Предписанными статусами — например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о профессоре, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.
Масштаб. Некоторые роли ограничены строго
Определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша.
Формализация.
Некоторые роли предусматриваютвзаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.
Мотивация.
Разные роли обусловлены различнымимотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственнымиинтересами — его поступки определяются стремлением получить максимальнуюприбыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом радиобщественного блага, а не личной выгоды. Как считает Парсонс, любая рольвключает некоторое сочетание этих характеристик.Теория ролей хорошо описывает адаптационную сторону процесса социализацииличности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую,поскольку она оставляет в тени активное, творческое личностное начало.Концепция личности 3. Фрейда. Другой образ личности возник под влияниемидей 3. Фрейда, рассматривавшего человека как стремящегося к удовольствию, аобщество — как систему запретов, табу. Бессознательные (в первуюочередь сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал и основнойисточник активности, задают мотивацию ее действиям. В силу невозможностиудовлетворения инстинктивных потребностей в их естественно-природной формеиз-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искатькомпромисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой егореализации. Вся человеческая история рассматривается Фрейдом как историянарастающего психоза.В соответствии с концепцией классического бихевиоризма Уотсона Скиннерисследует поведение организма. Сохраняя двучленную схему анализа поведения, онизучает только его двигательную сторону. Основываясь на экспериментальныхисследованиях и теоретическом анализе поведения животных. Скиннер формулируетположение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном,условнорефлекторном и оперантноц. На основе анализа поведенияСкиннер формулирует свою теорию научения. Главным средством формированиянового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животныхполучила название «последовательного наведения на нужную реакцию". Дляразрешения социальных проблем современного общества Б.Скиннер выдвигает задачусоздания технологии поведения. Технология поведения призванаосуществлять контроль одних людей над другими. Поскольку намерения, желания,самосознание человека не принимаются во внимание в бихевиоризме, средствомуправления поведением не является обращение к сознанию людей. Таким средствомвыступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми.Такие исследователи, как Т. Адорно, К. Хорни и другие неомарксисты инеофрейдисты, в своих работах обосновали парадоксальный вывод: «нормальная»личность современного общества — это невротик. Давно распались системыобщностей, где были общепринятые устойчивые ценности, и сейчас каждаясоциальная роль человека заставляет его «играть» в новой системе ценностей,предпочтений и стереотипов (выходя из дома, попадая в транспорт, на работу,забегая в клуб, в кафе, путешествуя по магазинам, все время менять амплуа исоциальные «маски»).
Заключение
Социализация — начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методам деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Вождь или король воспитывает себе преемника многие годы; исполнителя этой роли воспитывают окружение, практика принятия управленческих решений, которую приходится осваивать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями — правами, обязанностями, отношениями — она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации применим термин не «обучение», а «освоение». Он шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит. Этапы социализации. Принято выделять первичную социализацию, охватывающую период детства, и вторичную социализацию, занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклонный возраст. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации. Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество "оттенков серого цвета". Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.
Список литературы
1. Курс лекций по социологии. Издательский центр «МарТ» 1998.
2.Социология. Издательство «Мысль». 1990.
3. И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. Возростная психология. Творческий центр «Сфера»М:, 2001.