В XIX - начале XX в. украинская культура достигла своего расцвета. Это был период, обозначенный ростом национальной самосознания. На этой волне разворачивается творчество целой плеяды украинских художников, которые обогатили отечественную духовную сокровищницу.
XX в. для Украины стало временем больших испытаний, важных общественно-политических событий, которые часто приводили к уничтожение основ национально-культурного бытия, были губительными для деятелей культуры и не способствовали сохранению культурных ценностей. И, несмотря на сложные катаклизмы, украинская культура продолжала плодотворно развиваться.
Начало XX в. для Украины был отмечен приобщением к общероссийского освободительного движения. В настоящее время в Украине наметилась тенденция к повышению образовательного уровня народных масс, интерес национальной историей и культурой, которые изучались в воскресных школах. Появляются народные библиотеки, просветительские общества, любительские театральные кружки. Развитие промышленности активизировал распространение профессионально-технических заведений.
Несмотря на правительственные запреты, расширялась сфера применения украинского-кой языка.
Развитию украинского книгопечатания препятствовала цензура, которая постоянно ограничивала издание книг на украинском языке. На родном языке запрещалось пользоваться во время проведения научных и общественных мероприятий. Однако украинский язык постепенно проникает в различные сферы народного бытия. Прогрессивные деятели отстаивали право на обучение в школах на родном языке; были созданы украиноязычные учебники для начальной школы. В Львовском и Черновицком университетах существовали украиноведческие кафедры.
Во время революции 1905-1907 гг. в Украине распространяется деятельность «Просвит», что выдавали литературу на русском языке, читали лекции, открывали библиотеки. Деятельность «Просвит» часто была связана с национально-освободительной борьбой.
Значительную роль в пропаганде украинской литературы, исследований по истории, археологии, этнографии сыграли журналы «Киевская старина», «Украинская хата», «Литературно-научный вестник».
На Западе Украины национально сознательные научные силы объединились в Научное общество им. Т. Шевченко (1892 г., действует по сей день).
На Востоке Украины (в Киеве, Харькове, Одессе) также существовали научные общества, которые способствовали распространению технических знаний, изучению и охране памятников старины.
Бурной была художественная жизнь в начале XX ст. В этот период работали классики украинской литературы - И. Франко, Леся Украинка, Г. Коцюбинский, писатели младшего поколения - В. Винниченко, О. Олесь, В. Стефаник; корифеи украинского театра М. Кропивницкий, Г. Старицкий, Г. Садовский, Г. Заньковецкая; композиторы М. Лысенко, К. Стеценко, С. Людкевич, О. Кошиц; художники В. Кричевский Г. Нарбут, Г. Бойчук.
Украинская культура начала XX века развивалась в русле общемировых тенденций, тяготея к авангарду. Так, украинские писатели Восточной Украины, объединены вокруг журнала «Украинская хата» (А. Крымский, Г. Вороной, Г. Філянський, Г. Чупринка), утверждали потребность в создании новых общественных и национальных форм бытия.
Галицкие поэты (Б. Липкий, В. Пачовский, О. Луцкий и др.), что входили в группировку «Молодая Муза» (1906), искали новые пути в искусстве. Они пытались обогатить поэтический язык, искали новые средства выразительности, ориентировались на западноевропейскую литературу.
В русле авангарда развивался украинский живопись начала XX ст. Молодые художники отказывались от академических традиций, пытались в новых эстетических формах решить сложные проблемы, которые вставали перед обществом. Украинский изобразительный авангард объединил нашу культуру с европейской.
В 1917 г. широкие народные массы связывали свои надежды на духовное раскрепощение, на свободное развитие украинской культуры с борьбой за демократизацию общественной жизни.
Со времени образования Центральной Рады (3 марта 1917 г.) началась активная государственная поддержка украинской культуры. Руководство Центральной Рады поддерживало общенациональные требования об отмене каких-либо ограничений относительно украинского языка, культуры, общественно-политической жизни.
Центральная Рада проводила активную политику на ниве образования. Был взят курс на создание единой народной общеобразовательной школы. Последовательно проводилась украинизация образования, чему способствовал И Всеукраинский педагогический съезд (апрель 1917 г.) и Всеукраинский учительский съезд (август 1917 г.). На местах создавались библиотеки и готовились предпосылки для начала преподавания с 1 сентября 1917 г. в начальных школах на украинском языке. В гимназиях и средних школах вводилось изучение украинского языка, литературы и истории. В 1917 г. в Украине начал выходить педагогический журнал «Свободная украинская школа».
