Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Материализм и идеализм: их сущность и разновидности

МАТЕРИЯ

Материальное бытие предстает в таких видах как физические энергетические поля, физическое вещество, биотелесные организмы, человеческие тела и прочие вещественные носители информации.

Перейдем к идеальному бытию[1]. Простейшие формы идеального – это элементарные смыслы, значения, значимости, символы.

Самое простое в психике – это психическое содержание элементарных психофизиологических процессов. Высшие формы известного нам идеального – это творения искусства, научные достижения, возвышенная вера, нравственные идеалы.

Религиозная философия различает посюстороннее и потустороннее идеальное.

 

 

То, какая форма бытия считается наиглавнейшей и изначальной, делит философов на материалистов и идеалистов.

Их также отличает понимание развития бытия.

 

Вообще говоря, существуют три фундаментальные философско-мировоззренческие позиции в понимании бытия:

Научный материализм (диалектический материализм, «философский реализм») стремится объяснить мир из него самого («causa sui»)[2]. Большое значение придается универсальному эволюционизму. С ним научный материализм связывает принципы самодвижения, саморазвития, самореализации.

Согласно материалистической версии, мир представляет из себя постепенное восхождение от чего-то более простого (исходно – от простейших форм материального) к чему-то все более сложному и совершенному.

 

На материальной основе постепенно возникают живая материя и информационные процессы, появляются все более сложные идеальные формообразования.

 

 

Можно выделить такие уровни бытия:

физическая реальность,

биологическая реальность,

социокультурная реальность,

психическая реальность мышления и переживаний(с такой ее удивительной разновидностью, как виртуальная реальность),

а также пока недоступные научному познанию более совершенные типы реальности.

В философии им соответствуют эмпирически доступная реальность, трансцендентальная реальность (ее рассматривает метафизика) и трансцендентная реальность (ее рассматривают религиозная ффия и религия).

 

 

Объективный идеализм. Объективное – это то, что не зависит от человеческого сознания или человеческой воли.

В этом смысле объективные идеалисты считают окружающий мир объективным, но порожденным некой высшей волей, высшим разумом (Богом).

Итак, мир материальный порожден и управляется этой высшей духовной силой. Платон даже считал, что посюсторонний материальный мир – это проекция потустороннего высшего мира (миф о пещере).

Хайдеггер, рассматривая предельные основания человеческой жизни, выделяет объективное Бытие и Я-Бытие. Проверить

 

Субъективный идеализм считает, что достоверно мы можем судить только о своем духовном мире[3]. То, каков внешний мир на самом деле, согласно субъ. идеалистам, недостижимо и непостижимо. Аллегория Эдингтона (мир – проекция внутреннего мира).

«Бытие только тогда и есть, когда ему грозит небытие».

Именно экзистенциализм заострил проблему: не только «быть», но и прежде всего «существовать» (а, следовательно, становиться Другим, Инаковым).

 

 

Материализм (научный) Идеализм (а – объективный, б - субъективный)
1. Исходной (но не высшей) первоосновой являются материальные процессы 1.а) Первоосновой является некая высшая сила б) Первоосновой являются переживания, мысли и прочие психические процессы
  2. Материальный мир объективен и абсолютен 2. а) Высшая сила объективна и абсолютна. б) Не существует ничего объективного; абсолютен только сам субъект.
  3. Материальный мир первичен по отношению к сознанию и психике 3. а) Материальный мир вторичен по отношению к Высшей воле. б) Он вторичен по отношению к сознанию и психике
4. Материя находится в движении (изменении, развитии), а двигаться может не иначе как в пространстве и времени; неизменность – временное состояние для любых материальных объектов. 4.а) Высшим состоянием являются не изменение и развитие, а неизменность.Бог находится в абсолютном покое, вне времени и пространства. б) Можно судить об изменении и развитии лишь психических процессов; человек оперирует лишь субъективными представлениями о пространстве, времени и движении.
  5. Материальная природа не сотворима и не уничтожима (не может превратиться в абсолютное ничто или из него возникнуть). 5. а) Все материальное сотворимо и уничтожимо Высшей силой[4] б) Существование всего субъективно и полностью зависит от воли, воображения, переживаний и ментальной деятельности.

 

µ Материя – синоним объективной реальности, независимой от сознания.

Материя – не то, из чего построены (как из какого-то материала) все тела и процессы, а сами эти тела и процессы.

