Более двух тысяч лет назад было обосновано положение о том, что многообразные духовные процессы, которые вначале называли душой, а позднее стали именовать сознанием, есть функция мозга. С тех пор из всех частей тела человека именно мозг привлекал особенно пристальное внимание исследователей. Было установлено, что мозг – это сложнейшая система, состоящая из многих миллиардов нервных клеток – нейронов. Каждый из них находится в контакте со многими другими, все они вместе с окончаниями органов чувств (рецепторами) и эффекторными нейронами, идущими к мышцам и внутренним органам от головного и спинного мозга, образуют сложнейшую сеть с неисчислимым множеством связей. Информация в мозгу передаётся с помощью нервных импульсов – электрических сигналов с амплитудой около 0,1 вольта.
О том, что мозг – носитель сознания, свидетельствуют данные медико-биологических наук. Так, травматология показывает, что механические воздействия на мозг (удары, ранения, травмы) могут приводить к обратимым изменениям сознания, к его нарушениям и даже к утрате сознания (вследствие сильной черепно-мозговой травмы человек может превратиться в слабоумного). Вместе с тем подобные травмы других органов, и даже ампутация некоторых из них, не приводят к значительным нарушениям сознания.
О связи сознания с мозгом говорят и данные психофармакологии, изучающей действие психотропных веществ. Среди последних известны седативные вещества, устраняющие тревогу (настой валерьяны, седуксен, диазепам), возбуждающие (кофеин), эйфоризирующие, вызывающие в данный момент радостное настроение (этиловый спирт, наркотики), галлюциногены (наркотики), психомиметики, вызывающие сумасшествие. В большинстве случаев эти вещества действуют в различных участках мозга на контакты нейронов, изменяя их проводимость.
Последние десятилетия наука занимается выявлением мозговой локализации психических функций, т.е. установлением того, какие мозговые образования осуществляют тот или иной психический процесс. Вначале у животных, а в настоящее время и у человека хорошо установлено мозговое представительство эмоций. Производя электрическое раздражение соответствующих участков мозга (через электроды – тонкие платиновые или серебряные проволочки, введённые в мозг) можно вызвать заданные эмоции (страх, гнев, удовольствие и др.).
Выявление мозговой локализации ощущений позволило достичь определённых успехов в протезировании органов чувств. Так, при протезировании органа зрения создана установка, в которой изображение воспринимается миниатюрной телекамерой и преобразуется электронной системой в совокупность электрических сигналов. Последние направляются на матрицу из нескольких сот точечных электродов, контактирующих под черепом с затылочными долями мозга слепого человека. При одновременной стимуляции мозга через множество электродов у ранее слепого человека могли возникать простые зрительные образы (вертикальные и горизонтальные полосы, геометрические фигуры, знаки шрифта Брайля).
Магистральным направлением в исследовании проблемы «сознание и мозг» служит работа по расшифровке нейродинамических кодов психических явлений. Она основывается на информационной концепции психики и идеального, разработанной отечественным философом Д.И.Дубровским (5). Согласно ей, психическое (идеальное) есть непосредственно данная личности информация, информация как таковая, а материальным носителем этой информации служит нейродинамический код – конкретный мозговой процесс, в котором воплощено данное психическое явление.
К примеру, при восприятии квадрата возбуждается определённая группа распределённых в пространстве мозга нейронов, каждый из которых даёт импульсы определённой частоты. Данная нейронная активность и переживается человеком как образ квадрата. Если воспринимается круг, то возбуждается уже другой ансамбль нейронов. Свой мозговой код соответствует не только каждому чувственному образу, но и любому психическому явлению, в том числе понятию, т.е. мысленному образу. Скажем, когда мы мысленно произносим слово «кошка», то ему соответствует своя мозаика нейронной активности, а когда – слово «бегать», то возникает другой узор нейронной активности. Выявление соответствия между особенностями мозговой активности (частотой импульсов, числом и распределением возбуждённых нейронов, величиной электрических потенциалов и др.) и содержанием переживаемых при этом психических явлений и составляет задачу расшифровки мозговых кодов сознания.
