Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Его суть в четырех благородных истинах.

Тема 15: Философия культуры и религии

План лекции

1. Понятие культуры и актуальность ее философского осмысления.

2. Религия как феномен культуры. Краткая характеристика особенностей мировых религий.

 

I

Понятие культуры трудно поддается однозначному определению. Не случайно в философской литературе существует множество различных формулировок, каждая из которых раскрывает отдельные стороны этого многогранного явления. Если рассматривать культуру в целом как феномен, то можно выделить ее некоторые общие признаки. Во-первых, культура, по образному выражению Демокрита – «это вторая природа», т.к. она является «вторичной, искусственной средой», которую человек «наслаивает» на природу. Эта среда включает в себя язык, обычаи, верования, идеи, привычки, системы оценок и много другое. Во-вторых, культура всегда социальна, т.к. неразрывно связана с жизнью человека в обществе. Она общественное достояние, которое люди получают и передают дальше.

В-третьих, культура является человеческим достижением. Река – это природа. А канал – это культура; кусок камня – это природа, а наконечник стрелы, скульптура – это культура.

С философской точки зрения, культура есть особый, деятельный способосвоения человеком мира, включая как весь внешний мир, природу иобщество, так и внутренний мир самого человека. Это все то, что создано человеком, в отличие от того, что создано природой.

Целесообразно выделить три главных аспекта понятия культуры.

Во-первых, культура есть сфера свободной самореализации личности, сфера творчества. Этот аспект подразумевает, что культура представляет собой особую сферу общественной жизни, в которой наиболее полно реализуется творческий потенциал человека. Это прежде всего искусство, наука, образование. Вместе с тем и сферы материального производства социальной инфраструктуры не лишены творческой стороны, если человек не только исполнитель, а продумывает и реализует собственные замыслы.

Во-вторых, культура есть ценностное отношение к реальности, с которыми тесно связано понятие идеала, в частности нравственного и эстетического.

В-третьих, культура есть искусственный, созданный мыслью, духом и руками человека мир.

Будучи концентрированным выражением ценностного отношения и реальности, культура связана с утонченностью и изяществом.

Изящество противостоит всему чрезмерному, вульгарному. Подлинная культура берет не громадностью форм, а их выразительностью, гармоничностью, т.е. изяществом.

Возникновение наук о культуре свидетельствует об осознании ее исключительной важности. Стало вполне очевидно, сколь значительную роль играет культура в жизни человека и общества. Она во многом определяет направленность общественных процессов. И экономика, и политика во многом определяются особенностями культуры.

Таким образом, смысл изучения культуры не ограничивается тем, чтооткрывает нечто новое для понимания культуры. Если мы хотим понять суть общественной жизни, ее направленность и перспективы, мы не можем абстрагироваться от вопросов культуры.

Другим фактором, определившим рост интереса к философским аспектам культуры, является внутренняя связь культуры с духовным миром человека. Поэтому произведения культуры являются главным, едва ли не единственным источником, который позволяет проникнуть во внутренний мир человека и сделать обоснованные обобщения относительно его особенностей. Поэтому философское понимание человека немыслимо без философского осмысления культуры.

Философия культуры сама является частью культуры. Ее особенность состоит, во-первых, в том, что в ней осуществляется рефлексия относительно культуры, т.е. она есть самосознание культуры, предмет изучения и осмысления, этим философия отличается от других форм культуры. Для науки предмет познания – не она сама, а природа; для политики цель ее устремления – не она сама, а власть и государство. Поэтому только будучи постигнуты философски, отдельные формы культуры (наука, искусство, политика и др.) могут стать органическими частями единого целого культуры. Философия стремится выразить собственное «Я» культуры в рационально-теоретической форме. Для этого она обращается к анализу произведений соответствующей культуры. Попытки выявить характерное «Я» русской культуры легко усмотреть во многих трудах таких выдающихся философов, как П.Я. Чаадаев, А.С. Хомяков, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин и др.

Очевидно, что смысл и предназначение культуры в том, чтобы возвышать и облагораживать человека, побуждать в его душе лучшие чувства и мысли. К сожалению, далеко не всегда культура соответствует своему смыслу и предназначению. Это особенно обнаружилось в ХХ в. Поэтому ситуация, возникшая во второй половине ХХ в., дала серьезные основания говорить о кризисе культуры.

На определенном этапе культура начала распадаться на множество не связанных или почти не связанных между собой направлений и форм. Распадение культуры вследствие количественного преобладания массовой и откровенно коммерческой культур. В произведениях этих типов культур ставятся задачи достижения быстрого эффекта популярности или коммерческого эффекта. Проблема развития и сохранения духовной ценности человеческого бытия перед создателями массово-коммерческой культуры просто не возникает. Появляется массовое коммерческое кино и телепродукция, масса детективной литературы и любовных романов.

