Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Классики мирового религиоведения

Религиоведческий словарь

* Составители словаря: М. О. Васильева, А. Н. Красников, Е. С. Эл-
бакян.

АБУ-Л-ФАЗЛ (1551-1602) — индийский хронист и философ,
министр (везирь), советник и друг императора Акбара. Знакомый
со многими религиями, пробуждал у Акбара интерес к их изуче-
нию и убеждал его проводить политику веротерпимости.

АБХИДХАРМА (Абхидхарма-питака) — третья часть палий-
ского канона Трипитака, в которой изложены философско-психо-
логические воззрения раннего буддизма.

АВВАКУМ Петрович (1620 или 1621-1682) — протопоп, вид-
ный идеолог русского старообрядчества, один из руководителей
раскола. За отказ признать церковную реформу патриарха Нико-
на был сослан с семьей в 1653 г. в Сибирь. В 1666 г. по постанов-
лению церковного собора Аввакум был расстрижен, предан ана-
феме и вновь сослан в Пустозерский острог, где по царскому
указу вместе с ближайшими сподвижниками был сожжен в срубе.
Основные работы: «Книга бесед», «Книга толкований», «Житие».

АВГУРЫ — римские жрецы, которые улавливали «поданные
богами» знаки и толковали их. Для своих предсказаний они поль-
зовались атмосферными явлениями, полетом и голосами птиц,
кормлением священных кур, встречами с дикими зверями, отго-
лосками звуков и т. п. Особое значение придавалось гаданию по
полету птиц (ауспиция). Постепенно гадание авгуров преврати-
лось в формальную процедуру. Согласно Цицерону, в его время
авгуры не могли без улыбки смотреть друг на друга при соверше-
нии гаданий, ибо сами не верили в них. Отсюда происходит
выражение «улыбка авгура».

АВГУСТИН Аврелий (354-430) — христианский теолог и фи-
лософ, признанный в православии блаженным, а в католицизме
святым и учителем церкви.

АВЕЛЬ — в ветхозаветном повествовании второй сын Адама и
Евы, «пастырь овец», убитый своим старшим братом земледель-
цем Каином.

АВЕРРОЭС, Ибн Рушд (1126-1198) — арабский философ, ком-
ментатор трудов Аристотеля. В его творчестве преобладали
элементы материализма и свободомыслия, за что он был обвинен
блюстителями чистоты ислама в вероотступничестве. В современ-
ной литературе иногда упоминается как один из основателей
сравнительного изучения религий.

АВЕСТА (Зенд-Авеста) — собрание священных книг зороас-
тризма и маздеизма. Древнейшая часть Авесты (Гаты) датирует-
ся VII-VI вв. до н. э., а ее авторство приписывается Заратустре.
Тексты Авесты содержат в себе дуалистическую трактовку мира,
общества и человека, юридические и нравственные предписания,
молитвенные песнопения и т. п.

АВРААМ — один из ветхозаветных патриархов, родоначаль-
ник евреев (через сына Исаака) и арабов (через сына Измаила),
сын Фарры, генеалогия которого восходит к Симу. Религиозная
традиция связывает с именем Авраама начало веры в единого
Бога.

АГАМЕМНОН — один из центральных персонажей «Илиады»
Гомера, царь Микен, сын Атрея и Аэропы, брат Менелая. Он
возглавлял греков в войне против Трои. После падения Трои
Агамемнон возвратился домой с плененной царевной Кассандрой
и был убит своей женой Клитемнестрой и ее любовником Эги-
сфом. За убийство отца отомстил сын Агамемнона Орест.

АГАПЫ — вечери любви, совместные ужины членов ранне-
христианских общин, которые проводились в подражание тайной
вечери Иисуса Христа с учениками. Позднее агапы были запре-
щены христианской церковью.

АГГЕЙ — один из двенадцати «малых пророков», который,
согласно Ветхому Завету, призывал иудеев к строительству
второго Иерусалимского храма после того, как они вернулись из
Вавилонского плена.

АГИОГРАФЫ (Писания) — часть священной литературы иуда-
изма и христианства, которая включает в себя Псалмы, Притчи,
книгу Нова, Песнь песней, книгу Руфь, Плач Иеремии, Екклеси-
аст, книги Есфирь, Даниила, Ездры, Неемии, I и II книги Хроник
(в синодальном издании Библии I и II книги Хроник называются
I и II Паралипоменон).

АГНИ — важнейшее божество ведизма и индуизма. Олицетво-
ряет священный огонь, имеющий очистительную силу. По числу
упоминаний в «Ркгвеое» занимает второе место после Индры.

АГНОСТИЦИЗМ — теоретико-гносеологическая установка, со-
гласно которой вопрос об истинности познания не может быть
окончательно решен. Термин «агностицизм» был впервые введен
англичанином Т. Хаксли в 1869 г., хотя формулировку позиций
агностицизма можно обнаружить уже в античной философии.

АДАД (Адду) — в шумеро-аккадской мифологии бог бури,
грома и ветра. Адад олицетворяет как гибельные, так и плодонос-
ные силы природы, по своим функциям тождествен западносемит-
скому Баал-Хаддаду.

АДАМ — в библейских сказаниях первый человек, созданный
Богом по своему образу и подобию из праха земного в шестой день
творения.

АДИ САМАДЖ (Ади Брахмо самадж) — религиозное общест-
во, возникшее в результате раскола Брахмо самадж в 1866 г. Его
возглавил Дебендранат Тагор, который, в отличие от Кешабчон-
оро Сена, стоял на более умеренных позициях в проведении
религиозных и социальных реформ в Индии.

АДИМАНТ — один из персонажей второй книги трактата
Платона «Государство».

АДОНАЙ — одно из обозначений Бога в иудаизме. С эпохи
эллинизма употребляется как замена (при чтении вслух) «непро-
износимого» имени Яхве.

АДОНИС — умирающий и воскресающий бог растительности в
Финикии и Сирии. С V в. до и. э. культ Адониса распространился
в Греции, позднее в Риме.

АДРАМЕЛЕХ — божество, почитаемое жителями Сепарваима
и олицетворяющее собой солнце, Сепарваимцы приносили в жерт-
ву идолу Адрамелеха своих детей. Предположительно отождест-
вляется с Молохом.

АЗАРА Феликс де (1746-1811) — испанский ученый, прожив-
ший 20 лет в Америке и написавший «Путешествие в Южную
Америку» (1809).

АИД (Гвдес) — в греческой мифологии бог царства умерших,
а также само это царство. В Аиде пребывают бесплотные тени,
которые, однако, не полностью утратили свою индивидуальность.
Аид — олимпийское божество, сын Кроноса и Реи, царствует со
своей супругой Персефоной.

АКБАР Джелаль-вд-дин (1542-1605) — правитель Могольской
империи с 1556 г. Прославился не только тем, что при нем
Могольская империя достигла наибольшего могущества, но и тем,
что одним из первых занялся сравнительным изучением религий.

АКИБА бен Джозеф (50-135) — иудейский раввин, знаток
Талмуда, тонкий интерпретатор Торы. Ему принадлежит система-
тизация и кодификация Галахи. За участие в восстании Бар-
Кохбы (132), которого Акиба провозгласил мессией, был заключен
в тюрьму, где подвергся жестоким пыткам и погиб.

АЛАКОК Маргарита Мария (1647-1690) — французская мона-
хиня ордена виэитандинок. На основе ее видений в католической
церкви утвердился культ Сердца Иисусова. Канонизирована в
1920 г.

АЛЕКСАНДР Македонский (356-323 до н. э.) — один из вели-
чайших античных полководцев, военные компании которого от-
личались масштабностью, дерзостью и непредсказуемостью для
противников. К концу жизни Александра его владения простира-
лись от Дуная, Адриатики, Египта и Кавказа до Инда. Лишь
внезапная смерть от лихорадки помешала осуществлению его
планов покорения Аравии и Северной Африки.

АЛЛАТ (Алилат, Плат) — древнеарабская богиня неба и дож-
дя. В пантеонах арабов Сирийской пустыни Аллат — женская
параллель Аллаха, его супруга и мать богов, в Центральной
Аравии — дочь Аллаха, в Пальмире ока считалась супругой Эла
(Илу).

АЛЛАХ — единый и неделимый Бог в исламе, творец всего
сущего и управитель мира. Вера в Аллаха — основной догмат
мусульманской религии.

АМАТОНГО — духи предков у зулусов.

