Лекции.Орг


Поиск:




Конфессиональное вопрос в ВКЛ.




15. Реформация и контрреформация. Брестская уния. В начале XVI в. Западную Европу всколыхнуло движение, известное в истории под названием Реформация. Реформация – широкое общественно-политическое, идеологическое и религиозное движение буржуазии, направленное против феодализма и его опоры – католической церкви. Деятели Реформации требовали уничтожения феодализма, создания новой, децентрализованной, более демократичной и дешевой церкви, секуляризации ее собственности, ликвидации духовенства как отдельной касты, а также монастырей и монашества, пышного католического культа, сложной церковной обрядности. Реформация привела к появлению нового направления в христианстве – протестантизма, который объединяет ряд самостоятельных церквей и сект: лютеранство, кальвинизм, англиканскую церковь, баптистов, адвентистов и др. Эти церкви и секты несколько отличаются культом и организацией, но связаны общностью происхождения и догматики. Основные положения протестантизма были сформулированы его основателями М. Лютером, Ж. Кальвином, У. Цвингли.Основными реформационными течениями в Великом Княжестве Литовском были кальвинизм, лютеранство, антитринитаризм. Хронологические рамки Реформации на территории Беларуси: вторая половина XVI в. – середина XVII в. Наибольшее распространение тут получил кальвинизм, доктрина которого импонировала шляхте. Широкие народные массы безразлично относились к Реформации, поэтому религиозное движение в Беларуси не приняло такого размаха, как в Европе. В 1562–1565 гг. из кальвинистского лагеря выделяется самостоятельное течение, приверженцы которого получили название антитринитарии или Орионе (от имени святого Ария, жившего в IV в. до н. э. в Александрии и отрицавшего триединство Бога). Ариане делились на два течения: крестьянско-плебейское и шляхетско-бюргерское. Представители первого выступали за отмену крепостничества, создание бесклассового общества, основанного на примитивно-коммунистических основах, где нет частной собственности, где труд является обязанностью каждого человека, где нет войн и насилия. Представители шляхетско-бюргерского течения защищали феодальную собственность на землю и эксплуатацию крестьян, сословно-классовое неравенство и в то же время признавали необходимость проведения социальных реформ и улучшения положения крестьян. Их взгляды выражали известные деятели Реформации, писатели, просветители, гуманисты Сымон Будный и Василий Тяпинский. Смягчить радикализм крестьянско-плебейского течения антитринитаризма, примирить взгляды его левого и правого крыла попробовал в 80-е гг. XVI в. Фауст Социн, по имени которого стало называться реформационное движение в XVII в. – социнианство. Новое учение отбросило проблемы бедных и богатых, частной собственности. Центром социнианства в ВКЛ в начале XVII в. был Новогородок. Контрреформация – возглавляемое папством общественно-политическое и религиозное движение против Реформации, за укрепление феодального строя в период его разложения. В целях спасения католической церкви от «реформаторской ереси» была сделана ставка на орден иезуитов, созданный в 1534 г. в Италии испанским дворянином И. Лойолой. Кроме иезуитов на территории Беларуси действовали 17 мужских католических монашеских орденов (бернардинцы, францисканцы, кармелиты, бенедиктинцы и др.) и 7 женских (доминиканки, бернардинки, кармелитки, бригитки, бенедиктинки и др.). Территория Беларуси покрылась густой сетью монастырей и пышных костелов, в которых с помощью церковного красноречия оказывалось мощное воздействие на чувства верующих, заставлявшее их плакать и каяться. Иезуиты даже выучили язык местного населения для использования его в храмах во время обращения к верующим. В результате Брестской церковной унии 1596 г. была создана униатская церковь. В российской и белорусской историографии серьезных исследований по истории униатской церкви мало. Существуют следующие точки зрения относительно униатской церкви: 1. Униатская церковь рассматривается как результат поражения иезуитов и других монашеских католических орденов (бернардинцев, францисканцев, доминиканцев, кармелитов и др.) на белорусских и украинских землях. Когда им не удалось окатоличить жителей этих земель, Папа Римский вместе с польским католическим духовенством пошел на хитрость и создал униатскую церковь с той же целью окатоличивания белорусов и украинцев.Уния обещала приобщение к богатым интеллектуальным достижениям… и зарождение в виде униатства белорусской и украинской национальной церкви».3. Униатская церковь – символ независимости Великого Княжества Литовского. Католическая церковь ориентировалась на Речь Посполитую, православная – на Москву. Поэтому у магнатов ВКЛ возникла идея создать собственную церковь, которая была бы независимой от Речи Посполитой и Русского государства и явилась бы символом независимости Великого Княжества Литовского. Униатский митрополит Иосиф Руцкий, по мнению С.В. Морозовой, «добивался объединения православных и униатов в рамках одной церковной организации и административной независимости от Москвы, Константинополя и Рима путем создания собственного патриархата». 4. Наиболее научно обоснованным является взгляд на униатскую церковь и церковную унию 1596 г. как на продолжение католической экспансии, католической агрессии на белорусские и украинские земли с целью окатоличивания населения. Униатская церковь – средство окатоличивания белорусов и украинцев. Этой точки зрения по известным причинам не придерживаются польские и радикальные белорусские историки.

