Морфемическая улыбка
Переделанная песня "Улыбка " - муз. В.Шаинского, м/ф "Крошка Енот"
|
Без приставки любой корень сиротинка.
" по " приставь к простому слову "бег"
и увидишь сразу разницу в картинках.
При бежать и у бежать, за бежать, пере бежать,
от бежать, в бежать, с бежать... Ну, сколько можно?
А за корнем суффикс есть, не один, их всех не счесть...
Не пугайся, всё не так уж безнадежно.
И пускай меняются они,
и кичатся своей значимостью в слове,
в корень зри, он главный и один
остается неизменным в этой своре.
Корень все слова родит: Родина, народ, родник,
род, родня, родименький, урод бездарный...
Родственников надо знать, звать, искать и выбирать,
тех особенно, в которых слог ударный.
Если слово будем мы склонять,
и спрягать, и род менять, менять и числа,
окончанье можно увидать -
штука нужная для связи слов по смыслу.
Вот теперь, наверняка, услыхав издалека
фразу: "мол, моя твоя не понимает" -
будешь знать, кто говорил - части слова не учил
и в сравнении с тобой морфем не знает.
Но, чтоб точно утверждать, слово надо разобрать,
например, простое слово — "улетаю".
Песенка львенка
|
Я на солнышке лежу,
загораю иль горю?
-гар- иль (-гор-), -зар- иль, (-зор-)?
как писать, я не пойму.
Виной солнечный удар,
с ударением корень -гáр-,
без него в корне "о":
заг о рáю, но заг á р.
Корень -зар-, наоборот,
ударение не берет.
Есть з а ря, нет двух з ó рь -
хочешь верь, не хочешь — спорь.
Кл á н, скл о нéние, накл ó н
кл á няться, бакл á н и скл ó н...
Что за чушь с " а " и " о "
внутри корня одного?
С корнем -клан- совсем легко,
в безударном всегда " о ",
а ударит - не спрошу,
слышу как, так и пишу.
Я на солнышке лежу,
Все вопросы отложу...
Ложить, все-таки, иль класть?
Ох, в дурдом бы не попасть.
Череда чередований
Переделанная "Песенка Мамонтенка" - муз. В.Шаинского, м/ф "Мама для мамонтенка"
|
однокоренные слова к "замереть":
замри, умирать, помереть -
как общую часть в них узреть?
Пугают слова: уд е ру - уд и раю,
ст е лю - расст и лать, разд е ру - разд и раю,
бл е стеть, но бл и стать, сж е чь - сж и гаю,
ст е реть, зап е реть - зап и раю.
Я скоро, наверно, залаю,
где " е " а где " и " я не знаю.
Скорее до сути добраться хочу,
любую цену за билет заплачу...
Ой, что это я лепечу?
Пора обратиться к врачу.
Ведь суть очевидна, где есть суффикс - а -,
там в корне " и " пишется, вот чудеса.
Во всех остальных вариантах
" е " пишем и без консультантов.
Во всех остальных вариантах
" е " пишем и без консультантов.
Пол- полу-
Переделанная песня «Я у бабушки живу» - муз. Э. Ханок
|
дремлют в полузабытье
два полуботинка у трюмо.
Если полу- впереди,
чтоб себе не навредить,
напишите слово слитно, но...
Пол-лимона, пол-листа,
пол-окна, пол-аиста
пол-Европы, пол-Москвы. Везде дефис:
перед эл и гласными,
а перед согласными
перед прописными не забудьте, please (плииз)
В остальных всех случаях,
совестью не мучаясь,
пишем слитно: полдник, полкило,
с полвторого до пяти,
полдороги, полпути,
полдень, полночь, полминуты, но...
Пол-лимона, пол-листа,
пол-окна, пол-аиста
пол-Европы, пол-Москвы. Везде дефис:
перед эл и гласными,
а перед согласными
перед прописными не забудьте, please (плииз)
Все прсто
|
То з, то вдруг буква эс
на конце приставок раз- и без-
С этой парой не было б проблем,
но таких штук шесть иль семь.
И з -бавь, но и с -кусанный;
бе с -полезный, бе з -ответственный;
ни с -провергнуть, то есть ни з -вергать...
Как узнать, где з, где эс писать?
Раз-, без-, низ-, из-
прежде посмотри,
через-, воз- (вз-)
что за ней стоит.