В отличие от высокой культуры «массовая культура» свободно и осознанно пропагандирует нейтральность, насилие, секс и развлекательность. Героями ряда романов, вестернов, мюзиклов, фильмов ужасов стали супермены, Кинг-Конг, вампир, человек-паук и т.д. Задача философского анализа не останавливаться на фиксации современного положения в сфере культурного творчества, но и ставить вопросы относительно того, какой культура должна быть.

 

II

Религия – неотъемлемая часть культуры. Миллионы людей испытывают потребность в религиозных чувствах, в религиозной жизни. В древнем мире существовало многобожие. Потом возникли мировые религии – буддизм, христианство и ислам. Сегодня мы имеем все основания говорить о многобожии. Наряду с признанными мировыми религиями существует множество других верований. В них подчас сплетаются религиозные представления, позаимствованные из различных религий. Процесс восстановления религиозной жизни часто называют религиознымвозрождением и он закономерно связан с расцветом философской мысли о религии.

Философия религии – это философский анализ специфического феноменарелигии. При этом сразу возникают вопросы. Зачем нужна философия религии, если есть теология – религиозное учение о Боге? Есть ли смысл философствовать о том, что открывается человеку через веру и чувства? Может быть, логичнее просто принять постулаты веры и не устраивать дискуссий вокруг религиозных проблем? Давайте сначала попытаемся выяснить, а что такое религия?

Слово религия происходит от лат. religio, что означало соединение человека с Богом, человека который отошел от Него, встав на путь греха. Епископ Августин назвал христианскую религию как путь соединения и примирения человека с Богом. Вольтер и Дидрокак средство обмана, с одной стороны, и невежества с другой. И. Кант определял религию как явление, основанное на вере в Бога, в существование души и ее бессмертие. Русские мыслители понимали религию как стержень культуры и основу нравственности. Современный взгляд на сложный феномен религии можно сформулировать следующим образом:

       
 
 
   

 

 

 


 


 

       
 
Источником идеологии каждой религии является священное писание типитака – у буддистов, Библия – у христиан, Коран – у мусульман.
 
   
Неотъемлемой частью любой религии является культ – совокупность символических действий, с помощью которых верующие стремятся повлиять на события реальной жизни.

 


К культу относятся:

  Обряды   Посты   Ритуалы   Молитва   Таинства   Священные реликвии   Богослужение

 

В структуру входят и религиозные организации – объединение последователей той или иной религии, возникающие на основе общности верований и обрядов (церковь, секта, деноминация).

Если говорить о типологии религии, то ее следует различать по следующим признакам:

 

Хронологическому Религии делятся на два типа – архаические религии и религии цивилизованных обществ;
Теистическому т.е. по наличию или отсутствию в них идеи Бога – на дотеистические и теистические;
По составу пантеона: на политеистические, т.е. религии многобожия и монотеистические, т.е. религии единобожия; (иудаизм, христианство и ислам)
По этническому принципу: на национальные и мировые (вселенские)

 


 

 


 

 

Составной частью философии является религиоведение.

Религиоведение – особая область гуманитарного знания, представляющая собой триединый анализ феномена религии: философский, культурологический и исторический.


 

Р Е Л И Г И О В Е Д Е Н И Е

 


 

 

Культурология религии
История религии

 

 

 
 


Деизм Пантеизм Религиозная

Философия

 

Критика Объективный Апология

Религии анализ религии

религии

 

Философский анализ постепенно развился до философии религии, т.е. учения о сущности религии который возникает в VI в. до н.э. и долго развивается как критика религии. Это и учение Демокрита о возникновении веры и богов из страха перед силами природы, это и взгляд Крития на религию как изобретение политиков для управления людьми.

 

В эпоху Возрождения критика религии воплощается в идее ПАНТЕИЗМА, т.е. в учение о тождестве Бога и природы. В эпоху Нового времени возникает концепция ДЕИЗМА, согласно которой Бог, сотворив мир не вмешивается в закономерный ход событий.
  Критика религии завершается созданием АТЕИЗМА основой которого была философия марксизма

 

Однако с первых веков н.э. философия религии также получает развитие в качестве АПОЛОГИИ, т.е. защиты, обоснования религии. Уже в XIII в. Фома Аквинский философию религии трансформировал в ТЕОЛОГИЮфилософское обоснование догматов христианства.

Таким образом, религия – это определенная связь между человеком и Богом и вытекающее из нее богопочитание.

Теперь, после выяснения сущности религии и философии сделаем краткий анализ мировых религий.

Буддизм – древнейшая из мировых религий, получившая название от почетного титула, ее основателя Будды, что означает «Просветленный».

В чем же состоит учение Будды?

ЕГО СУТЬ В ЧЕТЫРЕХ БЛАГОРОДНЫХ ИСТИНАХ.