16. Войны середины ХVІІ в. и пути выхода из экономического кризиса. Вторая половина XVII в. - начало XVIII в. стали самым тяжелым временем в белорусском истории. Он получил название «разрушительного», или «кровавого века», поскольку в этот период всю Речь Посполитую охватила полоса длительных войн и политической смуты. Начался он с казацкого восстания на Украине под руководством гетмана Запорожского войска Богдана Хмельницкого.Казацко-крестьянская война (1648-1651). Борясь за независимость Украины, Богдан Хмельницкий имел целью создание собственного государства, в границы которой хотел включить и южные земли Беларуси - Поднепровье и Полесье. Чтобы заручиться поддержкой местного населения, на землях Беларуси распространялись гетманской универсалы, в которых Хмельницкий призвал жителей подниматься на борьбу против «панов и ляхов».Сведения о победах Хмельницкого над коронным войском в мае 1648 г. под Корсунем и Желтыми Водами способствовали вовлечению в вооруженную борьбу крестьян и городских низов Беларуси.По своему характеру война в Беларуси имела ярко выраженный антифеодальной, Антикатолическая и антыунияцки характер. На обуздание повстанцев было направлено специально собранное войско ВКЛ во главе с гетманом Янушем Радзивиллом, которое в первой половине 1649 сумела взять под свой контроль юг Беларуси. Решающая битва, в которой главные силы казаков были разбиты, произошла 6 июля 1651 г. под Лоевом. Армия ВКЛ, развивая успех, 4 августа 1651 г. вошла в Киев. По Белоцерковского соглашения, подписанного в сентябре 1651 г., Хмельницкий обязался вывести все казацкие загоны из Беларуси. Четыре года войны отрицательно сказались на экономике и демографической ситуации в Беларуси. Наиболее пострадали южные земли, где сначала казацко-крестьянские отряды грабили и уничтожали феодальные поместья вместе с семьями. И главное, призывая крестьян к восстанию, Хмельницкий совсем не заботился о самостоятельности белорусского народа, который в то время осуществлял свою государственность в составе Великого княжества и Речи Посполитой. Украинский гетман хотел включить (инкорпорировать) южную Беларусь в состав своей казацкой государства. Чтобы сохранить свою власть и обеспечить наследственное господство династии гетманов Хмельницкого, он в 1654 г. заключил с русским царем соглашение о вступлении Украины на правах автономии в состав Московского государства (Переяславская рада) и еще сумел сыграть отрицательную роль в истории Беларуси.Казацко-крестьянская война явилась предвестником более разрушительных военных действий, которые положили начало настоящему «кровавому потопа» на территории всей Речи Посполитой.Война Московского государства с Речью Посполитой за белорусские земли (1654 - 1667). В условиях нестабильности внутриполитической ситуации в Речи Посполитой в 1653 г. Москва разорвала дипломатические отношения с Варшавой, и неизбежность войны стала очевидной. Она началась в мае 1654 г. и стала самой ужасной по своим результатам войной в истории Беларуси.Ради достижения своих политических интересов московские власти традиционно разыграли конфессиональную карту - накануне войны в Беларусь посылались специальные царские грамоты, целью которых была попытка убедить население в том, что русский царь Алексей Михайлович начинает борьбу с целью защиты православия. Тем, кто не окажет сопротивления, гарантировалась царская милость, других ждала беспощадная расправа. Чтобы вовлечь белорусские земли к своему государству, русский царь направил на территорию Беларуси 100-тысячное войско, на помощь которому Хмельницкий послал 20 тыс. казаков из Украины.ВКЛ не было подготовлено к войне, общее количество армия насчитывала лишь 10-12 тыс. человек. Благодаря превосходству сил, а также активной агитации, направленной к православного населения, русской армии за один год удалось захватить почти весь восток Беларуси. Некоторые города сдавались без боя - Могилев, Кричев, Шклов, Новый Быхов. Другие оказывали мужественное сопротивление, например, Витебск, Дубровно, Гомель, Мстиславль. Непокоренный остался Старый Быхов. Русские воеводы получили приказ безжалостно уничтожать города, которые оказывали сопротивление. Ярким примером может служить защита Мстислава, которая вошла в историю под названием «Трубецкой резня» (1654). После четырехдневной осады и мощного штурма русские войска вторглись в Мстиславский замок и «народ разный шляхетский, мещан и евреев в пень вырубили». Согласно документам, в Мстиславском замке погибли около 15 тыс. человек.Ситуация осложнялась тем, что в войне против Речи Посполитой вступила и Швеция. В таких условиях, чтобы спасти страну, великий гетман ВКЛ Януш Радзивилл стал инициатором заключения договора со Швецией. Договор предусматривал объединение ВКЛ и Швеции на равных правах, а шведский король Карл Х Густав признавался великим князем ВКЛ. Он обязался изгнать московское войско за пределы Беларуси. Также декларировалось свобода вероисповедания. Это соглашение, которое автоматически изживала Люблинскую унию, известно в истории как Кейданской договор (1655). Однако он не помог спасти Вильнюс от захвата московским войскам в августе 1655 г. К тому же, большинство шляхты сохранила верность королю Речи Посполитой Яну Казимиру, и через год Кейданской договор фактически утратил свою силу.В 1656 г. Речь Посполитая и Московское государство подписали двухлетнее перемирие, и русские войска на оккупированных белорусских территориях показали свое истинное лицо захватчиков. Это был ужасный время для белорусского населения, происходило подлинное «охота на людей», поскольку одной из основных целей Московского государства был вывоз местного населения. Вывозились преимущественно молодые женщины, дети, ремесленники, зажиточные крестьяне вместе с инвентарем и тягловой скотиной.Грабежи и злоупотребления русских войск привели к началу и быстрой активизации на территории Беларуси партизанской борьбы против захопникав.Працяглая война закончилась в начале 1667 заключением Андрусовскому мира. Согласно с его условиями, к Московскому государству отходили Смоленская и Северская земли, а также Левобережная Украина.Важную роль в процессе вывода экономики страны из послевоенного кризиса сыграли хозяйственные мероприятия, проведенные властью в государственных имениях - королевских столовых экономии, староство и государствах. Особенностью государственной политики восстановительного периода второй половины XVII в. стало стремление к восстановлению потенциала крестьянского хозяйства. Происходило это через введение специально разработанной системы льготных условий хозяйствования, в основу которой была положена политика ачыншавання - ликвидация фольварков и перевод крестьян из Адпрацовачная ренты на денежную (с барщины на оброк). Для введения в хозяйственный оборот как можно большей площади земель, увеличения численности населения и тягловой скота в наиболее разрушенных владениях (особенно на востоке Беларуси) государство активно применяла практику «слобод» с частичным или полным освобождением населения от феодальной ренты на срок от пяти до пятнадцати лет, а также позволяла различные формы обработки земли - «в наезд», «из доли урожая» и др.Об эффективности восстановительной политики государства свидетельствовало массовое возвращение крестьян в столовые экономии. К тому же, взвешенная политика клада по ослаблению павиннаснага обложения населения стала примером для многих (безусловно, не для всех) частных собственников.