Если гласная стоит,
то всегда в приставке з звучит.
Надо быть бе зу мцем, чтобы здесь
написать в приставке эс.
Бе зд арь да и тот поймет,
звонкая согласная дает
право написать в приставке з,
это знает даже шимпанзе.
Ну что ж, как и слышится,
эс перед глухими пишется:
ни сх одить, ра сс казывать, во сп еть...
Просто все, тут не над чем потеть.
Затертый диалог
Переделанная песня "Веселый ветер" - муз. И.Дунаевского - к/ф "Дети капитана Гранта"
|
- Всю доску вытрать? Ну вот, опять я.
- Не всю, оставь, пожалуй, слово "вытирать" и
ответь как чередуются е с и.
- Суффикс а если есть после корня,
пишем и. Если нет, пишем е.
- Все верно. Ну, о чём же прошу тебя повторно?
Что с делать?
- Доску вы тере ть.
- А если я скажу тебе: "запри все двери",
что нужно с делать? Давай проверим.
- Закрыть. Закрыл, что еще сделать в интерьере:
собрать тетради и проветрить класс?
- Не хитри, отвечай мне по делу.
Делать что?
- Запирать, отпирать.
- А в совершенном виде поставь вопрос.
- Что с делать?..
Неужто от пере ть опять?
Запомни: вы тер еть, со тр у, со тр ем, со тр ите.
"Сотрать", "трать", "вытрать" не говорите.
Тер еть, с тир ать, про тер тый - слово тёр ка с ними
в одном гнезде, в нем корень -тер- и -тир-.
Трать, по трать деньги, как пожелаешь,
скажет мама, когда в дневнике
увидит все пятерки и, может быть, кто знает,
подарит сотни три иль две.
Расплата
Переделанная песня "Пони бегает по кругу" - муз. Е.Ботяров - м/ф "Пони бегает по кругу"
Мне сказали: "Папа должен
рядом с двойкой рас писаться".
Рос пись делает художник,
папа мог раз волноваться.
|
одним рос черком пера
ставлю закорючку справа,
рядышком с оценкой 2.
Раз гадал мой ход учитель
и устроил мне раз нос,
рос сыпью слова рас сыпал
все с приставкой раз- и роз-:
р озы грыш, р азв ал, р аск раска,
р озы ск, р осс казни, р азб ор,
р озв альни, р азб ег, р азвя зка,
р озг и, р озж иг, р азг овор.
Выдаю без раз мышленья
звонким голосом своим:
"Пишем а без ударенья,
пишем эс перед глухим".
Пренеприятнейшая приставка
Переделанная "Песенка о капитане" - муз. И.Дунаевского - к/ф "Дети капитана Гранта"
|
получил два за диктант.
Не сказать, чтоб он был полный профан.
В "местопр е бывание"
написал и вместо е,
то же самое в "пр е красный" и "пр е дел".
Пр и уныл, пр и смирел,
и никто ему по дружески не спел:
Пре- по смыслу близка к слову "очень",
и похожа иногда на пере-.
Голову чтоб себе не морочить,
при- иль пре- смотри почаще в словаре.
Пр и ближать: пр и быть, пр и жать;
пр и бавлять: пр и шить, пр и стать;
не доделать: пр и открыть, пр и поднять.
Если рядом с чем-нибудь:
пр и город, пр и морье - тут
при- напишут даже шалопут и плут.
Не сочти ты за труд
и запомни то, о чем тебе поют.
Пре- по смыслу близка к слову "очень",
и похожа иногда на пере-.
Голову чтоб себе не морочить,
при- иль пре- смотри почаще в словаре.
РЁВА
Переделанная песня "Неприятность эту мы переживем" - муз. Б.Савельев - м/ф "Лето кота Леопольда"
Меня будут ругать,
я готов заплакать.
Как глаголы спрягать:
тыкать, хныкать, плакать?
Не хочу обижать
слово в форме личной,
рифмы неприличной
мне не избежать.
|
ты каю, ска каю,
кли каю, пла каю?..
Ой, едва ль. Не знаю.
Не хочу обижать
слово в форме личной,
рифмы неприличной
мне не избежать.
Стоп! У всех этих слов
ка в конце основы.
Не смотря на число,
значит, че. Эх, рёва!
Пла ч у - надо сказать,
будет симпатичней.
И звучит приличней,
и легко писать.