Такая работа впервые в мире начала проводиться в нашей стране под руководством Н.П.Бехтеревой параллельно с диагностическими и лечебными мероприятиями у больных с вживлёнными в мозг множественными электродами. Определённые результаты получены в области расшифровки мозговых кодов произносимых слов и элементарных умозаключений. Полученные коды хорошо описаны и обладают предсказательными возможностями: испытуемый мысленно произносит слова, а оператор в другой комнате с помощью приборов регистрирует мозговую активность, сравнивает её с ранее установленными кодами и правильно определяет, какие слова «произносил» испытуемый. Совсем недавно такие приёмы «чтения мыслей» могли бы показаться фантастикой, но сейчас они становятся реальностью.
Расшифровка мозговых кодов сознания может иметь большие социальные последствия. Одна из перспектив в этом отношении – качественное изменение форм коммуникации, взаимопонимания и сплочённости людей. Несмотря на все достижения цивилизации, социального благоденствия не наступило. Войны, развязанные, казалось бы, самыми демократическими странами, рост преступности, аморализм свидетельствуют о неразумности общества на данном этапе. Возможно, существующие формы коммуникации просто не позволяют людям достичь нужного для торжества гуманизма уровня взаимопонимания, сплочённости, милосердия, жалости, любви, великодушия. Может быть, именно методики, основанные на расшифровке мозговых кодов сознания, и позволят достичь такого уровня. Вряд ли можно установиться какие-либо принципиальные ограничения для непосредственной «передачи» психических образов и состояний от одного человека к другим людям путём фиксации мозгового кода у одного человека, включения его в систему общественной коммуникации и искусственной активации этого же кода у других людей. Д.И.Дубровский предполагает, что расшифровка кода со временем приведёт к повышению степени открытости сознания (уменьшению его суверенности), что может существенно повлиять на формы коммуникации, а через них на систему социальной самоорганизации в целом. Можно вообразить возникновение принципиально нового типа сознания – коллективного, или планетного, сознания, носителем которого станут соединённые средствами коммуникации и компьютерами нервные системы людей. Расшифровка мозговых кодов открывает возможность непосредственного управления психикой человека и, следовательно, его действиями, что может иметь и отрицательные последствия в условиях недемократических режимов.
Может ли сознание существовать вне мозга и вне тела человека? Такая возможность ещё в древности признавалась в мифологии (см.§1 главы 1), а затем в религии. В последнее время некоторые авторы говорят о существовании души вне тела на основе свидетельств людей, переживших клиническую смерть. Американский автор Р.Моуди в книге «Жизнь после смерти», обобщая рассказы 150 «умерших» и «оживших» людей, отмечает, что в момент умирания человек слышит неприятный шум, громкий звон, затем перемещается по длинному тоннелю, в конце которого сияет свет. При этом он ощущает, что находится вне своего физического тела и смотрит на себя со стороны. Он встречает ранее умерших родственников и друзей. В его памяти возникают главные события прожитой жизни. Далее он чувствует, что подходит к границе между земной жизнью и жизнью будущей. Иногда он сопротивляется уходу из этой жизни, иногда испытывает блаженство, наконец, наступает чувство радости от воссоединения со своим телом. Характерно, что описание почти всех ощущений, о которых пишет Моуди, мы находим и в сообщениях других авторов (чёрный коридор, ослепительный свет, видение себя со стороны, встречи). Моуди полагает, что приведённые описания свидетельствуют о существовании души вне тела.
Крупный отечественный реаниматолог В.А.Неговский полагает, что отмеченные психические явления свидетельствуют не о путешествиях души в потустороннем мире, а о наличии особого состояния сознания (системы иллюзий и галлюцинаций, аналогичных сновидениям). В процессе умирания человек может воспринимать те или иные внешние явления. Наряду с этим может происходить и растормаживание следов памяти, порождающее разные образы. Подобные переживания наблюдаются не только в состоянии клинической смерти, но и при многих других патологических процессах. Нет ничего необычного и в том, что оживлённые люди в разных странах переживали сходные сюжеты. Динамика изменения и распада функций мозга, зависящая, в частности, от кислородного голодания и действия токсических продуктов, имеет свою последовательность, общую для всех людей. В силу общности изменений мозга сходными были и переживания людей. Таким образом, имеется материалистическое научное объяснение переживаемых пациентами видений. Надо ещё отметить, что Моуди не оригинален в своих взглядах: он воспроизвёл древние анимистические представления о самостоятельном существовании души. Только если древние люди пришли к выводу о существовании души вне тела на основе истолковании сновидений и обмороков, Моуди для этого вывода использовал истолкование переживаний пациентов, переживших клиническую смерть.
