Тема 5: Проблемы бытия в философии
План лекции
1. Философское понимание категории «бытие». Практический способ человеческого бытия в природном и социальном мире.
2. Материя как объективная реальность. Способ и формы бытия материи.
I
В структуре философского знания онтология как учение о бытии занимает ведущее место среди всех её разделов. И это не случайно, поскольку от выяснения смысла категории бытия непосредственно зависит жизненно-ориентирующая направленность любой философии, её способность разрешения волнующей человека проблемы соотношения времени и вечности и, в конечном счете, возможности преодоления небытия, т.е. конечности собственной жизни. Поэтому, вполне понятно, онтологические проблемы всегда интересовали философскую мысль, но особо острое значение обретают они в те периоды истории, когда общество переживает переломные моменты развития, когда обнаруживается хрупкость существования не только отдельного индивида, но и всего человечества.
ХХI век – не исключение из правил, ситуация наших дней с нарастающей силой демонстрирует глобальные угрозы бытию человека и вообще жизни на Земле. По прежнему остается без ответа главный вопрос современности: способна ли техногенная цивилизация, постояннонаращивающая мощь воздействия на планетарные природные процессыизбежать катастрофы, сохранить этот «лучший из миров» для грядущихпоколений. Словом, проблема бытия как была, так и остается открытой для философии.
Каково же содержание философской категории «бытие»? Для её раскрытия можно выделять ряд положений:
· окружающий мир, предметы, явления реально существуют;
· окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;
· материя и дух - единые, но в тоже время противоположные сущности, реально существуют; и материя и дух есть. Данные положения обобщаются понятием субстанции – самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
Таким образом, понятие «бытие» сходно с такими понятиями, как «существование», «действительность», «реальность». То есть, бытие – это реально существующая, стабильная самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
Одним из первых вопросов, возникающих на пути философского осмысления мира, является вопрос о многообразии способов и форм бытия.
По способу существования бытие разделяется на два мира, два способа существования или две реальности: мир физических состояний и мир сознания, внутренний мир человека. Оба этих мира характеризуются понятием «бытия», но способы их существования различны.
Физический, материальный, природный мир существует объективно. Психический мир, мир сознания – субъективно. Вопрос об их связи является основным вопросом философии.
Данный подход позволяет говорить о специфичности бытия самого человека, ибо он одновременно принадлежит к двум мирам: природному, телесному, как его органическая часть, и, одновременно, к миру сознания, психическому миру, принадлежность к которому и делает его человеком.
Основными формами бытия являются:
· материальное бытие – существование материальных тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;
· идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности духовного бытия;
· человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального) бытия человека самого по себе и его бытие в материальном мире;
· социальное бытие, которое включает в себя бытие человека в обществе и бытие самого общества.
Говоря о формах человеческого бытия необходимо особо выделить предметно-практическую деятельность человека. Человек воздействует на иные физические тела с целью удовлетворения своих потребностей. Практическая деятельность связана с переводом идеальных образов в действительность, в мир предметов, техники и технологий. В ходе этой деятельности люди преобразуют окружающую действительность и, одновременно, изменяются сами.
Другой формой бытия человека является практика социального созидания. Человек – существо общественное. Поэтому люди прикладывают значительные усилия для созидания оптимального для их жизни социального устройства.
Третья форма бытия человека – его самосознание. Человек формирует свой духовный мир. Он постоянно строит проекты преобразования мира (в том числе и самого себя), стремясь к достойному состоянию, в котором он хотел бы жить.
Все формы бытия существуют только совместно. Бытие человека обречено стать небытием с устранением любой из них. Но развитость данных форм у каждого человека различна.
Категорией, противоположной бытию, является небытие, т.е. полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.
Небытие – состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему. Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Например, ещё не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас они находятся в небытии.
СТРУКТУРА ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В отличие от животного мира, человек процесс труда завершает получением определенного результата, который уже в начале процесса труда имелся у него в идеальной форме – в форме интереса, замысла, проекта. Человеческая деятельность включает в себя три подсистемы: замысел, реализацию и результат. В замысел входят: цель, план и ценность. Цель отвечает на вопрос,- что надо сделать? План – как надо сделать? Казалось, к чему ценность? Дело в том, что ценность аккумулирует в себе общую направленность потребностей и интересов. А именно потребность побуждает человека к действию. Потребность – это напряжение души и тела человека. Различают потребности:
По происхождению: врожденные и приобретенные;
По содержанию: материальные и духовные;
По значению: разумные и неразумные.
