Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом».
«Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом», - пишет А. Алексин в тексте о маленькой девочке, которая была самолюбивой и командовала своим царством игрушек, а те подчинялись ей. С появлением куклы Ларисы (подарок отца), которая была ростом выше девочки, всё изменилось. Игрушки теперь подчинялись ей, и девочка тоже. Обратимся к тексту.
Во-первых, девочка в мире игрушек чувствовала абсолютную власть над ними: распоряжалась автомобилями, повадками зверей (предложение 15). Но в обычной жизни ей никто не подчинялся, возможно, из-за её маленького роста, а может, из-за того, что люди «не бессловесны», как её безмолвные игрушки, и не будут повиноваться маленькой девочке.
Во-вторых, после появления куклы Ларисы, которая была выше ростом, многое изменилось. Игрушки подчинялись теперь не своей хозяйке. А кукле. Девочке это не нравилось, ведь теперь она не ощущала полной власти над игрушечным миром.
Таким образом, мы видим, что девочка сама называет себя самолюбивой и властной, что даёт ей ощущение величия и превосходства. Но эта мания величия может в будущем проявляться и над обычными людьми, что опасно и не может не настораживать в ребёнке. (186 слов).
Текст 1.2
(1)Я не любила эту куклу.
(2)Её рост и внешние достоинства сравнивали с моими. (3)Взрослые наивно полагали, что доставляют мне удовольствие, когда с дежурно-умилительными интонациями восхищались мною.
– (4)Кто из вас девочка, а кто кукла – трудно понять! – восклицали они.
(5)Я была хрупкой и малорослой. (6)И оттого что все, восхищаясь этой хрупкостью, именовали её «изяществом», а меня – «статуэткой», мне не было легче. (7)Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – это лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете. (8)Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною. (9)Воспитательница так и определяла моё место в общем строю: «замыкающая».
– (10)Не огорчайся: конец – делу венец! – услышала я от отца. (11)Венца на моей голове, увы, не было, а венценосные замашки имелись, и командовать я очень любила.
(12)Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая. (13)Миниатюрностью своей игрушки подчёркивали, что созданы как бы для подчинения мне. (14)А безраздельно хозяйничать – я сообразила уже тогда – очень приятно. (15)Я распоряжалась маршрутами автомобилей и поездов, повадками и действиями зверей, которых в жизни боялась. (16)Я властвовала, повелевала – они были бессловесны, безмолвны, и я втайне подумывала, что хорошо было бы и впредь обращаться с окружающими подобным образом.
(17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса. (18)Отец привёз куклу из Японии, где был в командировке. (19)Я должна была бы обрадоваться заморской игрушке.
(20)Но она была выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила.
(21)Мама нередко вторгалась в мои взаимоотношения с игрушками.
– (22)Любишь наказывать? – вполушутку спросила как-то она. (23)И вполусерьёз добавила:
– (24)С бессловесными так поступать нельзя. (25)Они же не могут ответить ни на добро, ни на зло.
– (26)На зло отвечают, – возразила я.
– (27)Чем?
– (28)Подчиняются.
– (29)Это оскорбительно. (30)Не для них... (31)Для тебя! – уже совсем серьёзно сказала мама.
(32)Она, похоже, хотела, чтоб я отказалась от абсолютной власти над своими игрушками. (33)Она вообще была против самовластия. (34)Но я к этому отвращения не питала.
(35)С появлением Ларисы многое изменилось. (36)Игрушечное царство, казалось, послушно задрало голову и взирало на неё снизу вверх. (37)Так смотрела на Ларису и я. (38)Как кукла она была более необычной, поражающей воображение, чем я как человек. (39)Мы и куклой-то её называть не решались, а именовали только Ларисой. (По А. Алексину)*
* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют о мире юности.
Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Конечно, это был сон. Но ведь это хорошо, что дети верят в добрые сны!
Л. Волкова заканчивает текст такими словами: «Конечно, это был сон. Но ведь это хорошо, что дети верят в добрые сны!» В чём же смысл данной фразы? Я думаю, так автор убеждает нас, что именно вера в хорошее и доброе воспитывает детей. Помогает им вырасти людьми с богатым внутренним миром. Ведь именно душевное богатство и доброта делают из нас людей, помогают в этой жизни.