АМЕНОФИС — имя древних египетских царей. Из них особен-
но известен Аменофис III из 18 династии, изображенный на так
называемой колонне Мемнона в Фивах.

АМИДА — см. Амитабха.

АМИТАБХА — в мифологии махаяны Будда, считающийся
создателем и владыкой рая Сукхавати, в котором могут возрож-
даться все уверовавшие в могущество Амитабхи существа.

АММОН Христоф Фридрих фон (1766-1855) — немецкий про-
тестантский теолог, университетский проповедник в Эрлангене,
автор «Библейской теологии» в 3 томах (1801-1802).

АМОС — один из двенадцати «малых пророков», который,
согласно Ветхому Завету, пророчествовал в 776-763 гг. до н. э. в
Северном царстве. Он предсказал Иероваалу II, находящемуся в
зените славы, гибель его царства, что и произошло через 50 лет.

АМРАФЕЛ — упоминаемый в Ветхом Завете царь Сеннаар-
ский и Вавилонский, который соединившись с тремя царями,
пошел войною против Содома и других городов, лежащих в долине
Сиддим. Во время одного из набегов в числе пленных они захва-
тили Лота — племянника Авраама.

АНАБАПТИЗМ — религиозное движение, возникшее в XVI в.
в Швейцарии и Германии в ходе Реформации. Анабаптисты тре-
бовали вторичного крещения в сознательном возрасте, отрицали
церковную иерархию, выступили провозвестниками отделения
церкви от государства и религиозной свободы личности. На основе
анабаптизма сложился целый ряд протестантских сект — менно-
ниты, мельхиориты, гуттерские братья и т. п.

АНАКОРВИТ — буддийский храм в Камбодже.

АНАКСАГОР (ок. 500-428 до н. э.) — древнегреческий фило-
соф. За оскорбление богов был изгнан из Афин. Небесные светила,
которые раньше признавались божественными существами, он
объявил материальными образованиями. Наряду с Эмпедоклом и
другими атомистами выдвинул учение о неразрушимых элемен-
тах — гомеомериях (семенах вещей).

АНАМЕЛЕХ — божество, почитаемое жителями Сепарваима и
олицетворяющее собой луну. В честь него верующие сжигали
своих детей.

АНАНДА — двоюродный брат царевича Г(и/тоал(ы, любимый
ученик Будды, сопровождавший его в течение 45 лет. После
смерти Будды со слов Ананды был составлен свод поучений —
Сутта-питака.

АНГЕЛУС СИЛЕЗИУС (1624-1677) — немецкий религиозный
деятель и писатель, автор духовных стихов и нравоучений, кото-
рые пользовались большой популярностью в Европе.

АНГЕЛЫ — по верованиям иудеев, христиан и мусульман,
созданные Богом бесплотные сверхъестественные существа, вы-
ступавшие посредниками между Богом и людьми.

АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ — государственная церковь в
Англии, возникшая в период Реформации в XVI в. Сочетает
католический догмат о спасающей силе церкви с протестантским
учением о спасении личной верой. По культу и организационным
принципам англиканская церковь ближе к католицизму, чем
остальные протестантские церкви.

АНДРЕА Тор (1885-1946) — историк религий, профессор Сток-
гольмского университета, епископ шведской церкви. Основные
сочинения: «Личность Мухаммеда в жизни и в верованиях его
современников» (1918), «Происхождение ислама и христианства»
(1926), «Мухаммед: человек и его вера» (1930).

АНДРЕЙ — в христианстве один из 12 апостолов, который,
согласно Евангелию от Иоанна, был первым призван Иисусом
Христом (Андрей Первозванный). По преданию, проповедовал
христианство балканским и причерноморским народам, в частно-
сти скифам, и был распят по распоряжению римского магистрата
в греческом городе Патры на кресте, имеющем форму буквы «X»
(т. н. Андреевский крест). В русских летописных источниках по-
вествуется о том, что Андрей из Херсонеса (Корсуни) дошел до
мест, где в будущем предстояло возникнуть Киеву и Новгороду, и
благословил их.

АНИМАТИЗМ — представление о безличной силе, действую-
щей в природе и оказывающей влияние на жизнь людей, харак-
терное явление для ранних форм религии. По всей видимости,
аниматизм является одной из первых попыток целостного осмы-
сления мира. В разнообразных трансформациях он присущ рели-
гиям всех континентов и всех стадий в истории религии.

АНИМИЗМ — вера в души и духов. В научный оборот в этом
значении термин «анимизм» был введен английским антрополо-
гом Э. Тайлором для описания первобытных религиозных веро-
ваний.

АНОМИЯ — понятие социологии, введенное в научный оборот
Э. Дюркгеймом и обозначающее любые виды «нарушений» в цен-
ностно-нормативной системе общества.

АНСЕЛЬМ Кентерберийский (1033-1109) — католический тео-
лог, один из первых представителей схоластики, пытавшийся
примирить веру и разум путем подчинения разума вере («верю,
чтобы понимать»). Ему принадлежит знаменитое онтологическое
доказательство бытия Бога.

АНТИГОНА — в греческой мифологии дочь фиванского царя
Эдипа и Иокасты, сестра Этеокла и Полиника, которые соперни-
чали между собой за правление Фивами и оба погибли в сраже-
нии. Антигона погребла тело Полиника, несмотря на запрет своего
дяди, царя Креонта. За это ее замуровали в каменную пещеру, где
она покончила с собой. Ее жених, сын царя Креонта, Гемон,
опоздавший спасти Антигону, тож<' j!ii!!ii!.-i i;cf5;i;Kii:iiiii Ми;Ь.•",
Антигоне нашел свое художественное воплощение в одноименной
трагедии Софокла.

АНТРОПОЛАТРИЯ — наделение выдающихся в той или иной
сфере деятельности людей сверхъестественными способностями и
поклонение им.

АНТРОПОМОРФИЗМ — 1) перенесение на животных, пред-
меты и явления природы присущих человеку качеств и свойств;

2) представление о богах как подобиях человека.

АНТРОПОПАТИЗМ — приписывание свойств человеческой
психики животным, растениям и явлениям природы. Этот термин
был введен в оборот в конце XIX в., однако в научной литературе
не прижился. Обычно используется близкий ему по значению
термин антропоморфизм.

АНУ, ан — в шумеро-аккадских религиозных представлениях
бог неба, постоянный титул которого «отец богов». Кроме того,
Ану — божество г. Урука. Он нередко враждебен людям, но в
целом для него характерна бездеятельность.

АНХРА-МАЙНЬЮ (Ангра-Майнью) — в зороастризме оли-
цетворение злого начала, всеотрицающий дух, отец лжи, неспра-
ведливости, беззакония, смерти. Анхра-Майнью противостоит до-
брому началу,— Ахурамазде — которое, в конечном счете, должно
победить зло.

АПОКАЛИПСИС (Откровение св. Иоанна Богослова) — одна
из книг Нового Завета, которая, согласно христианской традиции,
была написана Иоанном Богословом на острове Патмос в 68 г.
Состоит из 22 глав, повествующих о пророческих видениях ав-
тора.

АПОКРИФЫ — книги религиозного содержания, которые не
признаются церковью священными.

АПОЛЛОН — греческий бог солнечного света, сын Зевса и
Лето, брат Артемиды. Первоначально считался покровителем
пастухов, позже — изобретателем пчеловодства, маслоделия, бо-
гом яблоневых садов. Его считали также изобретателем лиры,
покровителем поэзии и музыки. В более позднее время Аполлон
становится богом очищающим и исцеляющим.

АПОТРОПЕЙ — в археологии и этнографии название предме-
та или изображения, которому приписывалась способность отго-
нять злых духов и отводить беду. Магические приемы, направлен-
ные на «оберег» человека или группы людей называются в совре-
менной литературе апотропическими.

АПУЛЕЙ (ок. 124) — римский адвокат, писатель и философ. В
его работе «Апология», которая посвящена защите автора от
обвинений в колдовстве, дается подробное описание существую-
щих в то время суеверий. Тема колдовства затрагивается и в
романе Апулея «Золотой осел». Этот роман дает представление о
разных сферах жизни античного общества, в том числе представ-
ление о культе Исиды.

АРАМАЗД — древнеармянское верховное божество, отец бо-
гов, создатель неба и земли. Восходит своими корнями к иранско-
му Ахурамазде. Его эпитет — «ари» (мужественный).