17. Культура времен Полоцкого княжества. Распространение христианской веры на белорусских землях началась в X веке. Ещё в 907 году воины Полоцка были союзниками киевского князя Одега в походе настолицу Византии город Царьград, где могли познакомиться с христианством. В 988 году великий киевский князь Владимир Святославич принял христианство. В связи с этим он отказался от многожёнства и выслала одну из своих жён, Рогнеду, вместе с сыном Изяславом в постороенный для них город Изяславль. В 992 году князь Изяслав основал в Полоцке епархию – церковный округ. Рогнеда и её сын Изяслав стали первыми христианами в Полоцком княжестве. Христианство на восточнославянских землях распространялось на протяжении нескольких столетий, противоборствуя с язычестовом. Его ещё называли многобожием, или поганством в сравнении с “чистой” христианской верой. Две религии сосуществовали долгое время (с X поXIII века), поскольку язычество имело глубокие древние корни. По этой причине новая вера вводилась сначала насильно, а языческие идеолы – каменные или деревянные скульптурные изображения божков – разрушались.Потребность в знаниях и письменности на белорусских землях возникла в связи с образованием сильного Полоцкого княжества, укреплением княжецкой власти, развитием хозяйства. Начиная с XI века, в Полоцкой земле стала стала распространяться кирилличная азбука, сотавленная в 863 году братьями Кириллом и Мефодием. Исключительную научную ценность имеют берестяные грамоты – берёзовая кора с буквами, нацарапанными на ней. Такие грамоты были найдены архиолагами в Витебске и Мстиславе. Их содержание говорит о том, что грамотой в то время владели и простые горожане.В первой половине XI века началось летописание – запись событий по годам в хронологической последовательности. В начале XII века монахом Нестором была создана “Повесть временных лет” – летопись, содержащая, например, сведения о Рогволоде, Рогнеде, Изяславе, Всеславе Чародее, битве на немиге и других событиях из истории восточных славян. Самой ранней рукописной книгой на территории Беларуси является созданное в XI веке “Туровское ивангилие”, украшенное заставками – разноцветными заглавными буквами. Материалом для рукописных книг в то время служил пергамент – специально изготовленная кожа телят. Обложкой были две доски, обтянутые кожей, а закрывалась книга с помощью пряжки.Распространению письменности содействовали религиозные просветители. Сознательно жизненный выбор сделала в 12-летнем возрасте дочь полоцкого князя Предслава, внучка знаменитого Всеслава Чародея. Узнав о том, что отец хочет её обручить с князем, она тайно сбежала в женский монастырь, где получила имя Ефросинья. Позже она основала в Полоцке женский и мужской монастыри и организовалапереписывание церковных книг. Ефросинья стала первой известной нам женщиной – книгописцем.Для молодых женщин в монастыре она она открыла школу. Уже на склоне жизни Ефросинья совершила религиозный подвиг – отправилась в дальнее и тяжёлое путешествие на Святую землю –Иерусалим, где и умерла. Ефроминья Полоцкая – около 1167 года - первая из восточнославянских женщин, которую православная церковь провозгласила святой.Выдающимися религиозным просвитителем был уровсих епископ Кирилл. Он замуровался в небольшой монастырский башне и жил отшельником – столпником. Кирилл Туровский не только читал здесь книги, но и писал “слова” – обращения к верующим, а также молитвы – исповеди, повести – притчи, имевшие характер наставления. За красноречие Кирилла Туровского ещё при жизни прозвали “Златоустом, которой паче всех засиял на Руси”.Выдающимся памятником наменного зодчества (зданием, возведённым из камней и кирпича, скреплённых раствором) на территории Беларуси является Софийский собор в Полоцке. Он был построен в середине XIвеке при князе Всеславе Чародее и является примером полоцкой архитектурной школы. Это был третий храм нового типа на землях восточный славян после Киевской и Новгородской Софии. Полоцкая София имела пять куполов. При строительстве собора был использован плоский кирпич - плинфа. Внутрення поверхность храма украшена фресками.На протяжении XII века в Полоцке было возведено десять каменных однокупольных церковных строений. Одним из таких стала Спасская церковь, построенная по заказу Ефросиньи Полоцкой.Она имела ярусный башнеподобный вид. Сегодня в этой церкви храняться мощи святой Ефросиньи Полоцкой.Примером гродненской архитектурной школы является Коложская церковь, построенная в XII веке в Гродно. Особенностью церкви являются столбы и большое количество голосников – глиняных горшков вмураваных в стены для того, чтобы хорошо были слышны молитва и голос священника.Памятником оборонитеьного зодчества является Каменецкая башня на Брестчине. Она была построена в XIII веке. Имела высоту 30 метров, в диаметре – 13 метров, толщину стен – 2,5 метра. Очень часто Каменецкую вежу называют “Белой вежей”, что не совсем соотвествует действительности, поскольку она была возведеа из жёлтого и коричневого кирпича. Возможно, что сначала она была построена из брёвен, позже побелённых.Шедевром древнего исскуства является шестиконечный крест, созданный в технике перегородчатой эмали мастером Богшем по заказу Ефрасиньи Полоцкой. Его поверхность обложена золотыми, а строны – серебряными пластинами с выбитыми кириллицей надписями.В кресте находились святые для каждого верующиего христианские реликвии: кусочек дерева из креста, на котором был распят Иисус Христос, частички мощей святых. Крест Ефросиньи Полоцкой считается культурно – исторической ценностью. К предметам искусства того времени относились также женские украшения, костяные и и деревянные шахматные фигурки, образки, которые носили верующие на груди.

18. Культура Беларуси конца XIII – начала XVI в. Консолидация белорусской народности. В ХШ-XVI вв. ускорился процесс этнической консолидации, создания предпосылок для возникновения белорусской народности. Как и в других стра­нах, он был длительным, специфичным и развивался в своеобразных историче­ских условиях. Начало ему было положено еще в период существования сою­зов племен и создания на территории Беларуси Полоцкого, Туровского, Смо­ленского и других княжеств. Однако при натуральном характере производства и слабости политического объединения население отдельных территорий на долгое время сохранило ряд особенностей в языке, обрядах, культуре и хозяй­ственном укладе. Возникшая угроза со стороны крестоносцев и монголо-татар, дальнейшее социально-экономическое развитие ускорили процессы централи­зации и обусловили вхождение белорусских земель в состав Великого княже­ства Литовского, в рамках которого к XVI в. и завершилось формирование бе­лорусской народности.Она создавалась в пределах территории, на которой проживали потомки дреговичей, днепро-двинских кривичей, радимичей, частично северян, древлян и волынян. Рядом с ними в состав белорусской народности вошли иноязычные элементы, особенно из числа литовцев, ятвягов и татар. Этому в немалой сте­пени способствовала славянская колонизация, которая растянулась на несколь­ко веков и проходила постепенно. В результате на широкой территории, распо­ложенной между Припятью на юге и Западной Двиной на севере, Неманом на западе, Днепром и Сожем на востоке к XIV в. сформировалась этническая тер­ритория белорусской народности.Положительное влияние на него оказало развитие сословно-классовой структуры феодального общества. В XIV-XVI вв. завершилось формирование основных сословий белорусской народности. Окончательно сложилось сосло­вие шляхты. К господствующим слоям общества относились также православ­ное и католическое духовенство, зажиточные ремесленники, купцы. Основную же массу населения представляли крестьяне и ремесленники-бедняки, которые и составили основное ядро формировавшейся белорусской народности.Важную роль в формировании белорусской народности сыграл религиоз­ный фактор. В эпоху средневековья, когда религия занимала господствующее положение в общественном сознании, он имел определяющее значение в этни­ческом развитии. Подавляющее большинство белорусского населения оста­валось православным. Даже среди шляхты белорусского происхождения удель­ный вес католиков в первой половине XVI в. был незначительным. Распростра­нившиеся затем Реформация и Контрреформация, усиливающееся стремление уравняться в правах с польской шляхтой привели белорусских феодалов в лоно католицизма. Основная же масса населения оставалась православной, а с 1596 г. - униатами, что способствовало сохранению и развитию языковых, культурных традиций, формировало чувство национального самосознания.

