Материя – философская категория для обозначения объективной реальноости, которая дается человеку в его ощущениях, которую он может и пытается понять, но при этом материя существует независимо от самого человека. Например, английские материалисты Ф. Бэкон, Т. Гоббс к их числу относили протяжность, непроницаемость, вес, форму и т. п. Иногда понятие материи вообще отождествлялось с одним, неким «первичным» свойством, например с протяжностью или массой (Р. Декарт, И. Ньютон). Такое определение не противоречило научной картине мира до конца XIX в. Сама форма материализма на этой основе получила название метафизического, или механистического, поскольку не только основывалась на теоретических данных физики, но и выступала мировоззренческой и методологической основой научных поисков.
Метафизическое мировоззрение поколебали великие открытия, совершенные на рубеже XIX—XX вв. Открытие радиоактивности опровергло учение о непроницаемости атома, открытие электрона сняло тезис о его неделимости, открытием рентгеновского излучения была доказана возможность превращения вещества в поле. Была установлена изменчивость массы тел в зависимости от скорости. Все это настолько расходилось с обычными представлениями о свойствах физических тел, что некоторые естествоиспытатели растерялись. Они стали объяснять, например, радиоактивный распад атомов как «исчезновение» материи, превращение материи в энергию. В действительности материя не исчезала, устаревали представления о ней. Перед лицом новых научных открытий обнаружилась ошибочность попыток приписать материи в целом качества, которые присущи отдельным ее видам.
Третий этап развития представлений о материи характерен для философии XX в. Здесь на первое место в понимании материи был поставлен не естественнонаучный, а философский аспект. Это взгляд на материю как сущность — субстанцию, лежащую в основе внутреннего единства всего разнообразия явлений и предметов. Материю стали рассматривать как объективную реальность.
Современное понятие «материя» имеет конкретное содержание и охватывает более узкий класс объектов по сравнению с категорией «бытие». Общепринятым ее определением является следующее. Материя — это философская категория для обозначения объективной реальности, которая дается человеку в его ощущениях и которую он может и пытается познать, но при этом материя существует независимо от самого человека.
Из этого следует, что материи в чистом виде, в форме некой «праматерии» не существует. Она охватывает бесчисленное множество различных объектов и систем природы, имеющих неисчерпаемое разнообразие свойств; в категории «материя» великое множество образований объективной реальности сведено к одному общему свойству — существовать независимо от человеческих ощущений и отражаться в человеческом сознании; философское толкование материи охватывает не только объекты, ранее познанные наукой, но и те, которые могут быть открыты в будущем. И хотя потенциальные объекты, возможно, будут иметь принципиально новые свойства, они все же останутся материальными, поскольку будут существовать реально, вне человеческих ощущений; все материальные процессы и явления познаются человеком или отражаются в его сознании на основе чувственного восприятия. При этом речь идет не только о вещах и явлениях, которые могут быть восприняты непосредственно ощущениями, но и о тех, для восприятия которых используются сложные современные приборы, усиливающие возможности человеческих органов восприятия.
Материя как объективная реальность имеет великое множество свойств, присущих ее разнообразным видам и состояниям. К таким свойствам относятся: активность, движение (самодвижение), пространственно-временная форма существования, объективность, проницаемость, бесконечность, отражение, неисчерпаемость, познаваемость, структурность (расчлененность на качественно разные уровни организации), абсолютность (неуничтожимость). О движении (активности) материи и ее пространственно-временной форме существования речь пойдет в третьем параграфе раздела. Другие свойства мы будем рассматривать в следующих разделах. Сейчас же обратим внимание на такой существенный признак материи, как структурность.
Структурность в организации материи состоит в том, что она всегда и везде определенным образом организована в материальные системы, т. е. Такие целостные образования, связь между элементами которых является более или менее устойчивой и продолжительной, В арсенал любой науки входят основные, определяющие понятия, категории, т. е. Наиболее общие мысленные абстракции, в которых раскрываются направления и тенденции развития внешнего мира. Для философии такими исходными понятиями являются «бытие» и «материя». Они включают в себя широкое философское обобщенное знание об окружающем мире. Определение этих понятий и раскрытие их содержания всегда были в центре внимания мыслителей разных эпох. Ведь именно они позволяют осознать, каким образом сочетаются естественные знания о материи, движении, пространстве, времени и пр. с философскими представлениями о природе, с картиной мира, создаваемой в философии. Посредством понятий «бытие», «материя» раскрывается сущность окружающей действительности, ее отражение в мыслях и действиях человека. На этом основании строятся формы отношения человека к окружающей действительности.
Итак, цель этого раздела: рассмотреть философские категории «бытие» и «материя» с позиций их содержательности, методологического и мировоззренческого значения.
Философский смысл категории «бытие»
Учение о бытии получило название «онтология» (от греч. Ontos — сущее и logos — учение). Этот термин ввел в XVII в. немецкий философ Г. Гоклениус. Под онтологией понимают отдельную отрасль философского знания, суть которой обнаруживается при анализе отношений, связей и взаимодействий между такими категориями и понятиями, как «человек», «мир», «бытие», «материя», «сознание», «пространство», «время», «движение» и др. Все эти категории и их отношения мы рассмотрим в этом и следующих разделах. А начнем с категории «бытие».
