Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Буквально пророчески для нашего общества оказались мысли Бакунина о том, что




· диктатура пролетариата может переродиться в диктатуру пролетарских чиновников;

· на этой основе возможен тоталитарный режим и появление «диктатора – императора»;

· ОС на СП может превратиться в собственность чиновников – «красной бюрократии».

 

III

Представителями материалистических тенденций в русской философии ХIХ века были А.И. Герцен, Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский и другие представители революционно-демократической идеологии.

В центре философского труда А.И. Герцена «Письма об изучении природы» проблема взаимоотношения между философией и естествознанием. По мнению Герцена, философия и естествознание изучают одно и то же – окружающий нас «фактический мир» и не могут развиваться без опоры друг на друга.

Эти же идеи получили дальнейшее обоснование в работах Д.И. Писарева. Без естествознания, доказывал Писарев, философия не сможет развиваться, только материалистический подход к явлениям природы может обеспечить прогресс науки. И Герцен, и Писарев указывали, что естествознание имеет огромное значение для выработки у молодого поколения правильного научного мировоззрения, т.к. оно приучает ум к постижению истины, готовит молодежь для борьбы за преобразование общественной жизни в интересах широких народных масс.

В «Письмах об изучении природы» А.И. Герцен стремится показать, что история философии развивалась между природой и духом. Он утверждает, что духа вне природы не существует, что природа развивается до духа, что «сознание вовсе не постороннее для природы, а высшая степень ее развития». Именно это мысли Герцена лежали в основе марксистского определения сознания как высшей формы информационного отражения. По мнению материалистов более позднего времени сознание – это свойство высокоорганизованной «мыслящей материи» (человеческого мозга) отражать материальную действительность в духовных образах.

Человека Герцен рассматривает как часть природы и подчиненным ее законам. Без человека «природа не заключает в себе смысла, … мышление и дополняет, развивает его…».

В вопросах познания Герцен исходил не только с позиции материализма, но и диалектики. Всякое истинное знание, отмечал он, есть результат диалектического единства чувственного и логического. Источником знания является опыт, впечатления, которые придают нам образы и вместе с тем верование, что они соответствуют предметам сущим. А данные опыта человек подвергает рациональному обобщению. Другими словами чувственное познание доставляет в мозг человека информацию, мозг обобщает ее и делает выводы.

Философские труды А. И. Герцена оказали большое влияние на развитие русской материалистической философии 19 – начала 20 вв.

В этот период особенно популярными становятся материализм и позитивизм. Оба течения характеризуются рядом особенностей, позволяющих рассматривать их как близкие по своему духу и идейной направленности.

Во-первых, оба направления явились отражением процессов секуляризации российского общества, т.е. освобождения его от власти церкви и религии.

Во-вторых, они были связаны с развитием опытного и теоретического естествознания, со всё более широким распространением естественнонаучных знаний, породившим надежды, что наука есть тот единственный инструмент, с помощью которого станут разрешимы все общественные и человеческие проблемы.

В-третьих, оба направления демонстративно провозглашали свою оппозиционность государству и неприятие религиозных и иных традиционных ценностей российского общества.

В-четвёртых, несмотря на подчёркнутую антирелигиозность и атеизм, оба течения были заняты поиском духовного и общественного идеала, обоснованием духовных ценностей.

 

IV

Русский философский Ренессанс, или Возрождение русской религиозно-идеалистической философии базировался на двух основных источниках: на предшествующем развитии мировой философии и культуры, с одной стороны, и с другой – на основных идеях отечественной философской мысли. Его подлинными духовными отцами были Ф.М. Достоевский и В.С. Соловьев.

Владимир Соловьев создал собственную религиозно-идеалистическую систему. Он утверждал, что человеческое познание своей истории носило односторонний характер. По его мнению внешний опыт (положительная наука) может давать лишь материал, а разум (философия) – лишь форму для достижения истины (всеединства сущего). Основной целью знания, интуитивное созерцание и вера. Философия и наука имеют свою ценность в единстве с религиозной верой: знание о реальном мире дается наукой, об идеальном мире – философией, о Боге – только верой. Цельное знание выступает как синтез науки, философии и веры.

У Соловьева олицетворением всеединства является Бог. Он ставил веру выше разума, только в религиозной вере он видел высший, объединяющий тип познания.

Объединяя все многообразие жизни в своей философии всеединства, Соловьев своеобразно интерпретировал эволюционную теорию Дарвина. У него мир в своем развитии проходит через два этапа: первый (до человека)эволюция природы, второй (деятельность человека) – история. Конечным этапом развития мира является утверждение царства Божьего, воссоединениемира со своим творцом – Богом, т.е. установление абсолютногоединства.

Весь представляемый В. Соловьевым процесс движения к абсолютному всеединству происходит не в объективной реальности, а в сознании человека. Именно здесь философ видел решение всех проблем.

В центре размышлений Соловьева стоял также вопрос об идеале, и почемудействительность расходится с ним. Его философия пронизанауверенностью в конечном торжестве идеала над уродствами и безобразиями видимого мира. Проблема зла в человеческой природе им решается двумя способами. Радикальным средством для преодоления зла в основной период творчества для В. Соловьева являются самоотречение «во имя других», «на благо человечества».

Позднее Соловьев говорит уже не о самоотречении, а о необходимости крепить волю для противодействия злу. «Не следует стремиться построитьрай на Земле, - главное не допустить ада», таково новое кредо В.Соловьева. В этом его философия становится предтечей постклассической философии 20 века.

Концепция всеединства, начало которой было положено В.Соловьевым, получила дальнейшее развитие в трудах его последователей, прежде всего П.А. Флоренского. Он обосновал мысль о том, что именное всеединство – основнойпринцип бытия.Сущностью всеединства является любовь,создающая и скрепляющая единство.

Другим продолжателем идей В.Соловьева был С.А. Булгаков. Мир представляет собой такое творение, основой которого является Божественное начало, именуемое Святой Софией, - писал философ. Поэтому мир в целом заслуживает к себе не негативного, а позитивного отношения. Булгаков всесторонне развил ту составляющую философии всеединства, которая у Соловьева именуется софиологией, учением об идеальности бытия.

Философия всеединства внесла весомый вклад в развитие мировой философской мысли. Она способствовала преодолению односторонности, неполноты как материалистических, так и идеалистических систем классической философии, противопоставив им учение о целостности, органичности бытия, его несводимости к материальной или духовной основе.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-12-28; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 329 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы жить. © Сократ
==> читать все изречения...

2345 - | 2058 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.