Сценка «Театральное искусство» МХК. 9 класс
Действующие лица:
Театровед
Режиссер
Актёр
Драматург
Аристотель
Театральный критик
Сценограф
В е д у щ и й. За двадцать пять веков своего существования театр прошел путь от ритуального действа к спектаклям, трактующим сложные духовные вопросы. Искусство сцены родилось в глубокой древности. В разные времена оно было призвано развлекать, воспитывать, проповедовать. И с этими задачами театр справлялся. Его возможности разнообразны, а сила воздействия велика, поэтому театральное искусство стремились поставить себе на службу короли и князья, императоры и министры, революционеры и консерваторы.
Сценическое пространство мыслили как модель мироздания, где была единственная возможность разыграть, повторить таинство творения Вселенной.
В эпоху Возрождения на театр все чаще стали возлагать задачи исправления пороков. «Осуждая низкие нравы и заблуждения, следует побуждать людей к жизни достойной», - говорилось в одном из произведений того времени. А в эпоху Просвещения искусство сцены оценивалось очень высоко - как такое, что очищает и поощряет добродетели. Эти идеи позже развил русский писатель и драматург Н. В. Гоголь. Тезис «театр - университет» сохраняет свое значение и поныне. Размышляя над явлением театра, А. С. Пушкин писал, что «дух времени требует изменений на сцене драматической». Лучшие театральные достижения всегда оказывались чуткими к историческим изменениям.
Театровед. История театра идет своим корнями далеко в прошлое человечества. Первые сценические действия можно было увидеть в религиозных обрядах, праздниках в честь богов, которым поклонялись люди. Классический театр в его понимании как вида искусства начинает свою историю с Древней Греции.
Специфика театра как вида искусства
Как любой другой вид искусства (музыка, живопись, литература), театр имеет свои особые признаки.
1. Это искусство синтетическое: театральное произведение (спектакль) состоит из текста пьесы, работы режиссера, актера, художника и композитора.
2. В опере и балете решающая роль принадлежит музыке.
3. Театр - искусство коллективное. Спектакль - это результат деятельности многих людей, не только тех, кто появляется на сцене, но и тех, кто шьет костюмы, мастерит предметы реквизита, устанавливает свет, встречает зрителей. Недаром существует определение «работники театрального цеха».
4. Театр предлагает собственный способ познания окружающего мира и соответственно собственный набор художественных средств. Спектакль - это и особое действие, разыгранное в пространстве сцены, и особое, отличное, скажем от музыки, образного мышления.
Люди, как и много веков назад, приходят в театр. Со сцены звучит текст пьес, преобразованный силами и чувствами исполнителей. Артисты ведут свой диалог - и не только словесный. Это беседа жестов, поз, взглядов, мимики. Фантазия художника-декоратора с помощью цвета, света, архитектурных сооружений на сценической площадке заставляет пространство сцены «заговорить». И все вместе заключено в тесные рамки режиссерского замысла, добавляет разнородным элементам завершенности и целостности. Зритель сознательно (а порой и неосознанно) оценивает игру актеров и режиссуру, соответствие решения театрального пространства общему замыслу. Но главное - он, зритель, привлекается к искусству, которое не похоже на другие, которое происходит здесь и сейчас. Постигая смысл спектакля, он постигает и смысл жизни.
Р е ж и с с е р. В основе театрального представления лежит текст, например, пьеса для драматического спектакля. Даже в тех сценических постановках, где слово как таковое отсутствует, текст бывает необходимым; в частности, балет, а иногда и пантомима имеет сценарий - либретто. Процесс работы над спектаклем заключается в переносе драматического текста на сцену - это своего рода «перевод» с одного языка на другой. В результате литературное слово становится словом сценическим.
Первое, что видит зритель после того, как откроется занавес, - это сценическое пространство, в котором размещены декорации. Они указывают на место действия, историческое время, отражают национальный колорит. С помощью, пространственных построений можно передать даже настроение персонажей. Во время действия с помощью специальной техники декорации меняют: день превращают в ночь, зима - на лето, улица - на комнату. Эта техника развивалась вместе с научной мыслью человечества. Подъемные механизмы, щиты и люки, которые в давние времена приводились в действие вручную, теперь поднимает и опускает электроника. Свечи и газовые фонари заменены на электролампы; часто используют и лазеры.