19. Культура Беларуси XVI в. Белорусские земли имели сравнительно высокий уровень экономического развития, поэтому более важную роль в княжестве играла русский язык и культура. Русский язык использовался как государственная, а так сама в домашнем абіходзе великих князей и феодальной знати. В результате развития феодального общества в пределах этнической территории Беларуси в XIII – XVI вв. образовалась белорусская народность.XV – первая половина XVII вв. – период развіця культуры, который получил в Европе название Возрождение. Он характеризовался подъемом светской науки и искусства, становлением национальных языков, литератур и национального самосознания, гуманистическим мировоззрением. Тем не менее, черты Ренессанса наблюдались в архитектуре, графіке, просвещению и светских видах искусства. Можно говорить о многогранности и вариантности ренессансной культуры в Беларуси.Образование, как и в предыдущий период, сохраняло религиозный характер. При православных церквях и монастырях существовали школы, в их программу обучения входили: церковно-славянская грамматика, математика, философия.Особенно быстро развивалась католическая система образования в XVI в. согласно с постановлениями синодов, каждый приход должен иметь начальную школу. Кроме того, многие католические монашеские ордена открывали свои средние учебные заведения – калегіўмы. Особенно известными были иезуитские и піярскія калегіўмы. Первый иезуитский калегіўм был основан в Вильнюсе (1570 г.), на территории Беларуси – в Полоцке (1581 г.). Калегіўмы давали классическое гуманитарное образование. Обучение было бесплатным, принимались юноши любых сословий и вероисповеданий, обучение продолжалось 6 – 7 лет. На базе Виленского иезуитского неопресвитеров осуществлять в 1579 г. была создана иезуитская академия – первое высшее учебное заведение в ВкЛ. Первым ее ректором был– Петр Жалоба.Расширение общего уровня образованности обусловило возникновение спроса на книги. В XIII – XVI вв. центрами переписки книг являлись православные монастыри (скриптории в Новогрудке, Полоцке, Смоленске, Вильнюсе, Витебске, Барановичах, Супрасле), государственная канцелярия в Вильнюсе, канцелярии крупных феодалов. Создавались значительные сборнике – библиотеки. Наиболее известными были: библиотека Полоцкого Софийского собора; библиотеки монастырей в Спраслі, Вильно, Слуцке, Пинске; а так сама изданы учебных заведений (иезуитских калегіўмаў и академии) и частные сборы магнатов (Раздзівілаў, Сапегов). В ВКЛ возникло книгопечатание раньше за все восточнославянские земли. Основатель восточнославянского книгопечатания – замечательный гуманист и просветитель Франциск Скорина. В 1517-1519 гг. он в Праге перевел и издал (с комментариями) Псалтырь и 22 книги Ветхого завета Библии. В 1522 г. он переехал в Вильнюс, где основал первую на территории восточных славя типографию.В 1550-е гг. в Бресте начала работать протестантская типография Николая Радзивилла Черного – первая на Беларуси. Среди наиболее известных изданий протестантов – “Брестская библия” (1563 г.), “Несвижская библия” (1572 г.), “Новый завет” (1574 г.).Первую кириллическую книгу (на древнебелорусском языке) – Катехизис выдали Симон Будный и Лаврентий Крышкоўскі в Несвижской типографии в 1562В 1570-е гг. в имении Тяпина на Полоччине основал типографию Василий Тяпинский. Он издал “Евангелие” на церковно-славянском языке с параллельным переводом на белорусский язык. С. Будный и В. Тяпинский выступали в защиту русского языка, за развитие на ней письменности и книгопечатания.Русские первопечатники – Иван Федоров и Петр Мсціславецпасля изгнания из Москвы работали на Беларуси в имении Р.Ходкевича Заблудава. Они издали “Евангелие учительное” (1569 г.) и “Псалтырь с Часасловам” (1570 г.). В конце XVI века. в княжестве действовали многочисленные типографии – частные, при крупных православных братствах, протестантские, очень активную деятельность начали иезуитские типографии. Выдавалась самая разная литература на белорусском, польском, латинском языках – как богословская, так и светская, в том числе, правовая. Так, ў1588 г. в друкарне Мамоничей в Вильно впервые был издан свод законов – Статут ВКЛ.На смену летапісанню вместе с Возрождением в XVI в. пришла историческая проза и мемуарыстыка: “Баркулабаўскі летопись”, “Дневник” Федора Еўлашоўскага, “Пхвала гетману Константину Острожскому” (после 1514 г.), В 1516 г. была издана поэма “Прусская война” Яна Вислицкого (родом из Беларуси, “русин”) на латинском языке, в которой автор описывает победу славянских народов над крестоносцами в Грюнвальдской битве. В 1523 г. в Риме была издана еще одна поэма автора-белоруса Николая Гусовского – “Песня про зубра”, так сама на латинском языке. Это было началом ренессансной лацінскамоўнай традиции в белорусской поэзии.В самом конце XVI в. при католических учреждениях-монастырях стали образовываться капеллы – коллективы, которые состояли из оркестра и группы вокалистов. Со строительством новых католических храмов начала расширялось органный музыкальная культура.В XIV – XVI вв. широкую популярность в народе получил кукольный театр – вертеп. Представления давались во время ярмарок, на рынках, приглашали кукольников и до дворов феодалов.

20. Культура Беларуси в XVII - XVIII вв. Во второй половине XVII — XVIII вв. условия для развития белорусской национальной культуры ухудшились. Усилились полонизация и окатоличивание населения восточных земель Речи Посполитой. Белорусский язык постепенно вытеснялся из судебного и государственного делопроизводства, а в конце XVIIв. его использование как официального и письменного языка было запрещено. Постановлением сейма в 1696г. все переводилось на польский язык. С XVIIв. книги печатались на польском, французском, латинском, итальянском, немецком, русском, еврейском языках. Усилилось ущемление прав православных и протестантов. В 1668 г. Cейм запретил переходить из католичества в другие вероисповедания. Православной шляхте, священникам, мещанам был запрещен доступ в государственные органы власти. Интеллектуальная жизнь во второй половине XVII — начале XVIII вв. характеризовалась как бы движением вспять. Забывались достижения времен эпохи Возрождения и Реформации, снова приобрели популярность идеи периода средневековья. Условия, в которых развилась культура Беларуси, определили ее особенность — полилингвистический характер. Из-за неблагоприятной ситуации белорусскоязычной была преимущественно народная культура — культура крестьянства, городских низов, части шляхты и духовенства. Школьное образование до середины XVIII в. концентрировалось, в основном, в руках монашеских орденов. Большинство школ принадлежало иезуитам. Была прекращена деятельность братских и протестантских школ. Преподавание велось на латинском языке, предметами для обучения были грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия. Центрами образования были Виленская Иезуитская академия и Полоцкая Иезуитская коллегия. В 1773 г. была создана Комиссия по национальному образованию (Адукационная комиссия). Ее стараниями школа приобретает светский характер.В общественно-политической мысли господствовала схоластика. Однако широкую известность получили атеистические взгляды Казимира Лыщинского. Оставив Орден иезуитов, он написал трактат «О несуществовании Бога», где утверждал, что Бог не существует, а является только иллюзией, рожденной фантазией людей. Католическое духовенство жестоко расправилось с белорусским вольнодумцем. В 1689 г. К. Лыщинский был сожжен на костре.Во второй половине XVIII в. на территорию Беларуси начали проникать научно-философские идеи западноевропейских просветителей Ф. Вольтера, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, Р. Декарта и др. В Беларуси появились ученые-философы, разделявшие просветительские идеи французов. Среди них К. Нарбут, Б. Дабшевич, М. Карпович. Сторонниками идей физиократов были И. Хрептович, И. Стройновский, М. Карпович и др. Широкую известность получил философ и церковный деятель Г. Конисский, который высоко ценил естественные науки и их роль в познании природы.Одним из ярких представителей белорусской литературы того времени был Симеон Полоцкий (1629 — 1680 гг.). Существенная часть его жизни была связана с Москвой. С. Полоцкий создал рукописные сборники «Ветроград многоцветный», «Рифмологион». Писал на белорусском, латинском и старославянском языках. Он был воспитателем царских детей, основал типографию в Кремле и Славяно-греко -латинскую академию. На становление белорусской литературы в немалой степени повлияло устное народное творчество. Литературная жизнь Беларуси XVIII в. отличалась еще большими полилингвизмом, чем в предыдущую эпоху.Театральная жизнь Беларуси на рубеже XVII — XVIII вв. была представлена школьным театром и народным кукольным — батлейкой. В их репертуаре преобладали постановки на польском и латинском языках. Во второй половине XVIII в. происходит становление профессионального театра. При этом преобладали крепостные театры. Магнаты приглашали на придворную сцену зарубежных актеров, музыкантов. Особенно высоким был художественный уровень крепостных театров Несвижа, Слуцка, Шклова, Гродно, Ружан, Слонима, Могилева.В каменном зодчестве проявились особенности барокко. В городах и деревнях строились помпезные костелы, монастыри, замки. К таким сооружениям относятся бернардинский, бригидский, иезуитский костелы в Гродно, францисканский костел в Пинске, Монастырский комплекс в Жировичах и др.В XVII — XVIII вв. дальнейшее развитие получила иконопись. Ведущее место в светской живописи занимает портрет. Сложилось несколько типов портрета: парадный, репрезентативный, рыцарский, погребальный. Развивалась книжная графика. Высокий уровень оформления и иллюстрирования книг демонстрировали Супрасльская и Могилевская типографии. Признание за пределами Беларуси получило мастерство местных резчиков. Белорусские мастера создали ряд высокохудожественных иконостасов для Донского, Симеоновского, Ново-Иерусалимского и других монастырей. Ими же оформлены многие соборы, помещения Московского Кремля.

