдельных сложных грамматических кон­струкциях. Эти вопросы используются как в ходе беседы по содержанию, так и в качестве отдельных приемов работы над текстом.

4. Приемы работы над текстом произведения:

а) рассматривание иллюстраций, картинок;

б) выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу, сказке;

в) придумывание дополнительной и недостающей
(«пропущенной») картинки к отдельным фрагментам
текста;

г) выделение из текста фраз к каждой картинке;

©) выделение, проговаривание, выборочное чтение, за­учивание отдельных фрагментов, выразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений, повторов, за­чинов, прямой речи героев и действующих лиц);

е) лексико-грамматические упражнения по тексту про­
изведения:

выделение из текста произведений признаков и дей­ствий предметов;

подбор новых характерных признаков и действий в соответствии с содержанием произведения, замена слов синонимами, словообразование родственных слов, существительных с уменьшительно-ласкательным значением,

относительных и притяжательных прилагательных, распространение и преобразование предложений;

ж) обсуждение составленных предложений и выбор наи­более удачных вариантов.


5. Третье чтение текста произведения проводится после
беседы по содержанию и работы над текстом.

В процессе третьего чтения расставляются смысловые акценты, выделяются смысловые отрывки, результатом чего является деление текста на части и последующее составле­ние плана.

6. Работа с планом:

а) логопед предлагает готовый план - в этом случае пун­кты предложенного плана соотносятся с соответству­ющими отрывками (частями) текста;

б) план составляется на занятии коллективно в соответ­ствии со смысловыми отрывками произведения:
выделяется главная мысль каждой части и оформля­ется фразой, возможны, даже желательны разные ва­рианты, которые обсуждаются с детьми, затем отби­рается наиболее удачный вариант пункта плана;

в) при составлении плана могут использоваться в каче­стве вспомогательных средств серии сюжетных
картинок или подобранные к каждой части текста
предметные картинки, а также символы и
пиктограммы (так называемый картинный план);

г) перед составлением плана детям дается установка на
его запоминание;

д) после составления план воспроизводится детьми по
цепочке с целью закрепления в памяти основных вех
текста, последовательности его воспроизведения;

е) форма оформления плана может быть различной:
цитатный план - ключевые, значимые фразы из текста;
вопросительный план - вопросительные предложения,

ответы на которые облегчают пересказ, это подска­зывающий план;

повествовательный план - в форме простых двусостав­ных повествовательных предложений (пересказ по этому плану требует большей речевой самостоятель­ности детей);

назывной план - в форме односоставных назывных пред­ложений (работа по назывному плану самая сложная).


Выбор формы плана зависит от содержания, сложности композиции текста и уровня развития связной речи детей.

Проиллюстрируем это на фрагменте занятия по пере­сказу адаптированного текста басни «Страшный зверь» по Л. Н. Толстому с двумя купюрами для отгадывания деть­ми героев басни в процессе рассказывания басни логопедом.

«Мышонок вышел погулять. Ходил-ходил по двору и при­шёл опять к матери.

- Видел я, матушка, во дворе двух зверей: один страш­ный, злой, а другой ласковый, добрый.

- Какие это звери? - спросила мать.

- Страшный ходит по двору важно, ноги у него чёрные, с
большими когтями, нос крючком, глаза навыкате, на голове
красный хохол торчит. Крыльями зверь машет, кричит
зверь так громко, что я не знал, куда спрятаться от него.

- Этот зверь никому зла не делает. Его не бойся. Это...
(Дети, догадайтесь, кого назвала мышка-мать.)

- А другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него
белая, лапки мягкие, шёрстка пушистая. Лежит он на сол­нышке, лижет свою грудку, лапкой умывается, а хвости­ком чуть движет и на меня глядит ласково.

- Глупый ты, глупый. Это сам... (Догадайтесь, кто
это.)»

I вариант плана в форме вопросительных предложений.

1) Куда ходил маленький мышонок?

2) Кого мышонок встретил во дворе?

3) Какой зверь показался мышонку страшным и злым, а
какой ласковым и добрым?

4) Что делал страшный, злой зверь?

5) Что делал ласковый и добрый?

6) Что сказала мышонку мышка-мать?

