Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации




ДОНБАССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

 

Дисциплина: ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ

 

ЛЕКЦИЯ № 3

 

«ЕВРОПЕЙСКИЕ УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

В ПЕРИОД УПАДКА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ»

 

направления подготовки 40.03.01 «юриспруденция»

квалификация «бакалавр»

 

Утверждено на заседании кафедры ТИГП

от 07.09.2015 протокол № 1

Донецк – 2015

 

План

Вступление. Рекомендуемые учебники и учебные пособия.

Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации. 2. Учение о государстве и праве в Нидерландах периода буржуазной революции. 3. Политические и правовые учения Англии XVII века.

Выводы.

 

Вступление

 

Конец XV – первая пол. XVII в. – переломная эпоха человеческой цивилизации – эпоха перехода от Средневековья к Новому времени. Это период распада феодальных отношений и становления буржуазных отношений. Авторитет Церкви, ее монопольное право на истину, на высшего судью пал. На её место выходит рациональная деятельность науки и суверенного государства. Процесс снижения политического авторитета Церкви, переход ее собственности к государству имеет название секуляризации.

Эта эпоха выработала следующие принципы и теории:

• Расширенная теория естественного права – все люди рождаются свободными и равными. Государство должно поддерживать этот принцип вне зависимости от социального положения и вероисповедания.

• Государство предоставляет гарантии прав и свобод, защиты человека от социальных невзгод.

• Выдвинуто и обосновано представление о праве разумной деятельности, свободе поступка человека, то есть возможности выбора вариантов поведения.

• Сформулирована и теоретически обоснована модель гражданского общества, определены пути реализации.

• Разрабатывались проблемы защиты человека от государственной власти, которые приводили к идее правового и демократического государства

Рекомендуемые учебники и учебные пособия

1. Історія вчень про державу та право: навчальний посібник / О. С. Туренко, І. В. Іванов; за заг. ред. проф. А. Є. Шевченка; – Донецьк: Донецький юридичний інститут МВС України, ПП «ВД «Кальміус», 2012. – 352 с. – С. 77–111.

2. Демиденко Г.Г. Історія вчень про право і державу. – Харків: Консум, 2007. – С. 98-147.

3. История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М.: НОРМА, 2000. – С. 161-188, 234-276.

4. История политических и правовых учений. / Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Зерцало, 1999. – С. 205-265.

5. Крестовская Н.Н., Цвиркун А.Ф. История политических и правовых учений: Курс лекций. – Харьков: Одиссей, 2007. – С. 100-142.

Политические и правовые учения эпохи Возрождения и Реформации

 

Возрождение – это идеология, которая объявила возвращение к античной цивилизации, культуре Древнего Рима, с его особым вниманием к человеку, развитию науки, демократическим толкованием политико-правовых учений.
Мыслители Возрождения поставили в центр своего мировоззрения человека.

Человек и его достоинство определялись наивысшей ценностью, что давало возможность разрабатывать первые концепты теории прав человека. В свою очередь, эта идея закладывает основу индивидуализма, становится неотъемлемым элементом буржуазного общества. Последняя выступает субъектом собственного самосозидания: как на земле человек полагается только на себя, а не на благородное происхождение, на свой, а не чужой разум, так и на небе видит свое спасение, прежде всего, как продолжение успехов земного бытия.

Никколо Макиавелли. Наиболее известное произведение – «Государь», с которым связано понятие «макиавеллизм» – беззастенчивая политика достигает цели, пренебрегая нормами морали.

Мыслитель в своих рассуждениях устанавливает: человек имеет неизменную природу, которая воплощается в злобе, агрессивности, властолюбии, жадности, лживости и тому подобное. Такие негативные природные качества человека и необходимость их насильственного обуздания и вызвали к жизни государство. То есть государство создано для добра.

