Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Другие представители российской юридической социологии

Глава 18. Юридическая социология

Помимо упомянутых выше Н. М. Коркунова, Л. И. Петражицкого и Б. А. Кистяковского, которые первыми стали читать курсы социологии в отечественных университетах, к выдаю­щимся представителям этого направления следует отнести, в частности, Ю. С. Гамбарова и Б. Н. Чичерина. Классикам же этого направления М. М. Ковалевскому и П. А. Сорокину по­священы отдельные главы в настоящем учебнике.

Несколько в стороне от названных крупных фигур юридиче­ской социологии стоит, пожалуй, еще более крупная в общественно-политическом плане фигура Бориса Ни колаевича Чичерина (26 мая 1828 г. — 3 февраля 1404 г.), теоретика государства и права, социолога и историка, публициста и общественного деятеля.

Его научная деятельность ведет начало от за­щищенной им магистерской диссертации «Областные учреждения в России в XVIII веке». Эта работа сразу же определила область основных интересов будущего лидера-теоретика либерально-западнического крыла в российском общественном движении: социальные основы политического и административного управления российским обществом.

Центральная идея всей социальной концепции Чичерина - приоритет государства, центральной администрации по отно­шению к обществу, общественным ассоциациям и союзам в ходе развития России. Главной целью необходимых России государ­ственных реформ он считал придание окостеневшим структурам власти гибкости и мобильности.

Чтобы общество двигалось вперед, утверждал он, нужен не только двигатель, но и стабилизатор, удерживающий общественное движение в заданном направлении. Развитие — это про­цесс накопления положительных результатов социального дви­жения: расширения областей как внутренней, индивидуальной свободы, так и внешней, соответствующей уровню развития экономики, господствующему политическому режиму.

«Для общества, члены которого внутренне несвободны, бы­ло бы губительным устранять внешние ограничители их дея­тельности, ослаблять нейтрализованную власть, что неизбежно приведет к усилению разгула страстей и к беспорядкам. Обще­ство нельзя сделать свободным более, чем свободен каждый из его членов».

Согласно Чичерину революции являются примером движе­ния ради движения, когда общество освобождается от прежних форм жизни, но не создает необходимых условий для развития новых органических его начал.

Главное в рекомендациях ученого — стремление к упроче­нию государственной власти, которая единственная могла в ус­ловиях российской действительности внести стабильность в сферу общественных отношений. «Всякое управление, в каких бы ни было формах, действует во имя власти и закона, а пото­му самоуправление невозможно там, где общество не носит этих начал в собственном сознании и не стоит за них как за ос­новы своего гражданского бытия. Разлад же между правитель­ством и общественным мнением всегда составляет преграду на­родному развитию».

Для сохранения стабильности необходим постоянно поддер­живаемый баланс между силой государства и активностью об­щественных союзов, следовательно, по Чичерину, главной тен­денцией здесь должно стать стремление к сближению либераль­ного общества и правительства. Высоко оценивая социальные функции института самоуправления, он в то же время опреде­ляет условия, при которых полномочия самоуправления могут быть ограничены. Вмешательство центра необходимо в случае либо неблагополучного течения дел в местной администрации, либо экстраординарных ситуаций (стихийные бедствия, неуро­жай и т. п.), справиться с которыми местное население и его органы власти не в состоянии.

Особенность социально-экономического развития России во второй половине XIX в. состояла в том, что, в противополож­ность западным странам, переложившим в значительной степе­ни работу по организации промышленности и крупного произ­водства вообще на плечи своих граждан, государство в России широко развивало свою хозяйственную деятельность в области промышленности, строительства железных дорог, телеграфа, организации кредитных учреждений. Оно владело огромным земельным фондом, 60% всех лесов, а через Государственный банк вело обширные эмиссионные, кредитные и финансовые операции как в России, так и за ее пределами, осуществляя контроль и регулирование всей промышленной и финансово-кредитной деятельностью в стране.

Все это не только укрепляло и расширяло роль и значение Российского государства в политической жизни, но и создавало предпосылки для дальнейшей концентрации производства и капитала.

