Хорошо при первой встрече.
_____________
«БЕСКОНЕЧНОЕ КОЛЬЦО»
Группа встает в круг и берется за руки. На руке у ведущего висит веревочное кольцо. Не разрывая рук все должны пролезть сквозь него (по кругу) и вернуть кольцо обратно. Второе кольцо можно пустить в другую сторону.
«Бревно дедушки Ленина» - группа ложится на пол, один человек перпендикулярно сверху, задача совместным вращением вокруг оси передвинуть его из начала ряда в конец. Руками помогать нельзя.
_____________
«ФОТОАППАРАТ»
Группа делится на пары. Первый в паре становится фотографом, второй фотоаппаратом. Фотоаппарат закрывает глаза, фотограф подводит его к интересному месту в помещении, и слегка нажимая на его голову «делает снимки» (Фотоаппарат на секунду открывает глаза, а потом закрывает опять). Потом фотоаппарат должен угадать, в каком месте «сделаны снимки». Затем роли меняются. На самом деле упражнение имеет скрытый подтекст, о котором говорится на последующем обсуждении. Наиболее важные моменты следующие: кто из фотографов как вел за собой свой фотоаппарат, предупреждал ли об опасностях, думал ли о напарнике или только о себе. Насколько фотоаппарату было комфортно со своим фотографом, насколько он доверял ему. Кому приятнее было быть фотографом (то есть ведущим), кому фотоаппаратом (то есть ведомым) и т. д.
_____________
«МОЯ ВЕЩЬ»
Участники сидят в кругу. Каждый участник, по очереди, кладет личную вещь в центр круга и рассказывает несколько деталей о себе - имя, возраст, место проживания, увлечения и т.д. После этого, когда все игроки поучаствовали, каждый участник берет вещь не принадлежащую ему. Начинают обсуждение вещей: вещь выкуплена, если хозяин вещи сможет сказать о том, кто держит вещь, одну из деталей, которую держащий вещь сказал в начале игры. Если хозяин вещи помнит правильно, он получает свою вещь обратно и переходят к следующему по очереди. Если он не помнит детали о держащем его вещь, то он отдает дополнительную вещь сидящему напротив держащего вещь. После первого круга выкупа вещей, тот кому не удалось в предыдущий раз пробует выторговать обе его вещи. За каждую вещь нужно обозначить другую деталь. Тот кому не удается вспомнить деталь, он отдает очередную свою вещь. Игра заканчивается, когда все вещи разобраны их хозяевами.
_____________
«СУЕТА СУЕТ»
Всем участникам раздаются карточки, которые разделены на 9-16 клеточек. В каждой клеточке записано задание. Суть одна: записать в клеточку имя человека, который (тут открывается простор для фантазии) любит рыбу, держит дома собаку, любит звёзды… Чем неожиданней будет задание, тем лучше. Можно заложить в эту карточку то, что нужно вам. Например, выявить любителей рисования, пения, игры на гитаре и т. д. Побеждает тот, кто быстрее и точнее соберёт имена.
_____________
«УГАДАЙ С ПЯТИ РАЗ»
Каждому участнику прикрепляется на спину карточка со словом, которую он не видит. Игрок находит себе «собеседника», читает его слово, так же делает и «собеседник». Чтобы угадать свое слово, они задают друг другу по пять вопросов, на которые можно отвечать только «да» или «нет». Если слова не угаданы, образуются новые пары и снова пять вопросов.
_____________
«ПОЧЕШИ СПИНКУ»
Заранее напишите следующие слова большими буквами на листе ватмана: голова, колено, ступня, спина, живот, плечо, нос. Покажите всем ватман и скажите: «Я собираюсь подуть в свисток и указать пальцем слово. Слово, которое я покажу - это часть тела и вам нужно будет почесать кому-нибудь еще в комнате это место. Также я буду называть номера. Число, означает число людей, которых вы должны будете почесать. Для примера: когда я дую в свисток, показывая слово «спина», и называю число «6», вам следует бежать по комнате и чесать других 6 спин. Тогда свисток опять повторяет процедуру с другими частями тела и цифрами. Вы можете повторять эти части тела. Но не в последовательности. Держите темп и активность.