Макиавелли отделил государство от Церкви и Бога. Государство и политика дело многих людей. До Макиавелли государство трактовалась, как гражданская община (civitas) или республика, как у Цицерона, а в средние века – монархия. Макиавелли вводит новый термин для обозначения государства – stato (стабильное положение). Под которым он имел в виду не конкретную форму государственного устройства, а особый образ организации власти.

Макиавелли отделил мораль от политики. Государство и суверен стоит над моралью. Цель государства – обеспечения безопасности личности и незыблемость собственности. Выполняется цель двумя способами: законом и войском.
Изменение формы государства зависит от соотношения общественных сил, находящихся в постоянной борьбе. Макиавелли рассматривал смену форм государства как исторический круговорот, отдельный жизненный цикл, который исчерпывается тремя основными разновидностями правительств – монархией, аристократией и демократией (народным правлением).

Политическим идеалом является смешанная форма правления, где от республики надо взять принцип свободы и равенства между гражданами, от монархии – централизованный принцип управления и написания законов и от аристократии – умение эффективно управлять. Поэтому его идеал государственного устройства была сильная, жестко централизованная республика, где на первое место выступает служение родине.

В Средние века понятия родины не существовало. Существовало понятие подданства и верности сеньору. Макиавелли изменил эту установку и закрепил верность родине, которая воплощалась в национальном государстве. Служение государству – это смысл, цель и счастье человека. Важнейшее условие сохранения государства – самосохранение политической власти любой ценой. Религии, по теории ученого, отводилась, хоть и высокое место в жизни государства, но всё-таки второстепенная – вспомогательная роль. Её функция – воспитательная. Церковь должна способствовать формированию качеств гражданина, поскольку религиозным народом гораздо легче управлять.

Реформация – широкое общественное движение во многих странах Западной и Центральной Европы, направленное против феодальных пережитков и на преобразование католической церкви. Начало Реформации (1517 г.) положил немецкий богослов Мартин Лютер. Основа его теории – тезис о том, что спасение достигается исключительно верой. Он утверждал, что каждый верующий оправдывается ею лично перед Богом, становясь священником самому себе и вследствие этого не нуждается в церкви. То есть мыслитель отверг идею католицизма о двух разных мирах: мире мирян и мире священников. Он считал, что между духовенством и мирянами нет никаких отличий. Таким образом, Лютер сформулировал один из принципов Нового времени – идею равенства, равного достоинства людей.

Задача светской власти – принудительное употребление «внешней справедливости», надзор за соблюдением норм законов. Государственная власть, в понимании Лютера, не преимущество, а бремя, возложенное на человека Богом. Власть – Божья служба, где правитель не руководствуется корыстными интересами.
Государь должен относится к управлению как к ремеслу и мастерски выполнять законодательные функции. Целью закона является охрана жизни людей, их чести, достоинства и собственности.

Истинный христианин должен заботиться о других людях; поэтому он платит – почитает начальство, делает все, что идет на пользу светской власти. В свою очередь, светская власть не безгранична. Порогом деятельности государства является внутренний мир человека. Он остается за пределами юрисдикции государства. Таким образом, Лютер оформил тезис о свободе мысли и совести, которые являются предпосылкой и обязательным признаком антидеспотичного, демократически организованного человеческого общества.

Томас Мюнцер являлся представителем наиболее радикального плебейского течения Реформации, «знаменем» Крестьянской войны в Германии (1524-1525 гг.).
Реформацию Мюнцер представлял как преобразование мира на основе приоритета общественных интересов. Повторяя вслед за Лютером тезис об «оправдании верой», он под «верой» понимал активное действие в пользу трудового народа, против угнетателей, которых считал безбожниками. По мнению Мюнцера, только люди труда могут и способны понимать Бога, ибо их интересы полностью совпадают с интересами общества.

Победа общих интересов («общей пользы») над частными, закономерно вела к общности имущества, под чем Мюнцер понимал не аскетический отказ от мирских благ, а основу для социальных преобразований. Согласно Мюнцеру, грядущий «рай земной» – это такое общество, в котором все общее, никаких частных интересов нет и быть не может. Ближайшей политической целью «ремесленников и пахарей» было объединение в «христианский союз», чтобы вместе преодолеть гнет господ, причем не только мирными, но и насильственными способами, установить справедливый общественный строй.

