Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мифология, как способ понимания мира.




Раздел I. История философии

Лекция № 2. Тема: ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА.

 

Мифология, как способ понимания мира.

Основные принципы философского мышления Древней Индии.

Характерные черты философии Древнего Китая.

 

Литература:

1. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И. И. Ботута – М., 2010.

2. Философия: Учебник. / Отв. Ред. В. Д. Губин, Т. Ю. Сидорина, В. П. Филатов. М., 2011.

3. Елизаренкова Т.Я. Ригведа - великое начало индийской литературы и культуры //Ригведа. Мандалы I - IV. - М., 2009.

4. Кёйпер Ф.Б.Я. Труды по ведийской мифологии. - М., 2010.

5. Лукьянов Л.Е. Cтановление философии на Востоке (Древний Китай и Индия).- М., 2012.

 

Мифология, как способ понимания мира.

Люди уже в доисторические времена создавали представления о мире, который их окружает, и о силах, которые правят и миром и человеком. Мифология – это первая попытка построить единую систему объяснения реальности.

Базовые элементы мифологической системы понимания мира:

1. Концепция строения Вселенной. В мифологическом мировосприятии Вселенная (космос) воспринималась как одушевленная. М ифы не только объясняли явления природы, но и обладали предсказательной силой. Было типично разделение мира на земной, подземный и надземный. Земной мир населяют люди, подземный – души, надземный боги. Попасть из одного мира в другой сложно, но можно.

2. Пантеон. Природные и социальные явления олицетворялись в виде божеств, на которых люди могли частично повлиять мольбами и жертвами (Бог Войны, Бог Моря).

3. Мифы, как рассказы о событиях, которые определили запреты, природные и общественные закономерности. Мифы связывали человека с его предками, с космическими силами и богами. Содержание мифов воспринималось людьми как реальность, даже как высшая реальность. Большую роль, по-видимому, в практике мифологического познания играло мистическое единение с богами.

Основные темы мифов: (Среди них центральное место занимает группа мифов о происхождении мира, богов и людей).

 

О возникновении космоса – космогонические,

О возникновении богов – теогонические,

О происхождении людей – антропогонические,

О возникновении солнца, луны и звезд – солярные, лунарные, астральные,

О грядущей гибели мира – эсхатологические.

 

На первом этапе развития культуры мифология включала всё накопленное знание. Например, ещё в рамках мифологии знали, что в году 365 дней. В мифах в зародышевом виде содержались все явления духовной жизни развившееся позднее в самостоятельные формы – искусство, религия, мораль, философия и т.д.

Миф – это способ накопления информации о мире, обладающий своими особенностями. Назовем основные способы накопления информации о мире, согласно мифологической мировоззренческой парадигме.

Это: (Основные логические принципы).

1. Генетизм – это объяснение любого объекта через его происхождение, генезис. (В рамках мифа понять объект, значит - узнать кто его прародитель.)

2. Принцип универсальной взаимосвязи. (Изменчивость всех объектов, возможность их взаимного превращения – «Закон метаморфоз». (Вера в то, что все вещи изменяются развиваются. Метаморфоза – превращение.

3. Антропоморфизм – перенесение на природные объекты свойства человеческого рода. (Солнце под «шкурой» такое же, как человек). Мифологические боги тоже антропоморфны – гораздо больше похожи на людей, чем в поздних религиях.

4. Наглядный образный пример и традуктивность. (В мифологии нет размышлений через уровень общего (дедукции и индукции). Традукция – заключение от одного частного случая к другому, без выхода на общие идеи.

5. Ассоциативность – отсутствие разделения существующих между объектами связей на существенные и второстепенные. Ассоциация – случайная отдаленная часть мысли. Для мифологи «случайных совпадений» не было, а всё было важно.

Типичная ассоциация:

1. Ассоциация смежности – все предметы, которые раньше были частью единого целого, всегда сохраняют связь друг с другом и могут друг на друга влиять. Так, например, люди хранили выпавшие зубы, опасались стричь волосы.