АРДАШИР (ок. 180-239) — основатель и первый царь иран-
ской династии Сасанидов. Его дед был жрецом главного храма в
столице Фарса и передал своему внуку обширные знания о зоро-
астризме и других религиях.

АРЕС — греческий бог войны, сын Зевса и Геры. Как жестокий
бог разрушительных войн был мало почитаем в народе, и культ
Ареса не получил большого распространения в Греции. В римской
религии ему соответствовал Марс.

АРЕТА — в греческой мифологии племянница и супруга царя
феаков Алкиноя. Пользовалась у своего народа исключительным
почетом и уважением.

АРИАДНА — дочь критского царя Миноса и Пасифаи. Влю-
бившись в Тесея, дала ему клубок ниток для того, чтобы он, убив
Минотавра смог выбраться из лабиринта. Тесей увез Ариадну,
пообещав взять ее в жены. Однако на о. Наксос он покинул
спящую девушку. Дионис проявил заботу об Ариадне и женился
на ней.

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н. э.) — древнегреческий философ-
энциклопедист, взгляды которого оказали огромное влияние на
развитие духовной культуры Европы, в том числе на католиче-
скую философию и теологию.

АРИЦИЙСКОЕ ЖРЕЧЕСТВО — жрецы Дианы Немийской,
или Лесной. Озеро и роща, посвященные этой богине, назывались
арицийскими (по названию г. Ариция, расположенного недалеко
от них).

АРНОЛЬД Мэтью (1822-1888) — английский поэт и литера-
турный критик, один из оппонентов «науки о религии».

АРТАКСЕРКС — персидские цари из династии Ахеменидов. В
465-424 гг. до н. э. правил Артаксеркс I Долгорукий. Он вступил на
престол после того, как в результате придворного заговора был
убит его отец — Ксеркс I. Несмотря на усиление сепаратистских
тенденций внутри страны и сложную внешнюю обстановку ему
удалось сохранит)ь целостность государства Ахеменидов и не
допустить ослабления центральной власти.

АРТЕМИДА — греческая богиня, дочь Зевса M'JIemo, сестра-
близнец Аполлона. Почиталась как богиня охоты и живой приро-
ды. Классическая Артемида — девственница и защитница цело-
мудрия, покровительница супружества и деторождения. Если брат
Артемиды, Аполлон, олицетворял солнечный свет, то она счита-
лась богиней луны и часто отождествлялась с Селеной. В римской
религии Артемида была известна под именем Дианы.

АСИРАТ (Ашерту) — в 'западносемитской мифологии супруга
(дочь) верховного бога Илу, мать богов и людей, владычица всего
сущего. По настоянию Асират Илу передает власть над миром
Астару.

АСКЕЗА — отказ от жизненных благ и удовольствий, посвя-
щение всей своей жизни служению Богу. Проповедь аскетизма
характерна для многих религий. В то же время не все религии
признают аскезу кратчайшим путем к спасению.

АСТАР (Истар) — древнесемитское астральное божество, оли-
цетворение планеты Венера, мужская параллель Астпарты и
Иштар.

АСТАРТА (Аштарта) — в финикийской религии богиня плодо-
родия, материнства и любви; астральное божество, олицетворение
планеты Венера.

АСТРЮК Жан (1684-1766) — один из основателей критиче-
ского подхода к Библии,автор так называемой «документальной»
гипотезы происхождения Ветхого Завета. Он выделил несколько
источников, вошедших составными частями в первую книгу Биб-
лии, главными из которых являются Элохист и Яхвист.

АСУРА — древнеиндийское божество, возглавляющее класс
демонов, бывших, по-видимому, богами изначального мира-хаоса.
В Ригведе используется как эпитет ряда богов, прежде всего
Варуны.

АТАРГАТИС — в западносемитской мифологии богиня плодо-
родия и благополучия, одна из наиболее почитаемых в эллинисти-
ческое время богинь арамейского пантеона. В греческой религии
ей соответствует Афродита.

АТЕИЗМ — система взглядов, отвергающих религиозные идеи
о существовании Бога, творении Богом мира и человека, бессмер-
тии души и т. п., содержащих материалистическую трактовку
сущности религии, причин ее возникновения и развития.

АТМАН — одно из центральных понятий в индийской религи-
озно-философской традиции. В ведийской литературе употребля-
ется как местоимение «я», затем в значении «тело» и, наконец
(прежде всего в Упанишадах], для обозначения субъективного
психического начала, индивидуального бытия, «души», понимае-
мых в личном и в универсальном планах. Атман противопоставля-
ется Брахману как высшей реальности при одновременном утвер-
ждении об их глубинном тождестве.

АТТИС — фригийский бог природы. Его почитание связано с
оргаистическим культом Великой матери богов Кибелы, которая
полюбила Аттиса. Смертельно раненный на охоте диким кабаном,
Аттис после смерти превратился в сосну, а из его крови стали
вырастать каждую весну цветы и деревья. В Малой Азии, а затем
и в греко-римском мире, воспринявшем культ Аттиса, ежегодно
отмечались его смерть и воскресение.

АТХАРВАВЕДА — сборник Вед, содержащий магические за-
клинания и формулы.

АФИНА — греческая богиня мудрости, справедливых войн и
побед. Считалась покровительницей ремесел и искусств, защит-
ницей общественного порядка, а также целомудрия. Ее атрибу-
ты — змея и сова. В римской религии ей соответствует Минерва.

АФРОДИТА — греческая богиня любви и красоты, возникшая
из крови оскопленного Кроносом Урана, которая попала в море и
образовала пену. Почиталась также как богиня плодородия, веч-
ной весны и жизни. В римской религии ей соответствует Венера.

АХАВ — царь израильский, который, как повествует Библия,
«делал... неугодное перед очами Господа более всех, бывших
прежде него». Погиб в бою против сириян, истекши кровью от
полученной раны.

АХАН — ветхозаветный персонаж, сын Хармия из колена
Иуды. Вопреки повелению Бога, спрятал в земле ценные вещи,
награбленные при взятии Иерихона, за что гнев Бога обрушился
на весь Израиль.

АХИЛЛ — один из храбрейших греческих героев, осаждавших
Трою, сын Пелея и Фетиды. Согласно легенде, мать Ахилла,
желая сделать сына бессмертным, погрузила его в священные
воды Стикса. Лишь пятка, за которую держала его Фетида, не
коснулась воды и осталась уязвимой. Погиб Ахилл от стрелы
Париса, которую Аполлон направил в его пяту.

АХИМСА — непричинение боли и зла живым существам. Это
требование характерно для индуизма, буддизма и особенно джай-
низма. Оно тесно связано с учением о переселении душ и пере-
рождением одних живых существ в другие.

АХУРАМАЗДА — верховное божество в зороастризме и маз-
деизме, доброе начало, находящееся в постоянной борьбе со злым
богом Ама-ра-Майкъю. Древние греки называли его Оромаз или
Ормузд.

АШВИНЫ (букв. «всадники») — два древнеиндийских бога-
близнеца, олицетворяющих утреннюю зарю и закат солнца. Утром
и вечером они объезжают Вселенную на быстроходной колеснице,
полной всяческих благ. Ашвины считались также врачевателями
богов и людей.

АШОКА (268-232 до н. э.) — индийский царь из династии
Маурья, завершивший объединение Индии. Покровительствовал
буддизму, в котором видел идеологию, способствующую укреп-
лению государственной власти. В конце жизни принял монаше-
ство.

АШШУРНАЗИРПАЛ — царь Ассирии в 883-859 гг. до н.э.
Покорил Северную Месопотамию, Северную Сирию и Финикию.
Известны рельефы из дворца Ашшурназирпала в Кальху (совр.
Нимруд), образцы которых имеются в коллекции Эрмитажа.

АЯКС — в греческой мифологии упоминаются два героя Тро-
янской войны, носящие это имя: 1) Большой Аякс, сын саламин-
ского царя Теламона и Перибеи; после Ахилла самый сильный и
отважный герой Троянской войны. Он отбил у троянцев труп
Ахилла, но был побежден Одиссеем в споре за его доспехи. Из-за
этого Аякс впал в неистовство и истребил стадо овец, приняв их
за врагов. Когда рассудок вернулся к нему, Аякс пронзил себя
мечом; 2) Малый Аякс, сын локридского царя Оилея, выступил с
40 кораблями против Трои. При взятии Трои Аякс оскорбил
богиню Афину, обесчестив в ее храме Кассандру. За это Афина и
Лосейоон вызвали кораблекрушение, и Аякс утонул.