Фундаментальные свойства материи (в диалектическом материализме):

 

1) Материя объективна (не зависит ни от какого сознания)

2) абсолютна (т.е. она зависит только от себя самой); она самопричина и самоцель (т.е. в себе самой содержит и причину своего развития и его цель).

3) Материя первична по отношению к сознанию (эволюция).

4) Материя доступна («открыта») для познания.

5) М. находится в движении, а двигаться может не иначе как в Р и Т (хотя временно может оставаться неизменной).

6) М. структурно организована.

7) Материальные объекты непосредственно или опосредованно взаимодействуют друг с другом. 8) М. существует только в конкретных формах (а не вне их). Яблока вне конкретных яблок не существует (точнее, оно существует, но только как абстрактное понятие)

9) Бесконечно многообразна и не может быть сведена к одной или нескольким конкретным формам (число конкретных материальных форм бесконечно, причем среди них нет предпочтительных)

10) Не сотворима и неуничтожима (не может бесследно исчезать или возникать из ничего).

µ Материя и вещество. Вещество и поле.

µ Общественное бытие и общественное сознание.

 


 

Тестовые упражнения

 

1. Категория философии, обозначающая то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого

–*субстанция

 

2. Существующее независимо ни от чего другого

– *субстанция

– сознание

– интенция

– атрибут

– модус

 

3. Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по В.И. Ленину,

– мир

– истина

– сознание

– природа

– *материя

 

4. Мысленное образование, обобщающее некоторый класс предметов посредством фиксации их общий признаков

–*понятие

 

5. Форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений

– абстракция

– интеграция

– *понятие

– конкретизация

– опредмечивание

 

 

6. Форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от его частных свойств и связей

–*абстракция

 

 

7. Философская категория, обозначающая существенные свойства при отвлечении от его частных свойств, противоположность конкретному

–*абстрактное

 

 

8. Философская категория, обозначающая непосредственно данное, чувственно воспринимаемое целое, противоположность абстрактному

–*конкретное

 

9. Философская категория, выражающая отношение данной вещи к другим вещам, с которыми она вступает во взаимодействие

– *свойство

 

10. Предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования

–*вещь

 

 

11. Понятие, характеризующее множество элементов, образующих определенную целостность, единство

–*система

 

 

Материальное бытие предстает в таких видах как физические энергетические поля, физическое вещество, биотелесные организмы, человеческие тела и прочие вещественные носители информации.

Перейдем к идеальному бытию[5]. Простейшие формы идеального – это элементарные смыслы, значения, значимости, символы. Самое простое в психике – это психическое содержание элементарных психофизиологических процессов. Высшие формы – это творения искусства, научные достижения, возвышенная вера, нравственные идеалы.

Религиозная философия различает посюстороннее и потустороннее идеальное.

 

 

То, какая форма бытия считается наиглавнейшей и изначальной, делит философов на материалистов и идеалистов.

Их также отличает понимание развития бытия.

 

Вообще говоря, существуют три фундаментальные философско-мировоззренческие позиции в понимании бытия:

Научный материализм (диалектический материализм, «философский реализм») стремится объяснить мир из него самого («causa sui»)[6]. Большое значение придается универсальному эволюционизму. С ним научный материализм связывает принципы самодвижения, саморазвития, самореализации.

Согласно материалистической версии, мир представляет из себя постепенное восхождение от чего-то более простого (исходно – от простейших форм материального) к чему-то все более сложному и совершенному.

 

На материальной основе постепенно возникают живая материя и информационные процессы, появляются все более сложные идеальные формообразования.

 

 

Можно выделить такие уровни бытия:

физическая реальность,

биологическая реальность,

социокультурная реальность,

психическая реальность мышления и переживаний(с такой ее удивительной разновидностью, как виртуальная реальность),

а также пока недоступные научному познанию более совершенные типы реальности.

В философии им соответствуют трансцендентальная реальность и трансцендентная реальность.

 

 

Объективный идеализм. Объективное – это то, что не зависит от человеческого сознания или человеческой воли.

В этом смысле объективные идеалисты считают окружающий мир объективным, но порожденным некой высшей волей, высшим разумом (Богом).

Итак, мир материальный порожден и управляется этой высшей духовной силой. Платон даже считал, что посюсторонний материальный мир – это проекция потустороннего высшего мира (миф о пещере).

