Художественная культура Древней и Средневековой Индии
Законспектируйте данную информацию. Ориентируйтесь по словам, выделенных жирным шрифтом и курсивом, подчеркнутых одной чертой. На уроке у вас будет самостоятельная работа по данной информации.
В искусстве индийцы искали духовное удовлетворение: своими рисунками они украшали не только пещеры и храмы, но даже крыши и дворы домов. Некоторые виды искусства носили сакральный характер, ими занимались со смирением. Художники верили, что с тех пор как искусство служит особой цели общения с божественным, им не нужно было подписывать свои работы.
Пещерная живопись выполнена художниками, которых нанимали буддистские монахи. Так, каменные стены были превращены в иллюстрированные книги о жизни и учениях Будды, на которых изображены костюмы, орнаменты и стили придворной жизни тех времен.
Большая часть индийской живописи замечательна своей сложной композицией, детали прописаны со всей скрупулезностью и четкостью. Цвета яркие и насыщенные, а сюжеты варьируют от портретов и событий придворной жизни до изображений бесчисленных богов и богинь.
Техника живописи по стеклу относится к 16 веку - времени правления махараджей в Танджоре. Танджавур или современный Танджор, расположенный в штате Тамилнад
, известен своим особым стилем украшения картин, выполненных на стекле, доске или куске фанеры, покрытом тканью и известью. Нужные изображения обводятся, затем при помощи смеси из древесных опилок и клея на изображение наклеиваются полудрагоценные камни, тонкая золотая пластинка и позолоченный металл. Мастерство ремесленника заключатся в том, чтобы сбалансировать эффект, создаваемый камнями. В основном, изображают Кришну в разных позах.В технике живописи каламкари при помощи обожженных веточек дерева тамаринд, обмакнутых в патоке и железных опилках, создаются контуры. Растительные краски глубоких оттенков используются в изображении эпических сцен. Краска наносится несколько раз, в результате достигается мягкий, но великолепный эффект. Картины в стиле каламкари создаются на мифологические сюжеты, размеры персонажей на них больше реальных. Благодаря великому многообразию выражений ни одна картина не похожа на другую.
Живопись мадхубани характерна для Бихара. Первоначально картины в этом стиле изображались на стенах, сегодня же их рисуют на изготовляемой вручную бумаге или ткани. Художник проводит прямые линии, а затем наполняет изображения яркими и сочными красками.
Живопись тханка, характерная для столицы Ладакха Лех, посвящена Будде и ритуальному поклонению. Доминирующими в ней являются изображения драконов. Создаваемые на шелке тханка широко используются в качестве декоративного украшения стен жилищ благодаря своей великолепной цветовой гамме.
В миниатюрной живописи использовались растительные краски и природные вещества. Это искусство сохранилось до сих пор, однако, в основном, работы не отличаются былой утонченностью, в огромных количествах они продаются на обочинах дорог, где охотно раскупаются туристами. Искусство миниатюры существовало в разных формах в Бенгалии, Бихаре, Ориссе, Гуджарате, Химачал Прадеше, Мадхья Прадеше и Раджастхане. Основными темами изображений служили буддистские божества, джайнские сказания, сцены из “Рамаяны” и “Махабхараты”. На миниатюрах в изобилии встречаются насыщенные и яркие изображения флоры и фауны, людей в выписанных и красочных тюрбанах и одежде.
Наскальная живопись
Перед тем как приступить непосредственно к росписи, художники наносили двухслойную основу. Сначала, для заполнения пор грубой скальной поверхности, создавался слой из глиняной штукатурки, а затем на него накладывалась известковая штукатурка. Картина создавалась поэтапно. Первоначально красной охрой наносились контуры, затем они заполнялись коричневой, ярко-красной или черной краской. Красители для картин изготавливались из местных вулканических пород за исключением ярко-черного. Так как использовались животный и растительный клеи, картины привлекали насекомых, что приводило к появлению пузырьков и трещин на изображениях, нанося им вред.
В более поздних картинах использовались насыщенные жидкие краски. Светлые краски применялись, чтобы выделить лица. Кроме того, различные техники использовались для создания иллюзии перспективы.
Живопись комплекса пещер Аджанты
Живопись Аджанты свидетельствует о высоком уровне мастерства художников того времени и точном следовании ими правилам древнеиндийских трактатов по живописи. Нельзя не обратить внимания на нежные, но одновременно твердые линии, длинные изгибистые мазки изящных контуров, тонкие переходы оттенков одного и того же цвета, ярко очерченные нос, веки и губы – все это выделяет фигуры на плоской поверхности стены. Животные, птицы, деревья, цветы, архитектура изображены в своей истинной красоте. Человеческие эмоции и характеры отображены с большим пониманием и мастерством. Мягкие позы, гибкое тело, выразительные черты, огромное разнообразие стилей причесок, украшений и орнаментов характерны для изображений на фресках Аджанты. Фреска в пещере № 10 содержит 50 крупных изображений слонов в различных ракурсах. Животные стоят с поднятыми хвостами и хоботами – позе, означающей, что слон почуял опасность.