21. Северная война и Беларусь. В начале XVIII века белорусская земля была ареной событий одной из самых знаменитых европейских войн за господство на Балтийском море, которая продолжалась 21 год. На территории Беларуси состоялось два знаковых сражения Северной войны. У деревни Головчин (сейчас Белыничский район, Могилевская область) в июле 1708 года шведский король Карл XII одержал свою последнюю крупную победу на поле битвы.Спустя несколько месяцев – 28 сентября (9 октября) – у деревни Лесная (сегодня Славгородский район, Могилевская область) русские войска во главе с Петром I разгромили многотысячный корпус генерала Левенгаупта. После этого кровопролитного поражения Карл XII отказался от похода на Москву и принял решение двигаться вглубь Украины.В начале ХХ века к 200-летию битвы при Лесной, которую Петр I назвал "матерью Полтавской победы", на историческом месте был основан мемориальный комплекс, существующий до наших дней. В его центре – часовня святых Петра и Павла в псевдорусском стиле, построенная в 1908-1912 годах по проекту архитектора Александра Гогена. Многоярусное каменное здание увенчано высоким шатром с куполом, а его главный фасад украшает мозаика Богоматери с младенцем.Победу русских войск символизирует и монумент в виде орла, возвышающегося над шведским знаменем, работы известного скульптора Артемия Обера. На месте братской могилы установлен памятный обелиск. Сегодня рядом с мемориалом действует музей битвы при Лесной, где представлены оружие, монеты, знамена, фотокопии документов и мини-панорама сражения. В честь 300-летия битвы был заложен памятный Сад мира и согласия. В годовщины знаменитого сражения в деревне Лесная проходят культурно-исторические театрализованные акции.

22. Внутри и внешнеполитическое положение ВКЛ в середине-второй половине XVIII. Политический строй ВКЛ характеризовался централизацией власти в руках великого князя. Главным человеком в государстве был великий князь («господарь»). Первый руководитель ВКЛ получил даже королевский титул. Власть великого князя была неограниченной. Такую власть называют монархией. Важнейшими обязанностями князя были защита страны, издание законов, налаживание дипломатических отношений с другими странами, объявление войны и заключение мира, распоряжение государственной казной (денежными средствами),назначение на государственные должности. В XIII—XIV вв. при великом князе существовала великокняжеская («господарская») рада (совет): Она являлась сначала совещательным органом и её роль была очень ограниченной.После Гедемина, имевшего семерых сыновей, великокняжеский трон занял не старший; а один из средних сыновей. Этим были недовольны другие сыновья Гедимина, особенно Ольгерд и Кейстут. Они заключили между собой соглашение и стали править совместно. Территория ВКЛ была разделена на две части: восточная принадлежала Ольгерду, а западная - - Кейстуту. Ольгерд принял титул великого князя, и дальнейшее литическое развитие ВКЛ было связано в первую очередь с его деятельностью в 1345—1377 гг. Он добился расширения границ ВКЛ. В результате удачной битвы па реке Синие Воды в 1363 г. была освобождена от ордынцей территория Украины. Трижды Ольгерд, стремившийся подчинить себе восточнославянские земли, совершал походы на Московское княжество, не желая усиления московского князя Дмитрия Ивановича. В результате общая территория ВКЛ увеличилась вдвое. Во второй половине XIII — XIV в. территория государства делилась на княжества, земли и волости. Борьба с крестоносцами. В XIII в. с целью распространения христианства и при поддержке католической церкви в Прибалтику начинают проникать немецкие рыцари. Ими в 1201 г. в устье Западной Двины была заложена крепость Рига, закрывшая Полоцку главный торговый путь к Балтийскому морю. Полоцкий князь был вынужден начать с Тевтонским орденом борьбу. В 1240 г. воин-полочанин Яков решительно и успешно участвовал в битве жителей Новгорода со шведскими рыцарями на реке Неве. Победитель битвы князь Александр Невский был женат на дочери полоцкого князя Брячислава. Немецкие рыцари пытались захватить земли вдоль Немана. Великий князь Гедимин послал своего зятя Давида, сына псковского князя, в Гродно в качестве наместника и старосты. В 1314 г. Давид Городенский отбил нападение немецких рыцарей на замок в Новогрудке, помог Пскову в борьбе с Ливонским орденом. В период княжения Ольгерда и Ягайло внешняя угроза для ВКЛ со стороны крестоносцев все время возрастала. Пять раз пытались крестоносцы захватить Полоцк, где княжил Андрей Полоцкий. Не один раз подвергался нападениям Гродно. В XIV в. в руках крестоносцев оказались устья Западной Двины и Немана. ВКЛ лишилось выхода к Балтийскому морю по рекам. В 1348 г. войско ВКЛ участвовало в битве на реке Стреве (приток Немана), имевшей весьма жесткий характер. Битва не принесла решающей победы рыцарям. Угроза крестоносцев привела к «великой войне» 1409— 1411 гг. между ВКЛ в союзе с Польшей с одной стороны и Тевтонским орденом с другой. Решение о войне с крестоносцами было принято в 1408 г. на совете Ягайло и Витовта в Новогрудке. Решающее значение в борьбе с продвижением крестоносцев на Восток имела Грюнвальдская битва, состоявшаяся 15 июля 1410 г. между объединенными силами польско -литовско-белорусского войска и Тевтонским орденом. Войско ВКЛ насчитывало 40 хоругвей — боевых отрядов в количестве от 60 до 600 копий. Копьем называлась боевая тройка: рыцарь-всадник, оруженосец-слуга и лучник. Хоругви ВКЛ возглавил великий князь литовский Витовт. Общее руководство объединенным войском союзников осуществлял польский король Ягайло. В объединенном войске были хоругви из Украины, русская дружина из Новгорода Великого, отряд из Чехии под руководством будущего героя гуситского движения ЯнаЖижки и татарская конница. Войском крестоносцев управлял магистр (глава) Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгинген. Битва началась с атаки конницы Витовта. Крестоносцы, строй которых напоминал «клин», начали намеренно отступать, пока не дошли до скрытых от глаз бомбард — пушек, стрелявших каменными ядрами. Но это не остановило конницу Витовта. Тогда тяжеловооруженная конница крестоносцев нанесла ответный удар и вынудила отступить часть войск Витовта. Исключительную стойкость проявили три полка Смоленского княжества. Два из них соединились потом с хоругвями польского войска, перешедшего в наступление. Наконец войска союзников окружили рыцарей и нанесли им окончательное поражение. В 1411 г. «великая война» закончилась Торуньским миром. Согласно его условиям крестоносцы должны были освободить все захваченные земли и выплатить победителю значительную сумму денег. Поражение Тевтонского ордена означало крах 200-летней агрессии (нападение одного государства на другое) крестоносцев в Европе. Победа над крестоносцами значительно повысила авторитет ВКЛ и Польского королевства среди других стран.