Происходила украинизация высшей школы. В вузах вводился смешанный язык преподавания, были созданы украиноведческие кафедры. При Центральной Раде в Украине появились новые высшие учебные заведения: Киевский украинский народный университет, Киевский юридический институт, Киевский географический институт, Каменец-Подольский украинский народный университет, Херсонский педагогический институт. 5 декабря 1917 г. было основано Украинскую Академию искусств, что давала высшее художественное образование. Первым ректором Академии стал Ф. Кричевский, профессорами были украинские художники М. Бойчук, В. Кричевский Г. Нарбут, О. Мурашко и другие.
Оживились театральная деятельность. По инициативе Леся Курбаса в Киеве был создан Молодой театр, вокруг которого объединились одаренные актеры младшего поколения. Руководство Украинской Центральной Рады осознавало необходимость охраны памятников старины и искусства. Продолжали существовать старые и открывались новые краеведческие и исторические музеи, работали Киевское общество охраны памятников старины и искусства, Одесское общество истории и древностей.
События гражданской войны в Украине не способствовали развитию культуры, привели к прекращению функционирования многих культурно-образовательных заведений.
Гражданская война разбросала украинскую интеллигенцию по разным группировкам, заставив направить усилия не столько на национально-культурное возрождение, сколько на борьбу за собственное выживание.
После окончания гражданской войны государство снова возвращается к проблемам культуры, рассматривая ее как составляющую часть партийной работы. После установления советской власти в Украине в сфере культуры начинают осуществляться преобразование, известные как «культурная революция». Получают распространение идеи Пролеткульта, что отвергали идеи преемственности в культуре, считали, что культура господствующих классов вражеская рабочим и крестьянам. Однако такая культурная политика не стала ведущей.
В 20-х гг. в Украине советской властью проводится политика украинизации, что сыграло определенную положительную роль в развитии культуры. По этому поводу было принято ряд партийных и правительственных постановлений: «О обязательное изучение в школах местного языка, а также истории и географии Украины» от 09.03.1919 p., принято Временным рабоче-крестьянским правительством Украины; «О употребление во всех учреждениях украинского языка наравне с великоруським» (21.02.1920, ВУЦИК); «О введении русского языка в школах и советских учреждениях» (август 1921, p. декрет СНК УССР).
XII съезд РКП (б) в 1923 г. официально провозгласил курс на украинизацию. Материализуя решение партийного форума, впоследствии было издан декрет ВУЦИК и СНК УССР «О мерах обеспечения равноправия языков и о помощи развитию украинского языка». В соответствии с этим постановлением предполагалось перевод на украинский язык преподавания учебных заведений, а в неукраинских школах украинский язык становилась обязательным предметом. Постановление была одобрительно встречено украинской интеллигенцией, стремление которой на культурной ниве отныне совпадали с официальной политикой.
В данном постановлении речь шла также о подготовке украинских национальных кадров, учет национального состава республики при формировании кадрового корпуса, организация национальной прессы, книгоиздательства, содействие украинскому искусству.
Не все восприняли положительно курс на украинизацию. Негативно отнеслись к этой идее много служащих, преподавателей высших учебных заведений, инженерно-технических работников.
После избрания секретарем ЦК КП (б) У Л. Кагановича украинизация ускоряется (под влиянием административного давления). В июле 1925 г. принято постановление СНК УССР «О практических мерах по украинизации советского аппарата». Согласно постановлению проводилась аттестация чиновников на знание ими русского языка, те, что игнорировали украинизацию, увольнялись с должностей. Такие меры вызвали сопротивление среди квалифицированной интеллигенции.
Украинизация, проходившая под партийным контролем, становилась частью общего процесса развития украинской культуры. Благодаря украинизации впервые после веков колониального существования украинская культура получила государственную поддержку. Но процесс украинизации нес на себе отпечаток, присущий послереволюционной эпохе политизации и идеализации культурной сферы. Партийное руководство и государственные органы постоянно вмешивались в развитие культурной сферы.
