Семилетняя война (1756–1763) – самый крупный военный конфликт Нового времени, охвативший как все европейские державы, так и Северную Америку, страны Карибского бассейна, Индию, Филиппины. В этой войне Австрия потеряла 400 тысяч убитыми, Пруссия – 262 500, Франция – 168 тысяч, Россия – 138 тысяч, Англия – 20 тысяч, Испания – 3 тысячи. Всего было убито более 600 тысяч солдат и 700 тысяч мирных жителей. Война эта была названа позже У. Черчиллем «первой мировой войной».
Главной причиной войны было столкновение колониальных интересов Великобритании, Франции и Испании; нарастание военных столкновений в заокеанских колониях и привело в мае 1756 г. к объявлению Великобританией войны Франции. Но заморское колониальное соперничество мы здесь рассматривать не будем, ограничимся европейским театром военных действий. В августе того же года прусский король Фридрих II с 60-тысячной армией вторгся в Саксонию и в октябре заставил ее армию капитулировать. Основное противостояние в Европе происходило между Австрией и Пруссией из-за богатой Силезии, потерянной Австрией в предыдущих Силезских войнах с пруссаками. Россия с конца 1756 г. оказалась втянута в войну в коалиции с Австрией, Францией, Испанией, Саксонией, Швецией, – которым противостояла коалиция Пруссии, Великобритании (в унии с Ганновером) и Португалии. Императрица Елизавета воспринимала усиление Пруссии как угрозу русским западным границам и интересам в Прибалтике и на севере Европы. Тесные связи России с Австрией, союзный договор с которой был подписан еще в 1746 г., также повлияли на выбор России в этом конфликте. (Далее в тексте к датам по Юлианскому календарю мы в скобках добавляем также тогдашние даты по Григорианскому – поскольку военные действия происходили в Европе.)
Генерал-фельдмаршал Степан Федорович Апраксин (1702–1758)
70-тысячная Русская армия начала боевые действия в мае 1757 г. Однако вследствие необычайного стеснения действий главнокомандующего фельдмаршала С.Ф. Апраксина вышестоящими стратегами он не предпринимал никаких резких шагов. Перейти прусскую границу Апраксин решился только в июне. Военные действия развивались для России успешно: 24 июня (5 июля) был взят Меммель, а первое серьёзное столкновение с пруссаками при Гросс-Егерсдорфе 19 (30) августа принесло русским победу. Тем не менее на военном совете армии было решено отступить из Восточной Пруссии назад в Литву из-за расстройства хозяйственной части; кроме того, по слухам, Апраксин ждал, что тяжело больную в то время Императрицу Елизавету со дня на день может сменить на престоле Петр III, известный своей любовью к Пруссии и ее порядкам – и потому все жертвы будут напрасны. Фельдмаршал не ошибся, хотя до этого должны были пройти еще пять лет, за которые русская армия одержала ряд впечатливших Европу успехов.
В октябре 1757 г. Апраксин за проявленную медлительность был снят Императрицей с должности главнокомандующего, отозван в Петербург и арестован (а через год умер в тюрьме от удара). Новым главнокомандующим русских сил стал генерал-аншеф Виллим Фермор. В начале 1758 г. он занял, не встречая сопротивления, всю Восточную Пруссию, включая ее столицу – Кёнигсберг (11/22 января на тот момент). Основная цель войны для России была достигнута: Восточная Пруссия была на последующие 4 года обращена в русское генерал-губернаторство. Прусское население, приведенное к присяге на русское подданство, не противилось нашим войскам, и местные власти были настроены благожелательно к России. (Не надо также забывать, что эти земли были не исконно немецкие, местные славянское и прибалтийские народности были ассимилированы в ходе немецкого "Дранга нах остен" к XIII веку.)
В июле 1758 г. русская армия осадила Кюстрин - ключевую крепость на пути к Берлину. Фридрих выступил навстречу. Кровопролитное сражение произошло 14 (25) августа у деревни Цорндорф и поставило под сомнение компетентность русского главнокомандующего. В критический момент боя Фермор оставил армию и руководство боем, появившись лишь к его концу. Но даже в хаотичном сражении русские солдаты показали столь удивительное упорство, что Фридрих изрек свои знаменитые слова: «русских мало было убить, нужно было еще и повалить». Обе стороны дрались до полного изнеможения и понесли огромные потери. Русская армия потеряла 16 000 человек, пруссаки 11 000. Противники ночевали на поле боя, но на следующий день Фермор первым увел свои войска, дав тем самым повод Фридриху приписать победу себе.
Впрочем, Цорндорфское побоище не имело стратегических последствий: по словам военного историка А. Керсновского, обе армии "разбились одна о другую". В моральном же отношении Цорндорф был русской победой и очередным ударом для "непобедимого" Фридриха.
Главнокомандующий Русской армией Петр Семенович Салтыков (1698–1772)
В мае 1759 г. главнокомандующим русской армией, сосредоточенной на тот момент в Познани, вместо Фермора был назначен генерал-аншеф П.С. Салтыков. 40-тысячная русская армия выступила на запад к реке Одер, в направлении города Кросен, намериваясь там соединиться с австрийскими войсками. 12(23) июля в сражении при Пальциге Салтыков наголову разбил 28-тысячный корпус прусского генерала Веделя и занял Франкфурт-на-Одере, где примерно неделю спустя русские войска встретились с австрийскими союзниками.