Во-первых, мы видим, что у Ники и Мити хорошее, действительно, доброе сердце. Дети, встретившись с настоящим чудом, сумели сдержать своё обещание и не раскрыть секрет игрушек, не выдать то, что по-настоящему здорово (предложения 22-24, 39-40).
А во-вторых, ребята предстают перед нами детьми, способными проявить уважение к старшим. Ведь они послушались старого медведя, «с которым играла, наверное, ещё мама», даже несмотря на то, что он всего лишь игрушка.
Таким образом, финал текста подчёркивает, что только доброта воспитывает в детях людей и что вера в чудо – неотъемлемая часть по-настоящему прекрасной души.
(152 слова).
Текст 1.3
(1)В пригороде одного самого обычного города жила самая обычная семья: папа Витя, мама Вика, сын Митя и дочь Ника. (2)Дети были послушными, но они очень не любили ложиться спать. (3)Каждый вечер был скандал:
– (4)Дети, ложитесь спать! (5)Уже поздно… – сердился папа Витя.
– (6)Ну, папа, ещё полчасика можно мы поиграем? (7)Папочка, пожалуйста, – просили дети.
(8)Вот и сегодня дети ну никак не хотели идти спать.
– (9)Даю вам десять минут, – сказал рассерженно папа и вышел из комнаты.
– (10)Давайте соберём игрушки и будем ложиться, – сказала мама.
(11)В конце концов дети легли в свои кроватки и закрыли глаза.
(12)Пробило полночь. (13)И вдруг Митя увидел, что в комнате стало происходить что-то необычное. (14)Детские игрушки начали оживать: куклы поправляли свои платья и причёски, солдатики чистили свои ружья, машинки проверяли свои колёса, мягкие игрушки сладко потягивались. (15)Митя притворился спящим, и они не заметили, что мальчик за ними наблюдает. (16)На соседней кровати сестра тоже не спала и во все глаза смотрела на игрушки.
– (17)Вика, – зашептал брат девочке, – наши игрушки ожили…
– (18)Я вижу.
– (19)Игрушки, вы ожили? (20)Как так может быть? – не вытерпела девочка.
– (21)Ой-ой-ой, они нас видят, – запищали куклы, – теперь все узнают нашу тайну.
– (22)Нет-нет, что вы, мы никому не раскроем ваш секрет. (23)Правда, Митя?
– (24)Правда, – согласился мальчик, – а почему вы только ночью оживаете? (25)Вот было бы здорово, если бы вы всегда были живыми! (26)Дети вылезли из кроватей и сели на пол в окружении игрушек.
– (27)Мы так устроены, – сказали солдатики. – (28)Если с нами бережно играют, если нас не разбрасывают, не ломают, то мы оживаем и оберегаем сон и покой наших хозяев, а если наоборот, то уходим навсегда.
(29)Ника взяла на руки самую любимую куклу.
– (30)Давайте поиграем? – предложила девочка.
– (31)Ура! (32)Давайте! – затеяли возню игрушки.
– (33)Вам спать надо, вы завтра плохо в садик встанете, – сказал медведь – это была старая игрушка, с которой играла, наверное, ещё мама.
– (34)Хорошо, – Митя побоялся обидеть старого медведя, – а завтра мы ляжем спать пораньше, чтобы поиграть с вами со всеми живыми.
(35)Мальчик пожал ручку солдатикам, погладил по голове собачку Тишку, поставил машинки в гараж. – (36)Ника, давай спать, а завтра опять поиграем с игрушками!
– (37)Хорошо, – зевая, сказала девочка и уснула.
(38)Утром детей разбудил папа:
– (39)Папа, папа, а ты знаешь, что было сегодня ночью… – начал Митя, но потом вспомнил об обещании сохранить тайну. – (40)Мне приснился сон.
– (41)Ну, сон – это отлично, – засмеялся папа.
(42)Митя никому не рассказал про свой секрет. (43)Теперь он ложился спать рано, и каждую ночь игрушки оживали и играли с детьми, пока старый медведь не говорил им, что нужно идти спать.
(44)Конечно, это был сон. (45)Но ведь это хорошо, что дети верят в добрые сны!
(По Л. Волковой)*
* Волкова Любовь – молодая современная писательница.