Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Сциентизм и антисциентизм в философии и искусстве XX века




 

Наше время – это эпоха научно-технической революции, крутого взлёта научной мысли. Во второй половине XX века успехи НТР породили надежды на то, что с помощью новых научных дисциплин и новой техники будут разрешены все проблемы и противоречия жизни. Такие умонастроения получили название сциентистских (от лат. «сциентиа» – наука, знание) и техницистских. Будучи не строго оформленной системой взглядов, а скорее, идейной ориентацией, сциентизм проявлялся с разной степенью – от некоторого преувеличения до абсолютизации роли науки в жизни общества. В последнем случае, наука, прежде всего естествознание, рассматривались как наивысшая культурная ценность.

Представителям сциентизма влияние научно-технического разума на социальное развитие рисовалось как мощное и прямое. В 50-60-х годах широкое распространение приобрела концепция общества всеобщего благоденствия. Популярные в то время американские авторы У.Ростоу, Д. Белл и другие, говоря о таком обществе, полагались на чуть ли не на чудодейственную силу научно-технического разума, на научность управления, на рост образовательного уровня больших масс населения. Сциентистские и техницистские иллюзии соединялись с технократической утопией – представлением о необходимости прихода к власти научно-технических специалистов, которые, якобы, только и способны из всех слоёв населения правильно и эффективно управлять обществом.

В 50-60-х годах сциентизм выступал в виде оптимистических оценок будущего. Сторонники сциентистских концепций даже называли сроки исполнения своих оптимистических прогнозов: благоденствие, высокий уровень потребления, власть технократов «назначались» на 70-80-е годы. Их иллюзии были развенчаны. 70-80-е годы общество встретило не только большими научно-техническими достижениями и повышением уровня жизни в ряде стран, но и обострением экологических, межэтнических проблем, ростом преступности, наркомании и другими негативными явлениями. Под влиянием критики и корректив жизни сциентизм смягчился. Его представители стали учитывать не только роль науки и техники, но и политики, морали, социальных мер.

Одна из важных разработок позднего сциентизма, содержащая много рациональных моментов, - концепция информационного общества японского автора Е.Масуды. В ней верно отмечается, что научно-техническая информация превращается в важнейший фактор социального развития. Информация и информационные технологии, предполагающие тотальную компьютеризацию жизни, качественно преобразуют основы материального и духовного производства в обществе, образование, здравоохранение, охрану окружающей среды, сохранение правопорядка, трудоустройство, быт и даже личную жизнь людей.

Особенности информации в сравнении с другими ресурсами и факторами производства (сырьём, энергией, финансами) Масуда правильно усматривает в том, что она не исчезает при потреблении, не уменьшается при передаче второму пользователю (оставаясь в полном объёме и у первого), повышает своё качество при добавлении новой информации. Масуда прав и в том, что в исторической перспективе наиболее передовыми будут те страны, которые станут обладать наиболее совершенными информационными технологиями и системами. Однако с мнением сторонников этой концепции о том, что информационные системы сами по себе способны гуманизировать все общественные отношения, согласиться нельзя. Для этого необходимы ещё определённые социальные условия, в частности, демократическая политическая система. В условиях недемократического режима, напротив, достижения НТР могут использоваться для подавления личности. При определённых обстоятельствах НТР может иметь не только позитивные, но и негативные последствия: загрязнение окружающей среды, увеличение опасности войны, чрезмерная интенсификация жизни, гипокинезия (недостаточность физических движений для человека, понижающая уровень здоровья) и др.

Реакцией на негативные последствия НТР и сциентистские учения стало появление антисциентизма и антитехницизма, которые настаивают на ограниченности возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования, а в крайних своих проявлениях оценивают науку как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека. Сциентизм выдвигает науку в качестве абсолютного эталона всей культуры, тогда как антисциентизм всячески третирует научное знание, возлагая на него ответственность за различные негативные явления в обществе. На самом же деле научное знание само по себе опасности для общества и отдельных людей не представляет, такую опасность представляет использование этого знания реакционными социальными силами (тоталитарными режимами, террористическими организациями, фашистскими партиями, организованной преступностью) в своих корыстных целях.

Антисциентисткая волна породила много литературно-художественных антиутопий как формы социальной критики, как гуманистического предостережения, обращённого к человечеству: смотрите, что может произойти, если не контролировать развитие науки и техники, если на первое место не поставить духовно-нравственные ценности. В жанре антиутопии работало много известных писателей: Г.Уэллс, А.Франк, У.Синклер, Дж.Лондон, К.Воннегут, Р.Брэдбери, братья Стругацкие и др. Классическими считаются произведения Е.Замятина «Мы», английских писателей О.Хаксли «О дивный новый мир» и Дж.Оруэлла «1984 год».

В них изображены резко критические образы машинизированного будущего, отождествлённого с тоталитарными государствами, где наука и техника доведены до совершенства, но где подавлены свобода и индивидуальность. В антиутопии Оруэлла вымышленной Океанией управляет Большой Брат, который – благодаря наисовершеннейшим техническим устройствам и службе надзора – контролирует всех и вся. Океания – мир исполнителей, которых с детства обучают в духе послушания, неспособности к самостоятельному мышлению, для чего служат специально созданные язык и идеология. А в них искореняются словосочетания, подобные «политической свободе». И хотя в 1984 г., к счастью, «оруэлловский мир» нигде не состоялся, немало авторов полагают, что антиутопии ещё могут стать реальностью.

Диалектический подход не принимает крайностей ни сциентизма, ни антисциентизма. Прогресс не может осуществляться за счёт какой-то одной сферы культуры. Наука как один из главных источников и стимулов социального прогресса обладает определёнными функциями, которые не заменяют функций других сфер культуры (политики, права, морали, искусства), а дополняют их.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-31; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 804 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2455 - | 2337 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.