С проблемой «сознание и мозг» связана ещё одна проблема, порождённая НТР, - проблема моделирования психики, или «искусственного интеллекта». Её философские аспекты таковы: Могут ли в будущем искусственные системы (компьютеры) решать творческие задачи и сравниться в этом отношении с человеком? Могут ли они приобрести сознание и стать личностями? Большинство философов отрицательно отвечает на эти вопросы и полагает, что искусственные системы всегда будут работать по внешней программе, творческие же задачи и ответственные решения останутся за человеком. Однако некоторые авторы полагают, что никаких пределов в моделировании психики нет, и в будущем искусственные информационные системы даже приобретут сознание и станут личностями, на планете будет два разума – естественный и искусственный.
Сторонники этой точки зрения приводят один сильный аргумент: поскольку в мире нет ничего непознаваемого, то рано или поздно тайна зарождения сознания и мозговых механизмов его функционирования будет раскрыта; последнее же позволит воссоздать сознание в искусственных системах. Может, однако, обнаружиться, что сознание способно существовать лишь на белково-нуклеиновой основе. Так что дискуссия продолжается. Среди тех, кто признаёт возможность создания искусственного интеллекта, одни считают, что он будет дружественным, а другие думают, что он станет враждебным естественному. Особую точку зрения развивал известный хирург и нейрокибернетик Н.М.Амосов. Он считал, что в отдалённом будущем человек сам откажется от своего тела и мозга, и его сознание перейдёт в более совершенную материальную форму. Оппоненты Амосова называют такой исход самоубийством человечества, поскольку, по их мнению, вся культура человека неразрывно связана с его телесностью.
Возникновение сознания
Некоторые метафизические материалисты – представители так называемого гилозоизма (Д.Дидро, Ж.Робине), – испытывая затруднения в объяснении возникновения сознания, объявили всю материю одушевлённой. Они считали, что ощущением обладают человек, животные, растения и даже камни. Сторонники концепции биопсихизма (Э.Геккель и др.) несколько сужали сферу психического. Психика, по их мнению, присуща всему живому (людям, животным и растениям). Наконец, Р.Декарт признавал наличие психики только у человека, а животные, по Декарту, – лишь сложные автоматы, которые ничего не ощущают. Современная наука не признаёт полностью истинной ни одну из этих концепций, но обнаруживает в них глубокие догадки: в гилозоизме – о том, что всей материи присуще свойство отражения (а не ощущения, как считали гилозоисты), в биопсихизме – об особом, информационном, типе отражения в биологических системах, в учении Декарта – о качественном отличии сознания от психики животных
Современная наука признаёт, что вся материя обладает свойством отражения, которое развивается, совершенствуется вместе с развитием материальных систем и высшей формой которого является сознание. Отражение – это воспроизведение свойств одного объекта в другом при их взаимодействии. Примеры простейших видов отражения: отпечатки пальцев на бумаге, образ в зеркале, фотография, следы на снегу. Важной характеристикой отражения служит соответствие структуры образа структуре оригинала. В процессе развития свойства отражения это соответствие повышалось. Если образ соответствует сущности отражаемого объекта, самому главному в нём, то это адекватное отражение (от лат.адекватное – вполне соответствующее), если же он соответствует лишь каким-то внешним сторонам и проявлениям объекта, то это неадекватное отражение.
В своём развитии отражение прошло три основных этапа. Первый – отражение в неживой природе. На этом этапе отражение не играло существенной роли, оно просто сопровождало физические и химические процессы. Второй этап – отражение в биологических системах. Здесь роль отражения кардинальным образом меняется. Результат отражения – информация – используется для управления и регулирования. Можно сказать, что возникновение жизни – это возникновение информационного отражения.
В рамках этого этапа выделяются две ступени. Первая – допсихическое отражение, или раздражимость, – целесообразная реакция организма на раздражение, не сопровождаемая ощущением (например, движение частей растения при освещении). На более высокой ступени эволюции возникает психическое отражение, когда организм не только реагирует, но и ощущает, имеет внутренние переживания. В дальнейшем в процессе эволюции психическое отражение развивается, обеспечивая более тонкое приспособление организмов к среде. Ощущения дифференцируются, возникают восприятия, представления, потребности, эмоции. Третий этап в развитии отражения – отражение в социальной системе. Здесь отражение принимает форму человеческого сознания.