Еще в античности сформировалось два типа сцены и зрительного зала: сцены-коробки и сцена-амфитеатр.
1. Сцена-коробка предусматривает яруса и партер.
2. Сцена-амфитеатр зрители окружают с трех сторон.
Сейчас в мире используют оба типа. Современная техника позволяет изменять театральное пространство - устраивать помост в центре партера, сажать зрителя на сцену, а спектакль играть в зале.
Большое значение всегда имело театральное здание. Театры обычно строились на центральной площади города архитекторы стремились, чтобы дома были красивыми, привлекали внимание. Приходя в театр, зритель отделяется от повседневной жизни, если бы поднимается над реальностью. Поэтому не случайно в зал часто ведут украшены зеркалами лестницы. Усилить эмоциональное воздействие драматического спектакля помогает музыка. Иногда она звучит не только во время действия, но и в антракте - чтобы поддержать интерес публики.
А к т ё р. Главное лицо в спектакле - актер. Зритель видит перед собой человека, который таинственным образом перевоплотилась в художественный образ - своеобразный произведение искусства. Конечно, произведение искусства - не один исполнитель, а его роль. Она - произведение актера, созданный голосом, нервами и чем-то неуловимым - духом, душой.
Р е ж и с с е р. Чтобы действие на сцене воспринималось как цельное, необходимо ее продумать и последовательно организовать. Эти обязанности в современном театре выполняет режиссер. От таланта актеров в спектакле зависит, конечно, многое, однако они подчинены воли руководителя - режиссера.
Д р а м а т у р г. Собираясь поставить спектакль, его создатели сначала выбирають пьесу, то есть непременно обращаются к драматургии. Особый текст, предназначенный для показа публике, называется драмой или пьесой.
А р и с т о т е л ь. В IV в. до н. э. древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.), определил драму как один из видов литературы наряду с эпосом и лирикой. Драма - с древнегреческого «действие», «действо». Этому слову более двадцати пяти веков. Понятие жанра возникло в античные времена, но называли его вид.
Рассматривая только два жанра - трагедии и комедии, в трактате «Поэтическое искусство («Поэтика») утверждает, что драма подражает действие. Она не описывает события, а показывает их через поступки действующих лиц.
Центральное понятие в античной поэтике - мимесис (гр.- «подражание») сохранит еще долго свое значение. Трагедия следует (можно сказать, говорит ли изображает, отражает) что-то ужасное, страшное, но обязательно значительное. Стержень комедии - бессмысленные действия, поступки смешных людей. Таким образом, трагедия и комедия - два полюса драматургии.
Театровед. Многими веками позже, в XVIII веке, драмой стали называть не только род литературы, но и жанр драматургии.
Термин «пьеса» (франц.- «кусок») родился значительно позже. В XVI- XVII вв. этим словом называли любой фрагмент, который представляли актеры или выполняли музыканты. Только в XVIII веке так стали называть текст, написанный для сцены.
Термин «жанр» (фран.) утвердился во Франции в XVII в. как способ изображения, форма описания различных явлений и событий.
В XVIII веке появились пьесы, где признаки трагедии и комедии соседствуют. Этот новый жанр и получил название «драма». Таким образом, понятие «драма» имеет двойное значение: это и один из трех видов литературы, и в то же время жанр внутри одноименного рода.
Д р а м а т у р г. Драматургией называют литературные тексты, которые выделяются особыми чертами. В драматических произведениях автор изображает отношения между людьми, их переживания, ошибки и удачи с помощью диалога.
Драматические персонажи носят действующими лицами, их состав всегда содержится перед текстом пьесы. Иногда автор просто указывает персонажей, иногда описывает их менее подробно - называя возраст, характер одежды, даже цвет волос и глаза. Многие события, упоминаемые в пьесе на сцене не происходит - об их рассказывают сами персонажи.