В это время прусский король двигался навстречу им с юга. Он переправился на правый берег Одера у селения Кунерсдорф. 1(12) августа 1759 г. там произошло прославленное сражение Семилетней войны – Кунерсдорфское сражение. Фридрих был наголову разбит, из 48-тысячной армии у него, по собственному признанию, не осталось и 3 тысяч солдат. Он писал своему министру после битвы: «...всё потеряно. Гибели моего Отечества я не переживу. Прощайте навсегда».
После победы при Кунерсдорфе союзникам оставалось лишь нанести последний удар, взять Берлин, дорога на который была свободна, и тем принудить Пруссию к капитуляции, однако разногласия в их стане не позволили им использовать победу и закончить войну. Вместо наступления на Берлин, они увели свои войска прочь, обвиняя друг друга в нарушении союзнических обязательств. Сам Фридрих назвал своё неожиданное спасение "чудом Бранденбургского дома".
В 1760 г. Фридрих с трудом довел численность своей армии до 120 000 солдат. Франко-австро-русские войска к этому времени насчитывали до 220 000 солдат. Однако, как и в прежние годы, численное превосходство союзников было сведено на нет отсутствием единого плана и согласованности в действиях. Прусский король пытаясь воспрепятствовать действиям австрийцев в Силезии, но в августе потерпел поражение. Едва избежав окружения, Фридрих вскоре потерял собственную столицу, которую атаковал генерал-майор Тотлебен. На военном совете в Берлине ввиду подавляющего численного превосходства русских и австрийцев пруссаками было принято решение об отступлении. Оставленный в городе гарнизон принес капитуляцию Тотлебену как генералу, первому осадившему Берлин.
Покоритель Берлина – граф Готтлоб Курт Генрих фон Тотлебен (1715–1773)
Утром 28 сентября (9 окт.) 1760 г. русский отряд Тотлебена и австрийцы вступают в Берлин. В городе были захвачены орудия и ружья, взорваны пороховые и оружейные склады. На население была наложена контрибуция. «Прусские "газетиры", писавшие всякие пасквили и небылицы про Россию и русскую армию, были надлежаще перепороты», – отмечает Керсновский. – «Мероприятие это навряд ли их сделало особенными русофилами, но является одним из самых утешительных эпизодов нашей истории». Преследование противника переняли корпус Панина и казаки Краснощекова, им удалось разбить прусский арьегард и захватить более тысячи пленных. Однако при известии о приближении Фридриха с основными силами пруссаков, союзники, сохраняя живую силу, оставили столицу Пруссии.
23 октября (3 нояб.) 1760 г. у Торгау состоялось последнее крупное сражение Семилетней войны между пруссаками и австрийцами. Фридрих одержал пиррову победу, потеряв за один день 40 % своей армии. Восполнить потери он уже не смог и отказался от наступательных действий. Никто в Европе, не исключая самого Фридриха, в это время уже не верил, что Пруссии удастся избежать поражения: ресурсы маленькой страны несоизмеримы с мощью её противников. Фридрих уже стал через посредников предлагать мирные переговоры.
Но в этот момент умирает Императрица Елизавета Петровна, всегда исполненная решимости продолжать войну до победного конца, «даже если бы ей пришлось для этого продать половину своих платьев». 25 декабря 1761 г. по манифесту Елизаветы на российский престол взошёл Пётр III, который спас от поражения Пруссию, заключив 24 апреля (5 мая) 1762 г. Петербургский мир с Фридрихом, своим давним кумиром.
Император Петр III (1728–1762)
В результате Россия добровольно отказалась от всех своих важных приобретений в этой войне (Восточная Пруссия) и даже предоставила Фридриху корпус под началом графа З. Г. Чернышева для войны против австрийцев, своих недавних союзников. Такая политика Петра III, оскорблявшая понесенные в войне жертвы, вызвала возмущение в русском обществе, способствовала падению его популярности и в конечном итоге, его свержению. Свергнувшая своего супруга Екатерина II расторгла союзный договор с Пруссией и отозвала корпус Чернышева, но войну вновь не продолжила, считая ее ненужной России в данное время.
Вследствие такого поворота дел в начале 1763 г. Семилетняя война завершилась победой англо-прусской коалиции, что заметно повлияло на облик последующего мира. Война покончила с могуществом Франции в Америке: французы уступили Англии Канаду, Восточную Луизиану, некоторые острова Карибского моря, а также основную часть своих колоний в Индии. А Великобритания утвердилась как господствующая колониальная держава, распространив по планете английский язык.
Пруссия подтвердила свои права на Силезию и графство Глац, а также окончательно вошла в круг ведущих европейских держав. Этот привело в конце XIX века к объединению немецких земель во главе с Пруссией (а не с Австрией, что ранее казалось вполне логичным).
Россия же не приобрела в этой войне ничего, кроме военного опыта и большего влияния на европейские дела. Хотя петербургская Конференция союзников постоянно стремилась сделать русскую армию вспомогательной силой для австрийцев, в боевых качествах нашей армии, единственной армии антипрусской коалиции, имевшей, по результатам сражений с "победителями"-пруссаками, положительный итог, Европа за это время смогла убедиться. Несмотря на безрезультатный для нас территориальный итог Семилетняя война прославила в Европе силу русского оружия.