В Ветхом Завете много пророчеств о приходе Спасителя, Мессии, которые все сбылись в Иисусе Христе, со всеми предсказанными подробностями. Но Второе Его пришествие утверждается с намного большей силой, о нем говорится и в Ветхом Завете, и в Новом, о нем говорится почти в каждой книге Библии. К пророчествам Ветхого Завета о Втором пришествии Иисус добавил еще много новых. Эта тема содержится в заключительных главах Евангелий, в Деяниях Апостолов, почти во всех посланиях и в Откровении Иоанна.
Существуют самые разные мнения о том, каким будет Второе пришествие и когда будет. Люди не представляют, каким оно будет, часто сами боятся "конца света" и "страшного суда" и запугивают других, в том числе через СМИ, история полна таких "предсказаний". Известно, например, что в 1000-м году в Европе настолько были уверены в "конце света", что даже не обрабатывали и не засевали землю. Существуют даже такие крайние точки зрения, что "конец света" наступит от падения нравов, всеобщей развращенности, испорченности, и вторая – что это будет, когда все люди достигнут совершенства. Есть еще такая точка зрения, что Иисус очень скоро придет второй раз и возьмет людей на небо такими, какие они есть. Но эта точка зрения далека от действительности. Взять людей такими, какие они есть? А что они там будут делать? И что с ними будет делать Бог? Что умеют сейчас люди? В большинстве своем – в сущности, ничего, они умеют только просить: Господи, дай, Господи, помоги! Н. Бердяев сказал, что когда человек просит, а Бог дает, то это не есть прибавление, это есть переливание из одного места в другое. Человек приходит в этот мир для того, чтобы сделать его и самого себя лучше, он создан, чтобы быть творцом, помощником Создателю, чтобы он нес в мир добро, любовь и не приносил зла.
Н. Бердяев ("Самопознание") говорит: "Второе пришествие Христа в силе и славе зависит от творческого акта человека. Человек призван уготовить Второе пришествие, должен активно идти ему навстречу. Пассивное ожидание в ужасе и подавленности наступления страшного конца не может уготовлять Второго пришествия, – оно уготовляет лишь Страшный суд. Понимание Бога и Богочеловека – Христа как судьи и карателя есть лишь выражение человеческого состояния, человеческой тьмы и ограниченности, а не истины о Боге и Богочеловеке – Христе. Переход в подлинно творческое состояние освобождает от этого унижающего человека состояния".
Во втором послании к Фессалоникийцам апостол Павел говорит о Втором пришествии: "Тот день не придёт, доколе не придёт прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так-что в храме Божьем сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (2 Фес. 2:3,4). И еще здесь же: "И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего" (2 Фес. 2:8). Многие понимают эти строчки так, что все это исполнится буквально, на физическом плане, что все происходить будет именно так, как написано, а люди только будут со стороны смотреть, как Иисус будет побеждать антихриста. На самом деле "человек греха, сын погибели" откроется в нас самих – то есть мы увидим свое несовершенство.
Вообще, в человеке две природы – добро и зло, любовь и ненависть, правда и ложь. И пока мы не увидим в себе темную, ложную природу, до тех пор не начнется наша работа над собой, над своим развитием, обращением к добру, этике в широком ее понимании, к совершенству, к эталону нравственности – к Иисусу Христу, прожившему жизнь без единого проступка. Истина не входит силой, и только от нас зависит, войдет она к нам, и будет ли с нами и в нас, будем ли мы руководствоваться разумом или чувствами. Борьба добра со злом будет не вне нас – она будет внутри нас, в нас самих, и мы не будем сторонними наблюдателями, а активными ее участниками. Встреча с Иисусом Христом – в духе, Иисус Христос сейчас – Дух, невидим для человека. Он больше не придет в теле, в теле можно прийти к одному человеку, к ста, к тысяче, – в теле невозможно прийти ко всем. Зачем Ему приходить второй раз в теле? Он должен прийти и сказать что-то еще? Но Он все сказал во время первого Своего прихода, его Учение – совершенное и законченное, оно без недостатков и не нуждается в дополнениях. Встреча с Ним будет "на воздухе", не на земле. Подготовка ко Второму пришествию означает, что человек, отворачиваясь от зла, становится все более совершенным, все больше приближаясь к эталону нравственности и совершенства – Иисусу Христу.
В первом послании апостола Павла Коринфянам, в 15 главе сказано: "Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу; ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.Последний же враг истребится – смерть, потому что всё покорил под ноги Его; когда же сказано, что Ему всё покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему всё. Когда же всё покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему Ему всё, да будет Бог всё во всём. (1 Кор. 15:22-28).