Положительных явлений в 20-х - начале 30-х гг. все же было немало.
Важным было то, что в Украине взялись за ликвидацию неграмотности, поскольку подавляющее большинство населения Украины не умела читать и писать. В 1920 г. было создано Чрезвычайную комиссию по борьбе с неграмотностью, а в мае 1921 г. Совнарком Украины принял постановление «О борьбе с неграмотностью», согласно которой все население республики в возрасте от шести до пятидесяти лет должно было учиться читать и писать.
Специальным постановлением ВУЦИК и СНК УССР (1929) овладение грамотой провозглашалось обязательством гражданина перед государством. В Украине был открыт доступ к образованию детям всех сословий, школа освобождалась от церковного влияния, образование давалось на родном языке. После 1917 г. создается общеобразовательная школа для всех детей обоих полов в возрасте до 17 лет с родным языком преподавания.
С 1924 г. в Украине начальное образование стало обязательной, а в 1932-1933 гг. был взят курс на обязательное семилетнее образование. Государство пыталось охватить обучением всех детей школьного возраста, хотя в 1932-1933 гг. количество детей в возрасте 8 - 10 лет, не охваченных обучением, составляла 2%. Для обеспечения школ учителями были увеличены сеть пединститутов и техникумов (в 1926 г. в Украине было 12 пединститутов; в 1932 г. - 46). Создавалась система заочного образования.
Развивалась профессионально-техническая средняя специальная и высшая школа. Для подготовки рабочих кадров были созданы школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ).
После 1917 г. были отменены имущественные, сословные, национальные и другие ограничения, существовавшие ранее. От молодежи крестьянского и рабочего происхождения при поступлении в ВУЗ не требовался документ о среднем образование. Фактически после отмены дореволюционных льгот и привилегий вводились новые, что снижало уровень профессиональной подготовки. С 1921 г. в высших учебных заведениях были созданы рабочие факультеты для подготовки к поступления в вуз рабочей и крестьянской молодежи. Ощущалась острая необходимость в квалифицированных преподавательских кадрах, потому что от услуг преподавателей, работавших до революции, отказались. Для подготовки вузовских преподавателей были созданы институты красной профессуры, а в Харькове - Коммунистический университет им. Артема.
В середине 30-х гг. украинская школа постепенно теряет свое национальное лицо, потому что в 1932-1934 гг. введено общесоюзную систему народного образования с унифицированными программами и учебником.
20-х гг. активизируется научная деятельность. Главным научным центром республики была Всеукраинская академия наук (ВУАН), основана в 1918 г. Академия объединяла около 40 научно-исследовательских учреждений, в которых работали 37 членов ВУАН. Академия работала не в Харькове, тогдашний столице, а в Киеве, что давало возможность некоторое время избегать политизации. К 1921 г. ВУАН возглавлял В. Вернадский, в 1922-1928 гг. - выдающийся естествоиспытатель В. Липский, а в 1928 - 1930 гг. - академик Д. Заболотный. В Академии развернулась работа над словарем русского языка, впоследствии было образовано институт украинского языка для разработки терминологии в различных отраслях науки.
В области исторической науки работали известные уже ученые Д. И. Яворницкий, А. Ю. Крымский, Д. И. Баталий, с 1924 г. вернулся из эмиграции М. С. Грушевский, перу которого принадлежит более тысячи научных работ.
Значительных успехов украинские ученые достигли в области физики и математики. Д. О. Граве, Г. М. Крылов и М. М. Боголюбов заложили основы нелинейной механики.
Разработками по теории физики занимался харьковский Украинский физико-технический институт, в котором некоторое время работал И. В. Курчатов. В 1932 г. здесь впервые в СССР было искусственно расщепленный ядро атома.
Талантливый изобретатель Ю. В. Кондратюк проводил исследования по теории космических полетов.
В 1929 г. по инициативе О. Патона было основано электросварную лабораторию, в 1932 г. реорганизованную в Институт электросварки ВУАН. Впервые в мировой практике автоматическая сварка металла применили на строительстве Днепрогэса и Магнитки.
В области охраны здоровья работали Д. К. Заболотный, Г. Ф. Гамалия, Ф. Г. Янов-ский, Г. Д. Стражеско, В. Я. Данилевский, П. М. Буйко, П. И. Баранник, В. П. Комисаренко.
