Содержание
Введение
I. Общая информация о конституционном праве современной России
II. Исторические этапы развития конституционного права России и науки о нем
1.1. Досоветский период (до октября 1917 г.);
1.2. Советский период (октябрь 1917 – вторая половина 1980-х гг.);
1.3. Постсоветский (современный) период.
Заключение
Библиографический список
Введение
Становление и развитие конституционного права России имеет богатую историю. Основы данной отрасли права прослеживаются со времен Киевской Руси, когда общественные отношения, которые сегодня называют конституционно-правовыми, регулировались грамотами и договорами князей, различными постановлениями и указами, которые затрагивали вопросы организации и функционирования государственной власти, отдельных групп населения, обязанностей подданных. В XVIII-XIX вв. возникали идеи принятия конституции, которая бы закрепила в государстве новую форму правления.
Развитие конституционного права получило новый импульс в начале XX в. Именно с этого момента, а именно с 1905 г., конституционное право нашей страны развивалось, претерпевая определенные изменения. В данной работе будет рассмотрено конституционное право России с точки зрения его предмета, субъектов и источников, а также выделены три этапа становления и развития конституционного права России: досоветский, советский и постсоветский.
I. Общая информация о конституционном праве современной России
Прежде чем рассматривать историю возникновения такой отрасли права как конституционное право, необходимо дать ее определение, выделить предмет, субъектов и источники данной отрасли права.
Конституционное право представляет собой довольно молодую самостоятельную отрасль российского права; это совокупность норм, направленных на защиту основных прав и свобод человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти. Это та отрасль, которая закрепляет основы взаимоотношения труда и государства, его конституционные характеристики, регламентирует организацию государственной власти в стране, а также иные отношения конституционно-правового характера.
Предметом конституционного права являются конституционные правоотношения, которые составляют основу для правового регулирования устройства государства, органов государственной власти, местного самоуправления, общества, определения и установления правового статуса человека и гражданина[1].
Субъектами конституционно-правовых отношений принято считать Российскую Федерацию, ее субъекты, граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев, различные общественные объединения, политические партии, органы государственной власти и местного самоуправления, а также суды.
В качестве источников данной отрасли права выступает, прежде всего, Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства, а также различные международные договоры и соглашения.
II. Исторические этапы развития конституционного права России и науки о нем
Досоветский период (до октября 1917 г.)
Дореволюционное конституционное право отражает переход России сначала от конституционной монархии в период с 1905 г. по февраль 1917, а затем к парламентской республике.
Начало конституционному развитию государства было положено с принятием в октябре 1905 г. Манифеста об усовершенствовании государственного порядка. Данный манифест провозгласил «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов»[2]. Кроме того, Манифест провозгласил создание Государственной думы – законодательного органа. В апреле 1906 г. были приняты Основные законы, в соответствии с которыми учреждалась двухпалатная парламентская система, которую составляли Государственная дума и Государственный совет. Для избрания Государственной думы было введено избирательное право. Также за монархом сохранялся контроль над формированием политики правительства.
Большое влияние на развитие конституционного права страны оказывали политические партии. Каждая из них имела свою позицию о государственном строе страны. В программах Партии конституционных демократов (Партия народной свободы, партия кадетов) и Союза 17 октября («Октябристы») содержались идеи создания представительной системы, принятия конституции. При этом власть монарха не отвергалась.
С другой стороны, черносотенная монархическая организация «Союз русского народа» настаивала на незыблемости самодержавия и отрицала всякие реформы в государственном строе. И, наконец, Партия социалистов-революционеров (Эсеры) и Российская социал-демократическая рабочая партия считали, что самодержавие препятствует демократизации системы власти.
Так, в стране до 1917 г. происходил переход к конституционной монархии, где верховная самодержавная власть принадлежала монарху, но не являлась неограниченной. Уже в тот период возникали идеи правового государства, народного суверенитета и парламентаризма. После свершения Октябрьской революции 1917 г. конституционная монархия пала. Было сформировано Временное правительство, провозгласившее Россию республикой. Дальнейшую судьбу государства должно было определить Учредительное собрание, однако, в 1918 г. оно было разогнано Всероссийским центральным исполнительным комитетом Советов рабочих и солдатских депутатов.