Это – конец всей истории. Если в Адаме человечество потеряло связь с Создателем, то в Иисусе Христе оно вновь обрело эту связь, восстановило ее, чтобы вернуться туда, откуда были изгнаны Адам и Ева, как вернулся домой блудный сын: "встану, пойду к отцу моему". Были ли это те же самые люди, или они стали другими людьми? Вспомним, как Адаму и Еве Бог говорил: не ешьте от дерева познания добра и зла, и они так и делают. Тут же приходит змей и говорит совсем другое – нет, не умрете, а сами будете как боги, и они тоже верят. То есть они были ничего не знающими, и почти ничего не умеющими. В Быт.2:15 сказано: "И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Эдемском, чтобы возделывать его и хранить его". Т.е. Адам что-то умел делать, но не было у него знания главного – знания добра и зла, различать их настолько, чтобы не совершать зла. Возвратиться же к Отцу могут только совершенные, без малейшего недостатка люди, достойные неба, всемогущие, но только силой Отца. "И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло" (Откр. 21:4).
Движение это – не в пространстве. Приближаться или отдаляться от Сада можно и не сходя с места. Отделяют нас от Сада не километры и не количество световых лет, которыми измеряют расстояния в Космосе, а наш отрицательный опыт, зло в нашей душе, ненависть, безразличие к тем, кто рядом, а приближает любовь, как готовность помочь.
Иисус говорил ученикам, что после своего вознесения он пошлет Утешителя – Духа Истины, Святого Духа, что и случилось вскоре. Но Святой Дух не есть что-то отдельное от Отца. Бог един, Бог есть Дух, и Он во всем пространстве, Он рядом с человеком, и насколько человек принимает Его, настолько он и близок к Нему. То есть пришествие Иисуса Христа не в теле, а в духе. И Второе пришествие началось с обещанного Иисусом сошествия Святого Духа. И сейчас оно происходит – по мере отворачивания людей от зла и поворота к разуму, добру, любви, и насколько есть в нас зло, настолько оно и привязывает нас к земному миру. Второе пришествие Иисуса Христа происходит духовно и в настоящее время: "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему". Не телесно же стоит Он у каждых дверей и стучится к каждому. И кто откроет двери сердца своего, тот и примет Его.
О понимании Н. Бердяевым конца истории, или конца времени. "Парадокс времени тут заключается в том, что конец истории мыслят во времени, в то время как конец истории есть конец времени, т.е. конец времени исторического. Это есть не только иной мир, это преображенный этот мир. Это освобождение природы из плена, освобождение и мира животного, за который человек отвечает. И оно начинается сейчас, в это мгновение. Во времени космическом и историческом, в природе и истории все приходит, все исчезает. Поэтому время это должно кончиться. Времени больше не будет. Рабство человека у времени, у необходимости, у смерти, у иллюзий сознания исчезнет" (Н. Бердяев, "О рабстве и свободе человека").
Природа Бога
"Я долго размышлял и долго был в сомненье,
Что есть ли на Землю от высоты смотренье;
Или по слепоте без ряду все течет,
И промыслу с небес во всей вселенной нет.
Однако, посмотрев светил небесных стройность,
Земли, морей и рек доброту и пристойность,
Премену дней, ночей, явления луны,
Признал, что божеской мы силой созданы"
М.Ломоносов
“Моисей сказал: покажи мне славу Твою. И сказал Господь: Я проведу пред тобою всю славу Мою… И потом сказал Он: лица Моего не должно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых. И сказал Господь: вот место у Меня: стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы, и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду. И когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо.” (Исход, 33:18-23). Моисей, написавший первые пять книг Библии, видел Творца. Но Моисей видел Его не всего, а столько, сколько он был способен увидеть. Об этом сказано, что он не видел Его лица.
Какое же представление о Создателе существует у людей? В основном – что это летающий по небу человек или живущий где-то во Вселенной, который только для того и существует, чтобы выручать людей из разных жизненных ситуаций, которые люди сами себе создают. И вспоминают о Нем, когда им плохо, а когда все нормально – забывают.