Специалисты по генетике и селекции растений и животных А. О. Сапегин, В. Я. Юрєв, Г. Г. Холодный выводили новые сорта пшеницы, ячменя, кукурузы, овса, внедряли в сельское хозяйство научно обоснованные севооборота.
Успехи украинских ученых были бы значительнее, если бы не репрессии, с которыми они сталкиваются с начала 30-х годов. После прекращения украинизации в декабре 1932 г. почти все языковедческие труда (в том числе правописание 1928 г.) в Украине были признаны «националистическими» и изъяты из научного потребления.
20-е гг. отмечались оживлением национальной религиозной жизни. Предпосылкой деятельности религиозных организаций стал декрет правительства советской Украины «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (1919 г.). Государство официально предоставляла равные возможности для деятельности различных религиозных направлений. Пользуясь этим, сторонники независимости православной церкви от русской на Всеукраинском церковном соборе в Киеве (октябрь, 1921) провозгласили создание Украинской автокефальной (самоуправляющейся) православной церкви (УАПЦ первым епископом стал В. Липковский). Большинство верующих УАПЦ приводило желание слушать службу Божью и молиться на родном языке. Во второй половине 20-х гг. начинаются репрессии в отношении руководства этой церкви, которые были объявлены «петлюровцами в рясах».
В 20-х - начале 30-х гг. активно развивается литература.
В развитии искусства этой эпохи сочетались традиции дооктябрьского времени и опыт молодых культурных сил, призванных к жизнь революцией. О бурном развитии литературы этой эпохи свидетельствует образование разнообразных творческих группировок («Плуг», «Гарт», «Звено», ВАПЛИТЕ, «Молодняк», «Аспанфут», «Новая генерация» и др.). В это время молодые украинские писатели часто отказываются от традиций классической литературы и ориентируются на литературную жизнь Западной Европы.
В литературе 20-х гг. сформировалась яркая революционно-романтическая группировка (П. Тычина, В. Сосюра, В. Чумак, В. Еллан).
Во второй половине 20-х гг. заметное место занимала ВУСПП (1927-1932) - союз, который ставил целью объединить всех художников слова, которые стремились к созданию единой интернациональной пролетарской литературы.
Руководители ВУСПП выдвинули лозунг «союзник или враг», проявляли нетерпимость к тем писателям, которые не принадлежали к организации (Остап Вишня, Г. Кулиш, Ю. Смолич, О. Копыленко, Есть. Плужник, Ю. Яновский).
Группа киевских неоклассиков (Г. Зеров, Г. Драй-Хмара, П. Филипович, Г. Рыльский) старались усвоить опыт классической мировой литературы. Немало художников тяготели к различным проявлениям модернизма.
Существовали литературные группировки, которые тяготели к модернизму в разных его проявлениях: «Аспанфут», «Авангард», «Звено», «Марс». В 20-х гг. еще была определенная возможность развиваться направлениям, основанным на начала XX ст. Символизм, характерный для произведений молодого П. Тычины, продолжал развиваться. Его представители сгруппировались вокруг журнала «Музагет» (Д. Загул, О. Слисаренко, В. Кобылянский и др.). Символизм - непродолжительный период в истории нашей литературы, потому что его представители отходили к других течений - футуризма, революционно-романтического направления.
Возникнув в начале века в Италии, футуризм распространился в Украине (союз «Аспанфут»). Представителем этого направления был Г. Семенко, который искал новые словесные формы для выражения динамики жизни, изменений, которые происходили очень бурно («Весна», «Степь»). Группа «Авангард» тяготела к конструктивизму.
В первое десятилетие после революции особенно бурно развивается поэзия. Самые значительные фигуры среди поэтов: В. Чумак (1900-1919), В. Еллан (1894-1925), П. Тычина (1891-1967), В. Сосюра (1898-1965), М. Рыльский (1895-1964), поэты-неоклассики.
В. Еллан-Голубой - один из зачинателей украинской советской поэзии. Редактор журналов «Пути искусства», «Красный перец». Его первая поэтическая книга - «Удары молота и сердца» - изобразила грандиозный размах революционного процесса и первые шаги строительства социалистического общества.