____________
«ДЖОЙСТИК»
Игра командная (лучше всего две команды). Команды встают друг против друга, причем каждый берет за руку соседа за большой палец. Большой палец соседа будет джойстиком. Первый в цепочке протягивает руку вперед над столом. На что кладется монета. Все закрывают глаза, кроме последнего участника команды. Он и управляет «джойстиком» передавая первому команду через остальных участников. Цель первого опустить палец точно на монету.
_____________
«ТЕТРИС»
Эта игра требует некоторой домашней подготовки. Вы должны нарисовать на большом листе бумаги детали строительного конструктора (тетриса), причем число этих деталей должно быть равно числу участников игры. Вы вывешиваете этот плакат, и предлагаете каждому участнику выбрать одну из деталей и сыграть ее. После того, как все участники распределили детали между собой, предложите им построить конструкцию, изображенную Вами на другом листе ватмана. Старайтесь, по мере возможности, не изображать башни и небоскребы, потому что участникам игры трудно будет избежать падения при необходимости создания живой пирамиды из пяти - шести участников.
_____________
«ШОКОЛАДКА»
Каждый по кругу бросает кубик (желательно большого размера), и когда выпадает 6, бежит за стол, одевает шапку, шарф, берет вилку и нож, режет шоколад и с вилки ест шоколадку до того момента, пока кто-нибудь не выкинет следующую 6. Следующий, кто выкинул 6 забирает шарф и шапку, надевает, и сам начинает есть шоколадку до тех пор, пока следующий не выкинет 6 и т.д.
_____________
«Я – ТОТ, КТО…»
Если в вашей группе уже сложились доверительные отношения, то можно провести эту игру на более близкое знакомство друг с другом. Каждому члену группы раздается такой листок. Он должен отметить 10 пунктов, соответствующих ему. Потом листки собираются и читаются вслух, и все угадывают, кто заполнял эту анкету.
- стесняюсь, когда мне делают комплимент; - боюсь высказать свое мнение; - пою в душе; - сильно перчу свой суп; - слушаю музыку на полную громкость; - люблю танцевать, когда никто не видит; - плачу во время мелодрам; - останавливаюсь, чтобы понюхать красивые цветы; - люблю спать днем; - боюсь сдавать кровь из пальца; - убегал из зубного кабинета; - люблю плохую погоду; - люблю читать романы о любви; - разговариваю во сне; - храплю; - ненавижу летать на самолете; - много критикую других; - смотрю сериалы; - боюсь темноты; - ябедничал в детстве; - рано ложусь спать; - пишу стихи; - разговариваю с животными; - вырывал листы из дневника; - подсматриваю за другими во время молитвы; - люблю долго спать; - не боюсь спросить незнакомого человека; - люблю путешествовать один; - коплю деньги; - очень боюсь растолстеть; - презираю всех девчонок; - вру о своем возрасте; - сам пришиваю свои пуговицы; - закрываю глаза в страшных фильмах; - списываю; - очень забочусь о своей коже; - часто строю себе список того, «что нужно сделать»; - не имею близких друзей; - сплю с игрушкой; - никогда не ходил к врачу; - прямо говорю, когда у другого пахнет изо рта; - оставался на второй год; - сначала ем торт, потом первое блюдо; - не умею слушать собеседника; - очень обидчив; - засыпал на уроке- не пользуюсь дезодорантом; - постоянно ношу с собой конфеты; - ношу даже грязные носки; - не умею воспринимать критику.
_____________
«Я ПОШЁЛ НА ПРОГУЛКУ»
Эта игра – отличная тренировка памяти, поскольку задача участников – запомнить и повторить всё увеличивающийся список слов. Один из участников выбирает предмет и начинает игру словами: «Я пошёл на прогулку и взял с собой зонтик». Следующий игрок должен повторить предложение и добавить своё слово, например: «Я пошёл на прогулку и взял с собой зонтик и собаку» и т.д. Таким образом, предложение становится всё длиннее и длиннее. Тот, кто не может правильно воспроизвести предыдущую фразу, выбывает из игры. Оставшийся последним игрок становится победителем. Поощрите победителя, это вознаградит затраченные силы и поощрит других к активному участию в играх. Не делайте очень дорогих подарков пусть, это будет просто карандаш, открытка или какая-нибудь другая безделушка.