РУСОФИЛ
Переделанная песня "Танец утят"
За грибами в лес ходил, видно, ноги промочил,
засоплив и л, капли пил не зря, не зря.
Как-то мне не по себе, может, нужен суффикс - е -.
Слова этого нигде нет в словарях.
Опротив ить или - еть, обессил и ть, зареветь...
так недолго очуметь. Вчера не зря
надо мной смеялся дед, мол, в свои тринадцать лет,
не осилил книгоед и букваря.
На мгновенье надо
мне притормозить,
можно без напряга,
что знал, то вспомнить,
сообразить.
Обессил и ть (сил лишить), обесчест и ть, очернить,
но кого-нибудь, а только не себя.
Переходный, знать, глагол. Вот и всё - ответ нашёл.
Даже насморк вдруг прошёл, и понял я:
в переходных пишем - и -, зеленеть, но зеленить.
Как же я оклеветал себя любя,
хоть из носа потекло, я не мазал никого,
не виновна в этом и моя ноздря.
А в непереходных - - е -: оплешив е ть, столбенеть,
не дай бог, завшив е ть - тоже суффикс -е-,
осоплив е л, окривел, обеззуб е л, очерствел
и глагол обезголос е л - - е - везде.
А пока я нос лечил, разбирался, голосил,
зачервив е ли грибы, их выбросил.
Но, спасибо им, они здорово мне помогли,
даже дед сказал мне вслед: "Ты - русофил".
БОЙКАЯ С ДВОЙКОЙ
Переделанная "Оранжевая песня" - муз. К.Певзнера
Безударные в корнях
а с о чередую.
Знает вся моя родня,
пару дай любую,
правило я расскажу,
букву в корне подскажу.
|
предполаг а емое,
безотлаг а тельное -
за корнем суффикс - а -.
Когда нет ударенья,
пишу -лаг- без сомненья,
и есть предположенье,
" а " перед " г " всегда.
В дневнике пятёрки сплошь,
правда, не брешу я.
В безударном корне -лож-
о всегда пишу я.
И, конечно, не вопрос,
знаю как писать -кас- (-кос-).
В словах: кас а тельная,
кас а емо, кас а нье,
или соприкас а ться -
за корнем суффикс - а -.
Когда нет ударенья,
пишу -кас- без сомнения.
Ну, а в "прикосновение"
пишу я -кос- всегда.
Поросль, заросли, росла,
но не повзрослела -
корень -рос- во всех словах,
мне до них нет дела...
Перед ст и перед щ
а пишу я... и вообще...
Я наврала тут лишку,
едва закрою книжку,
и сразу корни с корнем
из головы долой.
Сижу после уроков,
но только, что в том проку,
я бойкая, но с двойкой
боюсь идти домой.
ПРОСТОЕ ПРАВИЛО
Переделанная песня "Какое небо голубое" - муз.А.Рыбникова - к/ф "Приключения Буратино
Суффиксы -чик-, -ик- и -ек-,
вас не забуду вовек.
Коль убегает гласная, бараш е к пишем с е.
Дожди чк а ждем мы в четверг.
"Дождич е к" - с суффиксом -ек-,
так же в оре шк е, и ноже чк е, листо чк е и т.д.
Когда в словах есть буквы-бегуны,
писать в них суффикс -ек- мы все должны.
Такое правило простое,
но от него мне нет покоя.
"Горош е к" написала с " и ",
где были у меня мозги?
О, боже, помоги
по русскому закрыть мои долги,
не то хоть к репетитору беги.
|
Папа услышал меня,
снова заставил правила о суффиксах зубрить.
Чтоб от ошибок сберечь,
суффиксы дал -ичк- и -ечк-.
Врем е чко жалко. Ладно, прочитаю, так и быть.
Ой, в женском роде от основ на " иц "
-ичк- суффикс: пугов и чка - пугов иц.
Такое правило простое,
но от него мне нет покоя.
А в случаях-то остальных
-ечк- пишется, а я своих
подружек-то двоих
поздравила, сваляла дурака,
с -ичк-:Сон и чка, другую - Фен и чка.
Такое правило простое,
но от него мне нет покоя.
После д, т, з, ж и эс
-чик- пишется. А Ян, балбес,
"доно щик " пишет. Yes!
Такое правило простое,
но от него мне нет покоя.