БА — в древнеегипетской религии душа, воплощение жизнен-
ной силы людей. Изображалась в виде птицы с человеческой
головой.

БААЛШАМЕМ, Баалшамин — в западносемитской мифологии
бог неба, в ряде случаев выступает как бог солнца. Почитание
Баалшамема было широко распространено в Сирии с конца II тыс.
до н. э.; в ханаанейско-арамейском пантеоне Баалшамем стал вер-
ховным божеством. В эллинистическую эпоху Баалшамем отожде-
ствлялся с Зевсом, и Юпитером.

БАЗЕДОВ Иоганн Бернгард (1723-1790) — немецкий педагог.
Под влиянием Ж. Ж. Руссо внес в немецкое Просвещение теорию
естественного и разумного воспитания, создав тем самым движе-
ние филантропизма — воспитания дружественных отношений
между людьми.

БАЗИЛИКА (греч. царский дом) — прямоугольное здание,
разделенное внутри рядами колонн на продольные части (нефы).
В Афинах базилика была местом заседания первого архонта —
базилея. У римлян базилика — судебное или торговое здание.
Раннехристианская базилика разделялась внутри 2 рядами ко-
лонн на 3 нефа. В дальнейшем появляются другие формы базили-
ки. Одной из них была крестообразная, образованная добавлением
поперечного нефа той же ширины и высоты, как и средний
продольный. Наиболее ярким примером слияния базиликальной
архитектуры с центрально-купольной является храм св. Софии в
Константинополе.

БАЛЬДЕНШПЕНГЕР Фернан (1871-1958) — профессор Сор-
боннского университета, специалист по сравнительному литера-
туроведению. Основная работа — «Этюды по истории литерату-
ры» (1907-1939).

БАНКРОФТ Джордж (1800-1891) — американский государ-
ственный деятель и историк, автор «Истории США» в 10 томах.

БАРА-БУДУР — буддийско-индуистский храм на острове
Ява.

БАРДТ Карл Фридрих (1741-1792) — видный представитель
немецкого Просвещения, автор работ «Вновь открытые боги»
(1772-1775), «Письма о Библии в доступном изложении» (1782).

БАРРЕ Морис (1862-1923) — французский писатель, автор
романов «О крови, страсти и смерти», «День в парламенте» и др.

БАСТИАН Адольф (1826-1905) — немецкий этнолог, автор
трактата «Психологические наблюдения за естественными наро-
дами» (1890).

БАУЭР Бруно (1809-1882) — немецкий философ младогегель-
янского направления, исследователь раннего христианства. Ос-
новные работы: «Критика Евангелия от Иоанна» (1840), «Критика
синоптических Евангелий» в 3 томах (1841-1842).

БАХОФЕН Иоганн Якоб (1815-1887) — швейцарский историк
и правовед, выдвинувший гипотезу о существовании матриархата
как специфической стадии развития человеческого общества. В
своих работах уделял большое внимание мифологии и религии,
считая, что они могут послужить ключом для правильного пони-
мания древней истории.

БАХУС — латинская форма имени Вакх (одно из имен Дио-
ниса).

БЕДЬЕ Жозеф Шарль Мари (1864-1938) — французский фи-
лолог-медиевист, автор 4-томного труда «Эпические сказания»
(1908-1913). Ему также принадлежит стилизованный пересказ
средневековой легенды о Тристане и Изольде.

БЕЗАНТ Анни (1874-1933) — английская писательница тео-
софской ориентации, занимавшаяся общественной и политиче-
ской деятельностью в Индии.

БЕЙЛЬ Пьер (1647-1706) — французский философ, предста-
витель свободомыслия и скептицизма.

БЕЙШЛАГ Вилибальд (XIX в.) — немецкий протестантский
теолог, принимавший активное участие в оппозиции духовенства
либеральному движению в Германии.

БЕКЕР Сэмюэль (XIX в.) — английский исследователь племен,
проживающих на берегах Белого Нила.

БЕЛЛЕРОФОНТ — греческий герой, который с помощью кры-
латого коня Пегаса победил огнедышащую Химеру, одолел амазо-
нок и ликийских воинов. Согласно мифу, Беллерофонт пытался на
Пегасе взлететь на Олимп, но Зевс низверг его на землю.

БЕЛЬФОР Артур Джеме (1848-1930) — шотландский религио-
вед, занимавшийся философией и психологией религии. Главная
работа — «Основы веры» (1895).

БЕНТАМ Иеремия (1748-1832) — английский философ, один из
главных представителей утилитаризма. Согласно Бентаму, высшая
цель социального развития состоит в наибольшем счастье («изме-
ряемом» чувством удовольствия) для наибольшего числа людей.

БЕРГСОН Анри (1859-1941) — французский философ, вид-
нейший представитель интуитивизма и философии жизни. В ре-
лигии видел «оборонительную реакцию природы против разруши-
тельной силы рассудка», основу «открытого общества» и морали
как любви ко всему человечеству.

БЕРГЭНЬ Генри Джозеф — французский ученый, специалист
в области санскритского языка и ведической религии.

БЕРНАР Клервоский (1090-1153) — католический теолог, на-
стоятель основанного им в 1115 г. монастыря в Клерво. Выступал
против теологического рационализма Абеляра, оказал идейное
влияние на Бонавентуру. Выл вдохновителем 2-го крестового по-
хода.

БЕРНАР Клюнийский (сер. XII в.) — католический монах, поэт
и философ, чьи этические воззрения были близки к неог^штониз-
му. Главное сочинение «Об осуждении мира» (ок. 1140) содержит
характерное для неоплатонизма презрение к мат"г,цч,".,ц„^г' -.Tiinv
и завершается впечатляющей картиной рая и ада, которая могла
оказать влияние на Данте.

БЕРНУЛЛИ Карл Альбрехт (1868-1937) — немецкий теолог,
поэт и публицист, профессор церковной истории в Базеле. Основ-
ные работы: «Научные и церковные методы в теологии» (1897),
«Овербек и Ницше» (1908), «Бахофен как исследователь религии»
(1924).

БЕРОДАХ БАЛАДАН — упоминаемый в Ветхом Завете сын
вавилонского царя Баладана, с которым иудейский царь Езекия
вступил в дружеские отношения, за что получил строгое обличе-
ние от пророка Исайи.

БЕРОС (III в. до н. э.) — вавилонский жрец, написавший для
царя из династии Селевкидов Антиоха I историю Вавилона на
греческом языке. Позднее Берос проповедовал халдейскую астро-
логию на о. Кос, познакомив греков с ее основными положениями.

БЕТ Карл (1872 — после 1952) — немецкий антрополог и
религиовед, уделявший значительное внимание проблеме соотно-
шения магии и религии.

БЕХИСТУНСКАЯ НАДПИСЬ — надпись персидского царя
Дария I (522-486 до н. э.), которая была высечена на скале Бехи-
стун, находящейся на территории современного Ирана. Является
одним из важнейших документов Древнего Востока.

БЁК Август (1785-1867) — профессор в Берлине, виднейший
представитель филологического направления в изучении истории
древних времен, начало которому положил его учитель Вольф.
Главное сочинение — «Энциклопедия и методология филологиче-
ских наук» (1877).

БЁМЕ Якоб (1575-1624) — немецкий философ-мистик, пред-
ставитель пантеизма. Пытался выявить таинственную связь меж-
ду божественной сущностью и миром вещей. Пантеистически
отождествляя их, рассматривая природу как самораскрытие Бога,
создал своеобразную натурфилософию. Внес вклад в развитие
антропологии, этики, теории знака и языка.

БИБЛИЯ — греческое название книг Ветхого и Нового Заве-
тов, составляющих Священное Писание христианства.

БИЛЛЕРБЕК Пауль — прусский обер-лейтенант, а затем пол-
ковник, принимавший участие в археологических раскопках в
Месопотамии.

ВИСТАМИ аль, Абу Йазид (Байазид) Тайфур бен Иса (ум. в
875) — прославленный персидский мистик, эпоним суфийского
направления тайфурийа, родоначальник одного из основных тече-
ний мусульманского мистицизма.

БЛЕЕКЕР Клаас Юко (1898-1983) — голландский историк и
феноменолог религии, автор работ «Рождение бога: изучение еги-
петского бога Мина и посвященного ему праздника» (1956), «Еги-
петские праздники: признаки религиозного возрождения» (1967).
Он был редактором нескольких крупнейших религиоведческих
журналов и 2-томной «Истории религии» (1969-1971).