_____________
«ПОКАЖИ НАМ ЧТО-ТО, ЧТОБЫ МЫ ТЕБЕ ПОАПЛОДИРОВАЛИ»
Делает какие-то движения, а все повторяют. Игрок должен понять, что он сам зааплодирует, тогда и сидящие в зале будут аплодировать.
_____________
«ТЕСТ НА ЖЕНСТВЕННОСТЬ И МУЖЕСТВЕННОСТЬ»
Бывают ситуации, когда парни поступают так, как присуще парням. Для игры нужно одинаковое количество парней и девушек. Попросить игроков выйти за дверь и вызывать их по одному. Начинаешь рассказывать историю: «Представь, что мы с тобой гуляем. Посмотри, какое звёздное небо. Пока ты смотрел на небо, я лужу обошла, а ты нет. Глянь, как ты запачкал обувь, посмотри на подошву. Посмотри который час. Вот лавочка, давай присядем. Ты знаешь, я так замёрзла, зажги спичку, погреемся».
____________
«ВОТ РЕЗУЛЬТАТЫ НАШИХ НАБЛЮДЕНИЙ»
Обычно, когда девушка смотрит на небо, она сначала поднимает глаза, а затем голову. А парень резко поднимает голову. Когда девушки смотрят на подошву, они ногу отводят назад, а парни вперёд. Когда девушка смотрит на часы, она отодвигает манжет, а затем смотрит на часы. А парень резко смотрит на часы, стряхивая их с руки. Когда девушка садится куда-нибудь, она сначала стряхивает пыль со скамейки (стула), а затем садится. Парень – просто садится несмотря ни на что. Парень зажигает спичку к себе, а девушка от себя.
_____________
«СОСТАВЬ СЛОВО»
Две команды по 6 человек. Им на грудь прикрепляются таблички с буквой. Они должны составить как можно больше слов за определённый отрезок времени. Можно выбрать по одному помощнику для каждой команды, чтобы они записывали полученные слова. Чья команда составит больше слов, та победила.
_____________
«ГОНКА НА ТРЁХКОЛЁСНОМ ВЕЛОСИПЕДЕ»
Приглашается желающий. Он садится на стул лицом к зрителям. Ему дают два карандаша или две короткие палочки. Ведущий предлагает ему удерживать палочки «домиком», поочерёдно ритмично поднимая и опуская ноги на счёт «раз, два, три». В то же время играющий должен отвечать на задаваемые вопросы. Ведущий подчёркивает, что задание очень сложное, и переспрашивает, уверен ли игрок, что хочет играть (предлагается приз, если игрок сможет справиться с заданием). Игрок держит в каждой руке по карандашу, концы которых опираются друг на друга. После этого он начинает опускать и поднимать ноги. Ведущий начинает задавать игроку разные вопросы, например: «Сколько ты весишь?», «Каким дезодорантом ты пользуешься?» и т.д. Под конец он спрашивает, легко ли краснеет игрок. Скорее всего, ответ будет «нет». Тогда ведущий спрашивает, не откажется ли тот рассказать всем, где он научился так хорошо водить трёхколёсный велосипед.
_____________
«ГОРЯЧИЙ СТУЛ»
Кто пришёл первый раз, его сажают на стул по центру, и все задают ему вопросы, чтобы познакомиться. Сидящий на стуле должен быстро отвечать на них, но только не «да», и «нет», а полный ответ, на сколько это возможно. «лучшим - подарки».
____________
«ВИКИНГИ В МУЗЕЕ»
Группа людей делится на команды «по 4-5 чел». В отдельную коробку кладутся всевозможные предметы: «шнурки, часы, шары, заколки и т. д. «На листочках бумаги «по количеству команд» пишутся разные личности: например: «викинги, дворники, дантисты, и т. д «. На других листках, в том же количестве, пишется место действия: «подвал, бассейн, огород… «Из каждой команды выходит один человек и берёт сначала 3 любых предмета, после берёт листок с личностью и местом действия «листки должны лежать лицом вниз». После того, как все команды взяли всё необходимое. Даётся им 10-15 мин. на то, чтобы с помощью 3-х предметов, которые они взяли, показать в пантомиме тех людей и в том месте, которое им досталось. Остальные должны догадаться о ком идёт речь. Выигрывает та команда, которая лучше всего изобразит требуемое.