Рассмотрим их.

 

 


Рассмотрим эти правила:

 

 


Сточки зрения буддизма смысла в вечной жизни на небесах нет, т.к. вечная жизнь – это лишь бесконечная череда перевоплощений, смена телесных оболочек. Для ее обозначения в буддизме принят термин «САНСАРА» - «скитание» - бесконечный цикл рождений, жизни и смерти. Покинуть его можно, лишь достигнув нирваны.

 


Христианство возникло в Палестине как одна из многочисленных религиозных сект. Огромную роль в его распространении сыграли еврейские общины, рассеянные по всей Римской империи. В центре христианской религии было убеждение, что Иисус Христос – сын Божий, воплотившийся в человеке. Притягательность христианской религии во многом обусловлена идеей всеобщего равенства.


 

             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
Утверждает, что таинства священны! Они совершаются при Божьем присутствии.
 
 
   
 
   

 

Как и в любой другой религии, в христианстве сформировался свой особый культ. Он включает в себя богослужения, таинства, обряды, посты, праздники, культ креста, святых и мощей.

Основу церковного культа составляют таинства – видимые знаки невидимой благодати Божьей. Таинствами именуются установленные Иисусом Христом для блага и спасения людей действия. Участвуя в них, человек согласно учению Церкви, получает благодатную помощь свыше. Согласно вере, таинство совершается ни кем иным, как Богом, оно лишь осуществляется благодаря посредничеству священника.

       
 
Важную роль в христианстве имееткульт креста и икон.Поклоняясь им, православные стремятся облегчить невзгоды, достичь в жизни желаемого.  
 
   
Составной частью христианского культа являются праздники. К наиболее почитаемым общехристианским праздникам относятся Пасха и так называемые двунадесятые праздники, 8 из которых посвящены Иисусу Христу и 4 - Богородице. Праздником из праздников считается Пасха. Ей предшествует Великий пост, который делится на 7 недель – священную четырехдесятницу и страстную седмицу. К многодневным постам относятся также Рождественский (40 дней) Успенский и Петров пост, однодневные – среда и пятница. По мнению Церкви, посты являются испытанием верующих в стойкости против искушений, в терпении и смирении.  

 


 

 

Первостепенное значение христиане придают молитве. Их множество. Все зависит от того, кто молится, кому молится, когда молится и что просит.

 

В X в. в результате расколов в христианстве оно существует в трех основных направлениях: католицизм, православие и протестантизм.

 

Ислам возник в начале VII в. н.э. на Аравийском полуострове.

Основные положения вероучения ислама изложены в Коране. Наиболее распространенный вариант Корана состоит из 114 глав и 6211 стихов (аятов). Шииты добавляют 115 главу «два светила», в которой славят своего кумира Али.

Богословы считают будто Коран есть книга, в которой Мухаммад слово в слово передал то, что поведал ему Аллах. Он состоит из проповедей, предписаний, регулирующих имущественные, правовые, семейные отношения, в нем содержатся бытовые правила и поучения. Но главным образом, в Коране говорится об Аллахе – едином боге, которому следует безропотно поклоняться, Само слово ИСЛАМ происходит от араб. «Муслим» - верный и означает покорность.

Другой частью религиозной литературы мусульман является Сунна, состоящая из преданий (хадисов) о жизни и поучениях Мухаммада и его сподвижников. Сунна состоит из 6 канонических сборников и призвана освещать вопросы веры не разработанные в Коране.

Важнейшей частью религиозно – культовой системы ислама является шариат (от араб. «шариа» - надлежащий путь) – свод морали, права,предписаний, регулирующих всю общественную и личную жизнь мусульманина. Шариат базируется на Коране и Сунне. Соблюдение комплекса норм, принципов, правил поведения, предусмотренных шариатом, означает ведение праведной, угодной Аллаху жизни, приводящей мусульманина к идеальному устройству общественной жизни и обеспечивающей попадание в рай после смерти.

В Исламе нет различия между политической и религиозной сферами, между светским и духовным миром. Существует один мир, который должен жить по священному религиозному закону, ниспосланному Богом в Коране, воплощенному в образе жизни и деяниях пророка (Сунне) и истолкованному в шариате.


 

 

 


Ислам опирается на пять «столпов веры», указывающих на важнейшие обязанности мусульманина.

 
 


 

 

Таким образом, в современном мире, если оценить ситуацию в целом, отчетливо обозначается процесс религиозного возрождения, который теологиназывают «реваншем богов», - влияние религии во все миреусиливается. В связи с этим возрастает и роль философии.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Опыт 3. Определение типа эмульсии методом смешения | Вид, тематика індивідуальних завдань з дисципліни та час на їх виконання
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-31; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 448 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2672 - | 2238 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.