БЛИК — исследователь африканских языков, автор «Сравни-
тельной грамматики южно-африканских языков» (1862).

БЛЮХЕР Гебхард Леберехт (1742-1819) — прусский генерал-
фельдмаршал, князь Вальштатт. За свою энергию и решитель-
ность был прозван «маршал Вперед».

БОДХИ — одно из ключевых понятий буддизма, означающее
духовное просветление. Слово «бодхи» входит составной частью в
ряд имен, терминов, понятий буддийской философии, мифологии
и истории.

БОДХИСАТТВА — в буддизме человек, достигший высшего
совершенства и заслуживший право уйти в нирвану, но отказыва-
ющийся от этого из-за любви и сострадания к живым существам
и стремления помочь им в спасении.

БОКЛЬ Генри Томас (1821-1862) — английский историк и
социолог, автор двухтомной «Истории цивилизации в Англии»
(1857-1861).

БОЛЛАНД Жан (1596-1665) — бельгийский иезуит, возглавив-
ший группу единомышленников, которая занималась подготовкой
и публикацией многотомного издания, посвященного житиям свя-
тых. Первый том этого издания был опубликован в Антверпене в
1643 г. Расцветом деятельности болландистов был период с 1659
по 1793 гг. В 1794 г. французская армия оккупировала Бельгию и
издательская деятельность болландистов прекратилась. В 1837 г.
работа была возобновлена.

БОЛЛАНДИСТЫ — см. Болланд.

БОПП Франц (1791-1867) — немецкий санскритолог, один из
основоположников сравнительно-исторического языкознания, ав-
тор первой сравнительной грамматики индоевропейских языков.

БОТТА Поль Эмиль (1802-1870) — французский консул и
археолог, открывший дворец ассирийского царя Саргона П в Ур-
Шаррукин (совр. Хорсабад, Ирак) в 1843 г., что послужило толч-
ком для широкомасштабных археологических работ на террито-
рии Месопотамии.

БОШАР Самюэль (1599-1667) — французский богослов, автор
«Священной географии».

БРАМА — см. Брахма.

БРАМИН — см. брахман.

БРАХМА (Брама, Брахман) — один из главных богов индуиз-
ма, составляющий вместе с Вишну и Шивой божественную троицу
(тримурти). Первоначально выступал как высшее божество, тво-
рец и управитель мира. В позднем индуизме отступает на второй
план, отдавая первенство другим членам троицы. Считался также
персонификацией абсолюта, которому противостоит индивидуа-
лизированное и субъективное начало — атман.

БРАХМАН (брамин) — представитель высшей варны и касты
в Индии, профессиональный жрец в брахманизме и индуизме.

БРАХМАНИЗМ — религия Древней Индии, возникшая в пе-
риод становления кастового строя и возвышения института жре-
чества — брахманов. В то же время брахманизм явился дальней-
шим развитием ведической религии, результатом смешения арий-
ских и доарийских представлений и верований.

БРАХМАНЫ — трактаты, толкующие и комментирующие
Веды. В Брахманах дается теологическое обоснование ведической
практики.

БРАХМО САМАДЖ — религиозно-реформаторское общество
в Индии, организованное в 1828 г. Раммоханом Раем. Члены Брах-
мо самадж вели борьбу против расового, кастового и религиозного
деления общества, за подъем культурного уровня, реформу систе-
мы образования. В XX в. Брахмо самадж распалось на множество
мелких течений и обществ.

БРЕН-РОЛЛЕ — исследователь Африки, автор труда «Белый
Нил и Судан» (1855).

БРИСТИД Джеймс Генри (1865-1935) — американский исто-
рик и археолог, автор работ «Становление религии и мышления в
Древнем Египте» (1912), «История древнего мира» (1916). Он так-
же руководил изданием 5-томного труда «Надписи Древнего Егип-
та: исторические документы с древнейших времен до персидского
завоевания» (1906-1907).

БРОСС Шарль де (1709-1777) — президент бургундского пар-
ламента, автор ряда трудов по истории и географии. Им введен
термин фетишизм в анонимно напечатанной в 1760 г. работе
«Трактат о богах-фетишах».

БРУНО Джордано Филиппе (1548-1600) — итальянский фи-
лософ и естествоиспытатель, подвергший критике библейскую
картину мира и многие христианские догматы. За свои философ-
ские и естественнонаучные взгляды был подвергнут преследова-
ниям со стороны инквизиции, а затем арестован и сожжен на
костре.

БУБЕР Мартин (1878-1965) — еврейский философ и теолог, в
творчестве которого получили развитие идеи экзистенциализма,
диалогического персонализма и хасидской мистики. Основные
сочинения — «Даниил» (1913), «Я и Ты» (1923), «Происхождение и
сущность хасидизма» (1960).

БУГА (бува, боа) — в тунгусо-маньчжурской мифологии сила
природы, распространенная вокруг и служащая причиной всех
явлений. Под влиянием шаманских представлений это понятие в
дальнейшем приобрело новое значение — дух-хозяин верхнего
мира.

БУДДА (Просветленный) — основатель буддизма, первона-
чальное имя которого Сиддхартха Гаутама. Согласно преданию,
он был сыном царя небольшого государства на севере Индии.
Повзрослев, добровольно отрекся от роскоши, покинул дворец и
стал вести аскетический образ жизни. После шести лет отшельни-
чества «познал истину» и начал проповедовать ее по городам и
селам Индии. Главные положения своего учения он изложил в
бенаресской проповеди в форме «четырех благородных истин».
Умер Будда в 80-летнем возрасте и, как утверждают его последо-
ватели, после смерти ушел в нирвану. В 1954 г. буддисты торже-
ственно отметили 2500-летие этого события.

БУДДИЗМ — одна из мировых религий, зародившаяся в сере-
дине I тыс. до н. э. на севере Индии и получившая широкое
распространение во многих странах Азии. В основе этой религии
лежит проповедь Будды Шакья-Муни, который учил, что жизнь
есть страдание, и указал путь избавления от него. Характерной
особенность буддизма является его этико-практическая направ-
ленность.

БУРКХАРДТ Якоб (1818-1897) — швейцарский историк-клас-
сик и культуролог. Основные работы: «Культура Ренессанса в
Италии» (1860), «Рассуждения о всемирной истории» (1905). Из
оставленного им наследия вышли в свет: «История греческой
культуры» в 4 томах (1898—1920), «Собрание сочинений» а 10 то-
мах (1954).

БУНЗЕН Христиан Карл Йозиас (1791-1860) — немецкий ди-
пломат, публицист и исследователь древних религий.

БУРИНЬОН Антуанетта (1616-1680) — мистически настроен-
ная писательница, обладающая задатками религиозного лидера.
Она приобрела много сторонников в Нидерландах, Франции, Ан-
глии и особенно в Шотландии, где учение Буриньон было осужде-
но после ее смерти Пресвитерианскими генеральными ассамблея-
ми 1701, 1709 и 1710 гг. Сочинения Буриньон были собраны и
опубликованы ее учеником Пьером Пуаре в 1679 г. В этом же году
им написана биография Антуанетты Буриньон.

БУРНАБУРИАШ (1404-1379 до н.э.) — вавилонский царь,
представитель так называемой касситской династии, о котором
известно, что он стремился укрепить свое влияние в Северной
Месопотамии и установить дружественные отношения с Египтом.

БХАКТИ — понятие индуизма, означающее личную предан-
ность богу и беспредельную любовь к людям.

БХИКШУ — в джайнизме и буддизме странствующий монах.
Люди, вступающие на этот путь, отказывались от всякой соб-
ственности (бхикшу — буквально «нищий»), обривали голову и
облачались в лохмотья желтого цвета. Большую часть времени
бхикшу проводили в проповедях своего учения, благочестивых
беседах и размышлениях, самосозерцании и самоуглублении.
Жили за счет подаяний.

БЫТИЕ — первая книга Ветхого Завета, повествующая о
творении Богом мира и человека, грехопадении первых людей и
изгнании их из рая, размножении потомков Адама и Евы, всемир-
ном потопе, строительстве вавилонской башни. В ней также со-
держатся жизнеописания патриархов. Главным в этой книге явля-
ется история взаимоотношений Бога с Допотопными и послепотоп-
ными людьми.

БЭЙН Александр (1818-1903) — шотландский философ, про-
cbeccop Абеодинского университета. Главные сочинения' «ОД илу
чении характера» (1861), «Логика» (1870), «Сознание и тело: тео-
рии их соотношения» (1873).