_____________
«ПОСТУЧИ РУКОЙ»
Участники собираются вокруг стола и кладут руки на стол, при этом руки каждого играющего перекрещиваются с руками соседей. Первый игрок начинает игру, стукнув рукой по столу. «Стук» обходит стол по часовой стрелке (в том порядке, как лежат руки, а не как сидят играющие!). Любая рука, заколебавшаяся, стукнувшая не в свою очередь или не стукнувшая вовремя, должна быть снята со стола. Игра продолжается до тех пор, пока на столе не останутся руки одного или двух участников.
_____________
«ПОЛСЛОВА ЗА ТОБОЙ»
Участники садятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова; тот, кто ловит, должен назвать вторую его половину. Например, паро-воз; теле-фон. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро. За каждую ошибку или задержку игрок выбывает из игры.
_____________
«КРЕПКОЕ ЗНАКОМСТВО»
Новичку по очереди подают руку другие, называя свои имена. Потом ему завязывают глаза и снова по очереди (в другом порядке) подают руки. Новичок должен назвать имя подающего ему руку.
_____________
«ИСТОРИЯ ИМЕНИ»
Все садятся в круг. Каждый из участников по очереди называет свое имя и рассказывает историю о том, почему его назвали именно так.
«КАРТА ЖИЗНИ»
Каждому участнику дается лист бумаги и ручка. На листе в верхней части нужно написать дату проведения игры, а в нижней части дату своего рождения. Между этими двумя цифрами провести произвольную линию, которая, по мнению участника, отражала бы его жизнь. На линии точками отмечаются наиболее важные, запоминающиеся события и хорошие и плохие. После составления «Карты жизни» каждый из участников рассказывает по ней о своей судьбе. Это упражнение лучше всего проводить в малой группе, где есть возможность выслушать каждого участника, если же людей много обсуждение следует проводить в парах или тройках.
_____________
«МОЙ ГЕРБ»
Каждый участник на своём листе рисует схему, символизирующую щит (смотри схему). Затем он начинает заполнять каждую клетку, отвечая на вопросы:
1. Имя, возраст.
2. Твой девиз (жизненное кредо).
3. Твое любимое занятие.
4. Цель жизни.
5. Качество, которое больше всего ценишь в людях.
6. Качество, которое ты не приемлешь.
Если игра проводится с целью знакомства участников между собой, то герб прикрепляется к одежде как эмблема. А затем участники в течение дня читают надписи на гербах друг друга.
_____________
«ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА»
На листе бумаги в центре пишется имя, а по сторонам и углам различные сведения об авторе. Набор вопросов следует определить заранее, в зависимости от целей игры (знакомство, получение информации, развитие творчества). Карточка крепится к одежде.
_____________
«СЦЕНКИ - ЭКСПРОМТЫ»
Любая сказка или миниатюра, текст собственного сочинения поможет организовать досуг большой группы людей. Для этого в нем выделяются все существительные – это и будут роли. При этом не надо забывать о ролях занавеса, антракта и звонков. Ведущему остается по жребию распределить роли, начать громко и выразительно читать текст, а героям – воплотиться в образ. Предлагаем примерный текст.
Наступило утро. Уставший от бессонной ночи начальник вошел в кабинет, подошел к окну, приоткрыл форточку и вдохнул свежий воздух. Теплый солнечный луч проник в окно и заплясал по стенам. За ним в окно влетела птичка. Начальник запустил в неё вазой. Птичка улетела, а ваза разбилась. Начальника охватил гнев. Но тут в кабинет вошла секретарша, толкая перед собой изящный столик, на котором позвякивал сервиз из китайского фарфора и лежали аппетитные бутерброды с черной икрой. Секретарша послала шефу ослепительную улыбку, и удалилась. Рабочий день начался.
_____________
«АРБАТ»
Из группы выбирается 5-7 человек, в игре они будут исполнять роль натурщиков. Ведущий включает спокойную музыку, а на стену вешает листы ватмана. Включается настольная лампа, наводиться на профиль лица натуры и по тени переводиться медленно и аккуратно на лист ватмана, каждый участник группы помогает сделать это наиболее точнее. Берутся кисти и краски. Пастель, карандаши, фломастеры и маркеры – это испортит впечатление. Пока часть позирует, другие их рисуют. Каждый имеет право нарисовать, дорисовывать профили «натурщиков». На свободной от портретов части лис-та участники сами рисуют интерьер, пейзаж, всё что угодно. А дальше - выставка!