Где находится Бог? Говорили, что на небе. Но космонавты, поднявшись выше неба, в безвоздушное пространство, где небо черное и звезды видны постоянно, никого там не увидели. Стали говорить, что Он в другой галактике. Или американские астрономы, обнаружив в Космосе необычный объект, стали говорить: мы считаем, что там – обитель Бога. В действительности же, сколько бы ни путешествовали люди по Вселенной, или где бы ни искали Его с помощью современных телескопов, они никогда и нигде Его не найдут. Люди, занятые поиском Создателя на физическом плане, только напрасно теряют время. Современный "образованный" человек, воспринимающий только физический план и считающий его единственной реальностью, и Создателя ищет на физическом плане.
Однако искать Его не нужно на физическом плане. На физическом плане Его нет. Мейстер Экхарт (“Духовные проповеди и рассуждения”) говорит: сущность Бога – нигде. Но правильнее сказать: сущность Бога – везде. Нет такого места, такой точки в Мироздании, про которые можно было бы сказать: здесь нет Бога. Невозможно найти такую точку в пространстве или в одном из пространств, где бы Он не присутствовал, или не знал, что там делается. Человеческая душа, находясь в теле, не может видеть того, что находится в пространстве другого измерения, а только выйдя из тела, например во время клинической смерти, она получает некоторую возможность, и ей "удается" увидеть очень малую часть того, что находится в Мироздании. Человек, обладающий духовным зрением, "видит" сквозь пространство и сквозь время – прошлое и будущее, или что происходит в другом месте. Необходимо различать духовное видение и ясновидение, хотя они и схожи. Стать ясновидящим можно, например, за деньги, или после "контакта" с так называемыми инопланетянами, или после принудительного раскрытия чакр, т.е. без духовной работы над собой. Эти способы небезопасны не только для здоровья, но и для жизни. Обычно эти способности используются их обладателями в корыстных целях. Духовное же видение развивается в результате духовной работы, изменения себя в сторону добра.
Единый Бог – это существующий "на небе" Бог-Отец, приходивший на Землю Бог-Сын и Бог-Святой Дух. Бог-Отец существует и действует в таком виде – в виде Святого Духа. "Бог есть Дух" – и Он находится везде. Это как невидимый, пронизывающий пространство и материю живой свет вокруг нас, или как воздух, который мы даже не всегда замечаем, но он всегда есть. Но воздуха больше у поверхности Земли, его меньше на высоких горах и нет в Космосе. О Боге же нельзя сказать, что Его где-то меньше, а где-то больше – Он везде присутствует в одинаковой степени – на земле, под землей и под водой, вообще в любой точке пространства, где бы она ни находилась. На каком-то расстоянии от Земли нет воздуха. Но там есть поля тяготения от Солнца и планет, магнитное поле и другие поля. Где-то в межгалактическом пространстве практически отсутствуют эти поля, настолько они малы. О Боге же нельзя сказать, что Его где-то больше, а где-то меньше. Нельзя сказать, что человек может быть ближе к Нему где-то или дальше от Него в другом месте. Где бы ни находился человек – в любой точке пространства он всегда рядом с Творцом. Бог есть везде, в каждой точке любого из пространств. Святой Дух – это сущность Бога, это сам Бог. Нет отдельно Отца от Духа, Духа от Отца, американские астрономы надеются найти Бога во Вселенной, но они Его никогда не найдут. Люди не знают, где Он находится, в то время как Он всегда рядом с ними. Это живой Дух, заполняющий всю Вселенную, но Он больше Вселенной. Именно поэтому Иисус Христос говорил: "Всякий грех простится человеку, а хула на Духа Святого не простится ни в этом веке, ни в будущем". Человеку того времени невозможно было понять, как это может быть, что Бога – в смысле существующего на физическом плане, или какого-то другого видимого – нет нигде, и ему было сказано: Бог на небе.
Верное представление о Нем – это Абсолют, Абсолютный Дух и Абсолютное Сознание, Единое всеобщее и бесконечное Начало всего существующего, как Первооснова Вселенной. В индуизме это – Брахман, в Даосизме – Дао, в Агни-Йоге – Беспредельность. Правильно делают те люди, которые призывают не унижать и не оскорблять других богов, потому что это та же самая Сила, которой человек поклоняется под другим именем. Представители восточных учений не ищут Бога во Вселенной, потому что знают, что Его на физическом плане не существует, они также не будут называть туманности или другие космические объекты обителью Бога, городом Бога или "рукой" Бога.