БЭКОН Фрэнсис (1561-1626) — английский философ, родона-
чальник метода научной индукции. В своих работах утверждал,
что целью науки является познание природы и овладение ее
силами. Выступая против схоластической философии, требовал
очищения разума от предрассудков и заблуждений, которые он
называл «идолами», или «призраками».

БЭЛ, Бел — вавилоно-ассирийский бог Земли. Соответствует
верховному шумерийскому божеству Энлилю, а также еврейско-
финикийскому Ваалу. В честь Бэла проводились мистерии, в
которых в образной форме раскрывался миф об убийстве божест-
ва и его воскресении.

БЮРНУФ Эжен (1801-1852) — французский востоковед, спе-
циалист по индийской и иранской мифологии. Известен перевода-
ми древнеиндийских и древнеиранских текстов, исследованиями
по палийскому и зендскому языкам.

ВААЛ, Баал — древнее общесемитское божество, которое
почиталось в Финикии, Палестине и Сирии. Ваал считался вла-
стителем земли, дождя и грозы, покровителем городов. Его имя
часто упоминается в Библии.

ВААЛВЕРИФ (Ваал союза) — Ваал, которому, как повествует
Библия, поклонялись жители Сихема после смерти Гедеона, счи-
тая, что они вступили с ним в союз.

ВААЛ-ЗЕБУБА — имя упоминаемого в Ветхом. Завете бога
филистимлян, которое буквально означает «повелитель мух». В
христианских представлениях — это Вельзевул (Веельзевул).
демоническое существо.

ВААЛ-ФЕГОР — в Библии название моавитской горы и Ваала,
которому поклонялись в Фегоре. Празднества в честь Ваал-Фего-
ра сопровождались культовым совокуплением.

ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН — в 597 г. до н. э. войска вавилонского
царя Навуходоносора взяли Иерусалим, разграбили его и увели в
плен иудейскую знать, мастеров и ремесленников. В 586 г. до н. э.
Навуходоносор вторично взял Иерусалим и увел в плен зна-
чительную часть населения Иудеи. Плен длился около 50 лет. В
539 г. до н. э. персидский царь Кир завоевал Вавилон и освободил
иудеев из плена. История пленения иудеев и их освобождения
описана в Ветхом Завете.

ВАГНЕР Вильгельм Рихард (1813-1883) — немецкий компози-
тор, автор опер «Кольцо нибелунга», «Золото Рейна», «Вальки-
рия», «Зигфрид», «Гибель богов» и др.

ВАКАН, ваконда — в мифах индейцев сиу мистическая сила,
присущая живым существам, предметам и явлениям природы.
Вакан воплощается в иерархии нескольких классов духов. Персо-
нифицируется в облике четырех божеств: Иньян (камень). Мака
(земля), Скан (небо), Ви (солнце). Термин «вакан» употребляется
иногда в значении «великий дух».

ВАЛААМСКАЯ ОСЛИЦА— в ветхозаветных преданиях осли-
ца иноплеменного мага и пророка Валаама. Увидев незримого для
Валаама грозящего ангела, который трижды преграждал ей путь,
ослица заупрямилась, а затем обрела дар речи, чтобы предупре-
дить хозяина о воле Бога.

ВАЛЛАБХА (XV в.) — телугский монах из Южной Индии,
переселившийся на север и создавший там теистическую интер-
претацию вебамтпы. Его теория получила название «шуддха-ад-
вайта», или чистый недуализм.

ВАЛЛЕ-ПУССЕН Ла, Луи де (1869-1938) — крупнейший бель-
гийский индолог, переводчик и исследователь буддийских фило-
софских текстов, автор фундаментального труда «Буддизм. Обо-
зрение истории догматики» (19&8)..

ВАЛТАСАР — последний вавилонский царь, внук Навуходо-
носора. Погиб в 539 г. до н. э. при взятии Вавилона персами. С
именем Валтасара связана библейская легенда о том, что во время
его пиршества на стене дворца появилась огненная надпись, изве-
щающая о падении Вавилона в ту же ночь. Прочитать ее смог
только мудрец Даниил, предсказавший гибель Валтасара. Валта-
саров пир — символ беспечности перед грядущей катастрофой.

ВАН ЯНМИН, Ван Шоужэнь, Ван Боань (1472-1529) — китай-
ский философ, представитель конфуцианства. Развивал мони-
стическое учение, в котором дух провозглашался первопричиной
мира.

ВАРЕ Жан — французский филолог и историк, исследователь
культуры Древней Индии. Основные работы: «Избранные сан-
скритские тексты» (1966), «Словарь санскрита» (1971).

ВАРРОН (116-27 до н. э.) — римский ученый-энциклопедист, в
трудах которого содержатся важные сведения об общественном
устройстве, религии и нравах Римского государства.

ВАРУНА — один из наиболее значительных богов ведической
религии. В Ведах он выступает как создатель и хранитель мира,
грозный бог-судья, карающий грешников и награждающий пра-
ведников. В послеведический период Варуна утрачивает свое
ведущее положение в пантеоне богов и становится божеством
водных стихий.

ВАХ Иоахим (1898-1955) — немецкий религиовед, с 1935г.
жил и работал в США. Основные работы: «Религиоведение» (1924),
«Социология религии» (1944).

ВАХХАБИЗМ — одно из течений в исламе, возникшее в конце
XVIII в. в Аравии. Его основатель Мухаммед ибн Абд аль Ваххаб
выступил с проповедью возрождения «чистоты ислама» и подлин-
ного единобожия. Ваххабиты отвергают культ святых, паломниче-
ство к мазарам, осуждают роскошь, курение, употребление спирт-
ных напитков, пение, танцы и т. п. Сейчас ваххабизм является
официальной идеологией Саудовской Аравии, а его принципы ис-
пользуются исламскими фундаменталистами во многих странах.

ВАШРО Этьен (1809-1897) — французский филосо4) и психо-
лог, профессор Парижского университета. Основная работа —
«Метафизика и наука» в 2 томах (1858).

ВЕБЕР Макс (1864-1920) — немецкий историк, философ и
социолог. Религиоведческие работы Вебера были опубликованы
после его смерти в трехтомнике «Сочинения по социологии рели-
гии» (1920-1921).

ВЕДАНТА — в широком смысле совокупность школ в индий-
ской философии, разрабатывающих учение об «освобождении»
индивидуального духовного начала (атмана) и о его изначальном
тождестве с абсолютом-бра.глсано./к. В узком смысле — одна из 6
ортодоксальных (признающих авторитет Вед) систем.

ВЕДИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ, ведизм — религиозные верования и
обрядность населения Древней Индии, получившие письменное
закрепление в Ведах. На основе ведической религии в дальней-
шем сформировались брахманизм и индуизм.

ВЕДЫ — древнейшие памятники индийской религиозной ли-
тературы, складывавшиеся на протяжении многих веков (конец
II — начало I тыс. до н. э.) — Веды состоят из четырех сборников;
Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа.

ВЕЙНЕЛЬ Генрих (1874-1936) — немецкий протестантский
теолог, профессор Йеиского университета, сторонник историче-
ского подхода к изучению Нового Завета, Основные работы: «Ино-
сказания Христа» (1900), «Иисус в XIX веке» (1903), «Притчи
Иисуса» (1904), «Павел» (1904).

ВЕЙСС Бернард (1827-1918) — немецкий теолог, исследова-
тель Нового Завета, автор работ «Учебник новозаветной теоло-
гии» (1868), «Жизнь Иисуса» (1882) и др.

ВЕЙСС Иоганнес (1863-1914) — немецкий теолог, профессор
Мврбургского и Гейдельбергского университетов, автор работ
«Проповедь Иисуса о Царстве Божьем» (1892), «Проблема проис-
хождения христианства» (1913), «Первоначальное христианство»
(1914).

ВЕЛЛЬГАУЗЕН Юлиус (1814-1918) — немецкий востоковед,
крупнейший представитель критического подхода к изучению
Библии. Основная работа — «Пролегомены к истории Израиля»
(1886).

ВЕНЕРА — в римской религии первоначально богиня весны и
садов, которая впоследствии стала почитаться как богиня любви и
красоты. Соответствует греческой богине Афродите.

ВЕНИАМИН — библейский персонаж, младший сын Иакова,
родоначальник одного из «колен Израилевых».

ВЕНТУРИНИ Карл Генрих Георг (1768-1849) — немецкий
протестантский теолог и историк, исследователь жизни Иисуса
Христа.