23. Разделы Речи Посполитой. Восстание под руководством Т. Костюшко. Первый раздел 19 февраля 1772, в Вене была подписана конвенция о разделе. Перед этим, 6 февраля 1772 в Санкт-Петербурге было заключено соглашение между Пруссией и Россией. В начале августа российские, прусские и австрийские войска одновременно вошли в Польшу и заняли области, распределённые между ними по соглашению. Силы Конфедерации, исполнительный орган которой был вынужден покинуть Австрию после того, как та присоединились к прусско-российскому союзу, не сложили оружие. Каждая крепость, где располагались её воинские части, держалась максимально долго. 28 апреля 1773 года российские войска под командованием генерала Суворова взяли Краков. Франция и Англия, на которых возлагали надежды конфедераты, остались в стороне и выразили свою позицию уже постфактум, после того, как раздел произошёл. Конвенция о разделе была ратифицирована 22 сентября 1772. В соответствии с этим документом Россия завладела частью Прибалтики (Ливония, Инфлянт), до этого находившейся под властью Польши, и Белоруссией до Двины, Друч и Днепра, включая районы Витебска, Полоцка и Мстиславля. Под власть российской короны перешли территории площадью 92 тыс. км2 с населением 1 млн 300 тыс. человек. Пруссия получила Эрмланд (Вармию) и Королевскую Пруссию (позже ставшую новой провинцией под названием Западная Пруссия) до реки Нотеч, территории герцогства Померания без города Гданьск (Данциг), округа и воеводства Поморское, Мальборское (Мариенбург) и Хелминское (Кульм) без города Торн (Торунь), а также некоторые районы в Великой Польше. Прусские приобретения составили 36 тыс. км2 и 580 тыс. жителей. К Австрии отошли Затор и Освенцим, часть Малой Польши, включающая южную часть Краковского и Сандомирского воеводств, а также части Вельского воеводства и вся Галиция (Червонная Русь), без города Кракова. Австрия получила, в частности, богатые соляные шахты в Бохне и Величке. В общей сложности, австрийские приобретения составили 83 тыс. км2, и 2 млн 600 тыс. человек. Заняв территории, причитающиеся сторонам по договору, оккупационные силы, потребовали ратификации своих действий с стороны короля и сейма. Пророссийская «гетманская» партия создала Тарговицкую конфедерацию, заручилась поддержкой Австрии и выступила против польской «патриотической» партии, поддерживавшей Конституцию. 23 января 1793 Пруссия и Россия подписали конвенцию о втором разделе Польши. Россия получила центральную и южную Беларусь, Пруссия – часть центральной Польши.Польское восстание 1794 года – нац-освободительное восстание против оккупантов и реакционного магнацтва, захватившего власть в результате метяжа Тарговицкой конфедерации и интервенции царской России и Пруссии. Проходило под лозунгом восстановления национальной независимости Польши, воссоединения польских земель, отторгнутых в 1772 г и 1793 г. и продолжение реформ, начатых 4-летним сеймом 1788-1792. Восстание началось 12 марта кавалерийская бригада генерала Модолиньского. 24 марта в Кракове был провозглашен акт восстания, принес публичную присягу возглавившей восстание в качестве диктатора Т.Костюшко. В победе возглавлявшихся им повстанцев над отрядом царских войск решающую роль сыграли крестьяне. Восстания горожан освободили Варшаву (17-18 апреля) и Вильню (22-23 апр). 7 мая Костюшко, объявленный главнокомандующим национальными вооруженными силами, издал полонецкий универсал 1794 года, саботировавшийся шляхтой и не уловлетворивший вместе с тем надежд крестьянства. 9 мая и 28 июня народные выступления в Варшаве, руководимые польскими якобинцами, ознаменовались революционным террором против лидера тарговичан. В июле-сентябре в Варшаву безуспешно осаждали прусские войска; в их тылу – в захваченных ранее польских землях (Великая Польша) – разгорелось народное восстание. Наступление с Великими войсками (командующий – Суворов) заставило повстанцев 11 августа оставить Вильно. 10 октября под Мацеёвице был тяжело ранен и взят в плен Кастюшко. 4 ноября царские войска овладели предместьем Варшавы – Прагой. 6 ноября – столица капитулировала. За поражением восстания последовал третий раздел Польши 1795 год и окончательная ликвидация Польского гос-ва. Мужество и героизм народных масс, прогрессивная, не смотря на свою, ограниченность, социальная политика повстанческого руководства оказали влияние на дальнейшую нац-освободительную борьбу польского народа.Востание 1794 года сыграло значительную международную роль: оттянув на себя силы Пруссии,оно способствовало успехам французской революцион армии и подготовило выход Пруссии из состава первой коалиции. Поражение восстания Костюшко (1794), направленного против разделов страны, послужило поводом для окончательной ликвидации польского-литовского гос-ва. 24 окт 1795 г гос-ва, участвующие в разделе, определили свои новые границы. В результате 3-го раздела Россия получила литовские, белорусские и украинские земли к востоку от Буга и линии Немиров-Гродно – общей площадью 120 тыс кв км и населением 1,2 млн чел. Пруссия приобрела территории, населенные этническими поляками, к западу от рек Пилицы, Вислы, Буга и Немана вместе с Варшавой (полуившие название Южной Пруссии), а также земли в Западной Литве (Замайтия), общей площадью 55 тыс кв км и населением в 1 млн чел. Под власть Австрии перешли Краков и часть Малой Польши между Пилицой, Вислой и Бугом, чатсь Подляшья и Мазовии, общей площадью 47 тыс кв км и населнием 1,2 млн чел. Вывезенный в Гродно король Станислав Август Понятовский сложил свои полномочия 25 ноября 1795 г. Гос-ва, участвовавшие в разделе РП, заключили «петербургскую конвенцию» (1797 г), которая включила постановление по вопросам польских долгов и польского короля, а также обяз-во, что монархи договаривающихся сторон никогда не будут использовать в своих титулах «Королевство Польское». Территория, перешедшая под власть Российской империи, была разделена на губернии (Курляндскую, Виленскую и Гродненскую). Здесь были сохранены прежния правовая система ()литовский статус), выборность судей и маршалка на сеймиках, а также крепостное право. В Пруссии из бывших польских земель были созданы три провинции: Зап Пруссия, Южн. Пруссия и Новая Вост Пруссия. Официальн языком стал немецкий, введены прусское земское право и немецкая школа, «земли корлевщины» и духовные имения отобраны в казну Земли, перешедшие под власть Австрийской короны, получили название «Голиция» и «Лодомерия». Ни были разделены на 12 округов. Здесь также были введены немецкая школа и австрийское право. В итоге трех разделов РП, к России перешли литовские, бел (кроме части с городом Белосток, отошедшим к Пруссии) и украинские, кроме части Украины, захваченной Авсрией, а коренные польские земли, населенные этническими поляками, быил поделены между Пруссией и поляками.