Одним из самых ярких поэтов того времени был П. Тычина. Его ранние сборники - «Солнечные кларнеты», «Плуг», «Ветер с Украины» - лучше в его творческом багаже, здесь увековечили освободительную борьбу украинского народа.
В. Сосюру называют самым тонким лириком украинской поэзии. Он автор десятков поэм, нескольких десятков сборников стихов, автобиографического романа «Третья рота».
Евгений Плужник (1898-1938) - выдающийся поэт и прозаик, автор сборников «Дни» (1926) и «Ранняя осень» (1927), романа «Недуг».
Творчество М. Бажана (1904-1983), что сначала тяготел к футуризму, характеризуется философской глубиной, эпичностью, гражданским пафосом («Руро-марш», «Противогаз», «Здания»).
Длительное время широкой публике неизвестны были произведения западноукраинского поэта и прозаика Б. Лепкого (1872-1941). Он автор цикла романов про И. Мазепу, известной во всем мире песни «Слышишь, брат мой».
В 20-х гг. активизировался развитие прозы. В больших эпических произведениях писатели-реалисты пытались осмыслить и обобщить события, происходившие изменения в общественно-политической жизни народа и его быту: Ю. Яновский («Мастер корабля»), П. Панч («Голубые эшелоны»), И. Ле («Роман міжгіря»), А. Головко («Бурян»).
Среди блестящей плеяды украинских писателей начала XX ст. - В. Винниченко (1880-1951). Он - один из величайших деятелей украинского национально-государственного возрождения (рассказ «Красота и сила», «Малоросс-европеец», «Федько - безобразник», «Голь», «Зина», «Умора с Костем»; романы «Солнечная машина», «Завещание родителей», «Записки Кирпатого Мефистофеля», «Честность с собой»; драмы «Пророк», «Ступени жизни», «Дисгармония»).
Для произведений Григория Косынки (1899-1934) - одного из основателей украинской прозы - характерная импрессионистическая лаконичность и реалистичная вместимость авторского письма, лиричность, психологизм (сборники новелл и рассказов «На золотых богов», «Мать», «В житах», «Политика»).
За высокое писательское мастерство против «масовізму» выступили члены ВАПЛІТЕ (организация, возникшая в Харькове в конце 1925 г.) В нее вошли когда-с моральной точки зрения бывшие члены «Гарта», некоторые «Плуга» и «Октября». Организацию возглавляли М. Хвильовой, Г. Яловой, О. Предрассветный, впоследствии М. Кулиш и Г. Эпик.
20-те pp. - это время острых дискуссий о путях и принципах построения социалистической Украины и ее культуры, время, когда, казалось, реализуются самые прекрасные чаяния народа, и время личных трагедий наиболее талантливых представителей творческой интеллигенции, которая под давлением сталинского диктата разочаровалась в идеалах социализма и искала возможности выхода Украины на пути демократического развития.
В контексте дискуссий, которые велись вокруг проблем построения национальной культуры, наибольший интерес представляло творчество М. Хвильового (1893-1933). В циклах памфлетов «Камо грядеши» и «Мнения против течения», статьи «Украина или Малороссия» он сформулировал культурологическую концепцию, считая, что наша культура должна ориентироваться на западноевропейскую, а не на русские традиции с их новыми социальными и духовными веяниями, новым искусством, новыми стилями, творческими методами, разнообразными течениями, группировками.
Литературная дискуссия в Украине 1925-1928 гг., начата произведениями М. Хвылевого, положила начало политическим преследованием в среде украинских писателей. Произведения и идеи Хвильового нарекли националистическими и преступными.
Полемические высказывания и мнения М. Хвильоого относительно путей развития украинской литературы получили название «идеологии хвильовізму», что характеризовалась как проявление влияния украинской буржуазной культуры на пролетарскую. М. Хвильовой покончил с собой (1933), p. а впоследствии писатели были поставлены под строгий партийный контроль, ВАШІІТЕ - литературная организация- распущена.
Литературно-художественные группировки существовали в Украине в 1932, p. когда в апреле вышло постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций». В постановлении было сказано, что рамки существующих литературно-художественных организаций стали уже узкими и тормозили развитие художественного творчества. А потому было принято всех писателей, поддерживающих платформу советской власти и стремятся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией при ней.