О появлении действующих лиц читатели узнают из ремарок (фр.) - объяснений автора, предназначенных для читателя, постановщика и актера. Ремарки определяют построение сценического пространства - обозначают перемещение героев пьесы по сцене («подошел к столу»), другие действия («зажег свечу», «одевает перчатки»). Иногда они коротко описывают состояние действующих лиц, интонацию, с которой произносятся реплики (нервно, тихим голосом, с отчаянием, плача и т.д.). В разные периоды развития театрального искусства ремарки бывали разными; в некоторых драматургов они превращались в развернутые, подробные описания.
В е д у щ и й. По истории театрального искусства. Первые драматические произведения, появившиеся в эпоху Античности, предназначались исключительно для сценического воплощения. В течение длительного времени (и в эпоху Возрождения, и в XVII в.) драматург мог увидеть свое произведение только на сцене.
О том, что драма - род литературы, как учил Аристотель, словно забыли. Великие драматурги - Жан Батист Мольер, Шекспир - не стремились, чтобы текст был опубликован. Работая над пьесой, они представляли себе актеров, их голоса, вид.
В XVIII веке отношение к драматургии и вообще к театральному искусству изменилось. Век Просвещения требовал, чтобы со сцены звучали возвышенные слова, а постановки служили воспитательным целям. Соответственно повысились требования к театральным текстам. Пьеса стала оцениваться не только как материал для сцены, но и как литературное произведение. Появилось понятие «драма для чтения».
В Германию в конце XVIII в. оно пришло из Древнего Рима: в те далекие времена произведения драматурга и философа Луция Аннея Сенеки (около 4 ст. до н. э. - около 65 г. н. э) тоже предназначались для чтения. Однако эта традиция в истории театра не имела продолжения вплоть до XVIII века, когда начали печататься сборники пьес. В течение XIX и XX веков писатели и люди театра неоднократно пытались разделить сцену и драму. Сцена часто была не готова понять современную драматургию и отдавала предпочтение новым пьесам, проверенным временем.
Однако драма (пьеса) должна быть поставлена на сцене - такие законы театрального искусства.
Персонажи драмы - то есть действующие лица по сюжету (последовательность событий) играют сценическое действие. Пьеса раскрывается в полной мере только в пространстве сцены, во время спектакля.
Кроме трагедии, комедии и «среднего» жанра - драмы - давно играли пантомимы - короткие сценки чаще всего комического содержания, соединяющие и импровизированный диалог, пение и танцы. Позже, в конце эпохи Возрождения, появилась трагикомедия - в ней сочетались признаки трагедии и комедии. Однако от драмы этот жанр отличается тем, что в трагикомедии всегда имеется двойственное отношение к жизни, понятия добра и зла четко не определены, черное и белое могут меняться местами.
В XVIII веке возник еще один вид пьес - мелодрама (с греч. «мелос» - «песня», «мелодия» и «драма»). Сначала такие спектакли действительно сопровождались музыкой. Позже мелодрам стали называть пьесы, где изображаются ужасные события, но все завершается, как правило, хорошо. Добрые люди, пережив горе и потрясение, находят тихую гавань - счастье и достаток, а злодеи или умирают страшной смертью.или заканчивают свою жизнь за решеткой. Персонажи мелодрамы всегда говорят друг с другом в повышенных тонах, сопровождая речь резкими жестами, горько плачут или рыдают. В отличие от трагикомедии, зло и добро, черное и белое резко разделены. Нравственные выводы не терпят разночтений. Сюжеты и приемы мелодрамы широко используют создатели современных телесериалов (например, «Богатые тоже плачут», «Поющие в поприще»).
К рубеже XIX-XX вв. относится появление монодрамы (от греч. - «один», «единственный» и «драма»). Это произведение для сцены (драма или комедия, даже водевиль), написанный для одного актера.
А к т ё р. Профессия - актер. За двадцать пять веков существования театра его служители пережили гонения и триумфы, любовь и ненависть. Долгое время на тех, кто носил маску, личину, смотрели с недоверием и даже опаской. Запугивала сама сущность актерского ремесла - умение стать другим человеком, сегодня - веселым и добрым, а завтра - мрачным и злым.