Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Аргументы против тезиса «Право нельзя рассматривать как продукт официального правотворчества

Козлова Анастасия

Магистрант 1 года обучения

Пермский государственный национальный исследовательский университет

614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15

e-mail: [email protected]

 

Аргументы в пользу тезиса «Право нельзя рассматривать как продукт официального правотворчества»

1. Чистое социальное право является абсолютно не зависимым от государственного правопорядка, поскольку в случае коллизии с ним чистое социальное право оказывается полностью равнозначным государственному праву. То же самое можно сказать о случаях, когда такое право обретает приоритет по отношению к государственному правопорядку, — факт, получающий сегодня все большее признание, если речь идет о социальном праве международного сообщества и о приоритете международного права по отношению к национальному. [2, с.73]

2. Чистое и независимое социальное право, примеры которого мы все чаще видим в наши дни, полностью выходит за рамки разделения на сферы частного и публичного права, утверждается в качестве наиболее эффективного и реального ограничения государства и выступает по отношению к последнему как юридический противовес. [2, с.73][1]

3. Даже в тех секторах правовой действительности, которые не обрели полной автономии и не освободились в полной мере от опеки государственного права, чистое социальное право может довольно-таки ощутимо ограничивать и сдерживать государственный правопорядок. Отнесенное в силу волеизъявления государства в сферу частного права, чистое социальное право может весьма энергично противостоять государственному праву и даже заставить последнее отступить на важных участках. Именно это и наблюдается применительно к профсоюзному праву, в трудовом обычае, как его называл Максим Леруа, вступающем в борьбу с официальным трудовым законодательством и побеждающем его. То же самое можно сказать и о «коллективных трудовых соглашениях», и обо всех видах «договоров присоединения», и о многочисленных статутах и обыкновениях социальных групп и отдельного круга лиц, которые регламентируют правовую жизнь иным и зачастую противоположным предусмотренному официальным правом способом. Таким образом, не только чистое и независимое социальное право, но и чистое социальное право, подчиненное государственной опеке, заставляет принимать в расчет существование «общества», которое противостоит государству и ограничивает его. [2, с.74]

4. Социальное право является чистым постольку, поскольку оно выполняет функцию интеграции отдельных членов в Целое, не опираясь при этом на безусловное принуждение. Чистое социальное право является независимым постольку, поскольку в случае конфликта с государственным правопорядком оно демонстрирует свою равнозначность или даже превосходство. [2, с.88]

5. Это социальное право, интегрирующее соответствующие сообщества и организации в абсолютно неперсонифицируемую и объективную, не допускающую никакого единого организованного выражения вовне «тоталь­ность» той или иной нации, несет, как мы указали выше, норму разрешения конфликтов между входящими в эту тотальность правопорядками, которая дает ответ на вопрос об их превалировании либо об их равнозначности. [2, с.90]

6. Центр тяжести развития права… лежит не в законодательстве… а в самом обществе. Главное изучение реального порядка, то есть не тех предписаний, которые зафиксированы в правовой норме, а самого процесса действия права в обществе, конкретных действий участников правоотношений. В наше время, как и во все времена, центр тяжести развития права не в законодательстве, не в науке права, не в судебной практике, а в самом обществе». Нормы, изданные государством, представляют собой лишь некоторую часть права. В обществе происходит спонтанный процесс правогенеза, и это «живое право», в отличие от «права в книгах», и есть предмет социологии права. Право генерируется самим обществом, а не законодательством, юриспруденцией или судебной практикой. Данное «живое право» фактически уже действует в обществе, оно возникает спонтанно и опережает право, исходящее от государства.

