Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Устройства ввода/вывода данных




Устройства ввода и вывода (ввода/вывода) являются обязательными элементами любой ЭВМ, поскольку имен­но они обеспечивают взаимодействие пользователя с вы­числительной системой.

С одной стороны, пользователь вводит команды или данные в компьютер через устройства ввода для их обработки, с другой стороны, вычислительная система выдает пользователю результаты своей работы посредством уст­ройств вывода.

Все устройства ввода/вывода ПК относятся к перифе­рийным устройствам, т. е. подключаемым к микропроцес­сору через системную шину и соответствующие контроллеры. С развитием вычислительной техники существенное развитие получили и устройства ввода/вывода. На сегодняшний день существуют целые группы устройств (например устройства местоуказания, мультимедиа), которые обеспе­чивают эффективную и удобную работу пользователя.

К основным устройствам ввода относятся клавиатура, мышь, сканер, джойстик, трекбол, графический планшет.

Клавиатура предназначена для ввода алфавитно-циф­ровых данных и команд управления в интерактивном ре­жиме взаимодействия ПК и пользователя. Клавиатура — стандартное средство ПК, поэтому для реализации ее ос­новных функций не требуется наличие специальных сис­темных программ (драйверов). Необходимое программное обеспечение для работы с клавиатурой находится в микро­схеме постоянной памяти в составе базовой системы ввода-вывода BIOS. Стандартная клавиатура включает от 101 до 104 клавиш, размещенных по стандарту QWERTY (в верх­нем левом углу алфавитной части клавиатуры находятся клавиши Q, W, E, R, T, Y). Клавиши клавиатуры разбиты на несколько функциональных групп:

• алфавитно-цифровые;

• функциональные;

• управления курсором;

• служебные;

• клавиши дополнительной панели.

Алфавитно-цифровые клавиши (русские и латинские символы, цифры, специальные символы) используются для ввода знаковой (символы алфавита) информации и команд, которые набираются по буквам, при этом каждая клавиша может работать в двух режимах (регистрах). Переключе­ние между нижним регистром (ввод маленьких символов) и верхним регистром (ввод больших символов) осуществля­ется при нажатии клавиши <Shift> (нефиксированное пе­реключение) или с помощью клавиши <Caps Lock> (фик­сированное переключение).

Группа функциональных клавиш включает двенадцать клавиш с обозначением F1-F12, расположенных в верх­ней части клавиатуры. Функции этих клавиш зависят отработающей в текущий момент времени программы, а в некоторых случаях и от операционной системы.

Клавиши управления курсором (Т, ->, -I, <-) подают ко-яды на передвижение курсора по экрану монитора относительно текущего изображения. Курсором называется экранный элемент, указывающий на место ввода знаковой формации. К этой группе, помимо указанных клавиш, относятся клавиши <Page Up> и <Page Down>, прокручивающие текст на страницу вверх или вниз соответственно, а также клавиши <Ноте> и <End>, устанавливающие кур­сор на начало и конец строки соответственно.

Служебные клавиши используются для разных вспо­могательных целей, таких как изменение регистра, вклю­чение режима вставки, образование комбинаций «горя­чих» клавиш и т. д. К этой группе относятся такие клави­ши, как <Shift>, <Enter>, <Ctrl>, <Alt>, <Esc>, <Del>, <Ins>, <Backspace> и др.

Группа клавиш дополнительной панели дублирует дей­ствие цифровых клавиш, клавиш управления курсором и некоторых служебных клавиш. Основное назначение — ввод чисел, поэтому клавиши размещены в порядке, удоб­ном для такой работы. Переход в режим дублирования клавиш управления курсором и наоборот осуществляется нажатием на клавишу <Num Lock>.

Манипулятор «мышь» — наиболее распространенный манипулятор, позволяющий перемещать указатель (кур­сор мыши) по экрану дисплея и указывать им на опреде­ленные объекты на экране (т. е. вводить в компьютер ко­ординаты выбранной точки на экране). Наиболее просты механические мыши, в основании которых имеется ша­рик, вращающийся при перемещении мыши по ровной поверхности. Более дорогой и сложной, но более точной и надежной является оптическая мышь, перемещающаяся на планшете, покрытом сеткой линий (отражающих или поглощающих свет). Для работы с мышью требуется на­личие специальной системной программы — драйвера. Драйвер манипулятора устанавливается при его подклю­чении или при загрузке операционной системы. Разные модели манипуляторов для IBM PC могут иметь две или три кнопки. В последнее время появились мыши, исполь­зующие вместо средней кнопки колесо (мыши NET Scroll).