2. Ассоциация контакта – предметы, соприкасаясь, передают друг другу свои свойства. Если по новому саду пройдет женщина, ожидающая ребенка, то сад будет хорошо плодоносить.

3. Ассоциация сходства или подобия – предметы, схожие внешне, родственны друг другу, могут друг на друга влиять. (Например, камень бирюзы в кольце должен защитить от змеи, похожей окраски).

4. Бинарность - (двоичность). Мир в мифологии представлен единством двух противоположных начал.

 

Заключение:

Мифология впервые представила наглядную систему представлений о реальности, в которой каждое явление находит объяснение. Мифологическая картина мира отвечала принципу справедливости: любой поступок всегда имел соответствующее наказание или награду.

Мифология была хорошей основой для деятельности человека. (Для достижения любой цели в мифологии предлагались средства для действий.) Практическая система действий, основанная на мифологии, как теоретическом образе мира называется магией. Магия – прикладная мифология. Сущность магии – вместо реального действия, направленного на реальный объект можно предпринять символическое действие, направленное на заменитель объекта, при условии, что заменитель и объект должны быть связаны одной из ассоциаций.

Кризис мифологии начинается с вопросов о том, почему магические ритуалы не всегда приводили к желаемому результату. Варианты объяснений этого были следующие:

1. Ритуал произведен неправильно. (Это приводит к усложнению мифологии и появлению специализированной магии).

2. Ритуал неправильно адресован. Образ Бога и отношение к нему должны быть принципиально другими. Возникает религия. (Переходная идея от мифологии к религии - разграничение материального (телесного) и духовного. В человеке – это тело и душа, причем душа может находиться отдельно от тела и существовать вечно. (душа – анима. Вера в существование души называется анимизмом Тейлор – душа – минимум религии. Во Вселенной существует природная физическая реальность высшее духовное начало – Бог. Бог в религии очень отличается от бога в мифологии. Бог в религии всемогущ, наблюдается тенденция к монотеизму (единобожию). Деяния Бога выходят за рамки обычных взаимосвязей в мире, они сверхъестественны. Логика поступков Бога непостижима. В становлении религиозного сознания центральное значение приобретает вера – сознательное преодоление истинности исходных постулатов).

3. Неправильное представление о возможностях ритуала. На самом деле событиями управляют законы реальности. Появляются преднауки – устойчивые комплексы практических знаний по определенным предметам. Например, предастрономия – знание звездного неба и умение вычислять важные моменты годичного цикла; предматематика – умение счета, измерения, вычисления площади и объёма; предхимия – технологии изготовления красок, мыла, вина; предмедицина – умение лечить болезни; предбиология – воздействие растений на организм человека и т.д.

Научным это знание ещё не является т.к. не содержит доказательств, теоретических обобщений.

На этом пути возникает рациональное знание. Переходная идея от мифологии к рациональному знанию – разделение субъективного (человеческой реальности) и объективного (внешней реальности, не зависящей от человека). Объективному миру присущи собственные законы, отличающиеся от человеческого поведения. Особенности рационального знания: стремление установить законы (всеобщие необходимые связи явлений), аргументировать и доказывать, использовать понятия (а не образы, как в мифологии). Первоначально всё рациональное знание, противоположное мифологии и религии, называли философией. Следы такого представления находим, например, у Аристотеля, который включал в состав философии математику, физику, метафизику, этику, экономику, политику, риторику и поэтику. В последствии в комплексе рационального знания начинают выделяться наряду с философией следующие специальные науки: математика, астрономия, медицина, механика.

В 8 – 6 вв. до н.э. в Древних Индии, Китае, Греции складывается предфилософия, которая включала в себя мифологию, развивающиеся религию и рациональное знание. С появлением религии и рациональных форм познания мифология не исчезла абсолютно. Мифологические образы и сюжеты используются другими сферами культуры: религией, искусством, философией. В современном общественном сознании мифология существует в фольклоре, суевериях и приметах.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3352 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2334 - | 2133 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.