Жан Кальвин – французский теолог и юрист. Осуждал феодально-монархические круги за насилие. Одновременно любую власть он объявлял божественной. Право на сопротивление тирании Кальвин признавал только за подчиненными государству органами власти, церковью, представительными учреждениями. К тому же, по его мнению, открытое неповиновение и ликвидация тирана допустимы лишь тогда, когда исчерпаны все способы пассивного сопротивления и легальные формы борьбы. Худшей формой правления для Кальвина была демократия.

Жан Боден – французский юрист и политический деятель, идеолог абсолютистского государства. Основной труд – «Шесть книг о республике». На творчество Бодена большое влияние оказали взгляды Аристотеля.

По мнению Ж. Бодена государство возникает независимо от воли Бога. Государство возникло двумя способами: эволюцией семьи под отцовской властью и насилием. В первом случае семья есть и зародышем, из которого государство развилось, и социально-организационным центром государства. В таком государстве власть действует в определенных условиях и законах, согласованных с подданными. Но значительная часть государств создана именно насильственным путем. В них носители власти могут распоряжаться людьми без всякого закона. Такое государство ничем не отличается от шайки разбойников.

Главный признак государства – суверенитет, то есть «постоянная и абсолютная власть». Суверен единый, неделимый, непрерывный и безусловный. Постоянство государственного суверенитета означает, что власть ему предоставляется на определенный срок. Носитель временных полномочий не обладает постоянной властью и поэтому не является сувереном. Абсолютность означает, что суверен стоит выше законов как собственных, так и своих предшественников, он не связан волей других субъектов политического сообщества: народа, церкви, сословной корпорации, других государств. Единство и неделимость суверенитета Ж. Боден связывает с принадлежностью власти только одному лицу или органу. На этом основании отвергается смешанная форма государства.

Непрерывность и безусловность суверенитета объясняются возможностью народа наделять лицо суверенитетом для сохранения государственного имущества, усиления власти, которую сам суверен имеет право передать на свое усмотрение.

Ученый выделяет пять признаков, механизмов реализации суверенитета: 1) право верховной власти издавать адресованные всем без исключения подданным и учреждениям законы и отменять их; 2) решение вопроса войны и мира; 3) назначение должностных лиц; 4) роль высшего суда (последней инстанции) и право на помилование; 5) право чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать налоги.

Впрочем, Боден считал, что суверенитет государства или короля имеет свой предел – он не имеет силы у порога семьи то есть он теряет власть в частной сфере жизни человека.

В зависимости от того, в чьих руках сосредотачивается суверенитет, мыслитель выделяет три формы государства. Демократия – государство, в котором все или большая часть граждан, как бы они не были организованы, обладают верховной властью над всеми. При аристократии меньшая часть граждан обладает верховной властью над всеми вообще и над каждым в отдельности. В монархии верховная власть принадлежит одному лицу. Итак, суверенитет может иметь не только король.

Вместе с формами государства Боден различает три способа осуществления власти: 1) законные (подданные повинуются законам суверена, а суверен – законам природы), 2) сеньоральные (суверен силой оружия становится обладателем имущества и людей и правит ими как отец семейства), 3) тиранические (суверен, поправ законы, распоряжается людьми, как рабами, а их собственностью – как своей).

Лучшим является государство, где суверенитет принадлежит монарху, а управление имеет аристократический и демократический характер. Такое государство Боден называет королевской монархией. Также Боден связывает власть с определенными правовыми принципами. Мыслитель различает право и закон. Задача права – не допустить перерождение королевской монархии в тиранию. Право – прежде всего, является выражением ума, оно включает как нормы, так и принципы, которые определяют, что хорошо и справедливо в государстве.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-31; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 594 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов. © Рене Декарт
==> читать все изречения...

2505 - | 2304 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.