Каким же образом осуществился переход от психики животных к сознанию человека? Это произошло в ходе общего процесса возникновения человека. Решающую роль в этом процессе, как впервые показано Ф.Энгельсом, сыграл труд как производство средств к существованию с помощью орудий труда. Это мнение разделяют и многие современные учёные.
Трудовая деятельность не могла осуществляться на той анатомической основе, которая была у животных. Как разрешение этого противоречия происходило изменение анатомии наших предков. Они перешли к прямохождению, передние конечности освободились для труда и превратились в руки. Анатомия человека – это анатомия древней обезьяны, преобразованная трудом.
Труд был также стимулом к развитию речи. Речь была необходима для согласования действий, поскольку труд имел коллективный характер. Речь требовалась также для передачи производственного и социального опыта. Вначале предлюдьми использовались звуковая и визуальная биологическая сигнализация, однако она была недостаточной, поскольку не имела предметного характера, а выражала эмоциональные состояния. На базе этой сигнализации у наших предков постепенно формировалась членораздельная речь, которая не только выражала эмоции, но и обозначала предметы, их свойства, связи и отношения. Возникновение речи означало появление качественно нового – социального – способа передачи опыта. Если раньше вся информация передавалась лишь генетически и индивидуальный опыт животных терялся (приобретённые признаки не наследовались), то теперь с помощь речи накопленные знания стали передаваться от поколения к поколению, что стало одним из условий социального прогресса.
Труд являлся преобразованием природы. Вначале предлюди, как и животные, ориентировались в мире на основе чувственных образов – ощущений, восприятий и представлений. Но чтобы преобразовывать природу, необходимо было постигать причины явлений и существенные связи между ними (законы), которые непосредственно в чувственных образах не даны. На базе чувственного отражения стало возникать понятийное мышление, позволявшее более глубоко отражать мир. В формах мышления отражалась предметно-практическая деятельность. Человек много раз повторял одни и те же операции, при этом последовательность действий фиксировалась в понятиях, выражаемых словами возникающего языка, и превращалась в логику мышления.
Язык являлся достоянием не отдельного человека, а всего общества. Поэтому благодаря языку сознание формировалось и развивалось как духовный продукт жизни общества. Осваивая язык, новые поколения вместе с ним приобретали логику мышления, знания, умения, нормы поведения. Таким образом, третьим после труда и речи кардинальным фактором в возникновении сознания было общение. Оно и в настоящее время служит необходимым условием становления сознания каждого индивида. Дети, в раннем возрасте оторванные от общества и выросшие вместе с животными, не обладают речью, понятийным мышлением, самосознанием, а в своём поведении имитируют выкормивших их животных. Известно более 40 таких случаев.
В процессе труда человек противопоставлял себя предметам и процессам природы. Используя свою мускульную силу и орудия труда, он преодолевал сопротивление природных процессов. Практическое противопоставление привело к способности и мысленно выделять себя из окружающей действительности, оценивать свои собственные качества и действия, т.е. практическая деятельность лежала в основе возникновения самосознания. А необходимость преодолевать сопротивление природных, а в последующем и социальных процессов, формировала волю людей. Фрагментарно обрисованные выше процессы формирования речи, мышления, самосознания, воли выступали компонентами единого процесса преобразования психики животных в сознание человека.
Активность сознания
Важнейшей характеристикой сознания служит его активность. Акцентирование внимания на активном характере сознания всегда составляло сильную сторону идеализма. Материализм же вплоть до середины XIX в. недостаточно учитывал активность сознания, понимая последнее как простое созерцание, зеркальное отражение мира. Однако идеализм сильно преувеличивал и даже абсолютизировал принцип активности сознания, полагая, что оно непосредственно влияет на мир. Так, в религиозных концепциях мировое сознание, или Бог, творит материальный мир из ничего и управляет его развитием. У Гегеля то же самое делает абсолютная идея, а у Фихте – сознание субъекта. В отличие от этого современный материализм полагает, что сознание активно, но эта активность проявляется посредством функционирования мозга и деятельности человека. Можно выделить несколько форм активности сознания.
Избирательность и целенаправленность отражения. Человек не одинаково воспринимает разную информацию, преимущественно он воспринимает и запоминает те сведения, которые затрагивают его потребности и отвечают его интересам. Пример: идёт неинтересная лекция, уровень внимания студентов невысок, но как только преподаватель сообщает что-то, непосредственно касающееся студентов, уровень внимания сразу возрастает. То же самое и при исследовании внешнего мира: человек познаёт не всё в мире, а преимущественно то, что обусловлено его доминирующими потребностями.