ВЕНТУРИНО из Бергамо (1304-1346) — известный домини-
канский проповедник и писатель, автор трактата «О духовном
подвижничестве», в котором повествуется о его личном мистиче-
ском опыте и аскетической практике

ВЕРГИЛИЙ, Публий Вергилий Марок (70-19 до н.э.) — из-
вестный римский поэт, автор «Буколик», «Георгин» и «Энеиды».
После смерти Вергилия «Энеида» стала национальным эпосом
римлян, заменив собой «Анналы» Энния.

ВЕРНЛЕ Пауль — немецкий теолог и историк религий, проф-
ессор Базельского университета, автор работ «У истоков нашей
религии» (1904), «Введение в изучение теологии» (1921).

ВЕСТА (Гестия) — римская богиня священного огня городской
общины, курии, дома. Жрицы Весты — весталки — поддерживали
в очаге храма постоянный огонь как символ государственной
надежности и устойчивости.

ВЕСТЕРМАРК Эдвард Александр (1862-1939) — финский эт-
нограф и социолог, автор работы «Происхождение и развитие
нравственных идей».

ВЕТТЕ Вильгельм Мартин Леберехт де (1780-1849) — немец-
кий богослов и исследователь Библии. Его работа «Очерки к
введению в Ветхий Завет» способствовала уточнению датировки
основных источников Пятикнижия.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ — христианское название Священных книг
иудаизма, включенных в Библию. Состоит из 39 книг, которые
признаются христианами каноническими. В православные и като-
лические издания Библии включаются также 11 книг Ветхого
Завета, не являющихся каноническими, протестантские церкви
считают эти книги апокрифическими.

ВИКО Джамбаттиста (1688-1744) — итальянский философ и
историк, сумевший дать в своих работах объяснение искусства,
религии, права, форм социальной и хозяйственной жизни в их
единстве и взаимодействии.

ВИЛАМОВИТЦ-МЁЛЛЕНДОРФ Ульрих фон (1848- 1931) —
немецкий филолог-классик, профессор в Гёттингене и Берлине.
Основные работы: «Исследование творчества Гомера» (1884),
«Аристотель и Афины» в 2 томах (1893), «Платон» в 2 томах
(1919), «Вера древних греков» в 2 томах (1931-1932).

ВИНДЕЛЬБАНД Вильгельм (1848-1915) — немецкий философ,
глава баденской школы неокантианства.

ВИНКЛЕР Паула — немецкая писательница, автор работы
«Феноменология и религия» (1921).

ВИРТРА — в древнеиндийской мифологии демон, противник
Индры. В его распоряжении находятся гром, молния, град, туман,
с помощью которых он препятствует всем благим начинаниям.
Описан в Ригведе и других древнеиндийских текстах.

ВИШНУ — один из высших богов индуистского пантеона.
Вместе с Брахмой и Шивой входит в божественную триаду —
тримурти. Вишну олицетворяет творческую космическую энер-
гию, он периодически появляется на земле в различных воплоще-
ниях (аватарах).

ВОББЕРМИН Георг — современный протестантский теолог,
занимающийся проблемами теории познания и психологии. Он
резко выступил против идеи Дугласа Макинтоша о создании
«эмпирической теологии», считая, что это выражение содержит
противоречие в термине. Основная работа — «Природа религии»
(1933).

ВОГЮЭ Эжен Мелькиор де (1848-1910) — французский писа-
тель и историк, исследователь египетской религии.

ВОЛЬТЕР Франсуа Мари Аруэ (1694-1778) — французский
философ-просветитель, историк и поэт, критик феодализма и его
институтов, в том числе католической церкви.

ВОЛЬФ Фридрих Август (1759-1824) — немецкий филолог-
классик, выдвинувший гипотезу о принадлежности отдельных
песен «Илиады» и «Одиссеи» различным рапсодам.

ВОЛЬФЕНБЮТТЕЛЬСКИЕ ФРАГМЕНТЫ — тексты, опубли-
кованные Лессингом- в 1774-1778 гг. под заголовком «Фрагменты
неизвестного из Вольфенбюттеля». Автором этих текстов, в кото-
рых предпринимались попытки рационалистического осмысления
Библии и реконструкции исторического образа Иисуса Христа,
был Герман Реймар.

ВРЕДЕ Вильям (1859-1906) — немецкий протестантский тео-
лог, специалист по Новому Завету и новозаветной теологии. Ос-
новные работы: «Тайна мессианизма в Евангелиях» (1901), «Па-
вел» (1904).

ВТОРОЙ АДАМ — одно из названий Иисуса Христа, который,
согласно христианской традиции, является прямым потомком Aдa-
ма (человеческая ипостась Иисуса Христа), но в то же время
противопоставляется «Ветхому Адаму». Ветхозаветный Адам —
человек, совершивший «первородный грех», «Второй Адам» —
спаситель рода человеческого, который был сделан «жертвою за
грех».

ВУНДТ Вильгельм (1832-1920) — немецкий философ, один из
создателей экспериментальной психологии. В своих работах обоб-
щил большой материал по истории мифов и религиозных верова-
ний различных народов.

ГАДЕС — см. Аид.

ГАЗАЛИ, аль, Абу Хамид Мухаммед ибн Мухаммед (1058 или
1059-1111) — мусульманский теолог и философ. Основные труды:

«Воскрешение наук о вере» (в 4 томах), «Цели философов», «Из-
бавляющий от заблуждения», «Опровержение философов» и др.

ГАЗЕ Карл Август (1800-1890) — немецкий теолог и историк
церкви, профессор Йенского университета. Основные работы:

«Жизнь Иисуса» (1829), «Учебник евангелической догматики»
(1870), «Гносис» (1870).

ГАЛАХА — законоположения, содержащиеся в Талмуде и
регламентирующие религиозную, семейную и гражданскую жизнь
сторонников иудаизма.

ГАЛЛИКАНИЗМ (галликанство) — религиозно-политическое
движение католиков за автономию французской церкви от папы
римского, возникшее в XIII в. В первой половине XIX в. галлика-
низм практически прекратил свое существование, но его идеи до
сих пор проявляются в требованиях французского епископата о
большей самостоятельности в местном церковном самоуправлении.

ГАМАН Иоганн Георг (1730-1788) — немецкий философ-ирра-
ционалист, прозванный «северным магом». В кратких, фрагмен-
тарных и намеренно темных работах Гамана главное внимание
уделяется философии истории и философии языка. В них также
содержится критика европейской культуры.

ГАНЖУР (Ганджур) — собрание канонических буддийских
текстов в 108 томах на тибетском языке. Включает 1161 произве-
дение.

ГАННИБАЛ (247 или 246-183 до н. э.) — карфагенский полко-
водец, нанесший во время 2-ой Пунической войны несколько
поражений римлянам, вторгшийся в Италию и угрожавший Риму.

ГАРДИ Роберт (1803-1868) — миссионер, изучавший религии
Древней Индии.

ГАРНАК Адольф фон (1851-1930) — немецкий протестант-
ский теолог и историк церкви, автор многочисленных трудов, в
том числе «Учебника истории догм» (1886-1887), «Истории древ-
нехристианской литературы до Евсевия» (1893-1904) и др.

ГАРТМАН Эдуард фон (1842-1906) ^- немецкий философ,
автор работы «Философия бессознательного» (1896), в которой
рассматриваются онтологические, гносеологические, этические и
социальные проблемы.

ГАРУСПИКА — в Древнем Риме гадание по внутренностям
(преимущественно печени) жертвенных животных. Осуществля-
лось членами коллегии жрецов, прошедших посвящение в таинст-
ва этой профессии.

ГАУТАМА — см. Будда.

ГЕБ — древнеегипетский бог земли и растительности. Геба
называли также отцом богов, солнца и луны. Изображался в виде
гуся, или бородатого человека с гусем на голове, или лежащего на
спине человека, над которым склонилась его жена, богиня неба
Нут.

ГЕБИРОЛЬ Соломон ибн (1021-1058 или 1070) — еврейский
поэт и философ, живший в Испании. В его творчестве прослежи-
вается влияние традиционного иудаизма и средневекового хри-
стианского мистицизма. В 1927-1932 гг. в Тель-Авиве были изда-
ны его «Поэмы» в 7 томах.

ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1700-1831) — крупней-
ший представитель классической немецкой философии, уделяв-
ший в своих работах большое внимание проблемам религии. Счи-
тается одним из основателей исторического подхода к религии.