Трекбол — устройство, по принципу работы аналогич­ное мыши, но в отличие от нее устанавливаемое стационарно. Шарик трекбола, как правило, встраивается в клавиатуру и приводится в движение ладонью руки. Трекбол обычно используют в портативных компьютерах — ноутбуках, поскольку он не нуждается в гладкой рабочей по­верхности.

Джойстик — манипулятор, выполняемый в виде ры­чажка (ручки) на массивном основании. Управляющие сигналы вырабатываются движениями ручки и нажатием кнопок (подобных кнопке мыши), расположенных на ней. Джойстики чаще всего используют для управления объек­тами в компьютерных играх.

Графический планшет (дигитайзер — от англ. digital] zer — «оцифровыватель») — планшет, покрытый сеткой пьезоэлементов — элементов, вырабатывающих электри­ческий ток при механическом воздействии. Дигитайзеры, как правило, используются для ввода карт или планов в ЭВМ. Для этого на графическом планшете размещается лист с изображением, и надавливанием по контуру изо­бражения в компьютер вводятся координаты точек.

Устройства ввода мультимедиа не нашли широкого применения из-за низкой производительности ПК, поэто­му среди них остановимся только на сканере.

Сканер — это устройство оптического ввода, предна­значенное для ввода в ПК черно-белых или цветных изо­бражений, а также для считывания текста с бумажного носителя для последующей обработки. Сканированные оригиналы оцифровываются и после ввода в ПК обрабаты­ваются с помощью специального программного обеспече­ния (например, для распознавания текста — программа Fine Reader), а затем сохраняются в виде текстового для графического файла. Сканеры подразделяются на план­шетные и ручные.

В планшетных сканерах оригинал помещается на стек­ло, под которым перемещается оптико-электронное считывающее устройство. В барабанных сканерах протягивается барабаном мимо неподвижного считывающего устройства. Барабанные сканеры не позволяют скопировать книги, переплетенные брошюры и т. п. Ручной сканер плавно перемещается вручную по поверхности ори­гинала.

Основными характеристиками сканеров являются раз­решающая способность и глубина цвета.

разрешающая способность. Сканер воспринимает лю­бой объект как набор отдельных точек (пикселей). Плот­ность пикселей (количество на единицу площади) назы­вается разрешающей способностью сканера и измеряется в dpi (количество точек на дюйм). Качество сканирова­ния зависит от оптической разрешающей способности (оп­ределяется количеством светочувствительных элементов матрицы на дюйм) и механической разрешающей способ­ности (определяется дискретностью движения светочув­ствительного элемента или системы зеркал относительно листа). Существуют черно-белые и цветные сканеры. Со­временные цветные сканеры поддерживают глубину цве­та до 32 разрядов (т. е. цвет одного пикселя кодируется 32-разрядным двоичным словом) при разрешающей спо­собности 1200 dpi.

К основным устройствам вывода относятся монитор и принтер.

Монитор (дисплей) — так же, как и клавиатура, яв­ляется обязательным элементом ПК, предназначенным для вывода на экран текстовой и графической информации. Соответственно монитор может работать в двух режимах: текстовом и графическом. В текстовом режиме экран раз­бивается на знакоместа, на каждое из которых выводит­ся один из 256 символов таблицы стандарта ASCII. В гра­фическом режиме на экран выводятся изображения по пикселям. По принципу формирования изображения наи­более распространенными являются мониторы на электрон­но-лучевой трубке — CRT (Cathode-Ray Tube) и жидко­кристаллические мониторы на тонкопленочных транзи­сторах — TFT-LCD (Thin-Film Transistor Liquid-Crystal Display).

Монитор с электронно-лучевой трубкой подобен те­левизору и включает электронно-лучевую трубку, блок питания и блок управления лучом.

Электронно-лучевая трубка представляет собой элек­тронно-вакуумное устройство в виде стеклянной колбы, в горловине которой находится электронная трубка. Изобра­жение на экране монитора формируется из множества рас­положенных рядами светящихся точек-пикселей. Точки высвечиваются в результате удара электронного луча о внут­реннюю поверхность экрана, на которую нанесен фосфорес­цирующий состав — люминофор (в цветных мониторах люминофорные триады с красным, зеленым и синим излуче­нием, из комбинации которых формируется требуемый цвет). Электронный луч, управляемый системой отклоне­ния, обегает экран строку за строкой слева направо, сверху вниз, причем делает это десятки раз в секунду, благодаря чему изображение устойчиво для человеческого глаза.