7. Это право создается общественными союзами. По своему содержанию «живое право» представляет собой организационные нормы, обеспечивающие порядок внутри социальных союзов. К подобному праву добавляется «порядок второго рода» — право, охраняющее само существование союзов (уголовное и процессуальное право). [5, с.175]

Аргументы против тезиса «Право нельзя рассматривать как продукт официального правотворчества

1. Источником единства правовой системы следует считать основную норму - абстрактное понятие («мысленное допущение»), которое дается нашим сознанием с целью обоснования всего государственного правопорядка в целом. Основная норма непосредственно связана с конституцией, принятой в государстве. Должно вести себя так, как предписывает конституция. Иерархия различных норм образует правопорядок. Также должно быть жестокое различие между правом и моралью, совершенно различные регулирующие системами. [3, с.110]

2. Право – это совокупность знаков (символов), изданных или одобренных сувереном для регулирования должного поведения определенного класса, находящегося под его власть. [1, с.211]

3. Источник права – власть суверена. Суверена можно представить себе – в зависимости от обстоятельств – в виде не только лица, но и учреждения, кᴏᴛᴏᴩое действительно, а не формально будет сувереном для подвластных в данном политическом сообществе. Источником права, таким образом, будет суверенная власть. Суверен предстает воплощением всевластного учреждения, а норма права – нормой властного принуждения, правилом, установленным одним разумным существом, имеющим власть над другим разумным существом, для руководства им. Приказ суверена, снабженный санкцией, и есть, по сути дела, правовая норма (норма позитивного закона).

Таким образом, норма получает юридический характер только в том случае, когда некто, обладающий необходимыми властными возможностями и способностями, в состоянии придать ей обязывающую силу принуждения под угрозой причинить вред (негативные последствия) нарушителю данной нормы. [4, с.121]

Собственная позиция

1.Относительно заданного тезиса, у меня формируется противоречивая позиция, с одной стороны право, действительно, по своей сути является изначально не продуктом государства, а продуктом общества, ведь право создается для людей, и соответственно исходит из потребностей общества, все социальные потребности исходит из самого общества, и только затем закрепляется государством, но с другой стороны, государство закрепляет данные нормы, но данные нормы формирует определенная группа людей, представляющая государство, мнение которой часто не совпадает с обществом, и соответственно не все, что произрастает из общества становится правом в современном мире.

2.Можно сказать, что право сначала появляется в обществе и используется людьми, а затем наиболее удачные и необходимые идеи права закрепляются государством, но, по моему мнению, это частный случай отдельных норм права. Ведь большинство норм, конечно, формируются исходя из потребностей, но не только общества, но и государства, поэтому чаще всего право исходит от самого государства.

3. Если говорить, о том, что право произрастает из общества, то получается, что даже самые необдуманные и безрассудные правила должны быть закреплены государством и должны исполняться обществом. Но это не так, государство фильтр того самого права, которое может исходить из общества, но большинство норм исходят от самого государства.

Таким образом, я не могу категорически не согласиться с заданным тезисом, так как в некоторых моментах право может исходить от общества, но в целом, по- моему мнению, право в современном мире исходит от государства, и соответственно является продуктом официального правотворчества.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1) Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства / пер. с нем. М. В. Лузинская, М.: РОССПЭН, 1998. 343 с.

2) Гурвич Г.Д. Философия и социология права: Избранные сочинения / пер. М. В. Антонова, Л. В. Ворониной, СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та. 848 с.

3) Кельзен Г. Чистое учение о праве: Сборник переводов. Вып. 2 / отв. ред. Кудрявцев В. Н., Разумович Н. Н., М.: Изд-во ИНИОН РАН, 1988. 213 c.

4) Остин Дж. Определение предмета юриспруденции» / Перевод с англ. Макеевой Л. Б., Руднева В. П. — М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. 332 с.

5) Эрлих О. Основоположение социологии права / пер. с нем. М. В. Антонова, под ред. В. Г. Графского, Ю. И. Гревцова, СПб.: ООО «Университетский издательский консорциум», 2011. 704 с.

 


© Козлова А.В., 2016



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Отношение к революциям и эмиграция | Виды взаимодействия аллельных генов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-31; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1049 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2529 - | 2189 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.