Хайдеггер, рассматривая предельные основания человеческой жизни, выделяет объективное Бытие и Я-Бытие. Проверить

 

Субъективный идеализм считает, что достоверно мы можем судить только о своем духовном мире[7]. То, каков внешний мир на самом деле, согласно субъ. идеалистам, недостижимо и непостижимо. Аллегория Эдингтона (мир – проекция внутреннего мира).

«Бытие только тогда и есть, когда ему грозит небытие».

Именно экзистенциализм заострил проблему: не только «быть», но и прежде всего «существовать» (а, следовательно, становиться Другим, Инаковым).

 

 

Материализм (научный) Идеализм (а – объективный, б - субъективный)

1. Исходной (но не высшей) первоосновой являются материальные процессы 1.а) Первоосновой является некая высшая сила

б) Первоосновой являются переживания, мысли и прочие психические процессы

 

2. Материальный мир объективен и абсолютен 2. а) Высшая сила объективна и абсолютна. б) Не существует ничего объективного; абсолютен только сам субъект.

 

3. Материальный мир первичен по отношению к сознанию и психике 3. а) Материальный мир вторичен по отношению к Высшей воле. б) Он вторичен по отношению к сознанию и психике

4. Материя находится в движении (изменении, развитии), а двигаться может не иначе как в пространстве и времени; неизменность – временное состояние для любых материальных объектов. 4. а) Высшим состоянием являются не изменение и развитие, а неизменность. Бог находится в абсолютном покое, вне времени и пространства.

б) Можно судить об изменении и развитии лишь психических процессов; человек оперирует лишь субъективными представлениями о пространстве, времени и движении.

 

5. Материальная природа не сотворима и не уничтожима (не может превратиться в абсолютное ничто или из него возникнуть). 5. а) Все материальное сотворимо и уничтожимо Высшей силой[8]

б) Существование всего субъективно и полностью зависит от воли, воображения, переживаний и ментальной деятельности.

 

µ Материя – синоним объективной реальности, независимой от сознания.

Материя – не то, из чего построены (как из какого-то материала) все тела и процессы, а сами эти тела и процессы.

Фундаментальные свойства материи (в диалектическом материализме):

 

1) Материя объективна (не зависит ни от какого сознания)

2) абсолютна (т.е. она зависит только от себя самой); она самопричина и самоцель (т.е. в себе самой содержит и причину своего развития и его цель).

3) Материя первична по отношению к сознанию (эволюция).

4) Материя доступна («открыта») для познания.

5) М. находится в движении, а двигаться может не иначе как в Р и Т (хотя временно может оставаться неизменной).

6) М. структурно организована.

7) Материальные объекты непосредственно или опосредованно взаимодействуют друг с другом. 8) М. существует только в конкретных формах (а не вне их). Яблока вне конкретных яблок не существует (точнее, оно существует, но только как абстрактное понятие)

9) Бесконечно многообразна и не может быть сведена к одной или нескольким конкретным формам (число конкретных материальных форм бесконечно, причем среди них нет предпочтительных)

10) Не сотворима и неуничтожима (не может бесследно исчезать или возникать из ничего).

µ Материя и вещество. Вещество и поле.

µ Общественное бытие и общественное сознание.

 


Материализм и идеализм: их сущность и разновидности

Сначала рассмотрим, что такое материальное и идеальное бытие.

Материальное бытие предстает в таких видах как физические энергетические поля, физическое вещество, биотелесные организмы, человеческие тела и прочие вещественные носители информации.

Перейдем к идеальному бытию[9]. Простейшие формы идеального – это элементарные смыслы, значения, значимости, символы. Самое простое в психике – это психическое содержание элементарных психофизиологических процессов. Высшие формы – это творения искусства, научные достижения, возвышенная вера, нравственные идеалы.

Религиозная философия различает посюстороннее и потустороннее идеальное.

То, какая форма бытия считается изначальной и наиглавнейшей и изначальной, делит философов на материалистов и идеалистов. Их также отличает понимание развития бытия.

Вообще говоря, существуют 3три фундаментальные философско-мировоззренческие позиции в понимании бытия:

Научный материализм (диалектический материализм, «философский реализм») стремится объяснить мир из него самого («causa sui»)[10]. Большщуюое рользначение играетпридается принцип универсальногому эволюционизмуа, с которым научный материализм связывает принципы самодвижения, саморазвития, самореализации. Согласно его материалистической версии, мир представляет из себя постепенное восхождение от чего-то более простого (исходно – от простейших форм материального) к чему-то все более сложному и совершенному. На материальной основе постепенно возникают живая материя и информационные процессы, появляются все более сложные идеальные формообразования.