Напрасно все пророчат мне
уборщицы карьеру. Не-е!!!
Учу теперь вдвойне!
ПУСТЬ ВСЕГДА
|
Я не педант, но за диктант
пять получил, это - чудо!
То, что не знал, я угадал,
самую малость списал.
Пусть всегда так и будет,
пусть меня не осудят,
пусть всегда будет чудо,
пусть всегда будет пять!
Знал я, две н в суффиксе -енн-
у прилагательных пишем,
а там, где -ан-, -ин- или -ян-,
две н - изъян и обман.
В слове длина н есть одна,
я и подумал, что " длинный "
будет с двумя н, не смотря
на то что -ин-,и не зря.
А " раненый " и " масленый ",
честно признаюсь, списал я.
Дай волю мне, н было б две.
Тут я ни бе и ни ме.
ЛОМАТЬ — НЕ СТРОИТЬ
Переделанная песня "Крылатые качели" - муз. Е.Крылатова - к/ф "Приключения Электроника"
|
В старом парке тает снег.
Я проснулся еле-еле
и теперь беру разбег.
Опоздал, мне в наказанье
дали слово разобрать:
корень, суффикс, окончанье
и приставку указать.
Ха-ха, ломать - не строить!
Я слово расчленю,
команду дать мне стоит
как гончей: "У-лю-лю!"
Для разбора слово дали
всем знакомое - "проспал".
Я проспал, они проспали -
окончанье откопал.
Окончанье нулевое.
А приставку чтоб найти,
аналогии построю:
про -гулять, про -гнать, про -йти.
А сейчас отыщем корень
в однокоренных словах:
сон, про- сп -ать, у- сн -ул... О, горе,
буква общая одна.
Рассказал тогда учитель
о чередованиях:
"Любят корни, вы учтите,
переодевания".
Я очень был расстроен,
и больше не пою:
Команду дать мне стоит
как гончей: "У-лю-лю!"
ИДТИ И ПРИЙТИ
|
По роще осиновой
шел ёжик резиновый
на именины к щенку.
Должен давно прийти.
Что помешало в пути?
Дырочка в правом боку?
Дырочка в памяти,
вы это знаете,
ох, как мешает порой.
Вроде, никчёмная,
но если не вспомню я,
дырочка станет дырой.
Что за раззява я,
память дырявая,
вспомнить никак не могу:
как " прийти " пишем,
так же как слышим
или при д ти, как при д у?
В слове идти две -тт-?
Нет, всё-таки -дт-.
Раз мы и д ём, то при д ём.
Даже на ум нейдёт,
как " прийти" пишется?..
А ежу всё нипочём.
Сменим приставку
и сделаем правку:
сменим "при-й-ти" на "до-й-ти".
До д ти через -д-!!! Я
такой ахинеи
вряд ли сумею снести.
Много дорожек
прошёл этот ёжик.
Скажем спасибо ежу.
Смело в тетрадку я
через -й- краткое
слово "при й ти" напишу.
НЕДО- И НЕ ДО-
Переделанная песня "Весеннее танго" (Приходит время - птицы с юга прилетают) - муз. Валерий Миляев
Недослышал, недопонял, недогнал,
в смысле том, что я не догадался,
все глаголы с не раздельно написал,
О приставке недо- я не знал.
Бывает так, что до- приставка означает
(кто-то цели достигает с ней заодно),
частица не-, встав перед ней, всё отрицает.
Приставка эта называется недо-.
Раз приставка, слитно пишется всегда,
почему же " недошёл до дома "
красным " недошёл " подчеркнуто тогда,
хотя недо- слитно, вот беда.
Недослышал, недопонял - нет без не-,
но догнал - глагол вполне нормальный,
без частицы не- он мог бы быть вполне.
Почему же два влепили мне?
Недотёпа, недоучка, недострой -
тут понятно: недо- тут приставка.
А с глаголом недо- - случай непростой,
должен вариант быть запасной.
