Финно-угры, не успев создать своей государственности, на стадии выхода из первобытнообщинного состояния и завершения этногенеза, оказались в орбите геополитических интересов более сильных и многочисленных, лучше вооруженных и лучше в военном отношении организованных соседей: германцев, славян, тюрков, и были вовлечены в систему их государственности. Ранее занимавшие значительную территорию и довольно многочисленные, они сокращались численно и сжимались территориально, теснимые с запада русскими, с юго-востока тюрками.
Имманентное, внутреннее социально-политическое развитие было перекрыто внешним фактором, связанным с включением этих народов в государственные образования других народов, переживавших (по Л.Н. Гумилеву) пассионарный подъем, в то время как сами продолжали пребывать в состоянии обскурации и стагнации. Важные последствия для исторических судеб финно-угров имело то, что пассионарная энергия их соседей была направлена вовне, на военные завоевания и колонизацию новых чужих земель, а не на благоустройство и облагораживание своей исконной родины. Сануков к. Национальная государственность финно-угров России //Финно-угроведение.-2000.-№2.-С.4.
Например, затронем вопрос об этногенезе народов, населяющих Поволжье. К поволжско-финской группе финно-угорских народов ныне принадлежат мордва (эрзя и мокша) и марийцы. В древности это была обширная диалектно-племенная группировка, занимавшая территорию Верхнего и Среднего Поволжья. В русских летописях и иных исторических источниках, кроме мордвы и черемисы (марийцев), называются еще меря, заселявшая, как свидетельствуют данные археологии и топонимики, почти все области междуречья Волги и Клязьмы, мурома, локализуемая в бассейне Нижней Оки. На основании сравнительно поздних источников и косвенных данных можно говорить еще о племени мещера, жившем в северной части среднего Поочья, на базе которого в последующем появилось рязано-окское население. В эпоху средневековья до широкого славянского расселения в Волго-Окском междуречье меря, мурома, мещера, мордва и марийцы уже были отдельными племенными группировками, различными по языку и характеризуемыми своеобразием в культуре и обрядности. В процессе колонизационного движения славян меря, мурома, мещера исчезли с этнической карты истории. Горюнова Е.И. Этническая история Волго-Окского междуречья. М., 1961., С.13-14.
Упоминаемые в летописях - вепсы, карелы, коми, «пермь», ижора, водь, частично эсты, саами, мордва, удмурты, «черемисы» (мари), «югра» (ханты и манси), «самоеды» (ненцы) еще со времен Киевской и Новгородской Руси были вовлечены в русло славяно-русской военно-торгово-колонизационной экспансии и складывания русской государственности. В этом движении славяно-русов на север и северо-восток исчезли известные по древнерусским летописям Меря, Мурома, Мещера, Чудь Заволочская, сохранились только осколки племен «Весь» (вепсы), ижоры, води. В это же время западные финно-угорские племена (финны, эсты, ливы, частично карелы, саами) испытали на себе захватнические устремления немецких, шведских и датских завоевателей. При этом финны и эстонцы, даже потеряв независимость, смогли отстоять и сохранить свою этничность и себя как народы, а ливы разделили судьбу, схожую с ижорой, водью, вепсами. Хабургаев Г.А. Этнический состав Древнерусского государства и образование трех восточнославянских
народностей //Советская этнография.-1972.-№1.-С.87-88.
А на юго-восточной окраине финно-угорского ареала находился и наступал воинственный тюркский мир - хазары, волжско-камские булгары, татаро-монголы, и восточные угро-финны (большая часть мордвы, черемис, удмуртов, хантов и манси) попали в зону складывания государственности тюркских завоевателей, оказались в сфере влияния и воздействия тюркского Востока. Но всё же здесь даже под так называемым «татаро-монгольским игом» они сохранились. Финно-угорские народы в культурно-историческом пространстве Евразии //Формирование, историческое взаимодействие и культурные связи финно-угорских народов. Материалы 3 Межд. Истор. Конгресса финно-угроведов. Йошкар-Ола, 2004. С.45.