Можно выделить такие уровни бытия: физическая реальность, биологическая реальность, социокультурная реальность, психическая реальность мышления и переживаний(с такой ее удивительной разновидностью, как виртуальная реальность), а также пока недоступные научному познанию более совершенные типы реальности. В философии им соответствуют трансцендентальная реальность и трансцендентная реальность.

Объективный идеализм. Объективное – это то, что не зависит от человеческого сознания или человеческой воли. В этом смысле об.ъективные идеалисты считают окружающий мир объективным., Нно порожденным его первоосновой и демиургом они объявляют некуюой высшуюей волюей, высшийм разумом (Богаом). Итак, Ммир материальный порожден и управляется этой высшей духовной силой. Платон даже считал, что посюсторонний материальный мир – это проекция потустороннего высшего мира (Ммиф о пещере) (посюстор.мат.мир – проекция потуст.высшего мира).

Хайдеггер, рассматривая предельные основания человеческой жизни, выделяет объективное Бытие и Я-Бытие. Проверить

Субъективный идеализм считает, что достоверно мы можем судить только о своем духовном мире[11]. То, каков внешний мир на самом деле, согласно субъ. идеалистам, недостижимо и непостижимо. Аллегория Эдингтона (мир – проекция внутр.мира). «Бытие только тогда и есть, когда ему грозит небытие».

Именно экзистенциализм заострил проблему: не только «быть», но и прежде всего «существовать» (а, следовательно, становиться Другим, Инаковым).


 

Материализм (научный) Идеализм (а – объективный, б - субъективный)
1. Исходной (но не высшей) первоосновой являются материальные процессы 1.а) Первоосновой является некая высшая сила
б) Первоосновой являются переживания, мысли и прочие психические процессы
 
2. Материальный мир объективен и абсолютен 2. а) Высшая сила объективна и абсолютна
б) Не существует ничего объективного; абсолютен только сам субъект.
 
3. Материальный мир первичен по отношению к сознанию и психике 3. а) Материальный мир вторичен по отношению к Высшей воле
б) Он вторичен по отношению к сознанию и психике
4. Материя находится в движении (изменении, развитии), а двигаться может не иначе как в пространстве и времени; неизменность – временное состояние для любых материальных объектов. 4.а) Высшим состоянием являются не изменение и развитие, а неизменность.Бог находится в абсолютном покое, вне времени и пространства.
б) Можно судить об изменении и развитии лишь психических процессов; человек оперирует лишь субъективными представлениями о пространстве, времени и движении.
 
5. Материальная природа не сотворима и не уничтожима (не может превратиться в абсолютное ничто или из него возникнуть). 5. а) Все материальное сотворимо и уничтожимо Высшей силой[12]
б) Существование всего субъективно и полностью зависит от воли, воображения, переживаний и ментальной деятельности.

 

 

µМатерия – синоним объ.ективной реальности, независимой от сознания. М. – не то, из чего построены (как из какого-то материала) все тела и процессы, а сами эти тела и процессы. Фундаментальные свойства материи (в диалектическом материализме):

1) М объективна (не зависит ни от какого сознания)

2) абсолютна (т.е. она зависит только от себя самой); она самопричина и самоцель (т.е. в себе самой содержит и причину своего развития и его цель).

3) первична по отношению к сознанию (эволюция)

4) доступна («открыта») для познания

5) находится в движении, а двигаться может не иначе как в Р и Т (хотя временно может оставаться неизменной).

6) структурно организована

7) Все мат.объекты непосредственно или опосредованно взаимодействуют друг с другом (?)

8) Существует только в конкретных формах (а не вне их). Яблока вне конкретных яблок не существует (точнее, оно существует, но только как абстрактное понятие)

9) Бесконечно многообразна и не может быть сведена к одной или нескольким конкретным формам (число конкретных материальных форм бесконечно, причем среди них нет предпочтительных)

10) Несотворима и неуничтожима (не может бесследно исчезать или возникать из ничего).

µМатерия и вещество. Вещество и поле. µОбщественное. бытие и общ.ественное сознание.