В 1934 г. состоялся 1 Всесоюзный съезд писателей, на котором был образован единый Союз писателей СССР. С тех пор началось постоянное административное вмешательство в творческий процесс, репрессии и преследования деятелей культуры.
Значительную роль в развитии украинской культуры играло театральное искусство. Продолжали работать корифеи сцены - М. Старицкий и П. Саксаганский, создавались профессиональные и любительские театры.
Настоящим реформатором театра был Л. Курбас, что основал «Березиль» - экспериментальный театр, целью которого было формирование основ нового сценического искусства. Тесно сотрудничая с драматургом М. Кулишом, Л. Курбас стремился к обновление театрального искусства, выступал против развлекательности и штампа на сцене. Находился под влиянием конструктивизма и экспрессионизма. В разное время в «Березили» выступали Д. Антонович, А. Бучма, Л. Гаккебуш, Г. Крушельницкий, Д. Милютенко, В. Скляренко, Н. Ужвий. Л. Курбас проводил экспериментальную и учебную работу в театре.
В области музыкального искусства в Украине развивалась обработка народных песен. В этом направлении плодотворно работали М. Леонтович, Я. Степной, К. Стеценко. Композиторы и педагоги Б. Лятошинский, Л. Ревуцкий, Г. Вериковский, В. Косенко, С. Людкевич обогатили украинскую музыку инструментальными, симфоническими, оперными произведениями.
Широкий размах приобрела концертная деятельность. В 1920 г. было создано хоровую капеллу «Мнение», что за короткое время стала одним из лучших хоров страны. «Мнение» активно пропагандировала украинскую музыку не только в республике, но и за рубежом.
В 1925-1926 гг. создано театры оперы и балета в Харькове, Киеве и Одессе, а в 1928-1929 гг. еще четыре передвижных оперно-балетных коллективы. В 1923 г. в Харькове создан первый Государственный симфонический оркестр.
Новый вид искусства - кино - быстро распространилось и приобрело популярность в Украине. Первые шаги кинематографа в Украине связаны с именами механика И. А. Тимченко и физика М. А. Любимова, которые еще в 1893 г. создали аппарат для воспроизведения на экране непрерывного движения людей и предметов.
В 1896 г. А фотограф. К. Федецкий снимал и демонстрировал документальное кино. С 1907 г. в Украине началось регулярное производство кинофильмов (Киев, Одесса, Харьков, Екатеринослав), в которых снимались известные актеры. В первые годы советской власти снимались документальные, агитационные и хроникальные фильмы («Все для фронта», «Мы победим», «Красный командир», «Мир дома - война дворцам»).
С 1922 г. началось производство художественных фильмов, большинство из которых раскрывали события гражданской войны.
В конце 20-х - начале 30-х гг. были экранизированны произведения классиков украинской литературы: «Микола Джеря» (1927), «Борислав смеется» (1927), «Фата моргана» (1931).
В 20-30-х гг. развивалось документальное и научно-популярное кино. На Киевской кинофабрике режиссер Дзига Вертов (Кауфман Денис Аркадьевич, 1896 - 1954) поставил ряд документальных фильмов: «Одиннадцатый» (1928), «Человек с киноаппаратом» (1929), оказавших значительное влияние на развитие украинской кінопубліцистики. В конце 20-х гг. была проведена реконструкция Одесской кинофабрики, завершилось строительство Киевской кинофабрики (с 1939 г. - Киевская киностудия), которая стала центром украинской кинематографии.
В 1927 г. в Харькове была создана мультипликационная мастерская.
Значительную роль в становлении украинского киноискусства сыграл О. Довженко (1894-1956), который с 1926 г. работал режиссером на Одесской киностудии, снимая фильмы по собственным сценариям («Сумка дипкурьера», «Звенигора», «Щорс», «Арсенал», «Земля» и другие.). Новаторским и определяющим в творчестве В. Довженко стал фильм «Звенигора» (1928). Впервые в истории киноискусства в фильме были введены эпические, философские и лирические стихи, с этим фильмом связан новый этап в развитии украинского кинематографа - поэтическое кино. Шедевром мирового кино стал фильм О. Довженко «Земля» (1930), в котором режиссер поднимает важные общечеловеческие проблемы: жизнь и смерть, человек и земля, новое и старое, любви, воспевает землю и труд на земли. В 1958 г. этот фильм был признан одним из 12 лучших фильмов мира.