7) Как она назвала мышонка?

8) Почему она назвала мышонка глупым?

Вопросы плана - это подсказка: они дают детям для отве­та готовую лексику и форму грамматического оформления


предложения. Последовательно отвечая на пункты вопроси­тельного плана, дети фактически пересказывают текст басни.

II вариант плана в форме назывных предложений:

1) Прогулка мышонка по двору.

2) Описание мышонком петуха.

3) Описание кота мышонком.

4) Вывод мышки-матери.

Пересказ по II варианту плана требует большей самосто­ятельности детей в подборе лексики, грамматическом офор­млении и конструировании фраз, удержании в памяти дета­лей и подробностей. Он дает ребенку только сюжетную ли­нию басни. Работа по назывному плану возможна при доста­точной продвинутости детей в развитии познавательной деятельности и речи, а также при некотором опыте в пересказывании текстов произведений.

7. Пересказ по плану с опорой (зрительной или вербаль­ной) или без опоры.

Виды зрительной опоры:

а) иллюстрации к литературным произведениям (на­
пример: авторские иллюстрации В. Сутеева к сво­им рассказам, иллюстрации Е. Чарушина к сказке
К. И. Чуковского «Цыпленок» и т.д.);

б) серии сюжетных картинок;

в) набор предметных картинок к тексту;

г) символы и пиктограммы.
Виды вербальной опоры:

а) деформированный текст (восстановление деформиро­ванного текста используется на начальном этапе обу­чения пересказу небольших, как правило, нелитера­турных текстов);

б) подсказка в виде первой фразы, в трудных случаях -
начала каждой значимой фразы (используется при­
ем договаривания предложений детьми);

в) опорные слова;

г) опорные фразы с последующим распространением,
лексическим и эмоциональным обогащением.


       
 
 
   

Часто при обучении пересказу сочетаются и зрительные, и вербальные опоры. Пример использования деформированного текста в ка­честве опоры для пересказа рассказа «Осень» (старшая груп­па, II год обучения). Деформированный текст для восстановления давался детям после второго чтения рассказа.

Фрагмент занятия на тему Пересказ отрывка из расска­за И. Соколова-Микитова «Улетают журавли» (Подготовительная группа, III год обучения.) Пересказ рассказа по цепочке путем договаривания на­чатых фраз:

Деформированный текст

Они хотят собрать краси­вый осенний букет для мамы.

Девочки поднимают с земли опавшие листья.

С клёнов, дубов, берёз па­дают на землю жёлтые, крас­ные осенние листья.

Стоят последние тёплые осенние дни.

Таня и Катя гуляют в осен­нем саду.

Логопед

В последние тёплые осен­ние дни...

Готовясь в далёкий путь, журавли-Журавли собрались в стройные косяки и...

В глухом лесу на краю бо­лота...

Ещё до рассвета...


Восстановленный текст

Стоят последние теплые осенние дни.

С клёнов, дубов, берёз па­дают на землю жёлтые, крас­ные осенние листья.

Таня и Катя гуляют в осеннем саду.

Девочки поднимают с земли опавшие листья.

Они хотят собрать краси­вый осенний букет для мамы.

Дети

...собрались в дальний путь журавли.

...покружили над рекой и родным болотом.

...полетели в дальние тёп­лые страны.

...остановились они на от­дых.

...проснулись журавли, чтобы продолжать путь.


 

С высокого неба слышны... До свиданья,...

...их прощальные крики, журавли, до свиданья, до радостной встречи весной.

Виды пересказа:

а) коллективный (с обсуждением вариантов фраз);

б) выборный (пересказываются отдельные фрагменты);

в) по цепочке;

г) с элементами драматизации (для пересказа по ролям
особенно хороши русские народные сказки, расска­зы В. Сутеева «Цыпленок и утенок», «Кораблик»,
«Кто сказал «мяу»?»,
К.Д. Ушинского «Спор жи­вотных», Л.Н. Толстого «Белка и волк», «Ворона и
рак», «Три медведя»
и др.);

д) с изменением лица (рассказы В. Бианки «Купание
медвежат»,
М. Пришвина «Золотой луг», И.С. Тур­генева «Воробей» и др.).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-31; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 318 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2446 - | 2243 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.