Что значит – быть с Богом, или – Бог в нашей душе? Бог – это Высшая Любовь и Высший Разум, более высокого разума в Мироздании нет. Проявление Бога в человеке – это разумность мышления, поведения, это интеллект в сочетании с высокими моральными качествами, это благородство, это честь, порядочность, это отсутствие ненависти, зависти, лжи и других человеческих недостатков и пороков. Но интеллект не в том смысле, когда ученый создает бомбу для того, чтобы иметь власть над людьми, а интеллект Эйнштейна, когда он уничтожал, по сведениям, свои записи, результаты своих исследований, когда понимал, что они могут быть использованы против человечества. Т.е. в данном случае интеллект ученого, создателя бомбы, не есть чисто отрицательная способность, потому что есть накопленные знания, способность анализировать реальность, действительность и делать выводы, просто к этим положительным способностям добавлено мышление негативное, когда человек ставит себя или какую-то группу людей выше остальных. А честь – это когда честь другого человека ценится наравне с собственной, или выше. А благородство – это благородство, например, знаменитых разведчиков Рихарда Зорге и Николая Кузнецова и многих других, которые отлично понимали и необходимость своей работы, и ее опасность лично для себя, но эту работу делали. И не во имя какой-то абстрактной идеи, а во имя жизни многих и многих живых, конкретных людей, не зная даже ничего о многих из них. Иисус говорил: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". Соответственно, нет меньше той любви, когда человек убивает другого, чтобы заполучить что-то для себя.
Сказанное здесь дает ответы на некоторые вопросы, например такой: как Бог может одновременно помочь многим людям, находящимся далеко друг от друга и говорящим на разных языках. Иисус Христос, когда жил на земле, помогал одному, затем другому – т.е. помогал только одному человеку, или – помогал нескольким, находящимся рядом. Бог же может помочь одновременно многим, большому количеству людей, одновременно всем, кто просит помощи. Это только с человеческой точки зрения непонятно, как это может быть и откуда приходит помощь.
О Боге-Сыне. Человек не видит Бога из-за своего несовершенства, и поэтому Бог-Отец, чтобы людям лучше объяснить Учение, Сам приблизился к человеку, сделав видимой человеку часть Себя, или – войдя Своей частью в человеческое тело. Бог-Отец присутствовал в Сыне в той степени, в какой это было необходимо, чтобы дать людям Учение. Бог-Отец мог присутствовать в Сыне в намного большей степени, и тогда Иисусу Христу было бы легче повернуть Землю, чем нам повернуть в руке карандаш, и вообще не было бы ничего невозможного для Него.
Иисус говорил: Отец Мой больше Меня, а в другой раз говорил: Я и Отец – одно. Противоречит ли одно другому? Нет, не противоречит. Если рука – часть человека, то можно сказать, что рука и человек – одно, и можно сказать, что человек больше руки. Сын – от Отца пришел, и Он – одно с Отцом, но это не то же, что Отец, это не весь Отец. "Не может человек увидеть Бога и остаться в живых" – поэтому Отец пришел к людям в образе Сына.
Филипп просил Иисуса: "Господи! Покажи нам Отца". На это Иисус ответил ему: "столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь: "покажи нам Отца"? Разве не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?" Человек не может увидеть всего Бога, люди не могут увидеть больше, чем они видели в Иисусе Христе. В Иисусе Христе был Отец, но это был не весь Отец. Показать людям всего Отца невозможно, потому что человек не сможет его увидеть.
Еще о Сыне необходимо сказать, что после вознесения он стал Духом. Иисус не поднялся на голубое небо и не живет сейчас на том голубом небе, которое мы видим над головой. Он ушел в другое измерение, в другое пространство, в тонкий мир, у него сейчас другое тело – "тонкое тело", духовное, невидимое для обычного человека. Оно наделено особыми свойствами, такими как возможность проходить сквозь материальные предметы, способность быть одновременно во всем "нашем" пространстве, иметь информацию обо всем во всех пространствах и возможность влияния на все происходящее. О Его уходе, вознесении правильнее было бы сказать как бы о растворении в "нашем" пространстве. Но тогда люди, свидетели вознесения, подумали бы, что Он просто исчез, т.е. его не стало.
Вообще для человека Бог непостижим, т.е. ограниченно постижим – мы не можем знать о Нем всего, а только какую-то часть информации. Человек все больше узнает о Нем и о Мироздании и о человеке и все больше един с Вселенной и Создателем по мере своего духовного роста. Может ли человек увидеть Создателя, общаться с ним? И может, и должен, но только полностью освободившись от зла, только став абсолютно совершенным, неспособным даже в мыслях на зло в любом его виде. Мейстер Экхарт ("Духовные проповеди и рассуждения") говорит: "Если есть где-то человек, о котором вы не знаете, и если вы можете любить себя больше, чем его – то вы еще не совершенный человек".