____________
«СВЯЖИ ВЕРЕВКУ»
Примерно от 50 до 300 веревок различной длины спрятаны по игровой площадке. Участники разбиваются на пары или микро группы. По сигналу они ищут и собирают отрезки веревок, связывая их вместе. Выигрывает пара с самой длинной непрерывной веревкой. Лучше ограничить данную игру по времени 3 – 4 минутами. Нет необходимости находить все спрятанные веревки. Дополнительные возможности. За особую цветную веревку, если она найдена и привязана, полагается особый приз, или нашедшая ее пара должна начать следующую игру, показать фокус и т. д. Другой вариант – приз выигрывает пара с самой длинной связанной веревкой одного цвета.
_____________
«ИДИ СЮДА!»
Любимая игра Антона Семеновича Макаренко. Он писал, что стал считать себя мастером воспитательного дела, когда научился произносить фразу «Иди сюда!» с 16 различными интонациями. Неизвестно, каким образом он тренировался (может, один перед зеркалом, а может – на своих воспитанниках- беспризорниках), но в итоге действительно стал мастером. Можно попробовать, собравшись всей компанией, произносить эту (или любую другую) фразу с разными интонациями и эмоциональными оттенками. Например, сказать иди сюда командирским тоном, страстным шепотом, удивленно, иронично, трагически или безразлично. Или так, как сказал бы врач - ветеринар, областной прокурор, Иван Грозный, покинутый любовник, сицилийский мафиози, Джон Траволта и кто угодно еще.
_____________
«ХА-ХА-ХА»
Играющие садятся в круг. Первый игрок говорит: «ха», второй игрок говорит: «ха-ха», третий игрок говорит: «ха-ха-ха» и так далее, каждый игрок добавляет еще одно «ха». Каждое «ха» должно произноситься торжественно и важно. Если кто-то из игроков засмеется или попытается схитрить, он должен выйти из круга. Но как только они покидают круг, им позволено все. Вышедшие игроки могут делать все, до чего они только смогут додуматься, в попытках заставить других игроков рассмеяться. Касаться игроков запрещено.
_____________
«ПОДПИСИ»
Снаряжение: листы бумаги и принадлежности, в количестве, соответствующем числу участников. Построение: большой круг. Ход игры: по сигналу каждый участник должен заполнить свой лист бумаги подписями всех остальных присутствующих. Тот, кто закончил, объявляет «Есть». Окончание игры: все встают в круг снова, первый окончивший пытается расшифровать все имена, написанные на листе, проверяя, кто из присутствующих относится к каждой из подписей.
____________
«ВОЗДУШНЫЕ БАШНИ»
Участники сидят на стульях в тесном кругу. Ведущий произносит предложение, включающее в себя какой-либо факт.(Например, «Я первый ребёнок в семье». «Я люблю носить джинсы». «Я не переношу чеснока». Можно также в шуточном тоне: «Нечего мне больше сказать», «Я ненавижу шлёпанцы» и т. п.) Тот, чей ответ будет «нет», остаётся на месте. Тот, чей ответ будет «да», передвигается на один стул вправо и садится или на освободившийся стул, или на колени того, кто уже сидит на этом стуле. Со временем построятся «Воздушные башни», - несколько человек сидящих на одном и том же стуле, т.е. один на коленях у другого. Окончание игры: можно попросить кого-либо из участников продолжить вести игру. Заканчивают когда устают.
____________
«УЗНАЙ ПО НОСУ»
В углу комнаты вешают плотную раздвигающуюся занавеску. За ней на стул садится водящий. Участники поочередно, чуть раздвигая ее, показывают ему руку, ногу, глаза, рот, нос, волосы и т.д.
Если водящий узнает товарища сразу же, он получает пять очков, при повторном показе – 3 очка, при третьем – 3, при четвертом – 2, при пятом – 1 очко.
Игра повторяется несколько раз, причем, водящие меняются.