Интерес – это ситуация, в которой люди удовлетворяют, или не удовлетворяют, свои потребности. Люди не всегда осознают свои интересы и часто действуют интуитивно.
Цель – это мысленный образ будущей желаемой ситуации. Она должна быть конкретной. Абстрактных целей нет. Цель простирается в будущее, и чем короче отрезок времени, тем цель конкретней. Её часто отождествляют с идеалом. Но идеал всегда абстрактен.
Цель – это мысленный образ будущей желаемой ситуации. Она должна быть конкретной. Абстрактных целей нет. Цель простирается в будущее, и чем короче отрезок времени, тем цель конкретней. Её часто отождествляют с идеалом. Но идеал всегда абстрактен.
Средство –то, что используют для достижения цели. Цель и средство диалектически взаимосвязаны.
Результат – итог определённого цикла человеческой деятельности. На практике он часто не соответствует поставленной цели. Почему?
· цели не реальны, то есть нет средств для их достижения;
· применяются неадекватные средства;
· декларируются одни цели, а имеются в виду другие.
Стимул – он носит дополнительный характер, то есть либо ускоряет, либо тормозит достижение цели.
II
Главным вопросом для философов всегда был вопрос: что является первоосновой всего сущего? Ответив на него, можно объяснить всё многообразие существующего мира. Для философов материалистов такой первоосновой является материя. Но на различных этапах развития её понимали по разному. В античности наивные материалисты понимали её как вещь. (огонь, вода, воздух, атом); в 17 – 18 в.в метафизики воспринимали её как совокупность неизменных свойств (масса тела ); позднее диалектический материализм рассматривает материю, как объективную реальность и в её отношении к сознанию.
Свойства материи:
· существование в качестве объективной реальности (т.е. независимо от сознания и первично по отношению к нему);
· качественная и количественная бесконечность ( конкретные виды и свойства материи неисчерпаемы);
· абсолютность существования (т.к. материя несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве)
· существование только в движении, изменении, саморазвитии и в превращении одних видов и свойств материи в другие;
· быть познаваемой, (причем безгранично);
· системность (ибо любой материал, объект в принципе является системой со своими элементами и структурой).
Основные виды материи:
Вещество Þ все, что имеет механическую массу;
Þ состоит из молекул, атомов, элементарных частиц и античастиц;
Þвозможные состояни я: твердое, жидкое, газообразное, плазменное.
Поле Þ такое материальное образование, которое связывает те или иные тела между собой, передавая определённое действие от одного из них к другому (например, - гравитационное, электрическое, магнитное и др. поля)
На основе современных научных данных о строении материи различают три основные сферы материального мира:
· неживая природа,
· сфера жизни,
· человеческое общество.
Соответственно этому можно выделить основные типы материальных систем:
- живая материя – или сфера жизни,
- социально-организованная материя – или человеческоеобщество.
Итак, материя – это бесконечное множество и многообразие всех объективно существующих в мире объектов, образований, систем. Значит мир материален и един.
Материальное единство мира проявляется в том, что его всеобщей основой является материя, то есть в мире нет ничего, что не было бы - или определенным видом материи или тем или иным её состоянием, или одним из её свойств, или формой движения материи, или продуктом её исторического развития.
Материя находится в постоянном движении, которое протекает во времени и пространстве. Движение, пространство и время – основные формы существования материи.
Движение – это любые взаимодействия и изменения материальных систем как в природе, так и в обществе.
Движение абсолютно, так как оно есть всегда и везде в мире. Всякий покой относителен.
В зависимости от характера и результата изменений различают два основных типа движения: - движение, при котором сохраняется качественная определенность данной материальной системы, движение с изменением её качественного состояния.
Развитие – это движение к новому, это такие особые изменения, для которых характерны: - необратимость неповторимость, четкая направленность, поступательность. В то же время развитие – это вовсе не «прямая линия», в реальности оно может происходить «замысловато», зигзагообразно и даже с откатами назад. Развитие имеет две тенденции, - прогресс и регресс.
Прогресс – развитие по восходящей тенденцией.
Регресс – развитиепо нисходящей тенденцией.
Пространство – форма существования материи, характеризующая: протяженность материальных объектов, их размеры, объем и взаиморасположение во всём материальном мире.
Время – форма существования материи, выражающая: длительность её бытия, определённые этапы, стадии этого бытия, последовательность смены материальных состояний.
Основные общие свойства пространства и времени
- объективность, независимость от сознания людей;
- бесконечность пространства и вечность времени;
- неразрывная связь друг с другом и с движением материи;