В основе LCD-мониторов лежит технология формиро­вания изображения с помощью жидких кристаллов. Жид­кие кристаллы представляют собой молекулы, которые могут перетекать как жидкость. Эти молекулы пропуска­ют свет, но под действием электрического заряда изменя­ют ориентацию.

Монитор на жидких кристаллах отличается безблико­вым плоским экраном и более низкой мощностью потреб­ляемой энергии по сравнению с CRT-монитором.

Выводом изображения на экран монитора управляет специальное устройство — видеоадаптер (видеокарта). Видеоадаптер представляет собой плату расширения, ко­торую вставляют в определенный слот материнской пла­ты (в современных ПК это слот AGP или PCI). Видеоадап­тер полностью управляет выводом изображения на экран монитора. Для этого он оснащен видеопамятью и собст­венным процессором. Монитор как периферийное устрой­ство подключается к системной шине ПК через один из разъемов видеоадаптера.

Сформированное изображение до вывода на экран хра­нится в видеопамяти видеоадаптера. Требуемый объем ви­деопамяти зависит от заданной разрешающей способности и палитры цветов, поэтому для работы в режимах с высо­кой разрешающей способностью и полноцветной гаммой нужно как можно больше видеопамяти.

разрешающая способность определяется количеством пикселей по горизонтали и вертикали, например 640x480, 800x600, 1024x768, 1600x1200 и т. д. Соотношение коли­чества пикселей по горизонтали и вертикали отражает со­отношение геометрических размеров экрана монитора, в данном случае 4:3. Палитра цветов — это множество цве­тов, которые способна отображать видеосистема, она оп­ределяется количеством битов двоичного слова, которое используется для кодировки одного оттенка цвета. В цвет­ных мониторах для кодировки цвета используется от 4 до 32 бит.

Требуемый минимальный объем видеопамяти опреде­ляется произведением количества пикселей по горизонта­ли на количество пикселей по вертикали (разрешающая способность) и на количество байтов двоичного слова, ко­торым кодируется палитра цветов. Объем видеопамяти для мониторов MDA, CGA, EGA, VGA, SVGA и PGA изменяет­ся от 128 Кб до 128 Мб.

Помимо разрешающей способности и палитры цветов к основным параметрам мониторов и видеоподсистемы в целом относятся размер монитора, частота кадровой раз­вертки, параметры безопасности.

Размер монитора. Экран монитора измеряется по диагонали в дюймах (1 дюйм = 2,54 см). Стандартные раз­меры: 14, 15, 17, 19 и 21 дюйм. Наиболее распростране­ны мониторы с диагональю 15 и 17 дюймов. Для работы с графикой предпочтительны мониторы размером 19— 21 дюйм.

Частота кадровой развертки показывает частоту пол­ного обновления изображения на экране. Частота регене­рации измеряется в герцах (Гц). Чем больше частота, тем менее заметно мерцание экрана и соответственно меньше Усталость глаз. Минимально допустимой считается часто­та в 75 Гц, нормальной — 85 Гц, комфортной — 100 Гц и больше.

Параметры безопасности. По оценке специалистов, наиболее опасное воздействие на пользователя ПК ока­зывает электромагнитное излучение мониторов, которое можно снизить за счет использования различного рода защитных фильтров: сеточных, пленочных, металлизированных и пр. Следует также помнить, что при работе щ ПК расстояние до экрана монитора должно быть не мень­ше 50 см.

Принтер — устройство вывода текста и графики на печать. По способу нанесения красителя на бумагу разли­чают следующие виды принтеров: матричные, струйные лазерные.

В матричном принтере изображение выводится на бумагу с помощью специальной движущейся головки, в которой содержится несколько (9, 24 или 48) иголок, на­носящих удары по листу бумаги через красящую ленту. Матричные принтеры с небольшим количеством иголок имеют разрешение на уровне 140-200 dpi (точек на дюйм), более качественные — 24-игольчатые — до 360 dpi. Игол­ки, расположенные в печатающем узле, управляются элек­тромагнитом. Во время продвижения печатающего узла по строке на бумаге появляются отпечатки символов, состоя­щие из точек. В памяти принтера хранятся коды отдель­ных символов. Эти коды определяют, какие иголки следу­ет активизировать для печати определенного символа.

Матричные принтеры, несмотря на все свои недостат­ки (низкую скорость печати, высокий уровень шума, низ­кое качество печати графики и текста и др.), находят при­менение в различных организациях (в банках, пунктах обмена валюты, паспортно-визовых службах и др.) для пе­чати финансовых и отчетных документов из-за высокой надежности печати от фальсификации. В матричных прин­терах краска «вбивается» иголками в бумагу, и поэтому подделать такой документ сложнее.