НЕДО- -сложная приставка, указывающая на неполноту, недостаточность действия или качества, например, недолить, недовыпуск, недоразвитый. Она состоит из двух самостоятельно употребляемых элементов: приставки "до-", обозначающей достижение цели, доведение действия до конца (доесть, доехать, дочитать, дожить), и частицы "не-", которая отрицает то, что "до" обозначает (недоесть, недоехать...). Глаголы с не до- Первичным значением приставки до -, которая генетически восходит к предлогу до, было значение пространственно-временного предела (долететь, добрести, дожить, дождаться). Семантика данных приставочных образований препятствовала слиянию глагольной основы с отрицательной частицей не. Именно для этой группы глаголов в современном русском языке характерно всегда раздельное написание с отрицательной частицей (не долететь, не добрести, не дожить, не дождаться). В возвратных глаголах с приставкой до- (конструкция до- + -ся.) не бывает приставки недо-: не добудиться, не дозвониться, не достучаться, не додуматься... Структурные особенности основы глаголов (добы/ть, доказ/а/ть, довер/я/ть, доним/а/ть...), в которых до не является приставкой, препятствуют слиянию с отрицательной частицей не, а следовательно, и образованию сложной приставки недо -. Поэтому: не добыть, не доказать, не доверять, не донимать... Глаголы с НЕДО- Неполнота действия, проявляющаяся в отсутствии достаточной нормы, связана в глаголах 1) с недостатком количества чего-либо (недобрать, недовесить недодать, недолить), 2) с недостатком протяженности чего-либо во времени (недодержать, недопеть, недоспать, недокиснуть), 3) с недостаточной степенью интенсивности действия (недоглядеть, недосмотреть, недослышать, недовидеть). Наиболее многочисленной является первая группа глаголов. Среди глаголов с НЕДО- есть те, которые без НЕ не употребляются (недомогать, недопонять, недоиспользовать, недооценить недолюбливать, недослышать, недоумевать, недосчитаться...) Глаголы домогать, допонять, доиспользовать, дооценить, долюбливать, дослышать, доумевать, досчитаться... отсутствуют в языке. НЕДО- и не до- Глаголы с приставкой до- в значении ’дополнительно совершить действие, довести до необходимой нормы’: недоплатить – ’заплатить неполностью’ и не доплатить – ’не произвести дополнительной оплаты за переработку’. Один глагол с пространственным значением: не довезти (’не доставить до какого-либо места’ не довезти до дома) и недовезти (’привезти что-либо в меньшем количестве, чем положено’ недовезти хлеба). Глаголы с приставкой до- в значении ’довести действие до конца’ недоговорить – умолчать о чём-то и не договорить – замолчать, не досказав; недосмотреть за ребёнком (допустить упущение при надзоре) и не досмотреть спектакль до конца (не окончить смотреть); безработные постоянно недоедали; дети часто не доедали за обедом свой суп. |
ПОДСКАЗКА ОТ ПРИСТАВКИ
Переделанная песня "Прощайте, голуби" - муз. М. Фрадкина, из кинофильма "Прощайте, голуби!"
|
И пора различать,
когда нет ударенья на ней,
что в конце у наречий писать:
-о иль -е, -у или -а,
на приставку смотрю я всегда.
За мертв о, за нов о, на черн о,
на сух о, на чист о -
видишь за- или на-, всё равно,
" о " конечную ставь за прост о.
-О иль -е, -у или -а,
на приставку смотрю я всегда.
У наречий с приставкою по-
-у в конце: по ровн у, -
а с приставкою в- -е и -о:
в скор е, в лев о... Как видишь, не вру.
-О иль -е, -у или -а,
на приставку смотрю я всегда.
-А в конце напишу я тогда,
когда с-, до- и из-:
с нов а, до сыт а, из редк а... да,
с пьян у, с ослеп у - это сюрприз.
-О иль -е, -у или -а,
на приставку смотрю я всегда.
Не забыть бы в последстви и мне,
-и в конце, а не -е,
с ним не спутать предлог вследствие,
хватит с нас и наречий вполне.
-О иль -е, -у или -а,
на приставку смотрю я всегда.
ЗРЮ В КОРЕНЬ
Переделанная песня "Школьные годы" - муз. Д. Кабалевского
|
много таких, где Е И не перечит,
после них суффикс -а- ориентир,
он в корне букву И увековечит.
Припев:
Скороговоркой я их зубрю,
бербир, перпир, дердир повторю.
Корни т и р анят меня,
но не т е р яю ни дня,
вы б е р у пару-другую корней,
и под б и р аю примеры скорей,
то есть, зрю в корень.
Пусть меня в классе с ч и т ают ку-ку,
раз я играю с корнями в чёт-нечет,
буду по ч ё т ным я с И начеку,
а по не ч ё т ным с Е буду ждать встречи.