Не менее важно сказать о развитии науки государственного права. В конце XIX – начале XX вв. наука переживала свое развитие, для нее была характерна склонность к высокой теории и приверженность демократическим идеалам. В центре внимания школы были вопросы народного представительства и самодержавия. Науку государственного права представляли блестящие ученые-юристы, которые имели достаточно знаний не только в области истории государства и права, но и государственного права других стран. Для данной школы была также характерна тесная связь с философскими учениями, которые позднее составили направления в науке о государственном праве. К ним относятся юридический позитивизм, либерализм и социологический позитивизм.
2.2. Советский период (октябрь 1917 – вторая половина 1980-х гг.)
Основы тоталитарного конституционного права начали складываться с момента свершения Октябрьской революции 1917 г., однако по факту оно существовало с момента основания СССР (декабрь 1922 г.) до начала «перестройки». Надо сказать, подход к праву в данный период сильно отличался от западного подхода. Несмотря на существующие гарантии, права и свободы граждан не охранялись государством. До начала «перестройки» советское государство представляло собой «олицетворение общих интересов»[3]. Иными словами, действовал принудительный коллективизм в пользовании правами.
Тоталитарное конституционное право базировалось на марксистко-ленинском учении, что подразумевало понимание государства как орудия перестройки общественных отношений на основе принципов коммунизма.
Одно из особенностей данного типа конституционного (государственного) права заключается в единстве законодательной и исполнительной власти, провозглашенном В.И. Лениным. К сожалению, подобный шаг способствовал распространению злоупотребления властью, что привело к массовым расстрелам людей.
Для советского периода развития конституционного права характерно принятие четырех Конституций РСФСР: 1918 г., 1925 г., 1937 г. и 1978 г. Рассмотрим основные положения каждой из них.
В Конституции РСФСР 1918 г. практически отсутствовали демократические принципы представительной системы. Отсутствовали и такие понятия как подчинение государства праву, парламентские учреждения, принцип разделения властей, признание прав оппозиции, политический плюрализм.
В 1922 г. Россия фактически утратила государственный суверенитет, став частью СССР. После этого конституционное развитие России представляло собой развитие ее как республики в составе СССР, а все последующие конституции были слепком с союзных конституций. Принятая в 1925 г. Конституция РСФСР юридически закрепила новый статус России. Положения новой Конституции мало чем отличались от положений предыдущей Конституции, за исключением некоторого смягчения политической и экономической обстановки после окончания Гражданской войны.
В 1937 г., на основе Конституции СССР 1936 г., была принята Конституция РСФСР. Интересен тот факт, что формулировки, содержащиеся в Конституции СССР 1936 г. заметно отличались от формулировок предыдущих конституций. Новая Конституция отошла от дискриминации в избирательных правах, признала существование личных и политических прав и свобод граждан, как, например, свобода слова, собраний, печати, демонстраций. Однако на деле в правовом статусе советских граждан изменений не произошло, вышеуказанные права ничего не гарантировали. Напротив, они только усиливали зависимость граждан от своего государства.
Что касается государственного права, то в данный период оно имело характер некоего внешнего демократического фасада, под которым скрывалась грубая диктатура.[4]
Изменения в государственном праве в период правления Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева мало чем отличались от изменений, осуществленных в период правления И.В. Сталина. Государственно-правовые институты по-прежнему служили лишь оформлением правящей партии, а права и свободы человека игнорировались. Все так же в качестве расправы над инакомыслящими применялись расстрелы и ссылки.
В 1978 г., после принятия Конституции СССР 1977 г., была принята четвертая и последняя Конституция советского периода. В ее положениях было закреплено построение в стране развитого социализма, перерастание диктатуры пролетариата в общенародную государственную власть, а также расширены формулировки о правах и свободах человека и гражданина.
Что касается развития науки о конституционном праве, то в данный период оно происходило крайне сложно. Находясь под давлением властей, ученые-юристы развивали ложные концепции о так называемой «демократической природе» советского права. В государственном праве других государств ученых заставляли видеть империалистическую сущность, отрицать демократические нормы, действующие в других государствах, говорить о массовом нарушении прав и основных свобод человека. Ситуация сохранялась до второй половины 1980-х гг., пока на смену тоталитарному государственному праву не пришло демократическое конституционное право.