Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 8. Западноевропейская философия XIX – XX вв.




8.1. Марксистская философия: диалектический материализм, исторический материализм. Карл Маркс (1818-1883)-«Капитал», «Экономическо-политические рукописи»; Фридрих Энгельс (1820-1885)-«Анти-Дюринг», «Диалектика природы».

8.2. Позитивизм.Огюст Конт (1798-1857) как основоположник новой науки- социологии. Концепция о трех стадиях развития научного знания (теологической, метафизической, позитивной, т.е. научной). Эмпириокритицизм (Эрнест Мах, Рихард Авенариус)

8.3. Иррационализм (философия жизни, фрейдизм, экзистенциализм). Артур Шопенгауэр (1788-1860)- как создатель «философии воли» и родоначальник современного иррационализма. «Мир как воля и представление».

8.4. Воля к жизни как воля к власти. «Философия жизни» Фридриха Ницше (1844-1900)- «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра», «Сумерки идолов». Философия жизни Освальда Шпенглера (1880-1936)- «Закат Европы».

8.5 Экзистенциализм Серена Кьеркегора (1813- 1855)- «Страх и трепет», «Философские крохи». Экзистенциализм М.Хайдеггера, К.Ясперса, Ф.М.Достоевского, Н.А.Бердяева.

8.6 Феноменология Эдмунда Гусерля(1859-1938). Глубинная психология: З.Фрейд, К.-Г.Юнг, А.Адлер, ЭФром. Герменевтика: Ф.Шлейермахер, Х.Гадемер.

 

Литература:

** Алексеев П.В. История философии. – М., 2010, с.141-218

** Алексеев В.П. Философы России 19-20вв. – Энциклопедический словарь. – М., 2002

** Антюшин С.С. Основы философии. – М., 2010, с. 139-168

** Горелов А.А. Основы философии. – М., 2004, с.113-131

** Гуревич П.С. Основы философии. – М., 2004- 439с.

** Канке В.А. Основы философии. – М., 2008, с.64-81

** Лавриненко В.Н. Философия. – М., 2007, с.120-141

** Сычев А.А. Основы философии. – М., 2009, с.68-72

** Таранов П.С. 150 мудрецов и философов (Жизнь.Судьба. Учение.Мысли). Интеллектуальный энциклопедический справочник: В2-х т. – Симферополь-Запорожье, 2000

** Халин К.Е. Краткий курс по философии: учеб. пособие-М., 2010

 

Бл-Сх № 59 (В.Недобитюк)

 

 


         
 
 
 
**Выделяется следующие ОЭФ: первобытно- общинная, рабовладельческая, феодализм, капитализм, коммунизм….Смена формаций характеризуется обострением классовой борьбы
 
   

 


Бл-Сх № 59-А (В.Недобитюк)

 

               
   
     
Коммунизм
 
     
Капитализм
 
 
 

 

 

       
 
 
   

 

               
     
 
   
 
 
 


Бл-Сх № 60 (В.Недобитюк)

 

           
 
 
   
 
   
Ф.Ницше (1844-1900): «По ту сторону добра и зла», «Так говорил Заратустра», «Сумерки идолов»: ** Мораль рабов – отстаивает интересы общности (стада), а не личности; направляет солидарность, милосердие на поддержку больных, убогих и неудачников; требует отречения от своих интересов, подавления своего «Я!» ради служения интересам большинства; через нормы морали уравнивает всех индивидов **Разграничил понятия «хорошее» (высокое, знатное) и «плохое» -низменное, в отличие от зла не является предметом размышлений, объяснений. («По ту сторону добра и зла») ** Ницше критиковал церковь и религию: «Христианство провозглашает равенство людей перед Богом и это – самая страшная фальшь». ** Утверждал, что само существование церкви «можно сравнить с жизнью паразита: насаждением своих идеалов святости она высасывает надежду у людей на жизнь…» («Антихристианин») ** Средоточием свободы и воли Ницше считал сверхчеловека- «белокурую бестию», существо, нежное к себе подобным ибеспощадное к другим («Так говорил Заратустра») ** Он утверждал, что «жизнь нельзя понять разумом, ее можно лишь переживать. Наиболее ярко она проявляет себя в страстях, экстазе, инстинкте самосохранения, «воле к власти». ** Ницше критиковал церковь и религию: «Христианство провозглашает равенство людей перед Богом и это – самая страшная фальшь».  

 


Бл-Сх № 60-А- (В.Недобитюк)

 

 

     
 
 
   
О.Шпенглер (1880-1936) ** В работе «Закат Европы» он характеризует восемь мировых культур и говорит о неизбежной гибели современной западной культуры. ** Шпенглер в 1923 в своих трудах утверждал: «Западная культура достигла стадии цивилизации, образовался «мировой город», в котором нет народа, а есть масса… ** В начале 20 века Шпенглер утверждал, что культура, пройдя стадии зарождения, роста, зрелости и «как бы растрачивая волю к жизни», умирает, превращаясь в цивилизацию.  

 

 


 

 

Бл-Сх № 61 (В.Недобитюк)

Ленин В.И. – «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради», «О значении воинствующего материализма»

В работах «Государство и революция», «Что делать?», «Империализм как высшая стадия капитализма»- обосновал возможность победы в России пролетарской революции, разработал учение о революционной ситуации

А) Энгельс Б) Плеханов В) Троцкий Г) Ленин Д)Чернышевский Е) Бердяев

** Проблема материи. В работе «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин подробно проанализировал кризис в физике и впервые дал научное определение материи. «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания и отображаемая им…» В понятие материи, кроме вещества, он включал поле и антивещество.

Проблема истины. Истина согласно классической концепции означала совпадение представлений человека и действительности. Ленин не только расшифровал понятие «действительность», под которым можно понимать и явление, и сущность, и предмет, и духовное образование. Истина, - писал он, - это такое содержание наших представлений, которое не зависит ни от человека, ни от человечества (следовательно, не зависит оно по содержанию и от классов, т.е. истина надклассова и надысторична). Ленин сформулировал также положение об истине как процессе: он показал, как соотносятся

между собой абсолютная и относительная истины, как4 из одной относительной истины вырастает другая, более полная.

Проблема практики. Ленин подчеркнул, что практика не только абсолютна(в плане критики агностицизма), но и относительна. Её нельзя абсолютизировать. Она сама находится в развитии, т.е. может быть менее развитой или более развитой. Не всякая практика может служить критерием истины, а только такая, какая соотносительна с развитием теории. Отсюда вытекало, что критерием истины является не практика вообще, а только практика, взятая в историческом развитии.

 

Проблема всеобщего метода познания. В своих «Философских тетрадях» (1914-1916) Ленин раскрыл структуру («элементы») диалектики как теории и всеобщего метода. В диалектику оказались включенными не только основные законы развития, но и многие относительные категории, выступающие в процессе познания в качестве принципов, регулирующих познавательную деятельность (принцип единства формы и содержания, принцип казуальности и др.). Ленин раскрыл сущность и значение принципа единства диалектики, логики и теории познания.

 

Проблема союза философии и естествознания. В работе «О значении воинствующего материализма» (1922) Ленин выдвинул положение о необходимости установления союза философов-марксистов с естествоиспытателями-некоммунистами (с естественно-научными материалистами и даже

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 507 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

2507 - | 2325 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.