Опережающее отражение действительности. Человек познаёт не только то, что есть, но и то, что будет. Это необходимо ему для того, чтобы заранее подготовиться к этому будущему. Простейшая форма опережающего отражения – условный рефлекс, высшая форма – научное предвидение и социальное прогнозирование.
Преобразование бытия. Сознание не только отражает мир, но и преобразует его. С одной стороны, сознание – воспроизведение сущего, с другой – моделирование должного. Исходя из своих потребностей и опираясь на имеющиеся знания, человек, используя творческое мышление и воображение, создаёт в своём сознании модели ещё несуществующих, но возможных предметов и процессов, а в последующем реализует их. Так и возникает вторая природа. Охваченная сознательной человеческой деятельностью область природы, называемая ноосферой, непрерывно расширяется. Преобразовательные возможности людей растут по мере развития науки и техники. Человечество подошло к возможности управления планетарными процессами, породив, правда, при этом большие опасности. Вопрос о границах преобразовательных возможностей сознания остаётся открытым.
Возможно, имеются формы сознания, которые по своим преобразовательным возможностям намного превосходят сознание человека. Можно вообразить в качестве ноосферы целую галактику, управляемую соответствующим сознанием. Но такое галактическое сознание, если оно существует, не есть Бог, а представляет собой естественную духовную реальность, имеющую материальный носитель и обладающую хотя и огромными, но ограниченными законами возможностями. Бог же, по определению, всемогущ. Науке идея всемогущества противоречит, поскольку с точки зрения науки никто и ничто не может нарушать законы природы. Например, никто не может нарушить закон сохранения энергии и создать вечный двигатель первого рода.
Психосоматические воздействия. Особой формой активности сознания служат воздействия психики на соматические (телесные) процессы. Уже на заре цивилизации была поставлена проблема взаимоотношения души и тела, которая на протяжении веков привлекала к себе пристальное внимание мыслителей и которая именуется сейчас психосоматической проблемой. В рамках её исследования было обнаружено, что психические состояния через деятельность нервной системы, управляющей внутренними органами, могут оказывать на телесные процессы как патогенное (отрицательное), так и саногенное (оздоравливающее) воздействие. Патогенным действием на организм обладают такие отрицательные эмоции, как страх, бессилие, униженность, одиночество, бесцельность, тоска, отчаяние, безнадёжность.
По степени патогенного действия психики на тело можно выделить, во-первых, кратковременные обратимые нарушения физиологических процессов (к примеру, повышение кровяного давления вследствие волнения), во-вторых, психосоматические заболевания (язва желудка, гипертоническая болезнь, экзема и др.), возникающие в результате хронических отрицательных переживаний, например, при постоянных неприятностях на работе или в семье. Наконец, при чрезмерно острых, шоковых переживаниях возможна психовегетативная смерть – быстрая смерть практически здорового человека под действием психической причины. К последней относят смерть от внушения, самовнушения, острого страха, печали, отчаяния и др. Известным случаем подобной смерти была кончина Ивана Грозного в день, предсказанный ему чародейками.
Саногенное действие на организм оказывают такие эмоции и состояния, как вера, надежда, любовь, воля, убеждённость, оптимизм. Они действуют в широчайшем диапазоне: от улучшения функций отдельных соматических систем до мощного подъёма всех жизненных сил личности и излечения от, казалось бы, неизлечимых заболеваний. Из перечисленных факторов особенно важным служит тот, который получил наименование исцеляющей веры.
Становление исцеляющей веры есть переход человека от установки «на болезнь» к установке «на здоровье» с последующим преобразованием внутренней картины болезни во внутреннюю картину здоровья. Такой переход может осуществляться постепенно или мгновенно. Первый случай описан в известной новелле американского писателя О,Генри «Последний лист». Писатель очень тонко описывает психологический процесс, показывая, какую неожиданную силу таит вера человека. Тяжело больная пневмонией девушка Джонси устала от жизни, устала от болезни и готова умереть. Она потеряла веру в выздоровление и последние дни своей жизни отсчитывает по оставшимся листьям плюща, который рос напротив окна больничной палаты. И вот остался последний лист, девушка ждёт, когда он опадёт, чтобы умереть. Но он стойко «держался» и не падал, потому что его втайне от Джонси ночью нарисовал на стене противоположного дома старый мудрый художник Берман. Разгадав ход мыслей Джонси, он разрушил созданную ею субъективную связь между смертью и падением последнего листа. И действительно, наблюдая упорную «борьбу» этого листика с северным ветром, девушка была удивлена, восхищена и поражена. И это способствовало рождению веры в своё выздоровление. Вера изменила состояние больной, дав силу и жизнеспособность её организму. Джонси стала поправляться и выздоровела.