В струйных принтерах красящее вещество (чернила) из специальной емкости выдувается на бумагу с помощью системы капиллярных распылителей, число которых в среднем от 16 до 400, а в некоторых моделях цветных струй­ных принтеров и более 400. Струйные принтеры использу­ют два метода распыления чернил: пьезоэлектрический метод (фирма Epson) и метод газовых пузырьков (Hewlett Packard).

Цветная печать выполняется путем смешивания раз­ных цветов в определенных пропорциях, поэтому принтеры оснащаются картриджами с разными цветами чернил. Печатающий узел проходит по одному месту листа несколь­ко раз, нанося нужное количество чернил разного цвета. После смешивания чернил на листе появляется участок нужного цвета. Струйные принтеры обладают высоким качеством печати черного текста и цветной графики до 3600x1200 dpi, благодаря чему позволяют печатать полно­цветные фотографии. Основной недостаток струйных прин­теров заключается в высокой стоимости печати.

Лазерные принтеры являются самыми перспектив­ными принтерами, обеспечивающими высокое качество (черно-белой) печати при низкой стоимости. Элемента­ми лазерного принтера являются источник света (лазер), светочувствительный барабан (фотобарабан), красящий порошок (тонер) и блок термического закрепления тоне­ра. В лазерных принтерах реализован метод электрофо­тографической печати. Под воздействием света на соот­ветствующих участках фотобарабана скапливается элек­трический заряд. Источник света — лазер мощностью несколько десятков милливатт с длиной волны 700-800 нм, который точечно наэлектризовывает барабан со светочувствительным покрытием. Для того чтобы по­крыть всю область печати по ширине листа, луч отклоня­ется подвижной оптической системой, состоящей из линз и зеркал. Частицы тонера прилипают к заряженным уча­сткам барабана, после этого барабан контактирует с лис­том бумаги, электрический заряд которого противополо­жен заряду барабана. В результате частицы тонера пере­ходят на бумагу. В блоке термического закрепления тонер закрепляется на бумаге под воздействием температуры и Давления.

При цветной печати изображение формируется смешиванием тонеров разного цвета за 4 прохода листа через пе­чатающий механизм. При каждом проходе на бумагу на­носится определенное количество тонера одного цвета. Цветной лазерный принтер является сложным электрон­ным устройством с 4 емкостями для тонера, оперативной памятью, процессором и жестким диском, что соответст­венно увеличивает его габариты и стоимость, именно по­этому цветная лазерная печать пока не находит широкого применения.

Преимущества монохромной лазерной печати по срав­нению со струйной заключаются в более высоком качестве печати текста, стойкости отпечатков к воздействию влаги и света, низкой стоимости печати, а также более высокой скорости печати.

Плоттер (графопостроитель) — устройство для выво­да чертежей на бумагу. Их используют в проектных ин­ститутах, конструкторских бюро и т. п. Устройство плот­теров аналогично устройству струйных принтеров, только они значительно больше по размерам. По конструкции плоттеры делятся на планшетные и рулонные. В планшет­ных плоттерах материал, на который идет вывод, фикси­руется, а печатающий узел перемещается в двух направле­ниях — по осям X и Y. В рулонных плоттерах бумага пере­мещается в вертикальном направлении, а печатающий узел — в горизонтальном направлении. Более высокое ка­чество вывода графической информации обеспечивают планшетные плоттеры.

Устройства связи предназначены для приема и пере­дачи (ввода и вывода) информации между двумя и более ПК. В зависимости от целого ряда параметров (типа ли­нии связи, вида подключения, удаленности ПК и др.) ис­пользуются различные устройства связи.

Модем (модулятор-демодулятор) — устройство, преоб­разующее информацию к виду, в котором ее можно пере­давать по телефонным линиям связи. Модемы выполняют цифроаналоговое преобразование цифровых сигналов ПК для их передачи по телефонной линии связи или аналогово-цифровое преобразование аналоговых сигналов связи в цифровые сигналы для обработки в ПК. Модемы передают данные по обычным телефонным каналам со скоростью до 56 000 бит в секунду. Также модемы осуще­ствляют сжатие данных перед отправлением, поэтому их минимальная скорость может превышать максимальную ско­рость модема.

Сетевой адаптер (сетевая плата) — электронное уст­ройство, выполненное в виде платы расширения (адаптер может быть интегрирован в системную плату) с разъемом для подключения к линии связи. Сетевой адаптер исполь­зуется для подключения ПК к локальной компьютерной сети.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-31; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 306 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2174 - | 2121 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.