Припев:
Скороговоркой я их зубрю,
дердир, тертир, мермир повторю.
Корни т и р анят меня,
но не т е р яю ни дня,
вы б е р у пару-другую корней,
и под б и р аю примеры скорей,
то есть зрю в корень.
Корни заучены, два в дневнике:
следуя правилу, Е написала
я в ла бер инте, мер ке, пер ожке,
корни неправильно в них отыскала.
Припев:
Но невозможно же всё учить,
некогда будет в кино сходить.
А по два года сидеть
в классе одном - обалдеть,
школьные годы мои никогда
могут не кончиться, вот ведь беда.
Снова зрю в корень.
А и У
|
Я склоняю в мужском роде:
огород, нет огород а.
Окончанье -а (-я), вроде,
у родительного в моде.
Как же из лес у выходят,
ложку мёд у в рот кладут?
Без ýмолк у, с толк у, нет год у,
ни слýх у ни дýх у - как тут?
Припев:
Если часть вещества берём от целого -
две таблетки пурген у, мел у воз.
Ну, а если нам нужно мел а белого -
буква А букве У утёрла нос.
Я могу вам дать наколку:
у устойчивых "сбить с толк у "
и подобных сочетаний
У в конце без нареканий.
Мне б медк у, ледк у - тут тоже
окончанье будет У,
ласкательный суффикс, похоже,
с У чаще встречался в быту.
Припев:
Если часть вещества берём от целого -
две таблетки пурген у, мел у воз.
Ну, а если нам нужно мел а белого -
буква А букве У утёрла нос.
ОТ ПРИСТАВОК НЕТ ОТБОЯ
Переделанная песня "Где водятся волшебники" - муз Минков М., к/ф "Незнайка с нашего двора"
|
найдут для прилагательных
с десяток показательных
приставок, но они
не сменят основательно
суть слова, но блистательно
значение сознательно
способны оттенить.
Приставки пре-, наи- и раз- у нас
как лупа с качеством играют:
" Наи точнейший, пре восходный пас,
а раз любезный наш зевает! "
Приставки не-, без-, а-, небез- (небес-)
известный признак отметут:
" Не добрый, небез вредный интерес
и а моральные, а социальные
поступки все к беде ведут ".
****
У относительных приставки на-,
над-, под-, при-, вне- укажут место;
до-, перед-, после- могут времена
нам обозначить одним жестом.
У них ещё есть анти-, интер- и
приставка противо-,любой
значение их знает, выберет.
У прилагательных приставки все, но их
полно в словах других...
Отбой!!!
****
СЛОЖНАЯ ЯИЧНИЦА
Переделанная песня "Хорошо и плохо" - муз. Е. Стихина, м/ф "Кто, ребята, у нас хороший?"
Яйца есть с двумя желтками,
а слова - с двумя корнями,
-о- и -е- не в каждом слове
держат их в одной основе.
В сложном слове семя доля
обе чсти без контроля,
и время провождение
легко обходится без - е -.
Впрочем, как и время, семя,
мега, авиа отменят
право - о - и - е - на связку,
правило им не указка.
|
"скопи|дом", "ума|лишенный"
написал раз без пробелов
и два сложных слова сделал.
Семи цветик, пяти сотка,
но, заметьте, одн о годка.
О числительных не будем,
за год всё равно забудем.
ТЕМ КТО З/ДАЁТ
|
Слишком часто приставки безударны,
не проверишь их - вот ведь что кошмарно.
Про /ныра - про - звучит как пра -,
но всем запомнить нам пора:
не изменяются никогда
в приставках гласные, чур-чура,
уж если есть приставка до -, не будет да -,
есть по - и про - нет па - и пра -.
У согласных в приставках та же песня:
неизменны всегда, ну и чудесно.
Пусть Т звучит в пред /чувствии,
я очень ей сочувствую:
на изменения есть запрет,
не допускается антипод,
уж если есть приставка пред -, не будет прет -,
нет од - и пот - есть от - и под -.
Нет правил волшебных, всё несовершенно,
про исключения не забывай:
под ударением пишем рос -
без ударения пишем рас -
рассказывать но россказни. Другой вопрос:
у С и З есть свой приказ.