ГЕДЕОН (Иероваал) — в Ветхом Завете один из «судей
израильских», герой-воитель, сумевший освободить народ Израи-
ля из под гнета царей Мадиамских.

ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ КАТЕХИЗИС — катехизис, одобрен-
ный Геидельбергским синодом и изданный в Inli^ г Его гостян.']"-
ние было поручено Захарии Урлени и Каспару Олевиану, которые
жили в Женеве и Цюрихе и находились под большим влиянием
швейцарской Реформации. В 1619 г. Дортский синод объявил его
одной из символических книг реформатской церкви.

ГЕКАТА — в греческой религии богиня мрака, ночных виде-
ний и колдовства. Изображалась с факелом в руках и со змеями
в волосах. Она почиталась также как лунная богиня, близкая
Селене и Артемиде.

ГЕКТОР — в греческих легендах первенец и самый выдаю-
щийся из сыновей Приама и Гекубы. Возглавлял троянцев в войне
против греков, погиб в единоборстве с Ахиллом, отомстившим за
убийство своего друга Патрокла.

ГЕКУБА — жена троянского царя Приама. При взятии грека-
ми Трои пережила смерть всех своих близких и стала рабыней у
Одиссея. Погибла при переправе через Геллеспонт.

ГЕЛЛЕРТ Кристиан (1715-1769) — немецкий писатель и поэт,
чьи произведения в Германии некоторое время были на втором
месте по популярности после Библии. Большую известность ему
принесли «Басни и сказки» (1746-1748) и «Духовные оды и песно-
пения» (1757).

ГЕЛЬМГОЛЬЦ Герман (1821-1894) — немецкий физик и пси-
холог, основатель так называемой «психологии чувств». Основные
произведения: «О зрении» (1855), «Учение о слуховых ощущени-
ях» (1863), «Факты в восприятии» (1879).

ГЕМСТЕРГЕЙС Тиберий (1685-1766) — голландский филолог,
популяризатор философских, социально-политических и педаго-
гических воззрений Дж. Локка.

ГЕННЕП Арнольд ван (1873-1957) — французский антрополог
немецкого происхождения. Занимался исследованием рудимен-
тарных форм религии и указал на взаимосвязь между социальной
и религиозной сферами на ранних этапах развития человеческого
общества. Основные работы: «Обряды перехода» (1909), «Актуаль-
ные проблемы исследования тотемизма» (1920).

ГЕНОТЕИЗМ (энотеизм, катенотеизм) — одна из разновидно-
стей политеизма, отличительная черта которой состоит в том,
что, признавая существование многих богов, данное племя или
объединение племен считало своим покровителем лишь одного из
них и поклонялось только ему.

ГЕОРГИЙ Победоносец — христианский святой, воин-муче-
ник, который, согласно преданию, жил в годы правления римского
императора Диоклетиана (284-305) и был казнен за свою привер-
женность вере. С именем Георгия фольклорная традиция связала
реликтовую языческую обрядность и богатую мифологическую
топику, в частности мотив драконоборчества. Этот мотив стано-
вится особенно популярным в христианской Европе после кресто-
вых походов, участники которых рассказывали, что во время
штурма Иерусалима в 1099 г. св. Георгий сражался в рядах
крестоносцев, явившись в образе рыцаря с красным крестом на
белом плаще. С XIV в. изображение св. Георгия, поражающего
дракона, входит в герб Москвы, а затем оно вошло и в герб
российской империи.

ГЕРА — в греческой религии дочь йромоса и Реи, сестра и
жена Зевса. Почиталась как царица олимпийских богов, небесная
покровительница городов и героев, брака и семейной жизни.

ГЕРАКЛИТ Эфесский (ок. 554-483 до н. э.) — древнегреческий
философ, получивший прозвище Темный за глубину и загадоч-
ность своих мыслей. В его текстах можно обнаружить, с одной
стороны, развитие материалистической и диалектической тради-
ций ионийской школы, с другой стороны, обожествление первона-
чала-огня и общей закономерности — логоса.

ГЕРДЕР Иоганн Готфрид (1744-1803) — немецкий философ-
просветитель, один из главных вдохновителей движения «Буря и
натиск».

ГЕРМАН Вильгельм (1846-1922) — немецкий теолог, исполь-
зующий для обоснования христианского вероучения некоторые
положения философии Канта.

ГЕРМЕС — в греческой религии сын Зевса и Майи, вестник
олимпийских богов, покровитель пастухов, путников и торговцев,
проводник душ умерших в аид. Он известен также как хитрый бог
воров и обманщиков. Изображался в дорожной шляпе и в крыла-
тых сандалиях. В римской религии ему соответствует Меркурий.

ГЕРНГУТЕРЫ — протестантская секта лютеранского толка,
возникшая в 1772 г. в местечке Гернгут недалеко от Дрездена в
Саксонии. В XVIII-XIX вв. общины гернгутеров распространи-
лись в Латвии, Эстонии, Северной Америке и просуществовали
там до первой половины XX в. В настоящее время гернгутеры
известны под другими названиями: моравские братья, богемские
братья, объединение братьев, континентальные пиетисты.

ГЕРОДОТ (ок. 484-425 до н. э.) — греческий историк, написав-
ший «Изложение событий», где он проследил историю взаимоот-
ношений между древневосточными деспотиями (Азия) и грече-
скими рабовладельческими государствами (Европа), кульминаци-
онным пунктом которых стали греко-персидские войны.

ГЕРХАРДТ Пауль (1607-1676) — немецкий поэт, сочинитель
религиозных гимнов.

ГЕСИОД (ок. 700 до н. э.) — первый исторически достоверно
установленный греческий, а следовательно, и европейский поэт,
автор «Теогонии», которая содержит миф о сотворении мира из
хаоса, излагает генеалогию богов и последовательность трех бо-
жественных династий.

ГЕСПЕРИДЫ — в греческой мифологии нимфы, хранительни-
цы сада на крайнем Западе, в котором произрастают яблоки
вечной молодости.

ГЕСС Вольфганг Фридрих (1819-1891) — немецкий теолог,
автор работ «Учение и личность Христа» (1856), «Личность Хри-
ста и его деяния» в 3 томах (1870-1887) и др.

ГЕФЕСТ — греческий бог огня и кузнечного дела, сын Зевса и
Геры. Согласно мифологии он был хром и некрасив, что не поме-
шало ему взять в жены прекрасную Афродиту. Гефест обычно
изображался в одежде ремесленника с молотом или клещами в
руке.

ГЁРРЕС Иоганн Йозеф (1776-1848) — немецкий теолог, писа-
тель и публицист, автор многочисленных работ, в том числе
4-томника «Христианская мистика» (1836- 1842).

ГЁТЕ Иоганн Вольфганг (1749-1832) — немецкий поэт и фило-
соф, выдающийся деятель европейского Просвещения. Его отно-
шение к религии характеризовалось, с одной стороны, неприяти-
ем традиционной теологической трактовки природы, общества и
человека, с другой стороны, повышенным интересом к нравствен-
ным принципам христианства.

ГЁФФДИНГ Херальд (1843-1931) — датский философ, пред-
ставитель критического позитивизма. Основная идея его филосо-
фии религии состоит в том, что подлинная жизненная вера может
вырасти только из личного опыта и собственных размышлений.
Для религиоведов наибольший интерес представляет его работа
«Философия религии» (1901).

ГИЛЛЕН Фредерик — исследователь (совместно со Спенсе-
ром) племен Центральной и Северной Австралии, соавтор класси-
ческого труда «Туземные племена Центральной Австралии» (1899).

ГИЛЬГАМЕШ — герой шумеро-аккадского эпоса, пятый пра-
витель I династии г. Урука (кон. XXVII — нач. XXVI вв. до н. э.).
Сказания о Гильгамеше содержат ценные сведения о религиозных
и мифологических представлениях народов Месопотамии.

ГИЛЬДЕНБРАНД Дитрих (род. в 1889) — немецкий философ,
представитель феноменологической школы и этики объективных
материальных ценностей в духе Шелера. Основная религиоведче-
ская работа — «Христианская этика» (1959).

ГИНЕКОКРАТИЯ (женовластие) — термин введенный в на-
учный оборот Бахофеном для обозначения одной из стадий в
развитии человеческого общества. Ее основными признаками он
считал



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Мир меняется – это источник сверхприбылей. | Перечень пятидесяти культурных объектов одинцовского муниципального районаобъектов
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 493 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2457 - | 2326 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.