Интересный пример мгновенного формирования веровательной установки представляет случай с адмиралом И.С.Исаковым. После ампутации у него началась гангрена. Резко ухудшилось состояние, пульс исчез. Хирург сидел возле умирающего, не отпуская запястье его руки…И вдруг пришла телеграмма с меткой «Правительственная». Хирург взял холодеющее запястье раненого, охватил, почти сжал в ладони и громко сказал: «Иван Степанович, очнитесь! Вам депеша из Ставки: «Мужайтесь мнению специалистов можете выздороветь лучший миноносец Черноморского флота будет назван вашим именем…»». Раненый открыл глаза. И пульс ожил, едва ощутимый, но ожил. Врач использовал последнюю возможность выведения больного из шока, прибегнув к психосоматической регуляции. Информация, содержавшаяся в телеграмме, представляла для больного исключительно высокую ценность, она была сразу воспринята и санкционирована, что мгновенно сформировало веру в излечение и мобилизовало все силы организма. Чаще всего вера является необходимым условием выздоровления, в этих случаях она поднимает общий жизненный тонус человека, мобилизуя его на организацию здорового образа жизни и лечение. Но порой вера служит и причиной излечения, в таких случаях вера сама по себе оказывается достаточной для выздоровления.
Чрезвычайно важна для человека и его здоровья вера в осуществимость смысла собственной жизни. Огромную психогигиеническую и психотерапевтическую ценность имеет убеждение человека в том, что ему есть ради чего жить. Ничто так не помогает человеку преодолевать трудности, различные невзгоды и болезни, как понимание того, что перед ним стоит жизненно важная задача. Притом, это понимание может быть и бессознательным у тех людей, которые не привыкли анализировать своё психическое состояние. Главное, чтобы человек чувствовал важность стоящих перед ним задач и принимал на себя ответственность за их решение. Утрата ощущения полноты и целенаправленности жизни неизбежно сопровождается сначала дезорганизацией, а затем и резким снижением духовной активности. А последнее приводит и к физическому износу организма. Известен синдром «ускоренного психосоматического износа» тех пенсионеров, у которых не оказывается необходимых для ощущения значимости жизни занятий. Признаки старения в этом случае проявляются с большой быстротой.
Наряду с общим имеется и локальное воздействие психического на соматическое – психическое управление телесными процессами. Поразительные успехи здесь демонстрируют йоги. Находясь в аутогенном состоянии сознания, они могут изменять пульс в диапазоне 30-300 ударов в минуту, ходить босиком по раскалённому металлу, поднимать волосы, вызывать обильное потоотделение, останавливать вызванное проколом иглы кровотечение, длительное время находиться без воздуха.
Наиболее важным, пожалуй, вопросом в психосоматической проблеме служит вопрос о границах, максимальных пределах воздействия психики на тело и, в частности, вопрос о том, может ли психическое воздействие быть причиной излечения от органических заболеваний, в том числе от рака. Ряд учёных считает возможным психогенное излечение от рака. Французская учёная А.А.Щутценбергер опубликовала специальное исследование, в котором обобщает свой 15-летний опыт применения психодрамы и других методов психического воздействия при лечении рака. Она полагает, что психические воздействия и самовоздействия весьма существенны при излечении от злокачественных опухолей и, возможно, в некоторых случаях служат главным фактором благополучного исхода.
Психосоматические влияния, воздействия духа на плоть есть одно из ярких проявлений активности сознания. И одна из задач культуры – в полной мере использовать возможности этих воздействий для обеспечения здоровья и счастья людей. До сих пор медицина была в основном телесной, направляла свои усилия и воздействия на организм человека. Роль психики в заболевании и выздоровлении на словах признавалась, а на деле почти не учитывалась. Медицина нового столетия, по-видимому, должна быть психосоматической в том смысле, что она будет учитывать органическую взаимосвязь телесного и духовного в человеке и использовать естественные резервы психосоматической регуляции для повышения уровня здоровья людей.