Нет правил волшебных, всё несовершенно,
про исключения не забывай:
приставка С ко всем пристаёт,
глухих и звонких не признаёт:
разбить, воздать, но с дачу с дать. Тем, кто з д аёт,
учитель ставит незачёт.
ПОЧЕМУ НЕ Щ?
Переделанная песня "Спрашивайте, мальчики" - муз. М.Г.Фрадкин, к/ф "Не самый удачный день"
Спрашивайте, девочки! Спрашивайте, мальчики!
Спрашивайте, милые, спрашивайте!
А вы, люди, сразу их не ошарашивайте,
А вы, люди, объясните им, почему?..
|
Слов подобного рода не с/ч есть,
у которых звук [щ'] явно есть.
В сочетании " сч астье и щ у"
звук один, но в "ищу" буква щ, а вот если про сч астье, то здесь
вместо [щ'], как и в слове подпи с/ч ик, всегда я две буквы пишу.
Почему?
Припев.
Почему пол до щ /атый, а дом
почему-то бру с/ч атый у нас?
И весну ш/ч атый мальчик Артём
(он - разно с/ч ик газет) - почему
в них нельзя написать букву щ? Не могу объяснить, тут я пас.
Почему в слове жен/ щ ина щ, а му ж/ч ина с жч? Не пойму,
почему?
Припев.
В слове хлёсткий не слышится т,
я ее проверяю - хлес т ать.
Если хлёстче, то вместо трех букв
[щ'] звучит, пишем три не ропща.
Нет чтоб наоборот: слышно три, но одну букву надо писать.
Вот тогда хулиган вместо трёх на стене нацарапал бы щ.
Спрашивайте, девочки! Спрашивайте, мальчики
Обо всем!
БЛИЗНЕЦЫ -ЕНН- И -ЯН-
|
Ма́сл ян ый но я́зв енн ый, льн ян о́й но им енн о́й -
суффикс в прилагательном всегда есть запасной.
Коль он под удареньем, то в гласной нет сомненья,
а вот когда он без, жди от него чудес.
Пламя, время, племя, стремя, семя, имя с -мя
образуют прилагательные с -енн-; меня
ни врем енн ые встречи, ни плам енн ые речи
не вынудят иной поставить в "им енн о́й".
В других же прилагательных ударный слог в конце:
трав ян о́й иль дощ ан о́й, в любом другом словце -
-ян- (-ан- после шипящих). Спроси нас даже спящих:
льн ян а́я, лед ян о́й - тут суффикс -ян- родной.
Вот если перед суффиксом ударный слог стоит,
то это нам, пожалуй, ни о чём не говорит.
В соло́м енн ый -енн- пишем, а в стре́л ян ый - ен слышим,
но пишем суффикс -ян- согласно словарям.
ПЕСЕНКА БУХГА́ЛТЕРОВ
Переделанная "Песня переодетых музыкантов" - муз. Ген. Гладкова - м/ф "Бременские музыканты"
|
по-видимому, до сих пор не знают,
что мы, как инженер ы, офицер ы,
джемпер ы, герб ы ́,
то́рт ы, - с буквой Ы.
Мы - ее рабы
и гренадеры.
Мы бух-бух-бух-бухгалтеры,
бухгалтеры, бухгалтеры.
Гросмутеры, гросфатеры,
но до сих пор в фарватере.
Гросмутеры, гросфатеры,
но до сих пор в фарватере.
Профессор а́, директор а́ ́ другого сорта,
у тех, кто с буквой А, своя кагорта,
когда их много, А ́ под удареньем.
С ними мастер а́,
с ними доктор а́,
с ними повар а́
того же мненья.
СТРАННАЯ РОДНЯ
|
Я безударную
в корне не узнаю.
Вы/ скоч /и/ть, в/ скак /ива/ть;
вы/ стро /и/ть, в/ стра /ива/ть -
родственные слова,
но в них и о и а.
Что, мне с учебником
спор /и/ть - о/ спар /ива/ть?
Даром, ой...
Даром преподаватели
время со мною тратили,
счастье пишу я с буквы щ
н вместо д - "пинжак"
Да-да да
Слово сосредот о чивать
или уполном о чивать
вечно переиначу я
с - а -, мне привычней так.
И в о/без/ б о л /ива/ть,
и в об/ усл о вл /ива/ть
о как в глазу бельмо,
просится а сюда.
Как быть с проверочным,
что им считать родным:
славу, условие;
бал или боль тогда?