Жак Луи Давид. Император Наполеон в своем кабинете в Тюильри. (1812)
До ампира был классицизм. Классицизм в большей степени подражал и опирался на искусство Древней Греции. Классицизм был весьма простым, по сравнению с рококо, стилем. Стилем спокойным, строгим, без излишних украшательств. Классицизм во Франции приходит на смену рококо после Великой французской революции. Революции, которая похоронила не только королевскую власть, но и саму роскошь французского двора. В прошлое канули пышные юбки и кринолины, высокие прически и дорогие парики. К слову, само слово «парик» после французской революции стало нарицательным – так называли консерваторов. После революции изменилась и сама мода – впервые мода начала идти снизу, из масс. Так, в послереволюционные годы в моде была прическа «дикарка» - растрепанные волосы, без всяких украшений.
Но когда к власти приходит Наполеон Бонапарт и провозглашает себя императором, мода Империи уже не может быть простой, она усложняется и в моде начинает задавать тон стиль ампир – имперский.
Доминик Энгр. Бонапарт — первый консул.
Мужская прическа – короткая стрижка.
Мужские прически того периода, первая четверть XIX века, были достаточно просты. Это были короткие стрижки с завитыми волосами. Мода на такие стрижки приходит еще в период классицизма. Мужские прически подобны прическам Античности (Древняя Греции, Древний Рим), а соответственно носят и названия в честь римских императоров – прически «а-ля Каракалла», «а-ля Титус». В прическах делаются различные проборы – прямой, боковой, сквозной.
Мужчины носят усы и бакенбарды. Бороды носят редко, а если и носят, то небольшие бороды-«эспаньолки».
Жак Луи Давид. Автопортрет (1794)
Мужская прическа
Прически стиля Бидермейер
Прическам периода бидермейера свойственна замысловатость, вычурность, изобилие локонов и кос, а также помпезность в украшениях. Все уважающие себя женщины того времени стремились к образу женственной и романтичной куклы, которая демонстрировала в своем внешнем виде финансовые успехи мужа.
Поэма Людвига Эйхродта под названием «Песни Бидермейера», которая вышла в начале XIX века в Вене, стала названием художественного стиля, который царствовал как в интерьере, так и в моде. Имя героя стало синонимом к таким словам, как богатство, роскошь, хитрость и смекалистость.
Этот стиль недолго просуществовал, но его элементы встречаются и сегодня. Например, изысканные вечерние туалеты с узкой талией и широкими рукавами в области плеча. Традиционные сложные конструкции на голове в стиле бидермейер можно встретить как на свадьбах, так и на других торжественных мероприятиях.
Огромное количество локонов разной формы является главной особенностью таких причесок. У женщин не хватало своих волос для таких дивных сооружений на голове, поэтому стали использовать искусственные локоны. Главной особенностью этой прически был пробор. Волосы спускались на виски и закручивались, потом они закалывались длинными шпильками на макушке или затылке. Прически бидермейер украшались драгоценностями, перьями, лентами, бантами, нитями жемчуга и цветами.
Но самым популярным украшением была фероньерка – это дорогой и шикарный обруч, который надевался на лоб. Главным его украшением были разноцветные драгоценные камни, а также золотые или серебряные цепочки.
Стиль бидермейер научил женщин любить романтичность и изысканность. Понятно, что данный стиль не уместен в современном мире, но его отголоски еще долго будут присутствовать в мире моды.