_____________
«ЗООПАРК»
Каждый участник становится зверем – слоном, раком, комаром, оленем, рыбой, змеей, зайцем, львом или другим по своему выбору или фантазии. Главное – это придумать характерный жест, которым он и будет показывать своего зверя. Смысл игры: показать своего зверя, а потом зверя другого участника. Другой участник показывает опять же своего зверя, а потом зверя третьего участника. Все надо делать быстро, но без ошибок, кто ошибется, кладет фант. В конце игры, когда останутся двое участников фанты разыгрываются: один победитель отворачивается и придумывает смешные задание для тех, чьи фанты выбирает другой победитель.
Жесты:
Слон – правой рукой дотронуться до носа. В окружность, образованную рукой, просунуть до упора левую руку.
Рак – сложить обеими руками фиги, поднести к глазам, пошевелить большими пальцами.
Комар – сложить кулак, вытянуть указательный палец, поднести тыльной стороной ладони к носу, помахать получившимся хоботком.
Олень – крестообразно сложенными руками с растопыренными пальцами быстро взмахнуть над головой (так танцуют чукчи).
Рыба – сложить ладони, как для молитвы, опустить параллельно полу, совершить волнообразное движение (похоже на прыжок рыбы и уход ее в глубину вод).
Змея – покачав правой рукой с чуть при согнутой ладонью, изобразить очковую кобру, готовящуюся к нападению.
Заяц – банально: сложив ручки на уровне груди. Так изображают зайчиков во всех детсадах – вспомните золотое детство свое!
Лев – почти как заяц, но когти наружу и (обязательно!) состроить зверское лицо.
Главное: Все жесты должны быть точными, безошибочными и очень быстрыми. Малейшая неточность или задержка карается фантом. В конце концов, жесты перепутываются, рак начинает шевелить комариными хоботками, а у зайца появляется свирепое выражение лица. Попробуйте, очень хорошо игра идет в смешанной взросло-детской или студенческой компании.
Полезная литература, которую СТОИТ прочесть и порекомендовать другим:
1. Аверьянов Л.Я. «Искусство задавать вопросы»
2. Аксенов Дмитрий «Гений общения»
3. Аугустинавичюте Аушра «Соционика. Психотипы. Тесты»
4. Багрунов В.П. «Азбука владения голосом»
5. Баева О.А. «Ораторское искусство и деловое общение»
6. Батаршев А.В. «Диагностика способности к общению»
7. Биркенбил В. «Язык интонации, мимики, жестов»
8. Бодалев А.А. «Восприятие и понимание человека человеком»
9. Бойко В.В. «Энергия эмоций в общении»
10. Бринкман Р. «Гений общения. Пособие по психологической самозащите»
11. Васильев Н.Н. «Тренинг преодоления конфликтов»
12. Васильев Н.Н. «Тренинг профессиональных коммуникаций»
13. Введенская Л.А. «Культура речи»
14. Вилсон Гленн «Язык жестов»
15. Гласс Лиллиан «Я читаю ваши мысли»
16. Дронов Михаил «Талант общения. Дейл Карнеги или Авва Дорофей»
17. Егидес А.П. «Лабиринты общения, или как научиться ладить с людьми»
18. Кволс-Ридлер Кэт «Пойми себя и других»
19. Кинан Кейт «Эффективное общение»
20. Крейдлин Г.Е. «Невербальная семиотика. Язык тела и естественный язык»
21. Кроль Леонид «О том, что в зеркалах. Очерки групповой психотерапии и тренинга»
22. Кроль Леонид «Тренинг тренеров: как закалялась сталь»
23. Лаундес Лейл «Как говорить с кем угодно и о чем угодно»
24. Литвак Михаил «Психологическое айкидо»
25. Мастенбрук Вильям «Управление конфликтными ситуациями и развитие организации»
26. Мерманн Элизабет «Коммуникация и коммуникабельность»
27. Моисеев А. А., Завьялова Ж. В. «Работа с возражениями и сопротивлениями»
28. Пиз Аллан и Барбара «Говорите точно... Как соединить радость общения и пользу убеждения»
29. Пиз Аллан и Барбара «Как писать так, чтобы было понятно всем!»
30. Пиз Аллан и Барбара «Новый язык телодвижений: Расширенная версия»
31. Равенский Н. Н. «Как читать человека. Черты лица, жесты, позы, мимика»
32. Фишер Роджер «Переговоры по-гарвардски»