Глагол «быть» в прошедшем, настоящем, будущем времени, а также связка «есть» принадлежат к числу наиболее употребительных слов во многих языках («есть» — в русском, «1st» — немецком, «is» — английском, «est» — французском). Философия использует термин «быть», «бытие» для определения не просто существования, а того, что гарантирует существование. Поэтому слово «бытие» получает в философии особое содержание, понять которое возможно, только обратившись к чем связь между любым из элементов окружающей среды. Выделяют такие основные типы материальных систем и соответствующие им структурные уровневые организации материи: неживая материя, живая материя и общество. Каждый из этих уровней характеризуется в свою очередь собственным рядом уровней организации.
Система неживой материи может быть представлена на таких уровнях:
а) микромир (микроэлементарный уровень), для которого характерно взаимодействие полей и элементарных частиц. Это мир чрезвычайно малых объектов (от Ю-14 до 10~8 см). Время существования этих частиц измеряется миллиардными долями секунды, а скорость движения приближается к скорости света;
б) макромир. Это мир объектов от 10~8 см до 1024 см. Этим диапазоном охватываются атомы, молекулы, макротела, планеты и звезды, планетарные системы. «Вверх» от макромира, бесконечно далеко, за пределы доступности человеку простирается мегамир. Основные объекты изучения этой области природы межзвездное пространство, галактика, метагалактики.
Система живой материи известна пока только на Земле. Ее возникновение, как считает большинство исследователей-материалистов, — результат естественного и закономерного саморазвития материи. К уровню живой материи принадлежат все живые существа, имеющие способность к самоорганизации, развитию, сложным формам отражения, саморегуляции и размножению. В живой материи можно выделить доклеточный уровень (кислоты ДНК, РНК и белки), клеточные и многоклеточные организмы — растения, животные. Особые уровни образуют сверхорганизмовые структуры, популяции, связанные между собой потомством. Взаимодействие биологических видов, популяций и окружающей среды создает биогеоценоз, а взаимодействие биогеоценозов образует глобальную систему жизни — биосферу. В системе биосферы происходит взаимодействие литосферы, гидросферы и атмосферы, через последнюю осуществляется обмен между Землей и космосом. Соблюдение равновесия между всеми этими составляющими — условие сохранения жизни на нашей планете.
На определенном этапе развития биосферы возник отдельный вид материальной системы — социально-организованная материя, или общество. Это высшая форма развития жизни, совокупность мыслящих и осознанно преобразующих действительность индивидуумов и объединений разного уровня. В свою очередь общество составляет много типов взаимопересекающихся систем: человек, социальные образования (семья, различные группы, объединения, партии, нации, государства), материальная культура, созданная человеком, которая включает орудия труда и технику.
Рассматривая структурность материи, следует также отметить, что ее состояние можно характеризовать с точки зрения прерывности и непрерывности. Материя прерывна, поскольку существует в виде множества отдельных структурных систем. Вместе с тем она непрерывна, поскольку пространство между материальными структурными системами не является абсолютной пустотой, а содержит в себе материальные поля: гравитационное, электромагнитное, ядерное и др. В связи с этим различают два вида материи: вещество и поле. Эти качественно различные виды материи отличаются один от другого прежде всего массой покоя. Частички вещества имеют массу покоя, а электромагнитное и гравитационное поля ее не имеют. Вещество и поле различаются и по закономерностям движения.
Изучение разных свойств и особенностей материи, ее форм и видов позволяет говорить о том, что в мире, кроме материи, которая постоянно изменяется, нет более ничего. А если это так, то можно сделать вывод о материальном единстве мира. Вопрос о единстве мира всегда привлекал к себе внимание. Если же учесть то, что рядом с материальными процессами существуют еще и духовные, то он получает особую остроту. Так в чем же тогда состоит их единство?
Ответ на этот вопрос дают современные материалистическая философия и естествознание. Они утверждают, что единство мира состоит в его материальности. Такой вывод основан на знаниях о всеобщих, универсальных свойствах материи и законах ее движения. В пользу материального единства мира говорят такие важные данные естествознания, как: закон сохранения и преобразования энергии;
Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.
В период развития такой науки, как механика, подавляющее большинство философов склонялось к мысли, что движение — это простое перемещение в пространстве. Развитие естествознания в конце XVIII — начале XIX в. дало возможность сформировать новые представления о движении, раскрыть его сложный характер, определить само понятие движения. Особое значение для понимания сути движения имели открытие закона сохранения и преобразования энергии, создание эволюционной теории, а также теории клеточного строения организма.
Благодаря философскому осмыслению данных естествознания был сделан вывод, что движение — это любое изменение явления или предмета; оно охватывает все процессы, происходящие во Вселенной, начиная от простого перемещения тел и заканчивая мышлением.