Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Часть и целое, система и элемент.




 

Эти пары категорий близки по значению, но не идентичны.

Целое состоит из частей. По Аристотелю, целым называется «то, у чего не отсутствует ни одна из тех частей, состоя из которых оно именуется целым от природы». А также «то, что так объемлет объемлемые им вещи, что последние образуют нечто одно». Целое состоит из частей таким образом, что в каждой части есть специфика целого. Свойства части производны от свойств целого.

Система также состоит из элементов. Но элемент может иметь свойства, отличные от других элементов системы, и от самой системы (кислород, водород, вода). Как определить, является ли данное целое системой?

Система – целостная совокупность элементов, в которой все элементы настолько связаны, что выступают по отношению к другим системам того же уровня как единое целое.

Элемент – минимальная единица в составе целого, выполняющая в нем определенную функцию.

Определение приводит к идее функционального единства системы.

Системы бывают простые и сложные – по характеру взаимосвязи элементов.

Если рассматривать систему как целое, можно выделить простую суммативную целостность, организованную и органическую целостности.

В п ростой суммативной целостности связь частей носит механический характер. Некоторые из них могут вообще исчезнуть, целое этого не заметит. Свойства такого целого сводятся к сумме свойств его частей. Вход или выход из состава суммативной целостности не приносит частям качественных изменений (куча песка или камней, стадо скота).

В организованной целостности части упорядочены (кристаллическая решетка, Солнечная система) и находятся в относительно устойчивой и закономерной взаимосвязи. Если такую связь нарушить, целое меняется качественно. Свойства такого целого нельзя свести к сумме свойств его частей. Т.е., это уже система.

Органическая целостность – высший тип организованной целостности. Части такого целого вне его не только теряют ряд своих значимых свойств, но и вообще не могут существовать в данной качественной определенности (организм; биологический вид; социум). Вот это – сложная система.

 

Элементы любой системы можно рассмотреть в категориях единичного, особенного и общего. Это также важнейшие категории диалектики.

Единичное – это объект рассмотрения, во всей совокупности присущих ему уникальных свойств (конкретный предмет, вещь, явление).

Общее - это единое во многом (общие свойства класса единичных вещей).

Особенное – это конкретное единство единичного и общего.

Наука оперирует общими понятиями, что и дает ей возможность устанавливать законы и предвидеть тенденции. Но без изучения единичного знание об общем будет неполным. Искусство изображает единичное и особенное; но художественный образ «цепляет», «доходит» до зрителя благодаря типичности, т.е. отражению в нем черт общего (человека, молодежи, мужчины, женщины и т.п.).

 

На категориях единичного, общего и особенного строятся логические процедуры обобщения понятий, деления понятий, индивидуализации.

 

«Студент Иванов Иван Иваныч» - единичное понятие;

«студент такой-то группы... 3 курса... специальности «Дизайн»» - обобщения через выделение черт особенного;

«студент» - обобщенное понятие

 

Содержание и форма

Содержание – то, что составляет сущность объекта; единство составляющих его элементов, свойств, внутренних процессов, тенденций и противоречий.

Форма – внешняя конфигурация объекта (предмета), его внешние пространственно-временные границы.

Форму определяют также как = способ существования материи;

= внутреннюю и внешнюю организацию системы;

= структуру.

Согласно любому из определений, форма представляет собой тот или иной порядок, упорядоченность, долженствующий выразить содержание объекта (предмета). Содержание (сущность) скрыто, пассивно. Форма его выражает, представляет, делает явным; форма активна.

Допустим, в форме того или иного арт-объекта выражается та или иная идея. Идея составляет его содержание. Может ли это содержание выразиться в другой форме? Если может, то почему Вы предпочли именно эту? Потому что за счет таких-то свойств именно эта форма оптимальным образом выражает именно это содержание.

 

Такое содержание как жизненная мудрость, в какой форме может быть выражено?

(Философский трактат, пословица, сказка, анекдот, … …) Есть ли наилучшая форма выражения? (В зависимости от ситуации…) От ситуации зависит идея, которую Вы хотите выразить, а следовательно и форма. Чем больше форма произведения соответствует его идее, тем произведение удачнее. Вот еще один закон диалектики, из неосновных: з акон соответствия формы и содержания. Соответствие формы содержанию помогает раскрытию этого содержания. Несоответствующая форма препятствует раскрытию содержания.

 

Пара категорий, подобная этой – сущность и явление.

Сущность – отношения или свойства системы, от которых зависят другие ее отношения или свойства.

Явление – это свойства, признаки и отношения системы, обусловленные ее сущностью.

Явление обусловлено сущностью; сущность обусловливает явление.

Явление обширнее, объемнее, чем сущность; сущность глубже.

Явление выражает одну из сторон сущности, никогда не совпадая с ней полностью. Кроме того, в явлении всегда есть случайные элементы. В сущности выражается только необходимое, общее и существенное. Явления бывают двух типов: адекватные, т.е. действительно выражающие сущность, и неадекватные (кажимость, видимость). Т.е., на основании явления нельзя адекватно познать сущность. И. Кант считал сущность, «ноумен», вообще непознаваемой. «Феномены», т.е. явления, открывают чувственному познанию лишь некоторые стороны сущности.

Между сущностью и явлением существует причинная обусловленность.

 

Категория причинности – также одна из основных категорий диалектики.

Всякое явление имеет свою причину, и в свою очередь является причиной другого явления. Это утверждение мы встречаем во многих философских системах. Причина – это то, что непосредственно вызывает данное явление (состояние, происшествие, и т. д.). Допустим, у Вас заболело горло. В чем причина? В том, что Вы переели мороженого? Не повязали шарф? Не спали две ночи и переутомились? Причиной заболевания является активизация болезнетворных микроорганизмов. Переохлаждение, переутомление, снижение иммунитета (который в другой момент мог бы выдержать и не такое), и т.п. – условия, или факторы, которые привели к тому, что причина «сработала».

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-31; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 794 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2296 - | 2123 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.