24. Общественно-политическое движение в Беларуси начала XIX века. Восстание 1890-1831 гг. В 1816 году в Виленском начало формироваться тайное общество филоматов (любителей наук). Одновременно с ним и несколько позднее возникли тайные и полулегальные организации в университете и гимназиях Виленского учебного округа (общество «Зорян», «Общество друзей», «Общество лучезарных»). Все эти организации находились под влиянием филоматов или руководились ими. В 1821 году было создано более шикрокое общество филаретов, подчиненное филоматам. Первоначально тайные общества студенческой и учащейся молодежи ставили перед собою культурно- просветительные цели: углубление своих научных знаний, совершенствование художественных вкусов, литературного творчества. Но со временем у них начали проявляться и политические устремления. Правда, филоматы не ставили цель свержения царизма силой. Главным средством борьбы за социальное и национальное освобождение они считали просвещение и воспитание подрастающего поколения в духе польского и литовского патриотизма. Параллельно с обществами филоматов и филаретов в Беларуси действовали кружки тайного польского «Патриотического общества». Они ставили цель возродить РП в границах 1772 года. В начале 20-х годов 19 века в Беларуси получили распространение идеи русских дворянских революционеров-декабристов. Декабристы выступали за ликвидацию самодержавия, национализацию части помещичьих земель, отмену крепостного права с наделением крестьян землёй. После разгрома декабристов некоторое время было относительно спокойно. Но через несколько лет началась новая революционная волна. в Варшаве в ночь с 29 на 30 ноября 1830 года вспыхнуло восстание. Руководство восстанием ставило цель возродить РП в границах 1772 года. Основным ядром повстанческих отрядов была польская или сполонизированная белорусская шляхта, учащаяся молодёжь и офицеры-поляки. Повстанцы потерпели поражение.Результатом поражения восстания для Королевства Польского была ликвидация конституции 1815 года, отдельной польской армии, сейма, а также введение российского территориально-административного деления. Начался «разбор шляхты. Чтобы ослабить влияние католической церкви, царское правительство постепенно ввело сокращение католического духовенства, подрывая одновременно его экономическую основу. Но, несмотря на все меры, царизму не удалось остановить общественно-политическое движение в Беларуси, в том числе, и польское национально-освободительное движение.

25. Национально-освободительное восстание 1863-1864 гг. и его социально-политические результаты. Начало 1863 года ознаменовалось новым подъемом крестьянского движения в Беларуси, который был вызван надеждами крестьян получить действительную свободу в связи с переводом их в положение временнообязанных. Это совпало по времени с национально-освободительным восстанием, которое охватило в 1863 году всю Польшу. Наканане восстания здесь оформились два направления: «белые» и «красные». «Белые»(партия крупных землевладельцев и буржуазии) хотели добиться восстановления РП в границах 1772 года. «Красные» представляли собой разношерстный блок, в который входила мелкая и безземельная шляхта, интеллигенция, городские низы, студенчество и частично крестьянство. По методу решения задач красные делились на «правых»»- умеренных и «левых»- представителей революционно-демократических кругов. «Правые» при осуществлении своей политической программы отводили ведущую роль шляхте. «Левые», которые признавали право на национальное самоопределение литовцев, белорусов, украинцев, залог успеха видели в союзе с революционными силами России. Для руководства восстанием «красные» весной 1862 года в Варшаве образовали Центральный национальный комитет(ЦНК). В Вильно летом 1862 года с целью подготовки восстания был образован Литовский провинциальный комитет(ЛПК), который формально был подчинен ЦНК. «Левую» часть повстанцев в Беларуси возглавлял Константин Калиновский. В ходе восстания, которое началось в ночь с 22 на 23 января 1863 года, ЛПК принял программу, которую раньше объявил ЦНК. Эта программа предусматривала равноправие граждан независимо от сословия, национальности и вероисповедания, передавала в полную собственность наделы, которые находились в их пользовании, отменяла их феодальные повинности. 1 февраля 1863 года ЛПК, который возглавил Калиновский, обратился к населению Беларуси и Литвы спризывом подняться на вооруженную борьбу. В мае восстание в Минской, Могилевской и Витебской губерниях было подавлено. Центр повстанческого движения в Беларуси переместился в Гродненскую губернию, куда в апреле 1863 года в качестве комиссара приехал Калиновский. Одно из наиболее крупных сражений произошло 21 мая около местечка Миловиды Слонимского уезда. В нем участвовали 800 повстанцев. Для подавления восстания в Беларусь и Литву были брошены огромные силы. В мае 1863 года генерал-губернатором был назначен Муравьев, который получил у современников наименование «вешатель» за беспощадную расправу с участниками движения. Тогда же был издан ряд указов. Согласно им в Беларуси и Литве отменялось временнообязанное состояние крестьян, вводился обязательный выкуп крестьянский наделов. Указы предусматривали также немедленное возвращение крестьянских отрезков и уменьшение выкупных платежей на 20 %. Вооруженная борьба в Беларуси прекратилась осенью 1863 года, а летом 1864 года была ликвидирована последняя революционная организация в Новогрудском уезде. В январе 1864 года Калиновский был арестован. Находясь в тюрьме, он обратился к народу с «Письмами из-под виселицы». 22 марта 1864 года Калиновский был повешен в Вильно. Восстание 1863 года по своим целям было буржуазно-демократическим. Восстание оказало большое влияние на оживление революционного движения в России и Западной Европе, содействовало пробуждению национального самосознания белорусского народа.