В 20-х гг. XX в. перед архитекторами стояла задача создания проектов зданий различного назначения: промышленных, торговых, транспортных предприятий, культурно-образовательных, жилых, административных сооружений согласно общественных запросов. Разнообразные творческие организации в области архитектуры - «Общество современных архитекторов Украины» (ТСАУ), Ассоциация новых архитекторов (АС-НОВАЯ) по-разному понимали пути развития современного строительного искусства. Значительная часть художников ориентировалась на западноевропейскую архитектуру, искала новые формы художественной выразительности, что, в конце концов, привело к распространению конструктивизма. Этому стилю присущи рациональные конструктивные и планировочные решения с использованием новейших для того времени строительных материалов: гладкие стены, широкие полосы окон, замена нижних этажей открытыми опорами, плоские крыши.
Особенно ярко новый стиль оказался в застройки Харькова, который в 1934 г. был столицей Украины. В центре города было создан комплекс административных зданий: здание Госпрома (1925-1929, архитектор С. Серафимов, Г. Фельгер, С Кравец), сооружение проектных организаций (1930-1933, архитектор С. Серафимов и др.), дом кооперации (1933-1935, архитектор О. Дмитриев и др.).
Постановление ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) не способствовало развитию разнообразных течений в архитектуре. Союз архитекторов Украины, созданный в 1933, p. ориентировался на единый творческий метод - социалистический реализм, основой для которого стала классическая архитектура. В 30-х гг. создаются генеральные планы застройки крупнейших городов Украины, в которых было предусмотрено создание промышленных зон, жилых кварталов с необходимой инфраструктурой, зон отдыха, административных центров. Большое внимание уделялось созданию типовых проектов, внедрения индустриальных методов в строительстве, что удешевляло застройку, но делало ее однообразной, безликой.
Административные сооружения, построенные в 30-х гг. в Киеве, отмечались подражанием классических форм, помпезностью, чрезмерным монументализмом (здание Кабинета Министров Украины, 1936-1938, архитекторы И. Фомин, П. Абросимов и здание Верховной Рады Украины, 1936-1939, архитектор. Заболотный) (ил. 14, 15).
К сожалению, в это время было сделано ряд непоправимых ошибок в области градостроительства. Было уничтожено немало культовых сооружений, в том числе и Михайловский Златоверхий монастырь, на месте которого планировалось создать Правительственную площадь с комплексом административных зданий (построено лишь одно по проекту архитектора И. Лангбарда).
В довоенный период вводился комплексная застройка, создавались многоэтажные жилые дома, сооружения социального назначения (детские сады, школы, санатории, больницы, кинотеатры, театры).
Изобразительное искусство 20 - начала 30-х гг. также отмечалось наличием большого количества направлений, школ и группировок. В это время создаются художественные группировки: Ассоциация революционного искусства (АРМА), Общество художников имени К. Костанди в Одессе, Ассоциация художников Красной Украины (АХЧУ), Объединение современных художников Украины. Работают такие выдающиеся мастера, как Г. Бурачек, И. Ижакевич, Ф. Кричевский Г. Самокиш, Г. Светлицкий, К. Трохименко, О. Шовкуненко, Г. Бойчук, И. Падалка, В. Седляр, П. Волокидін, И. Труш, О. Новакивский и т.д.
Традиции книжной графики заложил Г. Нарбут. Немало художников в 20-е гг. работали в жанре сценографии, оформляя театральные спектакли (О. Хвостенко-Хвостов, О. Экстер, А. Петрицкий). Преимущественно монументальной живописью занимался М. Бойчук, профессор Киевского художественного института, и его ученики: И. Падалка, В. Седляр, О. Павленко, которые в своем творчестве старались избегать лишних деталей, совмещали национальные традиции с художественным языком авангарда. Плодотворно работают живописцы Ф. Красицкий, О. Новакивский и т.д.
