ХОД УРОКА
Оратай отдает земле свою силушку, и сторицей ему воздает земля.
Ж. Пилипенко
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Беседа.
1) Какова тематика былин?
2) Какие качества ценит народ в своих богатырях?
3) Чем интересен язык былин? Какую роль играют эпитеты и гиперболы?
4) Как вы думаете, почему в сказках одержать победу над врагом герою помогают волшебные существа и предметы, а в былинах побеждает сам богатырь?
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Вступительное слово учителя.
Мы говорили о былине, прославляющей героизм и бесстрашие богатыря Ильи Муромца, стоящего на страже родных рубежей и приносящего избавление от вражеских сил. Такая былина называется героической. Но есть былины, в которых богатыри занимаются мирным трудом, встают на защиту собственной чести, семьи своего рода. Таков богатырь Микула Селянинович. Никто не может сравниться с ним по силе. Микула носит с собой «тягу земную» как знак тяжелого хлебопашеского труда и как знак земледельческого могущества.
Подобные былины называются социально-бытовыми.
III. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА
IV. ВОСПРИЯТИЕ УЧАЩИМИСЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
1. Слово учителя.
Герои былины — удивительные люди. Микула пашет землю, любит, встав до восхода солнышка, приналечь на соху. А что же Вольга? Кто он?
Родился Вольга, и матушка наклонилась над дитятей, хочет пеленать его, колпачок на головушку надеть, а младенец требует: «Ты не пеленай меня, матушка, в эти пеленочки шелковые! Ты не пояси меня, родимая, в эти пояса золоченые. Лучше ты, матушка, надень на меня доспехи-латы богатырские... На голову — богатырский шлем, в правую рученьку ты мне вложи палицу трехсотпудовую, в ноги — копье бурзамецкое, в головы — седелышко черкасское!»
И все-то умел Вольга, много премудростей знал: и как в синее небо за облака соколом залетать, и щукою в морях ходить, и волком рыскать, и львом по лесам порыскивать. И дружинушку собрал себе — двадцать девять богатырей! Да вот повстречались они - Вольга-богатырь неуязвимый и Микула Селянинович, оратаюшка, мудрый да сильный...
2. Чтение былины учителем. Беседа с учащимися по содержанию произведения.
1) Каким премудростям хотелось научиться Вольге?
2) Какую дружину собрал он и куда с ней отправился?
3) Что услышали в чистом поле?
4) Прочитайте выразительно фрагмент о том, что увидели Вольга с дружиною.
5) О чем предупреждает оратай Вольгу Святославовича?
6) С каким предложением обратился к оратаю Вольга?
7) О чем забеспокоился оратай в пути?
8) Как справляется «дружинушка хоробрая» с заданием «сошку из земельки повыдернути... да бросить сошку за ракитов куст»?
9) Кто же сумел с задачей этой справиться?
10) Прочитайте с выражением, что отвечал оратай Вольге на вопрос о том, как зовут его, «нарекают по отечеству»?
11) Кто из героев былины понравился вам больше? Почему?
12) О каких качествах богатыря мы читаем в эпиграфе? Что вы можете добавить?
13) Какие чувства вызывают в нас Вольга и его дружина?
14) Какой композиционный прием положен в основу былины?
15) Что для каждого из героев является в жизни главным?
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Заключительное слово учителя.
Эта былина о трудовом подвиге Микулы Селяниновича. Главный герой наделен не только силой, но и любовью к земле, к нелегкому крестьянскому труду.
Вольга — полная противоположность Микуле. Он чародей, волшебник, но и князь, хозяин, который выехал со своей дружиной взимать дань с крестьян: «Поехали к городам да за получкою». Но кудесник Вольга не смог справиться с сошкой, даже с помощью своей дружинушки он не сумел сделать то, что Микула Селянинович делал с легкостью и радостью — здесь его чары бессильны. Даже конь у крестьянина особенный: тихой рысью идет, «а Вольгин конь да оставается».
Былина построена на антитезе (противопоставлении): народ гордится пахарем Микулой Селяниновичем и иронизирует над князем.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Найти в тексте былины прием гиперболы, определить ее роль.
2. Выписать цитаты, характеризующие отличительные особенности Микулы Селяниновича.
3. Подготовить устный рассказ о пахаре Микуле Селяниновиче.
4. Выписать непонятные слова, найти в толковом словаре их толкование.