Во время стремительного завоевания Батыем Болгарии и затем русских земель лесные районы финно-угров остались в стороне от продвижения монгольской конницы, но затем они тоже подверглись нашествию и разорению. Венгерский монах-путешественник Юлиан сообщал: «они (татаро-монголы) напали на Ведин, Меровию, Пойдовию и царство морданов». Эти земли вместе с волжско-камскими булгарами, предками чувашей непосредственно вошли в состав Золотой Орды, составляя там крайнюю северную периферию. Свечников С. Отношения марийцев с Северо-восточной Русью и Золотой Ордой (сер.13-нач.15 в) //Финно-угроведение.-2004.-№1.-С.60.
Северные границы Золотой Орды не фиксировались точно, и поэтому можно полагать, что лесные финно-угры имели возможность пользоваться некоторой полусвободой, своеобразной «автономией». Золотоордынское «иго» ограничивалось в основном сбором дани руками местной феодализирующейся родоплеменной верхушки. Это было обусловлено не только удаленностью от центральных районов Золотой Орды но, прежде всего географическими условиями лесной зоны, не пригодной не только для постоянного проживания кочевников, но даже для размещения каких-либо более или менее крупных постоянных воинских контингентов. Для удобства сбора дани и выполнения других повинностей периферийные улусы были разделены на даруги и беляки, а население делиться на десятки и сотни. Так появились новые социальные категории - тарханы, туруны, десятники, сотники, то есть зачатки феодального класса, способные в более благоприятных условиях стать консолидирующей силой в создании национальной государственности Представители местной феодализирующейся знати, кроме сбора дани обязаны были участвовать в грабительских военных походах золотоордынских правителей. Советское источниковедение Киевской Руси: Историографические очерки. Л., 1979, С.159.
Затронем вопрос о судьбе марийцев времен нашествия монголо-татар с точки зрения контактов с русским населением. Особенность положения марийцев заключалась в том, что они находились в лесной северо-западной периферии империи, вдали от степной зоны, не отличались они и развитой экономикой, поэтому над значительной частью марийских земель не было установлено жесткого военно-полицейского контроля. Вместе с тем нельзя утверждать, что ханская власть в марийских землях была лишь номинальной. Относительно жесткий контроль был установлен в горномарийском Правобережье, поскольку это был экономически привлекательный и важный в стратегическом плане район. К тому же находившийся поблизости от таких крупных золотоордынских городских центров, как Мохши (Наровчат) и Темников. Смирнов А.П. Очерки древней и средневековой истории народов среднего Поволжья и Прикамья. М 1952.
Данные обстоятельства вместе с тем не могли привести к прекращению роста русского влияния в Волго-Камье. Более того, существование Улуса Джучи, не препятствовало, а скорее даже способствовало расселению русских в Поволжье. Поскольку магистральный волжский путь в средней и нижней его части на долгие годы оказался под жестким контролем Улуса Джучи, княжеская экспансия и народная колонизация в первые десятилетия после нашествия войск Батыя была направлена в бассейны северных притоков Волги - на Унжу, Ветлугу, Вятку и т.д., так как эти районы крайне редко подвергались нашествиям ордынцев из-за их лесистости и малонаселенности.
Здесь появились мелкие самостоятельные русские государственные образования вокруг городских центров, основанных еще в период существования единой Владимиро-Суздальской Руси. Это Галичское (возникло около 1247 г.), Костромское (приблизительно в 50-е гг. 13 в.) и Городецкое (между 1269 и 1282 гг.) княжества. Одновременно росло влияние Вятской Земли. Во второй половине 14 в. вятчане уже прочно обосновались на Средней Вятке, в бассейне Пижмы и Ярани, вытеснив оттуда марийцев и удмуртов. Финно-угорские народы в культурно-историческом пространстве Евразии //Формирование, историческое взаимодействие и культурные связи финно-угорских народов. Материалы 3 Межд. Истор. Конгресса финно-угроведов. Йошкар-Ола, 2004. С.47.
Монголо-татарское нашествие и последующие набеги степных воинов вынудили некоторую часть марийцев покинуть правобережье Волги и скрываться на более спокойной левой стороне. Однако сюда с запада и севера надвигался колонизационный поток славяно-русов и ославянившихся финно-угров. Вследствие этого уже с 14-15 вв. началось переселение марийцев в Прикамье, в район устья реки Белой. Однако подавляющее большинство марийского населения оставалось в Волго-Вятском междуречье.