Считаясь с этим как с данностью, Чичерин полагал, что ста­новление буржуазных отношений идет несравненно быстрее и безболезненнее в недрах сильного государства, нежели в усло­виях общественной смуты и шатаний, при демократических со­словиях, которые сохраняют сословное неравенство и обостря­ют тем самым социальные противоречия.

Значительные надежды он возлагал на земство, видя в нем инструмент, структуру формирования независимого обществен­ного мнения, где возможность подавления инициативы своди­лась к минимуму. Он ратовал за настоятельную необходимость вовлечения в политическую жизнь новых слоев — обуржуазив­шихся крестьян, представителей городской интеллигенции, об­ладающих солидным капиталом купцов и банкиров, фабрикан­тов и промышленников, тех, кто в силу своего положения мог активно повлиять на политическую обстановку, проводить в жизнь собственные экономические и политические интересы, приходя на смену дворянству.

Русский ум, считал ученый, содержит дух разгульной свобо­ды, не знающий границ и не признающий ничего, кроме своей воли. Такое положение не способствует упрочению государст­венных начал, несет дестабилизирующие тенденции. Роль «про­тивовеса» должно в этих условиях играть сильное государство, влияние которого на жизнь гражданского общества в России значительно сильнее, чем в странах Запада. Такова неизбежная плата за сохранение порядка и стабильности в государстве.

Еще одна типично российская особенность — наши бес­крайние просторы. Кроме достоинства, у данного обстоятельст­ва есть и недостаток: ими сложно управлять. Следствием этого является бюрократизация государственного аппарата и рост личной власти чиновников. Противовесом таким тенденциям Чичерин считал развитие теории и практики либерализма в России. Он выделял при этом разные типы либерализма и счи­тал, что далеко не все из них приемлемы для России.

Есть уличный либерализм, трактующий свободу как полную вседозволенность. Чичерин был его непримиримым противни­ком.

Существует оппозиционный либерализм, понимающий сво­боду как отмену или разрушение всяческих законов и границ; он ориентирован против централизации, регламентации, бюро­кратии и самого государства. Этот тип либерализма был также неприемлем для ученого.

Наконец, существует консервативный, или охранительный либерализм. Ему присуща трезвость к окружающему, он высту­пает за самостоятельную деятельность общества. Его девиз - «Либеральные меры и сильная государственная власть». Он стремится сохранить государственное единство, обеспечить не­зависимость страны от внешней угрозы, противостоит разруши­тельным внутренним тенденциям, выступает за сильную госу­дарственную власть. Именно такой тип либерализма развивал и поддерживал Чичерин, считая, что политические последствия местничества в условиях России намного более опасны, чем ги­пертрофированная централизация. «Чем меньше единства в об­ществе, тем больше его должно быть в государстве, то есть тем независимее и сосредоточеннее должна быть власть... Ослабле­ние государственной власти в России приведет к потере государ­ственной самостоятельности, хаосу и брожению в обществе»1.

Эпоха подлинного либерализма начинается с периода, когда государство добровольно убеждается в необходимости содейст­вия прогрессивным общественным силам, так как от этого со­трудничества в дальнейшем зависит благополучие государства и, соответственно, благосостояние его членов. Осознание госу­дарством и гражданским обществом границ своей деятельно­сти, умение самостоятельно ограничивать себя в установлен­ных рамках — признак зрелости общественного развития.

Юрий Степанович Гамбаров (1850—1926) — со­циолог и юрист, один из ближайших сподвижни­ков выдающегося русского социолога М. М. Ко­валевского.

В 1870 г., окончив факультет права Москов­ского университета, он работал в судах г. Тиф­лиса, затем продолжил образование в Герма­нии. В разные годы Гамбаров был профессором Ю. С. Гамбаров Московского университета, Нового универси­тета в Брюсселе, заведовал кафедрой Петер­бургского политехнического института, был ученым секретарем Русской высшей школы общественных наук в Париже.

Среди его трудов наибольший интерес представляют книги «Общественный интерес в гражданском праве» (1879), «Социо­логическое основание института пе§о1юшт §е81юп» (1880), а также «Курс гражданского права» (1911), в котором дан историко-социологический анализ основных социальных институтов.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Глава 21. Основы конституционного права Китайской Народной Республики
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 275 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2529 - | 2189 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.016 с.