26. Культура Беларуси XIX в. В XIX в. возникло новое научное направление – белорусоведение. Значительный вклад в его развитие внесли братья Евстафий и Константин Тышкевичи. По их инициативе в 1842г. в Логойске был создан первый в Беларуси музей древностей, в 1855г. основан Виленский музей древностей, в который Евстафий передал собрание собственных археологических материалов.Одним из основателей белорусоведения был археолог, этнограф, историк, литератор Адам Киркор. Коллекцию своих археологических находок, обнаруженных в результате раскопок около тысячи курганов, он передал Виленскому музею древностей. Позже для многотомного издания «Живописная Россия» он написал отдельный том, посвященный белорусско-литовскому краю. С позиций теории «западнорусизма» освещал вопросы истории Беларуси Михаил Коялович. Согласно этой теории белорусы рассматривались как составная часть русского этноса. М. Коялович утверждал, что главное направление развития белорусского края связано с возвращением его от польского католичества к русскому православию.Центром образования являлся Виленский университет. В 1817г. по инициативе студентов университета Томаша Зана, Адама Мицкевича, Яна Чечота было создано «Общество филоматов» – любителей наук. Оно занималось исследованиями языка, веры и обычаев белорусов, истории родного края. В 1832г. Виленский университет был закрыт в связи с участием его студентов в восстании 1830 – 1831 гг.Образование начало строиться на принципе «православие, самодержавие, народность». В 1836г. преподавание во всех типах учебных заведений было переведено на русский язык, а сам он вводился в качестве обязательного предмета. Польский язык был исключен из учебных программ. Потребности развития сельского хозяйства привели к открытию в 1848г. в Горы-Горках Могилевской губернии Земледельческого института – первого в России высшего учебного заведения сельскохозяйственного профиля. В 1864г. он был закрыт в связи с событиями восстания 1863 – 1864 гг. После этого получить высшее образование выходцы из Беларуси могли только в учебных заведениях Российской империи.Начальное образование в сельской местности во второй половине XIX в. давали народные училища, церковно-приходские школы и школы грамоты, а в городах – приходские, поветовые и городские училища. В Беларуси были открыты учительские семинарии для подготовки учителей начальных школ. Среднее образование можно было получить в гимназиях. Они разделялись на классические, где преобладало изучение гуманитарных предметов и древних языков, и реальные – с изучением математических и природоведческих предметов. В 1887г. распоряжением министра просвещения, получившим название Указа о кухаркиных детях, запрещалось принимать в гимназии детей кухарок, прачек, мелких торговцев и т. д. Был также ограничен прием в гимназии евреев.В конце XIX в. количество грамотных людей в Беларуси было крайне мало. Большинство населения, прежде всего крестьянство, оставалось неграмотным. Достижением европейского уровня в технических науках стали работы профессора Якуба Наркевича-Ёдки. Он предложил и обосновал использование электрографии для диагностики состояния здоровья человека. Это изобретение лежит сегодня и основе электротерапии. Его первое научное открытие – прибор для регистрации грозы по электрическим разрядам – стало первым радиоприемником, или «беспроволочным телеграфом» при передаче электрических сигналов на расстояние.Мировую известность получил друг Адама Мицкевича по Виленскому университету, участник «Общества филоматов» Игнат Домейко. После восстания 1830 – 1831 гг он оказался в эмиграции в Чили. За достижения в изучении геологии и минералогии на территории этого государства он получил звание почетного гражданина Чили. Он создал в Чили этнографический музой, ввел метрическую систему измерения, написал несколько учебников. Чилийское правительство объявило И. Домейко национальным героем республики. В области литературы плодотворно использовал в своем творчестве белорусский фольклор польский поэт белорусского происхождения Адам Мицкевич. Вынужденный навсегда покинуть свою родину в связи с осуждением по делу «Общества филоматов», поэт выразил тоску по Родине на страницах романтической поэмы «Дзяды». Ян Чечот, отбыв 10-летнюю ссылку за участие в деятельности «Общества филоматов», в 1837 – 1846 гг. издал в Вильно (преимущественно в переводе на польский язык) шесть сборников «Сялянскіх песень». Он отметил грамматические особенности белорусского языка и выделил его из других славянских языков, дав название кривицкий. Первым классиком новой белорусской литературы стал Винсент Дунин-Марцинкевич. В своей двуязычной драме «Сялянка» (Ідылія»), напечатанной в Вильно в 1846г., он воплотил реальности тогдашней жизни, когда мужики говорили по-белорусски, а паны – по-польски. Одним из ближайших соратников В. Дунина-Марцинкевича стал автор музыки к его сценическим произведениям, уроженец Беларуси, польский композитор Станислав Монюшко. Его музыкальная деятельность начиналась в Минске. Двенадцать песен композитор написал на стихи Я. Чечота. Крестьянская тематика зазвучала в стихах Владислава Сырокомли (Людвика Кондратовича), устами которого белорусский крестьянин заявлял: «Я край мой кармлю ад веку i маю права звацца чалавекам». Стихотворение Сырокомли «Паштальён» стало в переводе известной русской песней «Когда я на почте служил ямщиком». Особое место в литературном наследии первой половины XIX в. занимает творчество крестьянского поэта Павлюка Багрыма. В условиях крепостного права его талант не смог проявиться полностью. За переписывание запрещенных литературных произведений и участие в крестьянском выступлении он был отправлен на рекрутскую службу в царскую армию. Из трех тетрадей стихов молодого поэта до нас дошло только одно – «Заиграй, заиграй, хлопча малы...». Образцом романтической прозы является польскоязычное произведение Яна Борщевского «Шляхціч Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях», где использованы белорусские сказки и предания. Существенную роль в становлении белорусского литературного языка сыграл Франтишек Богушевич. Он одним из первых среди белорусских писателей отметил самостоятельность белорусского языка. В конце XIX в, изданы сборники его стихов «Дудка беларуская» и «Смык беларускi» под псевдонимами «Мацей Бурачок» и «Сымон Рэўка з-пад Барысава». В предисловии к сборнику «Дудка беларуская» поэт писал: «Шмат было такіх народаў, што страцілі найперш мову сваю, так як той чалавек перад скананнем, катораму мову займе, а потым i зусім замёрли. Не пакідайце ж мовы нашай беларускай, каб не умёрлі..». В изобразительном искусстве в жанре исторической живописи работал портретист Валентий Ванькович. Он создал картины «Наполеон возле костра», «Мицкевич на скале Аю-Даг», портрет А. Пушкина и др. Талантливый композитор и художник Наполеон Орда, объехавший почти всю Беларусь, оставил около 200 акварельных зарисовок памятников белорусского зодчества. Основоположником жанра натюрморта стал уроженец Витебщины Иван Хруцкий, который также создал ряд портретов: «Портрет жены», «Портрет мальчика в соломенной шляпе». Белорусский художник Никодим Силиванович был приглашен в Петербург для оформления Исаакиевского собора. Он исполнил в виде мозаичного панно композицию «Тайная вечеря» для главного иконостаса, за что получил звание академика. На протяжении многих лет жил в поместье Здравнево под Витебском (теперь музей-усадьба художника, филиал витебского краеведческого музея) русский художник Илья Репин. Здесь он написал свои знаменитые произведения, в том числе Композиционный портрет «Белорус». По этюдам, написанным в Беловежской пуще, создал свои лучшие полотна русский пейзажист Иван Шишкин.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1081 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

824 - | 743 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.