 


 

Тестовые упражнения

 

12. Категория философии, обозначающая то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого

–*субстанция

 

13. Существующее независимо ни от чего другого

– *субстанция

– сознание

– интенция

– атрибут

– модус

 

14. Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по В.И. Ленину,

– мир

– истина

– сознание

– природа

– *материя

 

15. Мысленное образование, обобщающее некоторый класс предметов посредством фиксации их общий признаков

–*понятие

 

16. Форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений

– *понятие

– абстракция

– интеграция

– конкретизация

– опредмечивание

 

 

17. Форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от его частных свойств и связей

– *абстракция

 

 

18. Философская категория, обозначающая существенные свойства при отвлечении от его частных свойств, противоположность конкретному

– *абстрактное

 

 

19. Философская категория, обозначающая непосредственно данное, чувственно воспринимаемое целое, противоположность абстрактному

– *конкретное

 

20. Философская категория, выражающая отношение данной вещи к другим вещам, с которыми она вступает во взаимодействие

– *свойство

 

21. Предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования

– *вещь

22. Понятие, характеризующее множество элементов, образующих определенную целостность, единство

– *система

 

 


[1] Идеальное характеризует отношение между материальными объектами, при котором один объект "выступает в роли представителя другого объекта, а еще точнее - всеобщей природы этого другого объекта, всеобщей формы и закономерности этого другого объекта, остающейся инвариантной во всех его изменениях, во всех его эмпирически - очевидных ситуациях".

Однако человеческий смысл, тоже являясь идеальным, возникает только тогда, когда одной из сторон отношения является человек или его свойства.

 

[2] «Материалист» в обыденном языке – это любитель овладевать прежде всего материальными ценностями и получать плотские удовольствия. Оно не совпадает по значению с аналогичным философским понятием, которое исходит из материалистического принципа объяснения мира.

[3] Еще Беркли в своем «Трактате о началах человеческого знания» писал: «Вы можете, если это так уже вам хочется, употреблять слово “материя” в том смысле, в каком другие люди употребляют слово “ничто”»; существовать значит быть воспринимаемым.

[4] Например, согласно ряду религиозных учений, Бог сотворил мир и может его уничтожить.

[5] Идеальное характеризует отношение между материальными объектами, при котором один объект "выступает в роли представителя другого объекта, а еще точнее - всеобщей природы этого другого объекта, всеобщей формы и закономерности этого другого объекта, остающейся инвариантной во всех его изменениях, во всех его эмпирически - очевидных ситуациях".

В то время как человеческий смысл, тоже являясь идеальным, возникает только тогда, когда одной из сторон отношения является человек или его свойства.

 

[6] «Материалист» в обыденном языке – это любитель овладевать прежде всего материальными ценностями и получать плотские удовольствия. Оно не совпадает по значению с аналогичным философским понятием, которое исходит из материалистического принципа объяснения мира.

[7] Еще Беркли в своем «Трактате о началах человеческого знания» писал: «Вы можете, если это так уже вам хочется, употреблять слово “материя” в том смысле, в каком другие люди употребляют слово “ничто”»; существовать значит быть воспринимаемым.

[8] Например, согласно ряду религиозных учений, Бог сотворил мир и может его уничтожить.

[9] Идеальное характеризует отношение между материальными объектами, при котором один объект "выступает в роли представителя другого объекта, а еще точнее - всеобщей природы этого другого объекта, всеобщей формы и закономерности этого другого объекта, остающейся инвариантной во всех его изменениях, во всех его эмпирически - очевидных ситуациях".

В то время как человеческий смысл, тоже являясь идеальным, возникает только тогда, когда одной из сторон отношения является человек или его свойства.

 

[10] «Материалист» в обыденном языке – это любитель овладевать прежде всего материальными ценностями и получать плотские удовольствия. Оно не совпадает по значению с аналогичным философским понятием, которое исходит из материалистического принципа объяснения мира.

[11] Еще Беркли в своем «Трактате о началах человеческого знания» писал: «Вы можете, если это так уже вам хочется, употреблять слово “материя” в том смысле, в каком другие люди употребляют слово “ничто”»; существовать значит быть воспринимаемым.

[12] Например, согласно ряду религиозных учений, Бог сотворил мир и может его уничтожить.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Түбәндәге бер тарихи термин турында татарча презентация әзерләгез(кимендә 5 слайд, иң күбе - 8 слайд; (5-8 балл). | Д.2.3. Підготовка до роботи.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 432 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Жизнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © Джон Леннон
==> читать все изречения...

2333 - | 2114 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.