Специфика социально-гуманитарных наук определяется несколькими факторами:
А) Спецификой законов, которые изучают социально-гуманитарные науки. Во-первых, им присущ парадоксальный характер. С одной стороны, они, так же как законы естествознания, носят объективный характер, то есть появляются на исторической сцене, функционируют на ней и сходят с нее независимо от воли и сознания людей, будучи причинно обусловленными соответствующими объективными обстоятельствами. С другой стороны, они (в отличие от законов природы) реализуются только через деятельность людей: там, где людей нет, или они сидят "сложа руки", или действуют малоинтенсивно и некомпетентно, законы общественного развития не реализуются. С этим связана вторая особенность интересующих нас законов - они выступают как законы-тенденции, носят вероятностный (статистический) характер.
Б) Спецификой социально-гуманитарного мышления, которое, в отличие от мышления естествоиспытателя, носит диалоговый характер, всегда подразумевая дискурс со своими предшественниками и современниками. Это отличие отнюдь не отменяет тесной связи социально-гуманитарного знания с практикой, в особенности сегодня, когда исчезает традиционная, идущая от греков, противоположность между эпистемой (производством знания) и доксой (его применением). Анализируя историю социально-гуманитарных наук, следует иметь в виду тот постоянный ток, который шел и идет к этому комплексу знания от естественных наук.
Так, в XVI - XVII вв., когда познавательным идеалом научности выступает механика как дедуктивно построенная математическая система, обществоведение строится по этому образцу ("Этика, доказанная в геометрическом порядке" Спинозы, "Человек-машина" Ла-метри). С выдвижением на передний план в качестве перспективных наук квантовой механики и теории относительности образцом для обществоведения становится физика.
Примером подражания может служить работа Я. Морено "Социометрия", автор которой попытался вслед за физиками, вторгшимися в природный атом, обнаружить и описать "социальный атом". Позднее в качестве образца начинает выступать биология, и социальные системы рассматриваются как органические (таков подход к цивилизациям А. Тойнби, к культурным суперсистемам П. Сорокина).
Сегодня ощутимое воздействие на обществоведов оказывает синергетика, однако, как и во всех предыдущих случаях, необходим взвешенный подход к ее экстраполяции на социальные реалии.
Спецификой социально-гуманитарных наук является и то, что они обосновывают необходимость гуманизации и гуманитаризации современного естествознания с помощью применения математического моделирования. Именно это позволяет четко определить не только технические и технологические результаты внедрения в производство достижений технических и естественных наук, но и четко определить их социальные, экономические и экологические последствия.
Социология, в наиболее широком значении - это наука, изучающая общество и общественные отношения. Социология - это наука об обществе как целостной системе, о закономерностях его становления, функционирования и развития. Она изучает социальную жизнь людей, социальные факты, процессы, отношения, деятельность индивидов, социальных групп, их роль, статус и социальное поведение, институциональные формы их организации.
По мнению Энтони Гидденса, социология - это "изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ". По мнению Ядова В.А., социология - это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей. Основной целью социологии является "анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия". Современная социологическая энциклопедия определяет социологиюкак науку об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности людей, социальных групп, классов, народов. Слово "социальный" в этом определении означает совокупность общественных отношений, т.е. отношений людей друг к другу и к обществу. Социальное понимается как результат совместной деятельности людей, которая проявляется в их общении и взаимодействии.
Таким образом, социология - наука об обществе как целостном социальном организме; о социальных общностях и взаимоотношениях между ними; о социальных процессах, социальной организации; о взаимодействии личности и общества; о закономерностях социального поведения людей.
Культурология - гуманитарная наука, изучающая закономерности развития и функционирования культуры, ее структуру и динамику, взаимосвязи и взаимодействия с другими сферами материальной и духовной жизни. Культурология - гуманитарная наука, изучающая закономерности развития и функционирования культуры, ее структуру и динамику, взаимосвязи и взаимодействия с другими сферами материальной и духовной жизни. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов ее функционирования, а также анализ феномена культуры как системы, перспективах развития.
Культурология изучает мир человека в контексте его культурного существования, т.е. в аспекте того, чем этот мир является для человека, каким смыслом он для него наполнен. Она исследует системный объект - культуру как форму существования, утонченную, исполненную разума форму жизни, результат символической и практической деятельности, "особый модус общественно-исторического бытия", охватывающий как высокую культуру, так и повседневность, привычки, верования, вкусы, мифы, стереотипы, "неотчужденную духовность, воплощенную в повседневном существовании с растворенными в нем человекосоразмерными бытовыми культурными символами".
Философия - наиболее общая теория, одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания. В самом общем виде подфилософиейпонимают деятельность, направленную на постановку и рациональное разрешение наиболее общих вопросов, касающихся сущности знания, человека и мира. Философия - поиск и нахождение ответов на фундаментальные вопросы бытия, под действие которых попадает каждый человек. Философия- составляющая культуры, форма ее максимально полного выражения и осмысления. Проблемы человечества получают в философии завершающее истолкование, это - наивысший уровень самоосмысления человечества, самопознания материи. Философияизучает всеобщие законы природы, общества и человеческого мышления. Иными словами, философия стремится осознать некую основу для всех сфер реальности, порождающую все многообразие мира, однако сохраняющую устойчивость во всех изменениях.
История - процесс развития природы и общества. Историческая наука - комплекс общественных наук, изучающий прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.
Вопросы для подготовки к семинарским занятиям 19,26 февраля, студентам, пропустившим занятие по объективной или субъективной причине, ответить на каждый вопрос в электронной форме.
1 вопрос. Почему естественники (математики, физики) не признают гуманитарные дисциплины за науку.
2 вопрос. В чём суть отличия целевой причины от каузальной
формы рациональности: причинная (каузальная), целевая. Отсюда идёт образ природы как механизма, где всё связано. У человека есть свободная воля, в отличие от других существ (животное действует на уровне инстинктов, а человек, осознавая происходящее, может разрывать цепь и поступать неординарно).
В отношении общества научная рациональность признаёт целевую причинность, тот есть действия, обусловленные свободной волей, возможность разрыва цепи.
3 вопрос Что являетсяобъектом социально-философского познания и какова его роль в структурировании социально- гуманитарных наук, в определении направлений их развития, в возникновении различных типов, форм и уровней.
4 вопрос Определите роль субъекта в достижении объективно-истинного знания о социальной реальности.