Параллельно этому тоже в течение длительного исторического периода происходило вовлечение западных групп поволжских финнов в зону русского влияния. Еще во времена Киевской Руси начался этот процесс. В «Слове о погибели Русской земли» сообщалось: «Буртаси, черемиси, веда и мордва бортничаху на князя великого Володимера…» (т.е. поставляли дань медом). Еще в 1221 году на месте мордовского поселения в устье Оки был поставлен Нижний Новгород, при этом разгромлены зачатки древнемордовской государственности («Пургасова волость»). Великий Новгород осуществлял свой натиск на северо-восток, при этом в зону его господства попали «чудские», карельские, коми-зырянские, северные марийские и удмуртские, пермяцкие, «югорские» земли. Археология СССР. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. М., 1987. С.89.
Продвижение русских на восток и северо-восток продолжалось и в период феодальной раздробленности Руси, и в период господства Золотой Орды. Костромское, Галичское, Нижегородское, Рязанское княжество включали в свой состав и земли, населенные марийцами и мордвой; в Вятскую «землю» входили северные марийские и удмуртские земли. Известны, например, летописные свидетельства о распространении власти Галичского княжества на ветлужских марийцев и присоединении ветлужского черемисского княжества (кугузства) во главе с кугузом, то есть старшим мужчиной в роду. Галичские князья в свое войско привлекали «чудь и луговую черемису». История этого черемисского княжества интересна в связи с тем, что она возникла на территории, равно удаленной как от русских княжеств, так и татарских владений, на землях, где власть тех и других была номинальной и лишь эпизодической, куда по-настоящему «не доходили руки» как тех, так и этих «заинтересованных властей». Марийские кугузы Ходжа-Яралтем, Кай, Бай-Борода в течение длительного времени лавировали между русскими и татарами. Ветлужский черемисский князь Кельдебек в начале 15 века в союзе с казанцами и вятскими правителями боролся против проводников московской политики на Северной Двине и Великом Устюге, успешно соперничая с Галичем и Костромой. Но к середине 15 века княжество было ослаблено засухой, моровой язвой, эпидемией чумы, внутренними распрями, предательством части родоплеменной верхушки, принявшей христианство. Сануков к. Национальная государственность финно-угров России //Финно-угроведение.-2000.-№2.-С.5.
Подобные княжества (протогосударства) по русским летописям известны также у мордвы, коми-пермяков, хантов и манси. Это показывает, что внутренние этносоциальные силы восточных финно-угорских народов созрели для создания собственной национальной государственности с четкой этнической идентификацией, но они не могли реализовать эту возможность из-за внешних условий.
На Волге и Суре, на Ветлуге и Вятке коренное мордовское, марийское, удмуртское население становилось объектом военно-политического соперничества Руси и Золотой Орды. Сохранились многочисленные известия об опустошительных взаимных военных походах русских и татар, от которых в первую очередь терпело большой урон местное коренное население, находившееся между двумя крупными феодальными государствами, как между молотом и наковальней.
Советское источниковедение Киевской Руси: Историографические очерки. Л., 1979. С.90.
Собирание золотоордынского наследия завершилось в 16 веке, когда русский колонизационный поток с преобладанием военных методов устремился в Поволжье и на Урал, а затем перевалил за Уральские горы, на сибирские просторы. В середине - второй половине 16 века Московской Русью полностью были завоеваны и включены в систему русской государственности восточные финно-угорские народы, находившиеся до этого под властью татарских ханств - Казанского (удмурты, мари, мордва) и Сибирского (ханты и манси).
В процессе становления древнерусской государственности и далее, объединения русских княжеств и земель вокруг Москвы в состав формировавшегося Русского государства вошли ижора, карелы, коми-зыряне, коми-пермяки, частично саами, ненцы, ханты, манси и некоторые мордовские, марийские, удмуртские земли. Речь идет о тех территориях, которые до этого уже входили в Новгородскую землю, Рязанское, Галичское, Костромское, Нижегородское княжества, в Вятскую землю. Так Россия изначально стала формироваться как полиэтничное государство. И первой неславянской составляющей русской государственности был финно-угорский компонент.