В настоящее время развивается скульптура. Было созданы памятники Т. Шевченко в Москве (1918, С. Волнухин), Петрограде (1918, Я. Тільберг), Ромнах (И. Кавалеридзе), Одессе, Екатеринославе, Чернигове. Величественный монумент поэту-гуманисту и философу Г. Сковороде в 1922 г. возведен в Лохвице на Полтавщине (И. Кавалеридзе). Начинает творческую деятельность В. Архипенко (1887-1964), который уехал за границу, где стал одним из самых заметных фигур в искусстве авангарда («Женщина, которая причесывается», «Фигура», «Treading женщина»). К сожалению, скульптура советского времени имела выразительные политически-агитационные черты, что сказывалось на художественном уровне произведений.
Так, в 20-те pp. XX в. благодаря политике украинизации, толчок которой дала еще национально-освободительная борьба предыдущего времени, культура в Украине сделала важный шаг на пути преодоления провинциальности и комплекса «малороссийства»; органично включалась в мировой художественный процесс, создавала значительные художественные ценности. Но новая культура, которая опиралась на коммунистические идеалы, отрицала другие духовные ценности, и это приводило к трагическим явлениям в культурной жизни.
В 30-х гг. после постановления ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) художественные объединения были распущены, а вместо этого созданы организации художников, которые поддерживали идейно-политическую платформу Компартии.
Начинаются массовые репрессии. Покончил самоубийством М. Скрипник, которого уволили с должности. С арестом в мае 1933 г. M. Ялового начинаются репрессии против деятелей культуры г. Харькова. Арестованы и отправлены в лагеря несколько сотен писателей, художник М. Бойчук и его последователи, было репрессировано ряд ученых, церковных деятелей, ликвидировано значительное количество НИИ, прежде всего гуманитарного профиля.
В 20-х гг. была сформирована самобытная художественная культура, которая почти полностью была уничтожена в 30-е гг. «Началось в 20-х годах после революционных социальных и национальных катаклизмов Возрождение украинской культуры стало расстрелянным Возрождением»
30-е гг. стали сложным временем испытаний для украинского народа. В это время в Советском Союзе был установлен сталинский тоталитарный режим.
Под угрозой репрессий в разное время некоторые художники и ученые выезжают за границу (О. Олесь, В. Винниченко, Есть. Маланюк, Ю. Клен, О. Телига, О. Ольжич, О. Кошиц, Д. Антонович, Д. Чижевский и др.) и своей деятельностью способствуют усилению интереса мировой общественности к украинской культуре.
30-е гг. - это время массовых репрессий в среде интеллигенции. Во всех сфабрикованных делах судили не каких-то преступников и контрреволюционеров, а интеллектуальную, творчески активную часть украинского народа. В обществе сформировался духовно-идеологический монополизм, все отрасли культуры подпадали под идеологическое давление. Жертвами репрессий становилась духовная элита страны - ученые, вузовские преподаватели и студенты, художники (С. Єфремов, Г. Старицкая-Черняховская, Г. Зеров, Г. Кулиш, Л. Курбас, Г. Ірчан, Остап Вишня, 3. Туловище, Б. Антоненко-Давидович, И. Кулик, И. Микитенко, В. Пидмогильный, Есть. Плужник, В. Полищук, О. Слисаренко, Г. Бойчук, Ю. Михайлов, И. Падалка, В. Седляр и другие).
Подвергались преследованиям священнослужители. В 30-х гг. укоренилась мысль о враждебности религии. Считалось, что она отомрет в мере исчезновения классовых различий и классового общества, что ее породило. Священников и монахов выселяли, лишали гражданских прав, а культовые сооружения разрушались или передавались на хозяйственные нужды. В период борьбы с религией и церковью было потеряно большое количество культурных памятников: икон, старинных книг, предметов церковного обихода, среди них Михайловский Златоверхий собор (XII в.), церковь Богородицы Пирогощи (XII в.) и другие сооружения.
Жестоких преследований в Украине понесли Русская православная и греко-католическая церкви, а приходы УАПЦ были ликвидированы и подчинены московскому патриархату. Всего в 30-х гг. в Украине была приостановлена деятельность около 80 процентов церквей.
В 30-х гг. были запрещены произведения значительной количества дореволюционных ученых и художников демократического направления, а также произведения репрессированных писателей (Г. Драгоманова, Б. Гринченко, Г. Костомарова, Г. Максимовича, П. Кулиша, В. Винниченко, Г. Грушевского, Г. Кулиша, Г. Зерова, Г. Косынки, Г. Ирчана, Л. Старицкой - Черняховской и других).