Заключение
Итак, все финно-угорские народы являются коренными на своих территориях. Предки финно-угров жили в Восточной Европе и на Урале еще со времен каменного века. От Балтийского моря до Западной Сибири, от лесостепей Русской равнины до побережья Северного Ледовитого Океана - исконные земли финно-угорских и близких к ним самодийских народов. Потом на эти земли пошли волны славянские, тюркские, германские. В антропологическом отношении финно-угорские народы неоднородны. Кто-кого ассимилировал в физическом плане не суть важно, но важно то, насколько финно-угорским народам удалось сохранить свою этническую принадлежность, например, в составе Древнерусского государства, западных германских государств, позже золотой Орды.
Мнение о тесных исторических связях финно-угров и славян, особенно восточных, сложилось и неоднократно высказывалось в науке. Исследователи подчеркивают преимущественно, но не всегда, мирный характер славянской колонизации финно-угорских земель. То обстоятельство, что славянское заселение финских земель не сопровождалось крупными вооруженными столкновениями, стало решающим условием постепенной ассимиляции финно-угров и славян друг другом. На данный момент выявлены топонимические факты, подтверждающие финно-угорское прошлое освоенных славянами североевропейских территорий. Топонимические данные подкрепляются соображениями антропологического характера. В ходе научных исследований продолжительного времени эти предположения и наблюдения были уточнены и расширены, однако в своей основе они остались непоколебленными. Ныне меняется лишь идеологическая сторона вопроса. Наука признает большой процент финно-угорской основы в этническом и культурном формировании древнерусской народности.
«Болезненным» для финно-угорских народов является вопрос о национальном и государственном самоопределении тех финно-угорских народов, которые не были физически растворены в среде колонизационных потоков. Финно-угры, не успев создать своей государственности, на стадии выхода из первобытнообщинного состояния и завершения этногенеза, оказались в орбите геополитических интересов более сильных и многочисленных, соседей: германцев, славян, тюрков, и были вовлечены в систему их государственности. Упоминаемые в летописях вепсы, карелы, коми, «пермь», ижора, водь, частично эсты, саами, мордва, удмурты, «черемисы» (мари), «югра» (ханты и манси), «самоеды» (ненцы) со времен Киевской и Новгородской Руси были вовлечены в русло славяно-русской военно-торгово-колонизационной экспансии и складывания русской государственности. В этом движении славяно-русов на север и северо-восток исчезли известные по древнерусским летописям Меря, Мурома, Мещера, Чудь Заволочская, сохранились только осколки племен «Весь» (вепсы), ижоры, води. В это же время западные финно-угорские племена (финны, эсты, ливы, частично карелы, саами) испытали на себе захватнические устремления немецких, шведских и датских завоевателей. При этом финны и эстонцы, потеряв независимость, смогли отстоять и сохранить свою этничность и себя как народы, а ливы разделили судьбу, схожую с ижорой, водью, вепсами. А на юго-восточной окраине финно-угорского ареала воинственный тюркский мир - хазары, волжско-камские булгары, татаро-монголы, и восточные угро-финны (большая часть мордвы, черемис, удмуртов, хантов и манси) попали в зону складывания государственности тюркских завоевателей, оказались в сфере влияния и воздействия тюркского Востока. Здесь под так называемым «татаро-монгольским игом» они сохранились. Продвижение русских на восток и северо-восток продолжалось и в период господства Золотой Орды. Внутренние этносоциальные силы восточных финно-угорских народов созрели для создания собственной национальной государственности с четкой этнической идентификацией, но они не могли реализовать эту возможность из-за внешних условий, так как на Волге и Суре, на Ветлуге и Вятке коренное мордовское, марийское, удмуртское население становилось объектом военно-политического соперничества Руси и Золотой Орды. Таким образом, ранее занимавшие значительную территорию и довольно многочисленные, финно-угры сокращались численно и сжимались территориально, теснимые с запада русскими, с юго-востока тюрками. В процессе колонизационного движения славян, тюрков и германцев часть финно-угорских народов исчезли с этнической карты истории.